Легкий танк БТ-7 |
![]() |
Работы по созданию легкого колесно-гусеничного танка БТ-7 были развернуты в начале 30-х гг. с целью повышения боевых качеств и огневой мощи танков БТ. 21 февраля 1932 г. на заседании Комитета обороны (КО) в третьем пункте протокола № 7 было признано необходимым «вооружать 50% танков БТ 3-х дюймовой пушкой». Еще через месяц — 19 марта, рассматривая вопрос о выполнении танковой программы (протокол № 9 п.2), КО вторично постановила: «НКВМору и НКТяжпрому в месячный срок разрешить вопрос о вооружении БТ и Т-26, особо выделив установку 76,2-мм пушки на эти танки без изменения их конструкции».
Первые эскизные работы по новой машине, сделанные на ХПЗ в опытном отделе Т2О под руководством А. О. Фирсова в октябре 1932 г. показали, что без изменения корпуса установить на танк БТ 76-мм пушку не удастся. Поэтому, 28 января 1933 г. между УММ РККА и ХПЗ был подписан договор на проектирование и изготовление танка БТ с 76,2-мм пушкой и новой конструкции носовой части машины. К конструктивной проработке установки 76,2-мм орудия в танк БТ КБ опытного отдела Т2О приступило во второй половине мая 1933 г. Но полностью проект машины мог быть готов только в сентябре 1933 г.
По факту коллектив ХПЗ представил проект танка БТ с установленной 76,2-мм пушкой на рассмотрение начальнику УММ РККА только в начале декабря 1933 г. Проект в целом был одобрен за исключением установки пулемета рядом с механиком-водителем
14 апреля 1934 года управляющий Спецмаштрестом К. А. Нейман отдал распоряжение директору ХПЗ И. П. Бондаренко «предусмотреть на разработанную конструкцию танка БТ-7 установку башни с 45-мм пушкой. Срок разработки — июнь 1934г. Срок изготовления — август 1934 г.»
Во второй декаде апреля 1934 г. на ХПЗ прибыли три первых авиационных двигателя М-17, где они были срочно доработаны. Мощность была снижена до 400 л.с., длина коленчатого вала уменьшена на 160,9 мм, плунжерный топливный насос заменен на шестеренчатый, уплотнены воздушные трубопроводы и улучшена защита от пыли газораспределительного механизма. В таком виде мотор получил индекс М-17Т (танковый).
Первый опытный образец танка БТ-7 с двигателем М-17Т был изготовлен в цехе опытного отдела Т2О к 1 мая 1934 г. Машина сразу же была отправлена на заводские испытания, в ходе которых, была отмечена повышенная температура охлаждающей жидкости (105 гр.) После установки нового водяного насоса конструкции ЦИАМ и вентилятора конструкции ЦАГИ, повторные заводские испытания опытного образца БТ-7 13 июня 1934 года прошли удовлетворительно. Первый опытный образец танка БТ-7 имел следующее вооружение: в эллипсовидной башне со скошенной крышей были установлены 76,2-мм пушка образца 1927 г. с уменьшенной длиной отката и автономный 7,62-мм пулемет ДТ, расположенный в шаровой опоре. Принятая форма и габарит башни были определены как контур наименьших размеров, охватывающий собой вооружение, членов экипажа и механизмы, необходимые для эксплуатации вооружения. Такой способ проектирования позволили создать наименьшую из существовавших на тот момент танковых башен с подобным вооружением. Углы наведения для пушки и пулемета по вертикали составляли от −8° до +25°. Угол горизонтальной наводки пулемета без поворота башни составлял 20°. Второй пулемет калибра 7,62 мм был установлен в лобовом листе корпуса, в шаровой опоре справа от
Второй опытный образец танка БТ-7 был изготовлен к 7 ноября того же года
Корпус машины был цельносварным, все ранее использовавшиеся в его конструкции литые детали, были заменены на штампованные, что дало ощутимый выигрыш в весе. Носовая часть корпуса была расширена до 440 мм, что позволило перенести вперед органы управления и сиденье
Броневые детали двух опытных образцов были изготовлены из конструкционной стали марки 3. Броневую защиту машины предполагалось сохранить на уровне танка БТ-5. В кормовой части машины был установлен двигатель М-17, проектом предусматривалась и установка мотора М-5. В корме танка был установлен дополнительный топливный бак на 480 л, а общая емкость топливных баков составила 840 л.
В качестве средств связи на танке предполагалась установка в нише башни радиостанции 71-ТК-1 «Шакал» с поручневой или 4-х метровой штыревой антенной. Характеристики подвижности были сохранены на уровне БТ-5. В ходовой части использовалась новая мелкозвенчатая гусеница.
Доработка чертежно-технической документации для организации серийного производства по результатам испытаний двух опытных образцов продолжалась в течении 1935 г. Чертежи для изготовления серийного танка БТ-7 были отработаны и переданы в цеха завода во второй половине 1935 г. Однако вооружение было оставлено таким же, как у танка БТ-5 (45-мм пушка 20-К), так как в КО не был окончательно решен вопрос о выборе единого варианта башни под установку 76,2-мм пушки ПС-3 для танков БТ и Т-26. Поэтому, в ноябре 1934 г., ХПЗ получил заказ на производство в 1935 году 300 танков БТ-7 с 45-мм орудием, установленным в стандартной башне танка БТ-5. В декабре 1934 года этот заказ был увеличен до 650 машин по цене 98 000 рублей (в ценах 1934 года) за каждую. Но
При установке в танках БТ-7 двигателей М-17 выявилась недостаточная прочность коробок передач, так как в трансмиссии танка БТ-7 использовалась КПП танка БТ-5 в которой была усилена лишь коническая пара шестерен. Но крутящий момент у двигателя М-17 был на 18-20% выше, чем у М-5, при той же мощности. По непонятной причине конструкторы Т-2К пренебрегли этим фактором. В июне 1936 года, когда РККА уже получила 687 танков БТ-7, в войсках сложилась катастрофическая ситуация с их боеготовностью.
Срочно были проведены работы по конструированию усиленной коробки передач. После испытаний пробегом из двух вариантов была выбрана 3-х скоростная КПП конструкции А. А. Морозова, с передним расположением конических шестерен и с горизонтально расположенными валами. На всех ранее выпущенных БТ-7 коробки были заменены уже в войсках. В 1937 — 1938 гг. за оснащение РККА ненадежной боевой машиной целая группа «вредителей» завода № 183 (так с 1936 года стал называться ХПЗ) и ряд работников из состава военной приемки АБТУ РККА на заводе были арестованы.
В целях повышения пулестойкости башни, КБ завода № 183 разработало в первом квартале 1937 г. новую конструкцию сварной конической башни с углом наклона бортов 15гр. Для защиты танка с тыла в кормовой нише была предусмотрена установка пулемета ДТ, кроме того, на танке были установлены усиленные балансиры и бортовые редукторы, выполнено усиление осей управляемых колес, и введена мелкозвенчатая гусеница. Все эти нововведения были испытаны на одном из опытных образцов танка БТ-7 и после получения положительных результатов введены в серийное производство с 1 сентября 1937 года.
В 1934 году в Особом конструкторском бюро под руководством инженера В. А. Павлова был разработан прицел ТОП-1 «Орион» с гироскопически стабилизированной линией прицеливания. В 1936 году эти прицелы испытывались на трех танках БТ-7 на Сенежском полигоне ВАММ РККА. При использовании прицела ТОП-1 для стрельбы с ходу по щиту 10×10 метров на удалении 1000 м, процент попаданий составлял 53-66%, без использования системы «Орион» — не превышал 33%, причем боевая скорострельность составляла
В 1938 году была улучшена конструкция 45-мм танковой пушки 20К. Ее бронебойный снаряд, имея массу 1,425 кг и начальную скорость 760м/с, теоретически должен был пробивать по нормали на дистанции 500 метров 61 мм брони, а подкалиберный снаряд массой 0,85 кг и с начальной скоростью 1070 м/с на этой же дистанции пробивал броневую преграду до 81 мм. Производство танков БТ-7 продолжалось до 1939 г., за это время было выпущено 2596 линейных и 2017 радиофицированных танков.
После разработки и изготовления опытного образца дизеля БД-2 в 1935 г., а также проведения его испытаний на танке БТ-5, были выявлены ненадежность работы кривошипно-шатунной группы, поршневой группы и распределительного устройства. Начались работы по устранению недостатков надежности работы двигателя, одновременно была начата конструктивная проработка установки дизеля в танк БТ-7 в части отработки масляной системы и охлаждения масла, главного фрикциона, вентилятора. Четыре опытных образца танка с дизелем БД-2, получивших заводской индекс А-8, были изготовлены осенью 1936 г., два из которых в том же году успешно прошли заводской пробег в 1000 км на колесном ходу и 4000 км — на гусеницах.
После всесторонних испытаний и доводки двигателя В-2 (БД-2), доработанный дизель В-2 мощностью 500 л.с. приказом по Наркомату от 5 сентября 1939 г. был рекомендован для серийного производства и установки его в танк, получивший наименование БТ-7М (БТ-8). Серийное производство БТ-7М было развернуто с декабря 1939 г. и продолжалось до сентября 1940 г. Это был последний представитель семейства легких колесно-гусеничных танков БТ. Всего было выпущено 788 танков БТ-7М.
В связи с установкой дизельного двигателя с обеспечивающими его работу системами, двух стартеров и четырех аккумуляторных батарей масса танка БТ-7М возросла до 14,65 т. Вооружение и броневая защита остались на уровне БТ-7.
Запас хода БТ-7М по сравнению с БТ-7 возрос почти вдвое и составлял, по шоссе 520-630км на гусеничном ходу и
С широким распространением в армиях иностранных государств скорострельной противотанковой артиллерии встал вопрос о принятии на вооружение РККА колесно-гусеничного танка с более мощным бронированием, чем у БТ-7. В августе 1937 г. командование АБТУ вынесло на рассмотрение КО вопрос «О типах танков для вооружения танковых войск РККА». 15 августа 1937 года в КО состоялось обсуждение этого вопроса и было принято Постановление № 94, в котором в частности указывалось: «для вооружения мехсоединений и мехполков конницы необходимо иметь танк БТ весом 13-14т. Танк должен иметь дизельный двигатель ХПЗ мощностью 400 л.с. Лобовая броня корпуса толщиной 25мм, коническая башня — 20мм. Вооружение: одна пушка 45-мм — стабилизированная или одна 76-мм, два пулемета ДТ. Экипаж 3 человека. Запас хода на гусеницах — 300км.» Эти технические требования, трансформируясь с течением времени, привели к появлению А-20, прообраза Т-34. Но это совсем другая история.
В настоящее время известны 5 сохранившихся танков БТ-7. Один находится в Москве в Центральном музее Российской армии (передан из музея БТВТ п. Кубинка); второй — разукомплектованные корпус и башня обр. 1938г. на территории музея БТВТ; третий частично некомплектный — в Чите; четвертый — восстановлен на заводе № 183 (ныне завод им. Малышева) и установлен перед сборочным цехом, в котором изготавливался. Пятая машина найдена и восстановлена до ходового состояния группой любителей отечественной бронетанковой техники в Белоруссии.
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 по своей компоновочной схеме повторял танк БТ-5, но конструктивно отличался от него установкой карбюраторного двигателя М-17, новым сварным бронекорпусом и впоследствии установкой (с 1937 г.) новой конической башни, а также применением мелкозвенчатой гусеницы. Кроме того, на танках БТ-7А было установлено более мощное вооружение — 76,2-мм пушка КТ. Корпус танка был разделен на пять отделений: управления, боевое, моторное, трансмиссионное и кормовое.
Отделение управления находилось в носовой части танка, в нем размещалось сиденье
В боевом отделении, расположенном в средней части корпуса танка и башне размещались: вооружение, приборы наблюдения, средства связи, сиденья наводчика и заряжающего, боекомплект и часть ЗИП.
Моторное отделение располагалось в средней части танка, и было отгорожено от боевого моторной перегородкой. В нем располагались: двигатель, обращенный своей передней частью к корме танка, два радиатора, две аккумуляторные батареи, два топливных бака в межбортовом пространстве.
Трансмиссионное отделение находилось за моторным и было отделено от него вентиляторной перегородкой. В нем располагались: насаженный на носок коленчатого вала двигателя маховик с установленным на нем главным фрикционом и центробежным вентилятором, коробка передач, бортовые фрикционы, электростартер, шестерни бортовых редукторов, масляные и топливные баки в межбортовом пространстве. В кормовом отделении за кормовой перегородкой устанавливался дополнительный кормовой топливный бак на 400 л.
Боевая масса машины составляла 13,8 тонн.
Броневая защита танка — противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6,10,13,15 и 20мм. Броневая защита машин первых лет выпуска находилась на уровне танка БТ-5.
Все неразъемные соединения корпуса танка БТ-7 были выполнены преимущественно с помощью сварки и в меньшей степени заклепок. В лобовых листах корпуса располагался двустворчатый входной люк
Борта корпуса имели двойные стенки. Наружные — броневые, съемные. Внутренние — из 4-мм конструкционной стали марки 3. С внешней стороны внутренних листов приваривались 6 подкосов, к которым крепились вертикальные спиральные пружины подвески и съемные листы навесной брони. Между двойными бортами располагались: топливные баки (между 2-м и 3-м подкосом), масляные баки (между 4-м и 5-м), а также воздуховоды.
Наружные съемные броневые листы (по 5 с каждого борта) крепились к подкосам с помощью винтов с конусной головкой. Причем три бронелиста — передний, средний и задний верхний — были соединены в один с помощью накладок и заклепок. Остальные два листа защищавшие картеры бортовых редукторов и гитары, крепились на болтах.
При установке башни Т-26-4 на танк БТ-7А были изменены следующие детали: увеличен диаметр отверстия в подбашенном листе, срезаны углы колпаков над радиатором, утоплены в крыше регулирующие стаканы подвесок первой пары опорных катков и изменена боеукладка в корпусе.
Башня танка — сварная, имела вид усеченного конуса с кормовой нишей (до сентября 1937 года на БТ-7 устанавливались стандартные эллиптические башни танка БТ-5). На линейные танки ставились башни, имевшие боеукладку расположенную в нише башни. На радиофицированных танках БТ-7РТ устанавливались башни, у которых в нише размещалась радиостанция.
В средней части крыши башни для посадки и выхода экипажа располагались два овальных люка, имевших уравновешивающий механизм. На танках с зенитным пулеметом, башни имели только один левый овальный люк, на правом устанавливалась зенитная турель для пулемета ДТ. При установке эллиптических башен от танка БТ-5 люки имели прямоугольную форму. Со второй половины 1937г. сварная маска орудия была заменена на штампованную.
Поворот эллиптической башни осуществлялся с помощью ручного двухскоростного механизма поворота, крепившегося с левой стороны башни. Танки с коническими башнями оснащались односкоростным механизмом поворота башни. Вращение башни
Основным оружием танка БТ-7 являлась 45-мм пушка. На танках
С конца 1938г. на танк стала устанавливаться 45-мм пушка обр. 1938 г. с электроспуском и стабилизированным прицелом ТОП-1 (ТОС) производства завода «Авиаприбор»,
На линейных танках выпуска 1937 г. устанавливался в нише башни тыльный пулемет ДТ, кроме того, часть танков была оснащена зенитным пулеметом той же марки на зенитной турели П-40. Часть танков с 1936 г. оснащалась «фарами боевого света», устанавливавшимися над орудием танка для ночной стрельбы. Установка прожекторов и тыльных пулеметов отменена в 1938 г.
Танк БТ-7А вооружался 76,2-мм танковой пушкой КТ и тремя пулеметами ДТ, один из них находился в шаровой опоре справа от пушки, второй кормовой (на линейных танках), третий — зенитный.
Боекомплект танка состоял: для танков с эллиптической башней — 132 выстрела и 2394 патрона (радиофицированные), для линейных — 172 выстрела и 2394 патрона к пулеметам ДТ.
При установке конической башни: для радийных машин — 146 выстрелов и 2394 патрона к ДТ, для линейных — 188 выстрелов и 2394 патрона.
Для БТ-7А: для радийных танков — 40 выстрелов и 2016 патронов, для линейных танков — 50 выстрелов и 3339 патронов.
Ходовая часть танка БТ-7 по сравнению с БТ-5 значительных изменений не имела. Был увеличен диаметр опорных катков до 830мм,уширены резиновые бандажи, усилены узлы подвески. В 1938г. в серию была введена мелкозвенчатая гусеница с шагом 167 мм вместо 255 мм. Траков стало 70 (35 плоских и 35 с гребнем). Диаметр ведущих колес уменьшили до 634 мм, а направляющих до 504 мм.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме, напряжение в бортовой сети — 12в. Основной источник электроэнергии — генератор ДСФ-500С мощностью 336вт, или генератор ГА-4561 мощностью 270 вт. При неработающем двигателе источником электроэнергии были две аккумуляторные батареи 6СТЭ −128 емкостью 128 А/ч. каждая (или 4 батареи этой же марки для БТ-7М).
В качестве средств связи на командирских БТ-7РТ использовалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой или штыревой (с 1938г.) антенной.
Для связи членов экипажа между собой использовалась система внутританковой телефонной связи с оптическим вызовом — ТПУ-3, ТСПУ-3 или позднее ТПУ-2. В 1939 г. на 3-х танках была установлена радиостанция РСМК.
В период серийного производства танка БТ-7 (БТ-7М) на его базе были разработаны следующие опытные и экспериментальные машины: танки повышенной проходимости и защиты
Хотя серийный танк БТ-7 выпускался с 45-мм орудием, на ХПЗ продолжались конструкторские работы по отработке установки 76,2-мм пушки. В октябре 1933 года с Ленинградского завода им. Кирова на ХПЗ поступили чертежи башенной установки Т-26-4 с 76,2-мм пушкой обр.1927 г. КТ-26 для опытного артиллерийского танка Т-26А. В КБ ХПЗ под руководством А. О. Фирсова эта башня была переработана под установку на танк БТ. 1 апреля 1935 года по устному распоряжению начальника УММ РККА И. А. Халепского с Ижорского завода на ХПЗ была отправлена одна башня
Первый опытный образец танка БТ-7, с башней
Первая — головная — серия машин БТ-7А была собрана на заводе № 183 (так стал называться ХПЗ со второй половины 1936г) 30 августа 1937г. К концу 1937 года было собрано 155 БТ-7А, причем 32 машины
В качестве основного оружия танка БТ-7А использовалась танковая пушка КТ обр. 1927/32 г., установленная в цилиндрической башне с кормовой нишей. Для ведения стрельбы и наблюдения на поле боя использовались телескопический (ТОП) и перископический (ПТ-1) прицелы. Вспомогательным оружием являлся 7,62-мм пулемет ДТ, автономно установленный справа от пушки в шаровой опоре. На части линейных танков с 1937 года устанавливались зенитный и кормовой пулеметы ДТ (на радийных танкахкормовой пулемет не устанавливался). Боекомплект машины состоял из 50 выстрелов к пушке и 3339 патронов к пулеметам у линейного танка и 40 выстрелов и 2016 патронов — для танка с радиостанцией.
В остальном конструкция танка БТ-7А от конструкции обычного БТ-7 ничем не отличалась.
Свое первое боевое крещение танки БТ-7 получили во время советско-японского вооруженного конфликта у озера Хасан в августе 1938 г. 2-я МБр (механизированная бригада), на вооружении разведбата которой стояли танки БТ-7, участвовала в боях у сопки Заозерная, поддерживая атаку 40-й СД (стрелковой дивизии). Батальону была поставлена задача прорыва обороны и уничтожения огневых точек в тылу японских войск на
Однако атака 16 танков БТ-7 6 августа 1938 г. закончилась неудачей. Преодолев на высокой скорости без потерь зону огня ПТО, 14 танков БТ-7 завязли в болоте. После безуспешных попыток вытащить машины, экипажи заняли круговую оборону для предотвращения захвата танков японцами. В этих боях особенно отличился командир 1-й танковой роты разведбата 2-й МБр ст. лейтенант Сирченко. Во время боя он был ранен шестью осколками в ноги и лицо. Старшина роты Извеков вытащил командира из подбитого танка. Сирченко плоскогубцами извлек осколки и организовал оборону танков, застрявших на рисовом поле. Затем огнем из пулемета поддерживал атаку пехоты до тех пор, пока высота Заозерная не была взята. По результатам этого боя командир 1-й танковой роты разведывательного батальона 2-й МБр ст. лейтенант Сирченко был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Основную же тяжесть боев у озера Хасан вынесли на себе танки БТ-5.
Наиболее удачным было применение танков БТ-7 в боях у реки
После «пробы сил», к началу июля японское командование сосредоточило у реки
После поражения в сражении у горы
После июльских боев, японское командование поняло, что при наличии тех сил и средств, что находились в его распоряжении поставленной задачи по разгрому советско-монгольских частей оно не добьется. Были подтянуты пехотные резервы. К началу августа японцы планировали «генеральное» наступление, силы подготовляемые к наступлению были сведены в 6-ю армию. Советское командование ставило перед собой сходные цели — решительным ударом полностью уничтожить японские войска. Для этого были подтянуты резервы: 82-я и 57-я СД, 6-я ОЛТБр и артиллерийские подразделения. За 55 ходовых часов (всего 6 суток) 6-я ОЛТБр совершила марш протяженностью 800 км, от ст. Борзя к границе МНР и далее к реке
В это же время 57-й особый корпус был переименован в 1-ю армейскую группу, под командованием Г. К. Жукова. На момент наступления советско-монгольские части насчитывали: 493 танка, 346 бронемашин, 532 орудия и миномета, 512 самолетов. По численности пехоты советские части уступали японцам примерно в 2 раза. Замыслом советско-монгольского командования предусматривалось нанесение двух мощных ударов по обоим флангам японской группировки, по сходящимся направлениям, с целью окружения и уничтожения 6-й армии противника. Для исполнения этого замысла были созданы три группы войск.
Южная группа, наносившая основной удар — под командованием полковника М. И. Потапова в составе: 57-й СД, 6-й ОЛТБр (без одного батальона), 3-й МТБр (мотоброневой бригады), 8-й монгольской КД, двух ТБ 11-й ОЛТБр, дивизиона САУ, противотанкового дивизиона и роты огнеметных танков.
Северная группа — под командованием полковника И. В. Шевченкова в составе: 11-й ОЛТБр, 7-й МТБр, 6-й монгольской КД, 601-го СП 82-й СД, гаубичного полка и одного противотанкового дивизиона.
Центральная группа — в составе: 82-й СД (без одного полка), 36-й МСД, 5-й СПБр и двух артиллерийских полков.
Утром 20 августа после сильной артиллерийской и авиационной подготовки, войска 1-й армейской группы перешли в наступление. Самая мощная — южная группа войск в первый же день добилась больших успехов, охватив левый фланг 6-й японской армии и выйдя на линию госграницы. Причем 6-я ОЛТБр (150 танков БТ-7), включилась в сражение только на следующий день, так как не смогла форсировать реку
Основные потери танки БТ-7, как и другие типы советских танков, несли от огня 37-мм противотанковых орудий японцев и 70-мм батальонных гаубиц. Все подбитые машины эвакуировались линейными танками, на батальонные СПАМы (сборный пункт аварийных машин), где ремонтировались, в основном, агрегатным способом. Для эвакуации подбитых машин в каждой танковой роте выделялись два танка, которые следовали за боевыми порядками рот и также вели бой, а при удобном случае производили эвакуацию вышедших из строя машин. Только за период
В августе 1939 года, в ходе наступления советско-монгольских частей, резко снизились потери танков (по сравнению с июльскими боями), за счет нового тактического приема — на флангах атакующих танковых подразделений скачками передвигались две и более артиллерийских батареи 76-мм орудий на мехтяге, одна из которых вела огонь прямой наводкой по противотанковым орудиям противника, а другая в это время передвигалась
В ходе боев были выявлены следующие недостатки: командный и рядовой состав танковых подразделений недостаточно знали перископический прицел и практически им не пользовались, наводчики недостаточно хорошо знали устройство 45-мм пушки 20К и не могли устранять возникающие мелкие неполадки вооружения. Крупные проблемы были в организации взаимодействия танков и пехотных частей.
В составе образованных Украинского и Белорусского фронтов входили два танковых корпуса и три бригады, укомплектованные танками БТ-7 — всего 1617 машин.
На Белорусском фронте основной ударной силой наступавшей КМГ (конно-механизированной группы) стал 15-й танковый корпус. 17 сентября 1939 года в 5.00 соединения 15-го ТК (27-я ЛТБр — 223 танка БТ-7 и 31 бронеавтомобиль; 2-я ЛТБр — 234 танка БТ-7 и 30 бронеавтомобилей; 4-я МСБр — 60 бронеавтомобилей) перешли госграницу и, сломив сопротивление польских пограничников, стали стремительно продвигаться вперед, не встречая сопротивления. 20 сентября части 15-го ТК подошли к южной окраине Гродно. 21 сентября была захвачена южная часть города, в течении 22 сентября основное сопротивление защитников города было сломлено, отдельные очаги сопротивления подавлялись огнем из танковых орудий. Потери 15-го ТК в боях за Гродно составили — 2 танка сожженными и 12 подбитыми (все из 27-й ЛТБр). Взято в плен было 58 офицеров, 1477 солдат противника, большое количество стрелкового оружия, 1 миномет и одно зенитное орудие.
Для разгрома остатков польских войск в Августовских лесах был выделен отряд из состава 2-й ЛТБР, в составе 45 танков БТ-7. 22 сентября отряд вступил в бой с польскими частями, отступавшими из Гродно. Противник активных действий не предпринимал, минируя дороги и оставляя отряды прикрытия. В ходе кратковременных боестолкновений отряд 2-й ЛТБр потерял 4 танка (все на минах).
6-я ЛТБр в составе 248 танков БТ-7, перейдя границу близ г.Ракова, к 18 сентября вышла на южную окраину Вильно. К 11.00 бригада заняла город и удерживала его до подхода 24-й КД. В ходе уличных боев успешно использовались танки БТ-7А.
На Украинском фронте была создана КМГ (конно-механизированная группа) в составе 25-го ТК, 23-й и 26-й ЛТБр и 5-го и 13-го кавалерийских корпусов. 25-й ТК преодолев 17 сентября три водных преграды — реки Жванчик, Збруч и Сереет — к исходу дня с боем овладел Чорткувом и Жидкувом. На следующий день 5-я ЛТБр, (командир полковник М. Катуков) в составе 180 танков БТ-7, 7 БХМ Т-26, 33 бронеавтомобиля и 18 тягачей Т-20 «Комсомолец» с боем взяла г. Бучач, захватив 8 самолетов противника. За день боев разведывательный батальон 5-й ЛТБр (всего 15 БТ-7 и 13 бронеавтомобилей) уничтожил один танк, противотанковую пушку, 9 автомашин и взял в плен около 2300 человек.
4-я ЛТБр в составе 251 БТ-7, 10 БХМ Т-26 и 21 бронеавтомобиль, в районе Белавинце взяла в плен полк противника, а в бою под Доброводами пленила несколько сотен солдат, 48 офицеров, захватила танкетку ТК-3 и к исходу того же дня овладела г. Черемховом.
1-я МСБр к 18.00 этого же дня с боем заняла Монастыриска, разгромив и взяв в плен личный состав 54-го ПП (пехотный полк), штаб 12-й ПД (пехотная дивизия), всего до 5000 человек (из них 172 офицера). К исходу дня 18 сентября 25-й ТК вышел на линию Подгайцы — Горожанка, а его передовые части (5-я ЛТБр) достигли г. Галич. Разведбатальон 5-й ЛТБр сходу овладел городом Галич и захватил переправы через Днестр. В ходе боя взято в плен 500 офицеров и 2000 солдат, 6 орудий и зенитная батарея.
В период с 16 по 23 сентября 25-й ТК прошел в общей сложности 450 км. Корпусом взяты города: Чорткув, Бучач, Монастыриска, Галич, Бурштын, Большовце. Было пленено: 1100 офицеров, 12 000 солдат, в качестве трофеев взято: 10 000 винтовок, 150 пулеметов, 20 орудий, около 3000 автомашин и 12 самолетов. Корпус потерял 8 человек убитыми, 24 — ранеными, 6 автомашин и 1 трактор «Комсомолец».
Интересен факт боя во Львове советских танкистов 24-й ЛТБр (205 БТ-7, 8 БХМ Т-26 и 28 бронеавтомобилей) и немецких частей 2-й горнострелковой дивизии. Совершив 19 сентября 145 километровый марш, бригада сходу ворвалась в г. Львов, уничтожив два ПТО. Рано утром 20 сентября был получен приказ на отвод 24-й ЛТБр в район Злочува, не уяснив приказа, комбриг Фотченков решил блокировать город танками бригады. В самом городе был оставлен разведбат. В 8.30, окружавшие Львов части немецкой 2-й горнострелковой дивизии, предприняли неожиданную атаку города с юга. Разведбат, оставленный в городе, оказался между немцами и поляками. Немецкие войска, приняв советские танки за польские, открыли по ним артиллерийский огонь, поляки также стали стрелять по танкам. Выкинутые танкистами белые флаги не привели к прекращению обстрела, тогда танки открыли ответный огонь. В результате боя 24-я ЛТБр потеряла — 4 БА-10 подбитыми и 2 сгоревшими, один БТ-7 также сгорел, 3 человека были убиты и 4 ранены. Потери немцев составили: 3 ПТО, 2 офицера и один
Во время советско-финляндской войны танки БТ-7 были в основном сконцентрированы в 10-м ТК (танковом корпусе). С началом боевых действий советское командование попыталось использовать 20-ю ТБр и 10-й ТК для форсированного продвижения вперед и быстрого разгрома финнов, без взаимодействия с общевойсковыми соединениями. Задачей 10 ТК было стремительным броском захватить переправы через р. Вуокса, затем повернув на запад соединиться с 20-й ТБр, тем самым окружив и разгромив финские части на востоке Карельского перешейка. К 5 декабря уничтожив разрозненные части противника 10-й ТК вышел к р. Вуокса, но переправы уже были взорваны, плюс корпус наткнулся на главную полосу обороны и преодолевал ее под огнем противника (до 10 линий рвов и эскарпов и 20 линий надолбов). Момент внезапности был потерян, 6 декабря понесший большие потери 10-й ТК выведен в тыл. На примере 10-го ТК, уткнувшегося в «линию Маннергейма», советское командование сделало вывод, что самостоятельное применение крупных танковых соединений на данном ТВД невозможно.
13-я ЛТБр (Командир — полковник Баранов) была введена в бой в составе 10-го ТК 1 декабря 1939 г. и вела наступление в направлении Коросары — Кивиниеми. 13-я ОЛТБр в составе 6-, 9-, 13-, 15-го ТБ (танковый батальон) имела в общей численности 256 танков БТ-7. В первый же день, преодолев 5 противотанковых рубежей, части бригады подошли к Кивиниеми и получили задачу отрезать противнику пути отхода. 2 декабря пехота совместно с 9-м ТБ овладела Рииколи и подошла к Суупорку, где была остановлена пулеметным огнем, а танки противотанковыми надолбами и рвом. Попытка преодолеть противотанковые препятствия сходу не увенчалась успехом. К утру 3 декабря были сделаны проходы, и после артподготовки 13-й ТБ, 205-й РБ и 158-й СПБ атаковали Суупорку, которую взяли и к исходу дня вышли к Раута. 4 декабря 15-ТБ вышел к Суокас за которым уперся в противотанковый ров, при попытке преодолеть его один танк подорвался на мине, а два были подбиты и сожжены огнем ПТА. За время продвижения к Кивиниеми бригада преодолела 7 противотанковых рвов и 17 рядов надолбов. К 16 декабря бригада совершив несколько маршей, сосредоточилась в районе Пейнола — Сувтоя. 17 декабря бригада получила приказ о наступлении совместно с 123-й СД. 13-й ЛТБр предписывалось войти в прорыв и продвигаться в направлении Ляхде, Кямяря с овладением Тали. На следующий день подразделения 9-го, а за ним 6-го и 13-го ТБ достигли противотанковых надолб у высоты 65,5 и преодолеть их с ходу не смогли. Бригада отошла на исходные позиции, где в середине 18 декабря подверглась сильному артобстрелу, в результате которого были сожжены 2 и подбиты 8 танков. После этого бригада была выведена из зоны обстрела в тыл, в район Бабошино. С 23 декабря 1939 г. по 13 февраля 1940 г. в бригаде проводилась усиленная боевая подготовка.
К концу декабря система обороны противника в районе высоты 65,5 была вскрыта почти полностью. Она состояла из трех артиллерийско-пулеметных ДОТов, окруженных бронеколпаками с пушечно-пулеметным вооружением и ДЗОТами, подступы к которым были хорошо пристреляны пулеметно-ружейным огнем и снайперами. Все эти огневые точки находились в тесной огневой связи и поддерживались извне полевой артиллерией. Всего в полосе наступления 123-й СД было разведано три опорных пункта с 10-ю из 12 ДОТов и 18-ю из 39 ДЗОТов. В январе велась подготовка к прорыву линии Маннергейма, а 11 февраля был осуществлен прорыв главной полосы обороны. На участок прорыва были немедленно переброшены все танки 20-й ТТБр, и с их помощью прорыв был расширен и углублен. К 15 февраля главная оборонительная полоса была прорвана на всем ее протяжении.
Командованием Северо-Западного фронта было принято решение о формировании подвижных групп для развития наступления в направлении Выборга. Первая, под командой комбрига Вершинина в составе одного батальона 13-й ЛТБр и одного пехотного батальона получила задачу на овладение ст. Лейпясуо. Испытывая сильное противодействие противника группа к 17 февраля задачу выполнила. К концу операции из 46 танков БТ-7 в группе осталось всего 7 боеспособных машин.
Вторая группа, под командованием полковника Баранова, в составе 13-й ЛТБр (без одного ТБ) и 15-й СПБр (без одного батальона), имея 46 танков БТ-7 получила задачу овладеть ст. Кямяря, с целью развития успеха 123-й СД. 15-й ТБ и 158-й СПБ вели бои с отходящими частями противника, в 1,5 км севернее высоты 65,5. В ходе преследования финны понесли тяжелые потери. К исходу дня 13-я ЛТБр сосредоточилась в районе Ляхде. Ночью саперы проделали проходы в заграждениях, а утром пехота при поддержке танков пошла в атаку. Сопротивление финнов было сломлено. 15-й ТБ и 158-й СПБ первыми ворвались в Ляхде. 15-й ТБ потерял 6 танков, два подорвались на минах, 4 подбила артиллерия. Еще 5 танков застряли в болоте. В ходе боя за Ляхде было уничтожено до батальона пехоты противника, 6 ПТО и 13 пулеметов.
Захватив Ляхде, группа продолжила наступление на ст. Кямяря. Утром 16 февраля в атаку пошли 9-й ТБ совместно с 15-й СПБр, справа от них наступали 15-й ТБ со 158-м СПБ при артиллерийской поддержке 10-ти БТ-7А. Неожиданный выход танковых батальонов на фланги противника заставил его в панике отступить на север, Кямяря была взята. В боях за Кямяря противник потерял около 800 человек убитыми, до 200 ранеными и 80 пленными. Было захвачено 8 танков, уничтожено 12 ПТО, 16 пулеметов и 12 ДЗОТов. Потери в 15-м ТБ составили: подбито 5 танков, сгорело — 2, подорвались на минах — 2; в 9-м ТБ — подбит 1 танк.
После захвата ст. Кямяря, 13-я ЛТБр получила задачу овладеть одноименной деревней. 17 февраля 9-й ТБ совместно с 15-й СПБр медленно продвигался вперед, но к концу дня наступление было остановлено сильным артогнем противника. 9-й ТБ потерял 4 танка сгоревшими и 10 подбитыми.
Третья группа под командованием комбрига Борзилова в составе 20-й ТТБр, 1-й ТБр и двух стрелковых батальонов с 16 февраля выполняла задачу по разгрому финнов в районе Випура. 17 февраля группа подошла к Кямяря, а на следующий день повела наступление в двух направлениях. Встретив сильное сопротивление противника и неся большие потери группа вела бои до 20 февраля, после чего, из состава группы в тыл была выведена 1-я ТБр, а 20-я ТТБр продолжала вести боевые действия совместно со 123-й СД.
К
28 февраля 1940 года 13-й ТБ овладел окраиной
Боевые действия на Карельском перешейке прекратились в 12.00 13 марта 1940г, в соответствии с мирным
На 1 июня 1941 года в западных приграничных округах имелось 3243 БТ-7 и БТ-7М. Бт-7 были наиболее современными танками серии БТ, состоявшими на вооружении РККА. Количество их в механизированных корпусах западных военных округов очень сильно колебалось: (ЛВО) 1-й МК — 383 ед., 10-й МК — 62 ед.; (Приб. ВО) 3-й МК — 410 ед., 12-й МК — 239 ед.; (Зап. ОВО) 6-й МК — 250 ед., 13-й МК — 13 ед., 17-й МК — 24 ед., 20-й МК — 13ед.; (Од. ВО) 2-й МК — 354 ед., 18-й МК — 75ед.; (КОВО) 4-й МК — 297 ед., 8-й МК — 260 ед., 9-й МК — 90 ед., 15-й МК — 471 ед., 16-й МК — 126 ед., 22-й МК — 173 ед., 24-й МК — 4 ед. Такие механизированные корпуса как 9, 11, 13, 18, 19, 24-й насчитывали в своем составе от 220 до 295 танков, (при штатной численности 1031 ед.), в основном старых типов. А 17-й и 20-й МК
Наиболее упорные бои и сражения в первые недели войны развернулись на
В полосе действий войск Северо-Западного фронта боевые действия начались ударом 22 июня всей германской группы армий «Север», 3-й танковой группы и части сил левофланговых корпусов 9-й полевой армии группы армий «Центр» (в общей сложности 40 дивизий). В первом эшелоне наступали 25 дивизий, в том числе 6 танковых. Основными направлениями ударов противника стали шауляйское и вильнюсское.
На правом фланге Северо-Западного фронта против войск 8-й армии наступала 4-я танковая группа (41-й и 56-й моторизованные корпуса) и 18-я полевая армия германских войск. Основной удар 4-й танковой группы (3 танковых и 2 пехотных дивизии) пришелся на позиции 125-й советской стрелковой дивизии прикрывавшей шауляйское направление, она была смята и стала отходить на восток. Передовые отряды танковых дивизий противника уже к 9.00 22 июня захватили Таураге.
На левом фланге Северо-Западного фронта, где оборонялаяь 11-я армия ситуация была не лучше. В направлении на Вильнюс наносила удар 3-я танковая группа и часть сил 9-й полевой армии противника. Против 5-ти советских стрелковых полков три танковых, одна моторизованная и шесть пехотных дивизий немцев. Советские части были не в состоянии отразить удар такой мощи и стали, неся большие потери в живой силе и технике, отступать.
Таким образом, оборона Северо-западного фронта была прорвана.
Командующий
Готовность к наступлению была определена на 4.00 23-го июня. Решение на проведение контрудара было верным, но не принимало в расчет реально сложившейся ситуации. Танковые дивизии корпуса должны были наступать с различных направлений, удаленных друг от друга на
Боевые задачи танковым дивизиям были поставлены слишком глубокие — до 70 км. Времени на подготовку контрудара практически не отводилось, что крайне отрицательно сказалось на организации боевых действий корпуса. Решение на проведение контрудара было принято командиром корпуса без проведения рекогносцировки и разведки местности в полосе наступления. По этим же причинам не было отработаны вопросы организации взаимодействия как внутри корпуса, так и с общевойсковыми соединениями. Так как местность в полосе наступления была открытая, и не обеспечивала скрытности передвижения танковых частей, то требовалось тщательное прикрытие контратакующих танковых дивизий истребительной авиацией, как в исходном положении, так и на марше, а также в ходе нанесения контрудара. Однако, штабами всех уровней (фронта, армии, корпуса) в этом направлении ничего сделано не было.
К вечеру 22 июня, противнику наступавшему против войск Северо-Западного фронта удалось достигнуть значительных успехов. Части 4-й танковой группы силами передовых подразделений 56-го моторизованного корпуса захватили преправу на р. Дубисса у Айраголы. На шауляйском направлении противник вышел в район севернее Таураге, и продвинулся на глубину
22 июня колонна 28-й танковой дивизии (ТД) подверглась первой бомбардировке, в результате из строя вышли 10 танков. Боевые действия 28-й ТД, под командованием И. Д. Черняховского, по осуществлению контрудара начались утром 23 июня. Выступив из района Рауденай, 28-я ТД к 10.00 вышла на рубеж Варняй — Ужвентис. Но сразу в наступление перейти не смогла, так как не было горючего для танков. До 15.00 дивизия стояла на этом рубеже и только с подвозом ГСМ возобновила наступление.
Двигаясь из Ужвентис на Скаудвиле, при подходе к Калтиненай, где вели бой разрозненные подразделения 125-й СД, передовые танки авангардного 55-го ТП встретили противника. Комдив решил развернуть 55-й ТП и во взаимодействии с частями 125-й СД с ходу атаковать немцев. К 22.00 полк успешно атаковал части 1-й ТД противника в двух направлениях. Одна группа в составе 17 танков БТ-7 уничтожила до двух рот пехоты и около 10 орудий и отбросила его на 5 км к югу. Вторая группа в составе 23 танков БТ-7 также успешно атаковала немцев и перерезала дорогу Калтиненай — Россиены, где уничтожила до роты мотоциклистов. В самом начале боя, при встречном выдвижении танков, немцам удалось сжечь 2 БТ-7 и 3 Т-26. Сам комдив полковник Черняховский в это время, находясь непосредственно в боевых порядках (!), руководил боем из своего командирского БТ-7РТ.
БТ-7 Черняховского, укрывшись в складках местности, сближался с танками противника. Вот, немецкий
В результате отсутствия связи с соседями и незнания общей обстановки перед фронтом своих частей Черняховский решил не вводить в бой дополнительные силы и приказал отвести 55-й ТП в лес 1 км севернее Пашиле с намерением атаковать противника утром 24 июня. От ударов авиации немцев 28-я ТД в течении 23 июня потеряла 27 танков БТ-7.
В бою у Пашиле 25 июня 28-я ТД наносила удар в направлении Каркленай — Полугуе — Ужвентис и была встречена сильнейшим огнем противотанковой и полевой артиллерии противника. Часть танков 55-го и 56-го ТП прорвались в глубину расположения противника и разгромили на марше выдвигавшуюся колонну 8-го моторизованного полка, уничтожив при этом 3 тяжелых и 14 противотанковых орудия. В результате 4-х часового боя танковые полки 28-й ТД уничтожили до 2-х батальонов пехоты, 450 солдат противника было взято в плен, захватили 6 тяжелых и 24 противотанковых орудия, несколько танков и других единиц техники. В ходе этого боя было подбито, застряло в болоте, и было добито артиллерией противника 48 танков БТ-7. В этот день 28-я ТД понесла самые большие потери в личном составе и технике. В район сбора не вернулись 84 танка. В бою погибли командир 55-го ТП майор С. Онищук, комбаты майор Александров и капитан Иволгин, помощник комдива по технической части подполковник Соболев со своей ремонтной бригадой. Погибла вся 3-я рота 1-го батальона 55-го ТП и ее командир лейтенант Мотвиненко. К 15.00 25 июня в 28-й ТД осталось около 30 исправных танков.
Контрудар 12-го и части сил 3-го МК имел ограниченный успех на тактическом уровне, лишь замедлив наступление противника на шауляйском направлении.
В числе причин обусловивших неудачный исход контрудара механизированных корпусов можно назвать:
1. Недостаток времени на подготовку контрудара.
2. Танковые дивизии 12-го МК действовали рассредоточенно, изолированно друг от друга.
3. Боевые действия механизированных корпусов проводились под постоянными ударами вражеской авиации, при полном отсутствии авиационного прикрытия с нашей стороны.
4. Отсутствие разведки противника, незнание положения своих войск и поспешность принятия решений приводило к ненужному изматыванию войск и разбрасыванию сил.
5. Неудовлетворительно организованная связь привела к незнанию реальной обстановки командованием фронта и армии, к запаздыванию решений.
После проведенного контрудара, части и соединения механизированных корпусов Северо-Западного фронта выполняли задачи, главным образом, по прикрытию отхода общевойсковых соединений на
Не менее трагическая судьба постигла и 1-й МК (ЛВО). К началу войны в корпус входили 1-я и 3-я ТД, 163-я МСД, 5-й мотоциклетный полк и другие части корпусного подчинения. Наиболее показательна судьба 3-й ТД (38 — Т-28, 232 — БТ-7, 68 — Т-26, 50 — БА-10, 24 — БА-20).
Разгром 1-го МК и 3-й танковой дивизии начался 17 июня 1941 г. В этот день из состава 1-го МК была изъята 1-я ТД. 22 июня корпус совершил марш из мест постоянной дислокации (Струги Красные, Псков и Черех) в район Красногвардейска. 27 июня из состава 1-го МК, еще не вступившего в бой, были изъяты 3-й ТБ 25-го ТП 163-й МСД, зенитный дивизион 3-й ТД и 20 бронеавтомобилей. 30 июня корпус переподчинили командующему
На следующий день в 15.25 5-й и 6-й ТП 3-й ТД атаковали г. Остров с севера и
Через полчаса при сильной артиллерийской и авиационной поддержке противник перешел в контратаку. Практически не имея пехоты, дивизия 2 часа упорно оборонялась. Однако под ударами пикирующих бомбардировщиков и сильнейшим артиллерийским и минометным огнем, неся большие потери, в 19.00 3-я ТД оставила г. Остров. К утру 6 июля в дивизии осталось: в 5-м ТП — 1 Т-28 и 14 БТ-7, в 6-м ТП — 2 КВ (10 КВ были получены накануне) и 26 БТ-7. В этот день 3-я ТД была подчинена командиру 22-го СК, а на следующий день переподчинена командиру 41-го СК. При этом командир 22-го СК оставил в своем распоряжении 5-й танковый полк и в дивизию его не вернул! 6-й ТП ушел в 41-й СК,— таким образом, с 7 июля 3-я ТД как самостоятельная боевая единица перестала существовать. Трудно сказать, кто внес больший вклад в разгром 1-го МК — немцы или наше собственное командование. Тем более это обидно, потому что БТ-7 был способен на равных вести бой с германскими танками.
Так, 23 июня 1941 г.,лейтенант Совик из 93-го ТП 47-й ТД, семь раз ходил в атаку на БТ-7, уничтожив три танка, две автомашины, три орудия и до 200 человек пехоты противника. 25 июня сводная группа 9-го ТП 5-й ТД, в составе 4 БТ-7 и 6 БА-10, под командованием капитана Новикова, получив приказ захватить Ошмяны, обошла противника с тыла и атаковала Ошмяны с запада. В этом бою старший лейтенант Веденеев на БТ-7 уничтожил 5 вражеских танков и 4 ПТО!
Через два дня экипаж БТ-7 в составе старшего сержанта Найдина и красноармейца Копытова, из той же 5-й ТД находились в засаде. Обнаружив колонну из 12 вражеских танков, они подбили головную машину в колонне, а затем последнюю. Воспользовавшись растерянностью немцев, экипаж подбил и остальные 10 танков!
В полосе Западного фронта 250 танков БТ-7 в составе 6-го МК приняли участие в контрударе советских войск в районе Гродно
На
В середине августа 1941 г. в боях за Новгород полковник Черняховский также успешно применял метод танковых засад. Так, в бою 15 августа расположив на обратных скатах холмов свой последний резерв — 5 танков БТ-7, которые по словам самого командира 28-й ТД он держал «для эмблемы», Черняховский в критический момент боя вывел танки на гребни высот. Менее, чем за 10 минут танкисты подбили 2 немецких танка и обратили в бегство атакующую пехоту противника, не понеся потерь.
По выводам комиссии ГБТУ от 1953 г., причинами неоправдано высоких потерь РККА в танках вообще, и в легких танках БТ в частности, в ходе приграничных сражений лета 1941 г. являлось: низкая техническая готовность и неграмотное использование танков (неподготовленные лобовые атаки), плохое взаимодействие родов войск, а также отсутствие системы эвакуации и ремонта поврежденных машин.
В пяти приграничных округах 7% танков БТ нуждались в капитальном, а 10,3%- в среднем ремонте. Заявки промышленным наркоматам от округов на запчасти были приняты всего на 31%. Исправные танки БТ в приграничных округах составляли 82,7% от их общего количества. к тому же при крайней изношенности ходовой части и ограниченном моторесурсе танкам порой приходилось совершать изнурительные форсированные марши. Так, протяженность маршрута выдвижения на рубеж нанесения контрудара 6,9 и 8-го МК, где процент танков БТ был наиболее велик, составила 90,200 км и 500 км соответственно. И это при том, что межремонтный пробег большинства танков старых типов не превышал 500 км. Поэтому, если в составе 6-го и 9-го МК в контрударе приняло участие от 70 до 90% танков, то в 8-м МК — всего 48%.
Например, 15-й МК, значительную часть танкового парка которого составляли танки БТ, в период с 22 июня по 1 августа совершил свыше 1500км маршей. Корпус не выходил из боев. При этом, осмотр и текущий ремонт танков не производился (!). В 10-й ТД 15-го МК из имевшихся к 22.06.41г. 181 танка БТ выступило в поход по боевой тревоге — 147 машин, потеряно в боях — 54, оставлено при отходе по разным причинам — 46 единиц. Причем большинство танков досталось противнику по причине таких технических неисправностей, устранение которых в полевых условиях при наличии организованного ремонта не вызвало бы никаких затруднений.
Потери танков БТ-7 в 8-й ТД 4-го МК к 1 июля 1941г. распределялись следующим образом. Из имевшихся 31 танка подбито в бою — 2(!), пропало без вести — 1, завязло в болоте — 1, оставлено и уничтожено экипажами — 12(!), эвакуировано на танкоремонтные заводы — 3, потеряно по неустановленным причинам — 1.
В период с 7 по 9 июля 1941 г. танки БТ-7 приняли участие в контрударе 5-го и 7-го МК под Сенно и Лепелем. Так, наряду с КВ и Т-34 танки БТ-7 имелись на вооружении 27-го и 28-го ТП 14-й ТД полковника И. Васильева, входившей в состав 7-го МК (вторая ТД этого корпуса была полностью укомплектована Т-26). Первые батальоны полков были укомплектованы танками новых типов, вторые и третьи — БТ. На период боевых действий 7-му МК были приданы 36-я МСД и два ОТБ (в каждом по 40 БТ-5 и БТ-7). Танковые дивизии 7-го МК
При переходе к обороне майор Романовский действовал так же грамотно: батальоны БТ были окопаны и встречали атакующего противника огнем с места из укрытий, а для проведения контратак привлекались танки КВ и Т-34. Всего за период боев с 30 июня по 20 июля 1941 г. 14-я ТД уничтожила 122 танка, 11 бронеавтомобилей, 50 противотанковых и 36 полевых орудий противника.
Достаточно яркий след оставили танки БТ-7 при обороне Одессы. Танки Приморская армия получала прежде всего из ремфонда Южного фронта. Первый эшелон (12 танков БТ-7) поступил в Одессу в первых числах августа 1941г. Танки восстанавливались на заводе им. Январского восстания. Где проходили капремонт и экранировку (по инициативе представителя бронетанкового отдела Приморской армии ст. лейтенанта Г. Пенежко) 30-мм листами корабельной стали, запас которых был на заводе им. Марти. Экранировался корпус и башня, экраны служили неплохой защитой от огня румынских батальонных орудий. Танки с экранированной башней (листы полуметровой ширины устанавливались по обе стороны от маски орудия) имели причудливо-устрашающий вид. Всего за время обороны было отремонтировано и поставлено в строй 42 танка. Преимущественно БТ-7 и БТ-5. В ходе боев за Одессу танки БТ-7 и БТ-5 успешно боролись с легкими немецкими
К осени 1941 г. количество БТ-7 в танковых частях сильно сократилось. Несмотря на это, оставшиеся машины применялись в боях с не меньшей эффективностью, чем новейшие Т-34. В 4-й (1-й гвардейской) танковой бригаде под командованием М. Катукова БТ-7 успешно использовались в танковых засадах при ведении оборонительных боев под Мценском. 9 октября, часть танков БТ-7 роты лейтенанта Самохина была закопана в землю, другая находилась в укрытии в качестве резерва. Дуэль между советскими и германскими танками продолжалась 4 часа, но немцы были вынуждены отступить.
В ноябрьских боях под Москвой Катуков столь же грамотно использовал имевшиеся танки БТ и в наступлении. Так, в бою за Скирманово 12.11.1941г. бригада атаковала противника в трехэшелонном боевом порядке: в первом эшелоне шли танки КВ и Т-34, во втором — Т-34 и БТ, в третьем БТ. Первый эшелон, состоявший из тяжелых и средних танков, действовал как таран. Второй эшелон использовался в качестве САУ (т.к. в тот момент на вооружении РККА САУ не было). Третий составлял резерв.
Танки БТ-7 принимали участие в историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. На парад были привлечены 70 танков БТ-7 из состава 31-й (командир — полковник А. Кравченко, будущий командующий 6-й гвардейской танковой армии) и 33-й ТБр (командир — подполковник С. Гонтарев).
В конце ноября 1941 г. 1-я гв. ТБр поддерживала 316-ю СД генерала И. Панфилова, оборонявшуюся на Волоколамском направлении. Вот что пишет об этом сам М. Е. Катуков:
"17 ноября они (немцы) бросили на правый фланг дивизии Панфилова 30 танков. Им удалось потеснить оборонявший этот район 1073-й СП и занять Голубцово, Ченцы, Шишкино, Лысцево. Панфилов приказал восстановить положение и выбить гитлеровцев прежде всего из Лысцево. Для выполнения задачи, поставленной генералом Панфиловым, Гусев (командир 1-го ТБ) сколотил небольшую группу под командованием старшего лейтенанта Лавриненко. В нее вошли три танка Т-34 и три БТ-7. Договорившись с командиром стрелкового полка о взаимодействии, старший лейтенант Лавриненко решил построить свою группу в два эшелона. В первом шли БТ-7 Заики, Пятачкова и Маликова. Во втором эшелоне — "тридцатьчетверки Лавриненко, Томилина и Фролова. До Лысцево оставалось с полкилометра, когда Маликов заметил на опушке леса у села гитлеровские танки. Подсчитали — восемнадцать! Немецкие солдаты, толпившиеся до этого на опушке леса, побежали к своим машинам: они заметили наши танки, идущие в атаку. Началось сражение между шестью советскими танками и восемнадцатью немецкими. Продолжалось оно, как мы узнали потом, ровно восемь минут. Но чего стоили эти минуты! Немцы подожгли машины Заики и Пятачкова, подбили «тридцатьчетверки» Томилина и Фролова. Однако наши танкисты нанесли гитлеровцам еще больший урон. Семь фашистких машин горели на поле боя, охваченные пламенем и копотью. Остальные уклонились от дальнейшего боя и ушли в глубь леса….Лавриненко, а за ним и Маликов на большой скорости ворвались в селение Лысцево. Вслед за ними туда вошли и наши пехотинцы".
13 декабря 1941 г. произошел вообще уникальный случай. БТ-7 из 27-го бронетанкового дивизиона 20-й горно-кавалерийской дивизии находился в головном разведдозоре в районе Денисиха — Троицкое (район Кубинки). Экипаж БТ-7 обнаружил два немецких танка
В ходе контрнаступления Красной Армии зимой
В составе 16-й ОТБр на Волховском фронте, к концу февраля 1942 г. имелось 17 танков БТ-7. На Ленинградском фронте отдельные машины воевали вплоть до окончательного снятия блокады. Танки БТ-7 были первыми танками, переправившимися на захваченный советскими войсками плацдарм у Невской Дубровки. 30 сентября 1941 года 6 танков БТ-7 в составе 10-й СБр форсировали Неву в районе поселка Отрадное. До тех пор, пока саперы не построили переправу для танков Т-34 и КВ, «бэтэшки» оставались единственным подвижным средством усиления пехоты на Невском пятачке. Танки БТ-7, имел на вооружении 48-й ОТБ, участвовавший в декабрьских боях 1941 г. на Невской Дубровке, 287-й ОТБ действовавший с ноября 1941 г. и в течении всего 1942 г. на Ораниенбаумском плацдарме, а также 51-й и 86-й ОТБ. Там же, на Ораниенбаумском плацдарме отдельные сохранившиеся танки БТ-7 в составе 98-го ОТП приняли участие в общем наступлении Советской армии в январе 1944 г.
Ремонт танков БТ в осажденном Ленинграде выполнялся на ремонтном заводе № 27. Восстанавливая танки БТ, ввиду отсутствия штатных двигателей М-17Т, в них устанавливали на танки дизели В-2. Необходимые запчасти снимались с подбитых и не подлежащих восстановлению танков Т-34. Параллельно, за счет экранирования, усиливалась броня башен, лобовой части корпуса и иногда борта. Для экранировки БТ-7 использовались броневые листы Ижорского завода.
Заключительной главой в почти пятнадцатилетней боевой биографии танков серии БТ стала Манчжурская наступательная операция, в ходе которой в августе 1945 г. советские войска разгромили Квантунскую армию японцев. К началу операции в войсках 1-го Дальневосточного фронта имелось 474 танка БТ-7, причем 377 из них было в исправном состоянии. В войсках Забайкальского фронта в тот момент имелось 49 танков БТ-5 и 422 танка БТ-7 различных модификаций. Все они входили в состав вторых полков и вторых батальонов танковых дивизий и танковых бригад (первые батальоны были укомплектованы Т-34).
За время боевых действий по освобождению Манчжурии и Кореи безвозвратно были потеряны только 10 танков БТ-7. Основная часть танков вышла из строя по техническим причинам (154 БТ-5 и БТ-7). Еще 35 танков БТ-7 были подбиты огнем артиллерии.
Источники:
«Бронеколлекция» № 5 1996
«Танк БТ-7. Наставления автобронетанковых войск РККА». М. Госвоениздат НКО СССР 1938 г.
«Танк БТ-7. Руководство службы». М. Воениздат НКО СССР 1941 г.
М. Павлов, И. Желтов, И. Павлов «Танки БТ» М. Экспринт 2001 г.
М. Барятинский «Советские танки в бою» М. Яуза 2006 г.
Вл.Дайнес "Советские танковые армии в бою"
М.Свирин "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937 - 1943 "
М.Свирин "Танковая мощь СССР"