013.jpg
The Russian Battlefield
006.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Language

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

Сейчас на сайте:
  • 23 гостей
  • 5 поисковых ботов


НИ-1 "На испуг"

Печать
Share
Автор: Семен Федосеев
Впервые опубликовано 22.10.2009 22:25
Последняя редакция 22.10.2009 23:13

В дни героической обороны Одессы (5 августа — 16 октября 1941г.) защитники города остро нуждались в танках, а имели лишь несколько десятков легких БТ-5, БТ-7, Т-26, малых Т-37. Многократно ремонтированные, они перебрасывались с одного участка обороны на другой. Тогда и родилась идея постройки «суррогата» на базе трактора СТЗ-НАТИ. Разработанный в свое время на основе английского армейского тягача «Виккерс-Карден-Лойд» VCL обр. 1931 г., и серийно випускавшийся с 1937 года на СТЗ й ХТЗ он считался одним из лучших гусеничных тракторов среднего класса того времени.

Бронировка и вооружение тракторов производились на заводе им. Январского Восстания, в цехах которого тогда находились танко-ремонтные мастерские, руководимые А. Разумовским. Кроме этого, схожие машины выпускались на заводах «Красная Гвардия», им. Октябрьской революции и судоремонтным заводом № 1. Первоначально намеревались установить на них одноместную башню с 37-мм орудием Гочкиса, поскольку в наличии имелись разбитые танки Т-26 обр. 1932 г. с такими башнями, а на складах хранилось много 37-мм снарядов. Однако первые машины получились слишком высокими и опрокидывались, кроме того снаряды оказались к 37-мм зенитной автоматической пушке и для танковых орудий не годились. Решили тогда устанавливать на машины бронебашни с 7,62-мм пулеметом ДТ или 12,7-мм ДШК, и в дополнение — лобовой ДТ в шаровой опоре.

Для бронирования использовались 6-ти и 12-мм листы корабельной броневой стали или двухслойное котельное железо, подвергнутое специальной термической обработке и соединявшиеся ручной сваркой. Такое бронирование защищало только от огня легкого стрелкового оружия. Коробчатый бронекорпус устанавливался на шасси СТЗ-НАТИ с сохранением общей компоновки трактора: в передней части на раме располагался керосиновый двигатель мощностью 52 л. с., за ним — место механика-водителя, рядом — боевое отделение с бронебашней. Впереди, по бокам от двигателя смонтировали две бронерубки: правая — для наблюдателя, левая — для пулеметчика лобового пулемета. Для наблюдения служили открытые смотровые щели. Механик-водитель либо имел собственную смотровую щель, либо руководствовался указаниями наблюдателя и командира. Экипаж — 4 чел.

Коробка передач имела 4 передачи вперед и 1 назад. Тракторная ходовая часть не изменилась и включала на борт: 4 необрезиненных опорных катка, сблокированных в две тележки с горизонтальными винтовыми пружинами, два поддерживающих ролика; ведущее колесо заднего расположения.

Машина, конечно, получилась перетяжеленной, недостаточно устойчивой на ходу, развивала скорость не выше 7 км/ч; двигатель быстро перегревался; наблюдение из машины было просто отвратительным. Тарахтящее и лязгающее на ходу «танкоподобие» одесситы сразу окрестили «НИ» — «На испуг»; это и стало названием боевой машины. Всего до середины октября было построено около 60 «НИ».

Несмотря на все свои недостатки, «НИ» не без успеха использовался в частных контратаках, чему способствовали соблюдение принципа внезаности и небольшая глубина действий. Уже в первом бою 1 сентября у местечка Дальник три «НИ» вместе с одним БТ помогли 25-й Чапаевской стрелковой дивизии отбросить румынские части, напуганные появлением «неизвестных танков». По некоторым данным, в этой атаке использовался и психологический эффект: на тракторотанки установили и использовали мощные сирены и фары.

Обратно они даже привели на буксире 4 трофейные пушки. Во второй половине сентября был сформирован 210-й армейский танковый батальон, имевший 35 машин (10 БТ-7, несколько БТ-5 и тракторотанки «НИ»), которому пришлось участвовать во многих боях.

Во время эвакуации Приморской армии рота «НИ» стояла на западной окраине Одессы с задачей прикрытия аръергардов. Но противник, не обнаруживший отхода наших войск, не предпринимал попыток преследования. Экипажи «НИ» ушли последними, подорвав свои машины.

Источники: журнал «Военные знания», № 8, 1993 г.

ni
w_ni_1
w_ni_2
w_ni_3
w_ni_6
w_ni_7
w_ni_9
w_ni_10
w_ni_13

 
Оцените этот материал:
(5 голосов, среднее 4.60 из 5)

Добавьте ваш отзыв:

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить