008.jpg
The Russian Battlefield
001.jpg
Главная Сражения Приграничные сражения ПРИНЯВШИЕ ПЕРВЫЙ УДАР. Гибель 62-го Брест-Литовского УР




ПРИНЯВШИЕ ПЕРВЫЙ УДАР. Гибель 62-го Брест-Литовского УР

Печать
Автор: Андрей Кравченко
Впервые опубликовано 19.10.2010 19:34
Последняя редакция 27.10.2011 12:59
Материал читали 23741 человек
<< Пред. страница - Страница 4 из 4 - След. страница

16-й ОПАБ

Развалины ДОТа лейтенанта П.Е....

О боевых действиях 16-го ОПАБ под командованием капитана А. В. Назарова на участке границы между д.Крупица и Путковицы, включая Дрогичин известно не так уж много. Уже под огнем противника раненый и контуженый командир 2-й роты лейтенант И. И. Змейкин отдал приказ занять ДОТы и любой ценой задержать врага. Через 20 минут огневые точки и взвод вкопанных в землю танков без двигателей под командованием старшего сержанта Синицына были готовы открыть огонь. В первый день войны было подбито несколько танков врага, отбиты все атаки. Подвозя боеприпасы из пункта боепитания, погиб воентехник первого ранга С. П. Федоров. На второй день обороны был убит политрук Кормич.

До последнего снаряда сражались танкисты. Последним, уничтожив несколько немецких танков, погиб командир взвода Синицын. На шестой день от роты осталось лишь несколько раненых и контуженых бойцов. Так, в ДОТе младшего лейтенанта И. С. Антипова из 8 человек в живых остался только сержант Гунько.

На высотке у д. Заенчики один единственный боец (!) со станковым пулеметом отбил несколько атак пехоты противника и был раненым захвачен в плен, после чего был забит прикладами немецкими пехотинцами насмерть. К сожалению, имя этого героя установить не удалось.

1-я рота батальона занимала позиции у деревни Мощона Крулевская. Ею командовал лейтенант П. Е. Недолугов. О том, как сражались ее воины, пишут бывшие коменданты ДОТов, А. А. Мологин и И Ф. Малуша, жители Семятичского повета Польши И. Всршиевич, А. Гладыш, И. Митюк и др. Немцы обстреливали укрепления из пушек, бомбили с самолетов, подрывали взрывчаткой. Но русские солдаты не сдавались. Более семи суток сражался ДОТ на северо-восточной окраине деревни Мощона Крулевская. В нем было шесть солдат и двенадцать молодых лейтенантов, которые только 21 июня прибыли в батальон. Гарнизон ДОТа сражался до последнего патрона.

Боевые действия немецких войск против советских ДОТов у Бреста отражены в отчетной документации штаба группы армий «Центр». Так, например, в записи от 28-го июня 1941 года говорилось, что части 293-й пехотной дивизии 35-го армейского корпуса все еще продолжали вести бои с советскими бойцами в районе Семятичи. Боевые действия в этом районе указанная дивизия смогла закончить лишь к 30 июня 1941 года.

В этих упорных боях, длившихся более недели, советские воины не смогли задержать врага на широком участке фронта и нанести ему существенные потери. Но защитники пограничных укреплений, сражаясь самоотверженно, стойко (по свидетельству самих немцев — «с поразительной фанатичностью»), отвлекли на себя на участке Семятичи — Дрохичин целую пехотную дивизию немецко-фашистских войск (293-я ПД). Кроме того, для борьбы с советскими ДОТами в районе Орля на трое суток, с 22 по 24 июня, были задержаны части 167-й немецкой пехотной дивизии. Нет необходимости говорить, что даже задержка с выходом к фронту той или иной вражеской части, а тем более соединения, играла в то время для РККА важную роль.

В боях на границе и фронтах Великой Отечественной войны сражались и погибли комендант Брестского укрепрайона генерал-майор М. И. Пузырев, полковой комиссар И. Г. Чепиженко, начальник штаба полковник А. С. Леута, старший батальонный комиссар А. К. Мурашко, заместитель начальника штаба майор И. М. Дементьев, начальник штаба артиллерии майор П. П. Хромов, его заместитель майор А. М. Фадеев, батальонный комиссар В. А. Угланов, командиры 16-, 17- и 18-го ОПАБ капитаны А. В. Назаров, А. И. Постовалов и майор Н. П. Бирюков, почти все командиры рот, взводов и коменданты гарнизонов ДОТов. Из, примерно, 1500 бойцов и командиров к концу войны в живых осталось, по неполным данным, 30 человек.

В ДОТах воевали также бойцы и командиры, строившие укрепления. В живых из них осталось 46 человек. Необыкновенное мужество, отвагу и воинское умение проявили пограничники. Они также обороняли ДОТы 62-го Ура.

Источники:
И. Статюк. «Оборона Белоруссии 1941», М. Экспринт, 2005 г.
В. Рунов. «1941. Первая кровь», М. Яуза, Эксмо, 2009 г.
Материалы интернет сайта «Крепость Беларусь»
Журнал «Независимое Военное Обозрение»
Материалы газеты «Вечерний Брест»

Литература по теме:

А.Исаев "Приграничное сражение 1941",

И.Мощанский "Трагедия Брестской крепости. Антология подвига. 22 июня - 23 июля 1941 года"

Агентство недвижимости Омега Капитал специализируется на опровержении всяких слухов о том, как сложно найти временное жилье в Москве. И вовсе не потому. что трудностей нет, а потому что сотрудники агентства профессионалы, а, кроме того, у агенстства просто огромная и постоянно обновляемая база данных. Конечно, можно из-рук-в-руки купить и самому бегать по объявлениям алкоголиков, сдающих свои клоповники за три сольдо. Но что делать, если стоит задача аренды элитной квартиры в москве? Вот тут-то и потребуется помощь профи! Потому что владельцы хороших квартир вовсе не горят желанием работать напрямую, им гораздо спокойней и безопасней заключить договор с крупным и надежным агентством.



 
Оцените этот материал:
(39 голосов, среднее 4.62 из 5)

Комментарии 

 
-1 #14 Гасан Гусейн-Заде 06.11.2013 07:49
Вообще-то про панфиловцев никаких "исторических открытий" нет, а есть справка-доклад расследования проведённого военной прокуратурой СССР в 1948 году.
Подписал документ Главный военный прокурор ВС СССР генерал-лейтенант юстиции Н. Афанасьев. Просто материалы расследования засекретили. "Политкорректнос ть" существовала и в сталинском СССР.

Справка-доклад "О 28 панфиловцах"


В ноябре 1947 года Военной Прокуратурой Харьковского гарнизона был арестован и привлечен к уголовной ответственности за измену Родине гражданин Добробабин Иван Евстафьевич.

Материалами следствия установлено, что, будучи на фронте, Добробабин добровольно сдался в плен немцам и весной 1942 года поступил к ним на службу. Служил начальником полиции временно оккупированного немцами с.Перекоп, Валковского района, Харьковской области. В марте 1943 года, при освобождении этого района от немцев, Добробабин, как изменник, был арестован советскими органами, но из-под стражи бежал, вновь перешел к немцам и опять устроился на работу в немецкой полиции, продолжая активную предательскую деятельность, аресты советских граждан и непосредственно е осуществление принудительной отправки молодежи на каторжные работы в Германию.

Виновность Добробабина полностью установлена, и сам он признался в совершении преступлений. При аресте у Добробабина была найдена книга о "28 героях-панфиловцах", и оказалось, что он числится одним из главных участников этого героического боя, за что ему и присвоено звание Героя Советского Союза.

Допросом Добробабина установлено, что в районе Дубосеково он действительно был легко ранен и пленен немцами, но никаких подвигов не совершал, и все, что написано о нем в книге о героях-панфиловцах, не соответствует действительност и.

Далее было установлено, что кроме Добробабина остались в живых Васильев Илларион Романович, Шемякин Григорий Мелентьевич, Шадрин Иван Демидович и Кужебергенов Даниил Александрович, которые также числятся в списке 28 панфиловцев, погибших в бою с немецкими танками. Поэтому возникла необходимость расследования и самих обстоятельств боя 28 гвардейцев из дивизии им.Панфилова, происходившего 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково.

Расследование установило:

Впервые сообщение о бое гвардейцев дивизии Панфилова появилось в газете "Красная звезда" 27 ноября 1941 года.

В очерке фронтового корреспондента Коротеева описывались героические бои гвардейцев дивизии им.Панфилова с танками противника. В частности, сообщалось о бое 5-й роты Н-ского полка под командой политрука Диева с 54 немецкими танками, в котором было уничтожено 18 танков противника. Об участниках боя говорилось, что "погибли все до одного, но врага не пропустили".

28 ноября в "Красной звезде" была напечатана передовая статья под заголовком "Завещание 28 павших героев". В этой статье указывалось, что с танками противника сражались 29 панфиловцев.

"Свыше пятидесяти вражеских танков двинулись на рубежи, занимаемые двадцатью девятью советскими гвардейцами из дивизии им.Панфилова... Смалодушничал только один из двадцати девяти... только один поднял руки вверх... несколько гвардейцев одновременно, не сговариваясь, без команды, выстрелили в труса и предателя..."

Далее в передовой говорится, что оставшиеся 28 гвардейцев уничтожили 18 танков противника и... "сложили свои головы - все двадцать восемь. Погибли, но не пропустили врага"...

Передовая была написана литературным секретарем "Красной звезды" Кривицким. Фамилий сражавшихся и погибших гвардейцев, как в первой, так и во второй статье указано не было.

В 1942 году в газете "Красная звезда" от 22 января Кривицкий поместил очерк под заголовком "О 28 павших героях", в котором подробно написал о подвиге 28 панфиловцев. В этом очерке Кривицкий уверенно, как очевидец или человек, слышавший рассказ участников боя, пишет о личных переживаниях и поведении 28 гвардейцев, впервые называя их фамилии:


"Воскресший" герой-панфиловец


Золотой Звездой Героя Советского Союза награждается один из пяти панфиловцев, которых пропаганда записала в список погибших.


"Пусть армия и страна узнает наконец их гордые имена. В окопе были: Клочков Василий Георгиевич, Добробабин Иван Евстафьевич, Шепетков Иван Алексеевич, Крючков Абрам Иванович, Митин Гавриил Степанович, Касаев Аликбай, Петренко Григорий Алексеевич, Есибулатов Нарсутбай, Калейников Дмитрий Митрофанович, Натаров Иван Моисеевич, Шемякин Григорий Михайлович, Дутов Петр Данилович, Митченко Николай, Шапоков Душанкул, Конкин Григорий Ефимович, Шадрин Иван Демидович, Москаленко Николай, Емцов Петр Кузьмич, Кужебергенов Даниил Александрович, Тимофеев Дмитрий Фомич, Трофимов Николай Игнатьевич, Бондаренко Яков Александрович, Васильев Ларион Романович, Болотов Николай, Безродный Григорий, Сенгирбаев Мустафа, Максимов Николай, Ананьев Николай..."

Далее Кривицкий останавливается на обстоятельствах смерти 28 панфиловцев:

"...Бой длился более четырех часов. Уже четырнадцать танков недвижно застыли на поле боя. Уже убит сержант Добробабин, убит боец Шемякин..., мертвы Конкин, Шадрин, Тимофеев и Трофимов... Воспаленными глазами Клочков посмотрел на товарищей - "Тридцать танков, друзья, - сказал он бойцам, - придется всем нам умереть, наверно. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва"... Прямо под дуло вражеского пулемета идет, скрестив на груди руки, Кужебергенов и падает замертво..."

Все очерки и рассказы, стихи и поэмы о 28 панфиловцах, появившиеся в печати позднее, написаны или Кривицким, или при его участии и в различных вариантах повторяют его очерк "О 28 павших героях".

Поэтом Н.Тихоновым в марте 1942 года написана поэма "Слово о 28 гвардейцах", в которой он, воспевая подвиг 28 панфиловцев, особо говорит о Кужебергенове Данииле:

Стоит на страже под Москвою
Кужебергенов Даниил,
Клянусь своею головою
Сражаться до последних сил!..

Допрошенный по поводу материалов, послуживших ему для написания поэмы, Н. Тихонов показал:

"По существу, материалами для написания поэмы послужили статьи Кривицкого, из которых я и взял фамилии, упоминаемые в поэме. Других материалов у меня не было... Вообще-то все, что написано о 28 героях-панфиловцах, исходит от Кривицкого или написано по его материалам".

В апреле 1942 года, после того, как во всех воинских частях стало известно из газет о подвиге 28 гвардейцев из дивизии Панфилова, по инициативе командования Западного фронта было возбуждено ходатайство перед Наркомом Обороны о присвоении им звания Героев Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942г. всем 28 гвардейцам, перечисленным в очерке Кривицкого, было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.

В мае 1942г. Особым отделом Западного фронта был арестован за добровольную сдачу в плен немцам красноармеец 4-й роты 2 батальона 1075 стрелкового полка 8-й гвардейской им.Панфилова дивизии Кужебергенов Даниил Александрович, который при первых допросах показал, что он является тем самым Кужебергеновым Даниилом Александровичем , который считается погибшим в числе 28 героев-панфиловцев.

В дальнейших показаниях Кужебергенов признался, что он не участвовал в бою под Дубосековом, а показания свои дал на основании газетных сообщений, в которых о нем писали как о герое, участвовавшем в бою с немецкими танками, в числе 28 героев-панфиловцев.

На основании показаний Кужебергенова и материалов следствия, командир 1075 стрелкового полка полковник Капров рапортом донес в наградной отдел ГУК НКО8 об ошибочном включении в число 28 гвардейцев, погибших в бою с немецкими танками, Кужебергенова Даниила и просил взамен его наградить Кужебергенова Аскара, якобы погибшего в этом бою. Поэтому в Указ о награждении и был включен Кужебергенов Аскар. Однако в списках 4 и 5 рот Кужебергенова Аскара не значится.

В августе 1942 года Военная Прокуратура Калининского фронта вела проверку в отношении Васильева Иллариона Романовича, Шемякина Григория Мелентьевича и Шадрина Ивана Демидовича, которые претендовали на получение награды и звания Герой Советского Союза, как участники героического боя 28 гвардейцев-панфиловцев с немецкими танками. Одновременно проверку в отношении этого боя производил старший инструктор 4-го отдела ГлавПУРККА9 старший батальонный комиссар Минин, который в августе 1942 года донес Начальнику Оргинспекторско го отдела ГлавПУРККА дивизионному комиссару т.Пронину:

"4 рота 1075 стрелкового полка, в которой родились 28 героев-панфиловцев, занимала оборону Нелидово - Дубосеково - Петелино.

16 ноября 1941 года противник, упредив наступление наших частей, около 8 часов утра большими силами танков и пехоты перешел в наступление.

В результате боев под воздействием превосходящих сил противника 1075 стрелковый полк понес большие потери и отошел на новый оборонительный рубеж.

За этот отход полка командир полка Капров и военком Мухомедьяров были отстранены от занимаемых должностей и восстановлены после того, когда дивизия вышла из боев и находилась на отдыхе и доукомплектован ии.

О подвиге 28 ни в ходе боев, ни непосредственно после боя никто не знал, и среди масс они не популяризировал ись.

Легенда о героически сражавшихся и погибших 28 героях началась статьей О.Огнева ("Казахстанская правда" от 2.4.42 г.), а затем статьями Кривицкого и других".

Опросом местных жителей выяснено, что бои дивизии им.Панфилова с немецкими танками происходили в ноябре 1941 года на территории Нелидовского с/совета, Московской области.

В своем объяснении председатель Нелидовского с/совета Смирнова рассказала:

"Бой панфиловской дивизии у нашего села Нелидово и разъезда Дубосеково был 16 ноября 1941г. Во время этого боя все наши жители, и я тоже в том числе, прятались в убежищах... В район нашего села и разъезда Дубосеково немцы зашли 16 ноября 1941 года и отбиты были частями Советской Армии 20 декабря 1941г. В это время были большие снежные заносы, которые продолжались до февраля 1942г., в силу чего трупы убитых на поле боя мы не собирали и похорон не производили.

...В первых числах февраля 1942г. на поле боя мы нашли только три трупа, которые и похоронили в братской могиле на окраине нашего села. А затем уже в марте 1942г., когда стало таять, воинские части к братской могиле снесли еще три трупа, в том числе и труп политрука Клочкова, которого опознали бойцы. Так что в братской могиле героев-панфиловцев, которая находится на окраине нашего села Нелидово, похоронено 6 бойцов Советской Армии. Больше трупов на территории Нелидовского с/совета не обнаруживали".

Примерно то же рассказали и другие жители села Нелидово, добавив, что на второй день после боя они видели оставшихся в живых гвардейцев Васильева и Добробабина.

Таким образом, следует считать установленным, что впервые сообщения о подвиге 28 героев-панфиловцев появились в газете "Красная звезда" в ноябре 1941 года, и авторами этих сообщений были фронтовой корреспондент Коротеев и литературный секретарь газеты Кривицкий.

По поводу своей корреспонденции , помещенной в газете "Красная звезда" от 27 ноября 1941 года, Коротеев показал:

"Примерно 23 - 24 ноября 1941 года я вместе с военным корреспондентом газеты "Комсомольская правда" Чернышевым был в штабе 16 армии... При выходе из штаба армии мы встретили комиссара 8-й панфиловской дивизии Егорова, который рассказал о чрезвычайно тяжелой обстановке на фронте и сообщил, что наши люди геройски дерутся на всех участках. В частности, Егоров привел пример геройского боя одной роты с немецкими танками, на рубеж роты наступало 54 танка, и рота их задержала, часть уничтожив. Егоров сам не был участником боя, а рассказывал со слов комиссара полка, который также не участвовал в бою с немецкими танками... Егоров порекомендовал написать в газете о героическом бое роты с танками противника, предварительно познакомившись с политдонесением , поступившим из полка...

В политдонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника и о том, что рота стояла "насмерть" - погибла, но не отошла, и только два человека оказались предателями, подняли руки, чтобы сдаться немцам, но они были уничтожены нашими бойцами. В донесении не говорилось о количестве бойцов роты, погибших в этом бою, и не упоминалось их фамилий. Этого мы не установили и из разговоров с командиром полка. Пробраться в полк было невозможно, и Егоров не советовал нам пытаться проникнуть в полк.

По приезде в Москву я доложил редактору газеты "Красная звезда" Ортенбергу обстановку, рассказал о бое роты с танками противника. Ортенберг меня спросил, сколько же людей было в роте. Я ему ответил, что состав роты, видимо, был неполный, примерно человек 30-40; я сказал также, что из этих людей двое оказались предателями... Я не знал, что готовилась передовая на эту тему, но Ортенберг меня еще раз вызывал и спрашивал, сколько людей было в роте. Я ему ответил, что примерно 30 человек. Таким образом, и появилось количество сражавшихся 28 человек, так как из 30 двое оказались предателями. Ортенберг говорил, что о двух предателях писать нельзя, и, видимо, посоветовавшись с кем-то, решил в передовой написать только об одном предателе.

27 ноября 1941 года в газете была напечатана моя короткая корреспонденция , а 28 ноября в "Красной звезде" была напечатана передовая "Завещание 28 павших героев", написанная Кривицким".

Допрошенный по настоящему делу Кривицкий показал, что когда редактор "Красной звезды" Ортенберг предложил ему написать передовую, помещенную в газете от 28 ноября 1941 года, то сам Ортенберг назвал число сражавшихся с танками противника гвардейцев-панфиловцев - 28.

Откуда Ортенберг взял эти цифру, Кривицкий не знает, и только на основании разговоров с Ортенбергом он написал передовую, озаглавив ее "Завещание 28 павших героев". Когда стало известно, что место, где происходил бой, освобождено от немцев, Кривицкий по поручению Ортенберга выезжал к разъезду Дубосеково. Вместе с командиром полка Капровым, комиссаром Мухамедьяровым и командиром 4 роты Гундиловичем Кривицкий выезжал на место боя, где они обнаружили под снегом три трупа наших бойцов. Однако на вопрос Кривицкого о фамилиях павших героев Капров не смог ответить:

"Капров мне не назвал фамилий, а поручил это сделать Мухамедьярову и Гундиловичу, которые составили список, взяв сведения с какой-то ведомости или списка.

Таким образом, у меня появился список фамилий 28 панфиловцев, павших в бою с немецкими танками у разъезда Дубосеково. Приехав в Москву, я написал в газету подвал под заголовком "О 28 павших героях"; подвал был послан на визу в ПУР. При разговоре в ПУРе с т.Крапивиным он интересовался, откуда я взял слова политрука Клочкова, написанные в моем подвале: "Россия велика, а отступать некуда - позади Москва", - я ему ответил, что это выдумал я сам.

Подвал был помещен в "Красной звезде" от 22 января 1942 года. Здесь я использовал рассказы Гундиловича, Капрова, Мухамедьярова, Егорова. В части же ощущений и действий 28 героев - это мой литературный домысел. Я ни с кем из раненых или оставшихся в живых гвардейцев не разговаривал. Из местного населения я говорил только с мальчиком лет 14 - 15, который показал могилу, где похоронен Клочков.

...В 1943 году мне из дивизии, где были и сражались 28 героев-панфиловцев, прислали грамоту о присвоении мне звания гвардейца. В дивизии я был всего три или четыре раза".

Генерал-майор Ортенберг, подтверждая по существу показания Коротеева и Кривицкого, объяснил:

"Вопрос о стойкости советских воинов в тот период приобрел особое значение.

Лозунг "Смерть или победа", особенно в борьбе с вражескими танками, был решающим лозунгом. Подвиги панфиловцев и являлись образцом такой стойкости.

Исходя из этого, я предложил Кривицкому написать передовую статью о героизме панфиловцев, которая и была напечатана в газете 28 ноября 1941 года. Как сообщил корреспондент, в роте было 30 панфиловцев, причем двое из них пытались сдаться немцам в плен. Считая политически нецелесообразны м показать сразу двух предателей, оставил в передовой статье одного; как известно, с ним сами бойцы расправились. Передовая и была поэтому названа "Завещание 28 павших героев".

Фамилии героев для помещения в список по требованию Кривицкого дал ему командир роты Гундилович.

Последний убит в бою в апреле 1942 года, и проверить, на каком основании он дал список, не представилось возможным.

Бывший командир 1075 стрелкового полка Капров Илья Васильевич, допрошенный об обстоятельствах боя 28 гвардейцев из дивизии Панфилова у разъезда Дубосеково и обстоятельствах представления их к награде, показал:

"...Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года не было - это сплошной вымысел. В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах. Никто из корреспондентов ко мне не обращался в этот период; никому никогда не говорил о бое 28 панфиловцев, да и не мог говорить, т.к. такого боя не было. Никакого политдонесения по этому поводу я не писал. Я не знаю, на основании каких материалов писали в газетах, в частности в "Красной звезде", о бое 28 гвардейцев из дивизии им.Панфилова.

В конце декабря 1941 года, когда дивизия была отведена на формирование, ко мне в полк приехал корреспондент "Красной звезды" Кривицкий вместе с представителями политотдела дивизии Глушко и Егоровым. Тут я впервые услыхал о 28 гвардейцах-панфиловцах. В разговоре со мной Кривицкий заявил, что нужно, чтобы было 28 гвардейцев-панфиловцев, которые вели бой с немецкими танками. Я ему заявил, что с немецкими танками дрался весь полк и в особенности 4-я рота 2-го батальона, но о бое 28 гвардейцев мне ничего не известно... Фамилии Кривицкому по памяти давал капитан Гундилович, который вел с ним разговоры на эту тему, никаких документов о бое 28 панфиловцев в полку не было и не могло быть. Меня о фамилиях никто не спрашивал.

Впоследствии, после длительных уточнений фамилий, только в апреле 1942 года из штаба дивизии прислали уже готовые наградные листы и общий список 28 гвардейцев ко мне в полк для подписи. Я подписал эти листы на присвоение 28 гвардейцам звания Героя Советского Союза. Кто был инициатором составления списка и наградных листов на 28 гвардейцев - я не знаю".

Таким образом, материалами расследования установлено, что подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора "Красной звезды" Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого. Этот вымысел был повторен в произведениях писателей Н.Тихонова, В.Ставского, А.Бека, Н.Кузнецова, В.Липко, М.Светлова и других и широко популяризировал ся среди населения Советского Союза.

Память 28 панфиловцев увековечена установкой памятника в дер.Нелидово, Московской области. В Алма-Атинском парке культуры и отдыха установлен мраморный обелиск с мемориальной доской; их именем назван парк Федерации и несколько улиц столицы республики. Имена 28 панфиловцев присвоены многим школам, предприятиям и колхозам Советского Союза.

Главный военный прокурор ВС СССР
генерал-лейтенант юстиции
Н. Афанасьев.
10 мая 1948 года


http://hedrook.vho.org/library/panfil.htm
 
 
+1 #13 Юрий Васин 05.11.2013 12:51
Цитирую Alexander S.:
По цифрам потерь врага - ИМХО, все-таки сильно завышены. Если использовать только советские данные, которые, как правило, возникли в отчетах, составленных где-нибудь под Брянском глубокой осенью 1941 года - точно кривое зеркало, даже не полуправда, а кое-что похуже. Все писалось со слов людей, которым нужно было оправдываться... лучше, собирая информацию о героях июня 1941-го, опираться на какие-то немецкие доки и на свидетельства местных жителей...

Свидетельства местных жителей, увы, источник информации о потерях сторон крайне не надежный :sad:
А по поводу немецких доков - это декадные сводки что ли? С таким же успехом можно считать потери РККА по донесениям Совинформбюро...
К сожалению, целый пласт немецких ежедневных сводок о потерях по подразделениям канул в лету. Хотя, учет велся по двум каналам. Но....

Цитирую Alexander S.:
Все-таки важно приблизиться к пониманию реальной картины, а не соответствия прошлого каким-то собственным представлениям о нем. В части героизма - тоже. Я так считаю. А выводы пусть каждый сделает сам.

Тут я согласен полностью!
 
 
0 #12 Ilya 27.10.2013 12:54
Ну, на подвиг "простого народа" (рядовых бойцов и младших командиров) никто никогда и не покушался - если бы не они, то немцы промаршировали бы до Тихого океана, а не только до Москвы,Киева,Во лги.
Но вот то, что "В боях на границе ...сражались и погибли... комендант Брестского укрепрайона генерал-майор М.И. Пузырев..." - явный свистеж. Нач-к 62-го УРа генерал Пузырев возглавил "драп-марш" сил УРа на Восток, остановился лишь у Днепра. см."Записки пленного офицера" П.Палия
 
 
+5 #11 iviv 26.04.2012 16:03
Поражают ничтожества, с радостью смакующие "исторические открытия", о том, что подвига 28 панфиловцев не было, героическая оборона брестской крепости - миф, Зоя Космодемьанская поджигала дома мирных жителей и прочее. Эти любители принизить подвиг народа забывают (или не знают!) о том, что русский народ (в данном случае это обобщенное понятие, включающее все народы СССР), после десятилетий террора, голода, гражданской войны и прочих "радостей" начала ХХ века, оказался перед лицом жестокого врага и не дрогнул! Ценой миллионов жизней он принес свободу народам Европы, и как всегда сам остался ни с чем!
Да, Зоя поджигала дома мирных жителей, но она была солдатом и выполняла приказ уничтожить врага! Преступное отношение высших командиров и руководителей к простому народу, не позаботившихся об эвакуации мирного населения и отдавших приказ о поджогах домов, стало причиной этой и множества других трагедий той войны.
Подонки, бросавшие сотни и тысячи солдат в неподготовленны е лобовые атаки, бездарным командованием и руководством допустившие окружение сотен тысяч бойцов в "котлах" под Киевом и Вязьмой, блокаду Ленинграда, к сожалению никогда не ответят за свои преступления.
Можно долго рассуждать о бездарности и безнравственнос ти нашего высшего руководства, вспоминать позорные и преступные действия многих красных командиров и комиссаров, но НЕЛЬЗЯ принижать подвиг тех, кто не бежал от врага, а стоял насмерть, бил врага и приближал НАШУ ПОБЕДУ!
Рядовые бойцы, молодые лейтенанты, офицеры и генералы, не забывшие присяги, не бросившие оружие - герои, без всякого сомнения. Вечная им память! Спасибо Вам за ПОБЕДУ!
Не преуменьшайте величие подвига русского солдата! Их было миллионы, безвестных героев, которые сражались за право нашего народа жить. Они не думали о наградах, и большинство из них до сих пор лежат не погребенными. О большинстве настоящих подвигов мы не знаем, и скорее всего не узнаем никогда! Но пересматривать подвиги, ставить под сомнение героизм наших солдат, да и простого народа НЕЛЬЗЯ! Память героев - не помойка, и нечего там копаться грязными руками!
 
 
0 #10 lesik728 23.07.2011 09:17
Ни кто не может уменьшить героизм бойцов выполнивших свой воинский долг до конца. Что по поводу второстепенных направлений, то думаю зерно в этом есть. Дело в том, что там, где узел сопротивления мешал продвижению наступающих войск противника, он был подвергнут такому боевому давлению, что просто не мог физически сопротивляться на протяжении долгого времени. И не потому, что не оказывал должного сопротивления, а просто был уничтожен в более короткий строк. На второстепенных направлениях вражеское командование не имело возможности сконцентрироват ь таких сил и средств, как на основных. По этому здесь боевые действия проходили на протяжении более долгого времени. Просто интенсивность БД была разная. Но свой солдатский долг выполняли все до крайней возможности.
 
 
+5 #9 Alexander S. 17.03.2011 11:47
Да нет, 62-й УР строился на важнейшем направлении, хотя в СССР полагали, что если все-таки произойдет вторжение со стороны Германии, то главный удар будет нанесен южнее, в районе Львова.
По цифрам потерь врага - ИМХО, все-таки сильно завышены. Если использовать только советские данные, которые, как правило, возникли в отчетах, составленных где-нибудь под Брянском глубокой осенью 1941 года - точно кривое зеркало, даже не полуправда, а кое-что похуже. Все писалось со слов людей, которым нужно было оправдываться. Это важный момент. И героям из таких отчетов - малая цена. Я уже убедился в том, плотно занимаясь пограничниками. Уж лучше, собирая информацию о героях июня 1941-го, опираться на какие-то немецкие доки и на свидетельства местных жителей.
Все-таки важно приблизиться к пониманию реальной картины, а не соответствия прошлого каким-то собственным представлениям о нем. В части героизма - тоже. Я так считаю. А выводы пусть каждый сделает сам.
 
 
+2 #8 Vitaliy 28.01.2011 21:53
пожалуйста выложите речь Сталина на тот момент.
кто вам сказал что не было героев Панфиловцев, какие ваши доказательства?
прежде чем наводить клевету на предоставленный материал, подготовьте и выложите свою версию, как по Вашему было, с указанием источников.
уважаемый вы хотя бы карты читать умеете?
пожалуйста укажите источник который доказывает что оборонительные укрепления были возведены на второстепенном направлении.
спасибо за внимание
 
 
+3 #7 Валерий Потапов 07.12.2010 20:09
Насчет "второстепенных" направлений - поддерживаю. Интересно, а если бы те "второстепенные" направления эти люди не прикрывали своими жизнями, не стали бы они вмиг "первостепенными " как раз потому, что враг именно там и ломанулся бы основной силой?
 
 
+5 #6 Сергей. Б. 18.11.2010 22:53
Для ffiilliipp-а.
Люди боролись и героически погибли там, где застала их война.
Какая разница, построены эти доты на второстепенных или особо важных направлениях? Для этих солдат эти "направления" стали самыми важными в жизни.
А вы "ffiilliipp" с широко открытыми глазами готовы обгадить все, что вам, в силу гнили в душе, не понятно.
 
 
+6 #5 Андрей Кравченко 31.10.2010 22:13
Как раз, когда я не умел читать карты, тогда возможно творчество господина Резуна на меня и производило какое-то впечатление. Слава Богу с тех пор минуло достаточно лет, картыя читать поверьте, умею. Работа обязывает. Поэтому конспирологией не увлекаюсь.
 
 
+5 #4 Валерий Потапов 31.10.2010 18:09
Знаете, туфта - это как раз все эти новомодные "разоблачения" о панфиловцах, об Александре Матросове, Космодемьянской и т.д.
Поменьше читайте бульварных книжек с сенсационными "открытиями".

А книжки резуна лучше положить на полочку в туалете. Очень мягкая бумажка, знаете ли.
 
 
-16 #3 ffiilliipp 31.10.2010 18:01
Неплохо было бы также процитировать речь сталина о том что немцы понесли потери в размере 6 миллионов человек.
То что вы нашли в трех источниках это таже повесть (печальная) о 28 героях панфиловца, которых не было и о Зое косьмодемянской поджигавшей избы крестьян и выданной ими же. Короче туфта и пропаганда.
Только вам не понятно, а карты вы читать не умеете, что все эти доты и дзоты построены на второстепенных направлениях. А вам Alexander S, нужно гордиться что вы однофамилец такого человека который открыл нам глаза
 
 
+1 #2 Андрей Кравченко 29.10.2010 07:53
Согласен, цифра в 400 человек меня тоже смутила. Но так как она мне попалась трижды в трех разных источниках, я посчитал возможным вставить ее в статью.
с ув. Андрей Кравченко
 
 
0 #1 Alexander S. 28.10.2010 22:46
Вы касаетесь интересной и важной темы, однако постарайтесь более аргументированн о и спокойно обращаться с материалом. Например, цифра немецких потерь в 400 солдат и офицеров на участке 2-й роты 18-го ОПАБ - вас лично она не смущает? Источники указаны, но иногда желательно что-то и проверить, и с документами поработать, если, конечно, есть такая возможность.. А так, если просто патриотическую литературу или интернет читать, то на каждой погранзаставе легло по батальону врагов, а то и по полку.
В следующем году, возможно, будет отдельная и достаточно обстоятельная публикация по 62-му УР. В настоящее время мы ее готовим, идет сбор и обработка материала. так что постараемся не допускать "косяков" и воздать должное тем, кто этого заслужил в 1941.
С уважением, Александр Суворов (не Резун :))
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.