Тяжелый экспериментальный танк СМК
|
|
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 18:56
Последняя редакция 17.01.2016 19:01
Материал читали 31294 человек
Потеря опытного танка вызвала гнев у нового начальника ГАБТУ Д. Г. Павлова, что, в принципе, понятно. По его личному приказу 20 декабря 1939 года для спасения секретной боевой машины были выделены рота 167-й МСБ и 37-я саперная рота, усиленные двумя орудиями и семью танками Т-28. Командовал отрядом капитан Никуленко. Отряду удалось прорваться за финские надолбы на 100–150 м, где он был встречен сильным артиллерийско-пулеметным огнем. Потеряв убитыми и раненными 47 человек, отряд отошел на исходные позиции, не выполнив приказа.
Поврежденный СМК простоял в глубине финских позиций до конца февраля 1940 года. Осмотреть его удалось только 26 февраля, после прорыва главной полосы «линии Маннергейма». В начале марта 1940 года СМК с помощью шести танков Т-28 отбуксировали на станцию Перк-Ярви, разобрали и в таком виде отправили на Кировский завод. По заданию ГАБТУ РККА завод должен был отремонтировать танк и передать его на хранение в подмосковную Кубинку. Но по ряду причин ремонт произведен не был. СМК пролежал на задворках завода до 50-х гг., после чего пошел в переплавку.
Что же касается истории со злополучной крышкой люка, то все это фантазия чистой воды. Во-первых, крышка была изготовлена из броневой стали, как и весь остальной танк. Во-вторых, при освобождении захваченного района и осмотре танка крышка была на месте. И, в-третьих, финским разведчикам не нужно было, рискуя жизнью, проникать в СМК и что-то с него скручивать. Машина стояла в глубине финских позиций, и при необходимости они могли спокойно разобрать танк на части и вывезти его. Ведь сумели же они с помощью пленных танкистов отремонтировать и отбуксировать в тыл два Т-28, а в качестве запчастей для них снять и увезти со многих танков, подбитых в том же бою, что и СМК, не только оптические приборы, радиостанции, элементы внутреннего оборудования, но и башни, двигатели, радиаторы, коробки перемены передач и т.д. Без сомнения, финское командование в качестве трофеев интересовали, прежде всего, серийные Т-28, которые можно было восстановить и использовать, нежели какая-то машина неизвестного типа, сиротливо стоящая в 50 метрах от штаба Хоттиненского укрепрайона.
Источники: «Танкомастер» № 2, 1997;
И. Дроговоз «Железный кулак РККА», ИД Т-М, 1999;
Павлов И. В. Павлов М. В. «Советские танки и САУ 1939-1945», Москва 1996 г.
Оцените этот материал:
54
(16 голосов, среднее 4.44 из 5)
Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.