003.jpg
The Russian Battlefield
004.jpg
Главная Танки Легкие танки Легкий танк Т-26




Легкий танк Т-26

Печать
Автор: Андрей Кравченко
Впервые опубликовано 20.09.2005 20:13
Последняя редакция 24.03.2015 20:28
Материал читали 44954 человек
Пред. страница - Страница 1 из 11 - След. страница >>

История создания

История танка Т-26 начинается в далеком 1930 году, когда с целью произвести закупки образцов бронетанковой техники из СССР отбыла закупочная комиссия под руководством начальника УММ И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга.

Естественно, что свое долгое путешествие комиссия начала с мирового лидера в танкостроении того времени — Великобритании. Наибольший интерес у комиссии вызывала фирма «Виккерс-Армстронг», где, согласно программы утвержденной в Москве, надо было закупить образцы танкетки, малого танка, среднего и большого танков. Однако в единичном экземпляре, тем более с документацией, фирма продавать что-либо категорически отказалась. В результате длительных переговоров было приобретено танкеток (в сов. документах — «танкетки ВКЛ») 20 экземпляров, малых шеститонных танков Mk А (в сов. документах «В-26») 15 экземпляров, средних танков «Виккерс-12 т» также 15 экз.

Главное внимание уделялось 6-тонному танку Mk A, так как именно он наиболее соответствовал принятой системе вооружения РККА. Однако его броня была тоньше, чем хотелось, но решающим фактором приобретения именно этих образцов было то, что английская фирма готова была продать их в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными и в срок три года информировать покупателя о всех улучшениях, производимых в конструкции боевых машин.

8 января 1931 года, на полигоне возле Поклонной горы было отмечено небывалое скопление представителей высшего командования РККА и МВО. По личному приказанию наркома К. Ворошилова все они прибыли с целью ознакомления с привезенными из-за границы образцами перспективной боевой техники, закупленной усилиями комиссии.

Осмотрев образцы и получив краткие пояснения С. Гинзбурга, военные заняли места на смотровой площадке. После показа бронеавтомобилей на трассу, вздымая столбы снежной пыли, выскочил небольшой танк. Он весьма прытко пронесся мимо смотровой, затем развернулся, перемахнул через окоп, немного замешкавшись, свалил довольно толстую сосну, порвал колючую проволоку на кольях и, вновь развернувшись помчался к финишу прямо через кусты.

Восторгам военных не было конца. Этот мелкий прыткий танк покорил их сердца. Тут же прекратили дальнейший показ, потребовали повторить заезд и выпустить на трассу второй танк.

Этот заезд перед высшим комсоставом РККА был последним шагом в полигонных испытаниях В-26 (так называли английские «шеститонники» в СССР). Испытания проводились с 24.12.30 по 5.1.31. у деревни Павшино и на склонах Поклонной горы по приказу Ворошилова. В испытаниях приняли участие три машины — 215/1, 214/2, 216/3. Всесторонним их обследованием занималась «спецкомиссия по новым танкам для РККА» подчиненная лично Ворошилову. Выводы специалистов, под руководством С. Гинзбурга, были довольно сдержанными. Но после демонстрации двух танков В-26 высшее командование Красной Армии впало в такой восторг, что неизменно возникал вопрос об оснащении РККА только этими танками. В англичан верили гораздо сильнее, чем в «своих», а поскольку создателем Mk A, была ведущая танкостроительная фирма мира, этот довод перевешивал все остальные.

Уже 9 января 1931 года последовало распоряжение К. Ворошилова «…решить наконец вопрос о целесообразности производства В-26 в СССР». Но о принятии танка на вооружение еще не говорилось. Тогда же С. Гинзбург получил приказ в срок не позднее 3-х дней предоставить наркому перечень достоинств и недостатков В-26 по сравнению с находящимся в изготовлении перспективным Т-19. 11 января Гинзбург данный перечень предоставил. Не печатая его полностью, мы отметим, что в выводе было отмечено: «Немедленно начать проектирование нового малого танка на основании конструкций Т-19 и В-26… В основе мотор, корпус и вооружение от Т-19, движитель и трансмиссия от В-26». Как видим, специалисты не отдавали явного предпочтения заграничной «диковинке», стараясь скомбинировать лучшие черты отечественной и импортной машин в одной.



 
Оцените этот материал:
(34 голосов, среднее 4.32 из 5)

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.