008.jpg
The Russian Battlefield
005.jpg
Главная




Легкий танк БТ-7

Печать
Автор: Андрей Кравченко
Впервые опубликовано 20.09.2005 16:52
Последняя редакция 24.03.2015 14:59
Материал читали 63372 человек

Второй опытный образец танка БТ-7 был изготовлен к 7 ноября того же года Из-за недостаточной отработки установки в башню 76,2-мм орудия, на нем была установлена 45-мм пушка 20К обр.1932 г., со специально сконструированной маской. В башне были установлены перископический и телескопический прицелы. Для стрельбы из личного оружия экипажа имелись три отверстия, закрываемые броневыми пробками. На крыше башни размещались два люка, для посадки и выхода экипажа, лючки для флажковой сигнализации и вентиляции. Экипаж танка состоял из 3-х человек.

Корпус машины был цельносварным, все ранее использовавшиеся в его конструкции литые детали, были заменены на штампованные, что дало ощутимый выигрыш в весе. Носовая часть корпуса была расширена до 440 мм, что позволило перенести вперед органы управления и сиденье механика-водителя. Перекомпоновка оборудования корпуса позволили увеличить длину боевого отделения на 100 мм и установить новую башню больших размеров. Башня данной конструкции и курсовой пулемет в серию на БТ-7 не пошли.

Броневые детали двух опытных образцов были изготовлены из конструкционной стали марки 3. Броневую защиту машины предполагалось сохранить на уровне танка БТ-5. В кормовой части машины был установлен двигатель М-17, проектом предусматривалась и установка мотора М-5. В корме танка был установлен дополнительный топливный бак на 480 л, а общая емкость топливных баков составила 840 л.

В качестве средств связи на танке предполагалась установка в нише башни радиостанции 71-ТК-1 "Шакал" с поручневой или 4-х метровой штыревой антенной. Характеристики подвижности были сохранены на уровне БТ-5. В ходовой части использовалась новая мелкозвенчатая гусеница.

Доработка чертежно-технической документации для организации серийного производства по результатам испытаний двух опытных образцов продолжалась в течении 1935 г. Чертежи для изготовления серийного танка БТ-7 были отработаны и переданы в цеха завода во второй половине 1935 г. Однако вооружение было оставлено таким же, как у танка БТ-5 (45-мм пушка 20-К), так как в КО не был окончательно решен вопрос о выборе единого варианта башни под установку 76,2-мм пушки ПС-3 для танков БТ и Т-26. Поэтому, в ноябре 1934 г., ХПЗ получил заказ на производство в 1935 году 300 танков БТ-7 с 45-мм орудием, установленным в стандартной башне танка БТ-5. В декабре 1934 года этот заказ был увеличен до 650 машин по цене 98 000 рублей (в ценах 1934 года) за каждую. Но из-за несвоевременной подачи броневых деталей Мариупольским заводом и двигателей М-17 заводом №26, производство танков БТ-7 на ХПЗ было начато только в 4-м квартале 1935 г. До конца 1935 г. было изготовлено всего 240 линейных танков и 260 танков БТ-7, оснащенных радиостанцией 71-ТК-1 (всего 500 ед.).

При установке в танках БТ-7 двигателей М-17 выявилась недостаточная прочность коробок передач, так как в трансмиссии танка БТ-7 использовалась КПП танка БТ-5 в которой была усилена лишь коническая пара шестерен. Но крутящий момент у двигателя М-17 был на 18-20% выше, чем у М-5, при той же мощности. По непонятной причине конструкторы Т-2К пренебрегли этим фактором. В июне 1936 года, когда РККА уже получила 687 танков БТ-7, в войсках сложилась катастрофическая ситуация с их боеготовностью. Из-за разрушений шарикоподшипников промежуточного вала и деформации картера КПП, безаварийно машины работали только первые 500 км пробега.

Срочно были проведены работы по конструированию усиленной коробки передач. После испытаний пробегом из двух вариантов была выбрана 3-х скоростная КПП конструкции А.А.Морозова, с передним расположением конических шестерен и с горизонтально расположенными валами. На всех ранее выпущенных БТ-7 коробки были заменены уже в войсках. В 1937 - 1938 гг. за оснащение РККА ненадежной боевой машиной целая группа "вредителей" завода №183 (так с 1936 года стал называться ХПЗ) и ряд работников из состава военной приемки АБТУ РККА на заводе были арестованы.

В целях повышения пулестойкости башни, КБ завода №183 разработало в первом квартале 1937 г. новую конструкцию сварной конической башни с углом наклона бортов 15гр. Для защиты танка с тыла в кормовой нише была предусмотрена установка пулемета ДТ, кроме того, на танке были установлены усиленные балансиры и бортовые редукторы, выполнено усиление осей управляемых колес, и введена мелкозвенчатая гусеница. Все эти нововведения были испытаны на одном из опытных образцов танка БТ-7 и после получения положительных результатов введены в серийное производство с 1 сентября 1937 года.

В 1934 году в Особом конструкторском бюро под руководством инженера В.А. Павлова был разработан прицел ТОП-1 "Орион" с гироскопически стабилизированной линией прицеливания. В 1936 году эти прицелы испытывались на трех танках БТ-7 на Сенежском полигоне ВАММ РККА. При использовании прицела ТОП-1 для стрельбы с ходу по щиту 10х10 метров на удалении 1000 м, процент попаданий составлял 53-66%, без использования системы "Орион" - не превышал 33%, причем боевая скорострельность составляла 1,5-3 выстрела в мин. По результатам испытаний прицел ТОП-1 "Орион" был принят на вооружение . В 1937 году планировалось выпустить 450 танков БТ-7, оснащенных этим прицелом.



 
Оцените этот материал:
(35 голосов, среднее 4.14 из 5)

Комментарии 

 
0 #2 Юрий C. 30.10.2016 05:01
Все вами сказанное относится только к БТ-7М. БТ-7 и с цилиндрической и с конической башнями, передвигались на дорогах с твердым покрытием, большей частью именно на колесном ходу. Масса фотографий появляющихся регулярно на немецком аукционе Ebay подтверждает это.
 
 
+2 #1 Сергей 11.06.2011 16:15
Цитата:
Ее бронебойный снаряд, имея массу 1,425 кг и начальную скорость 760м/с, теоретически должен был пробивать по нормали на дистанции 500 метров 61 мм брони, а подкалиберный снаряд массой 0,85 кг и с начальной скоростью 1070 м/с на этой же дистанции пробивал броневую преграду до 81 мм.
Подкалиберный снаряд к 45 мм пушке появился только в 1942 г.
Цитата:
Запас хода БТ-7М по сравнению с БТ-7 возрос почти вдвое и составлял, по шоссе 520-630км на гусеничном ходу и 1070–1200 км на колесном ходу.

БТ-7 полностью потерял возможность двигаться на колесах. Ввиду возросшей массы, неопленовые бандажи катков плавились и разрушались практически сразу и на малых скоростях. Из руководства службы даже исключили раздел "Движение на колесах".
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.