013.jpg
The Russian Battlefield
004.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Language

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

Сейчас на сайте:
  • 34 гостей
  • 4 поисковых ботов


Hetzer по-русски

Печать
Share
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 18:06
Последняя редакция 27.12.2010 05:20
001
002
003
004

Вряд ли кто из любителей БТТ при упоминании имени «Хетцер» не поймет о какой машине идет речь. Этот низенький «гробик», вооруженный мощным 75-мм орудием, стал одной из наиболее удачных боевых машин третьего Рейха. Многие из современных любителей танков, отдавая дань этой самоходке, пренебрежительно отзываются об отечественных легких САУ и их создателях, якобы не додумавшихся до подобного решения. А между тем, в СССР над подобными САУ активно работали, причем начались эти работы много раньше, чем в фашистской Германии.

Строго говоря, история советской САУ истребителя танков началась еще до нападения фашистской Германии. В апреле 1941 года на совещании КО при СНК СССР, когда обсуждались планы выпуска танка Т-50 на текущий год, по инициативе маршала Г. Кулика «ввиду неготовности 57-мм танковой пушки для танка Т-50» на совещании поднимался вопрос и «...о разработке на шасси Т-50 танка-истребителя, вооруженного 57-мм пушкой большой мощности обр 1941 г. ( ЗИС-2), а также зенитного танка с 25-мм, или 37-мм автоматом для охраны танковых частей на марше и в развертывании от нападения вражеских танков и самолетов». 19 мая 1941 года С.Гинзбург докладывал в своем письме маршалу о разработанном конструкторской группой Отдела Главного Конструктора завода № 174 им. Ворошилова (руководитель проекта Наумов) об эскизном проекте такого танка-истребителя. В его докладе, в частности, говорилось:

«Реализация танка-истребителя Т-50 с вращающейся башней па заданным ТТТ... в настоящее время не представляется возможным без значительной переделки корпуса и проектирования большого количества механизмов заново... Это потребует больших временных и материальных затрат... Быстрая реализация поставленной задачи может иметь уд. [удовлетворительный, или удачный?] результат в случае отказа от вращающейся башни и разработки танка-истребителя в безбашенном варианте.

Это позволит сохранить высокую степень защиты экипажа за броневыми листами, расположенными под большими углами наклона и не ухудшит условия эксплуатации. 57-мм пушка большой мощности может быть установлена в лобовом листе танка или в специальной броневой надстройке с возможностью наведения огня в горизонтальной плоскости до 45 градусов. Командирскую наблюдательную башенку необходимо сохранить... Отсутствие у танка-истребителя вращающейся башни, несомненно, относится к числу его недостатков, однако только в этом случае скорость разработки можно значительно сократить и уложиться в жестко заданные тов. наркомом сроки... Такой безбашенный танк будет, несомненно, значительно мощнее, дешевле, малозаметнее и легче, чем любой другой современный танк, состоящий на вооружении КА...»

К сожалению, никаких изображений проекта этого советского «Хетцера» найти не удалось, как неизвестно и решение, принятое высшим начальством о нем. А с началом войны завод 174 был озабочен спешным освоением танка Т-50, затем дважды уезжал в эвакуацию и, скорее всего, работы по этому «танку-истребителю» больше не проводились.

Нужно еще немного задержаться возле силовой установки танка Т-50. Ведь в 1940 году для него был разработан специальный рядный дизельный двигатель В-4 (являвшийся как бы «половинкой» знаменитого В-2), который должен был в 1941–42 годах ставиться на легкие танки и гусеничные тягачи. К числу недостатков двигателя В-4 все проектировщики относили его обязательное вертикальное расположение, что усложняло его размещение в корпусах легких танков. Однако этот двигатель рабочим объемом 11,9 литров и номинальной мощностью 225 л.с. при 1750 об/мин был очень привлекателен для отечественной промышленности ввиду его высокой степени унификации с 12-цилиндровым В-2. Однако до начала войны завод № 75 его серийное производство так и не освоил.

Также в 1940 году завод № 185 завершил разработку дизельного двигателя № 744, главной особенностью которого было то, что он целиком помещался вместо штатного двигателя танка Т-26. Это был четырехтактный четырехцилиндровый дизель водяного охлаждения номинальной мощностью 150 л.с. при 1700 об/мин. Дизель предполагался в первую очередь для оснащения танков Т-26-1 и боевых машин, создаваемых на его базе, в ходе проведения их широкомасштабной модернизации в 1941–43 годах. Однако его производство в 1941 году освоено не было, а в ходе войны ни один моторный завод, пытавшийся организовать его производство, не смог наладить выпуск топливных насосов, а значит и двигателей в целом.

Практически все первые проекты САУ, предложенные в годы войны, рассматривались как универсальные артиллерийские средства поддержки танковых частей или пехоты, ориентированные в первую очередь на борьбу с вражескими танками. Это были большей частью своеобразные дешевые «танки без башни», которые могли выпускаться в больших количествах на существующем оборудовании имеющимися силами.

Уже осенью 1941 года завод № 174 предложил начать выпуск «танка-истребителя» на базе узлов Т-26, особенно тех, что требовали ремонта. Для этого у танка предлагалось демонтировать башню с вооружением, а в броневой надстройке корпуса установить 76-мм пушку Ф-32 (производство которых вел Ленинградский Кировский завод). Проект был принят к исполнению, но начавшаяся вскоре эвакуация ИЗ, ЛКЗ и завода им. Ворошилова, остановила работы по нему.

3 марта 1942 года к созданию легких САУ приступил НКТП по инициативе недавно назначенного сюда начальника спецбюро ОГК НКТП С.Гинзбурга. В эскизном проекте спецбюро предлагало использовать для САУ унифицированное шасси из узлов легкого танка Т-60 и грузовых автомобилей. Однако «хетцероподобных» машин в этом соцветии не было, и до осени 1942 года НКТП практически не возвращался к вопросу развертывания работ по созданию САУ. Как писал Л.Горлицкий«Других забот тогда хватало».

Но уже в апреле 1942 года с инициативой организации производства специальных противотанковых САУ выступил НКВ. Интересно отметить, что в задании па разработку эти САУ назывались «штурмовые противотанковые орудия», причем особо оговаривались следующие их особенности:

«1. Иметь возможно более низкий силуэт (желательно на уровне среднего роста человека)
2. Использовать наиболее дешевые узлы массово производимых легких танков, грузовых автомобилей и тракторов.
3. В качестве силовой установки иметь возможность установки серийно производимых автомобильных моторов, из числа хорошо освоенных промышленностью.
4. Иметь возможно меньшую численность экипажа, не свыше 3 человек.
5. Иметь вооружение, способное на дистанции 500 м пробивать броню толщиной 50 мм и более.
6. Броневая защита САУ должна обеспечивать надежную защиту машины от 37-мм противотанковых пушек с лобовых ракурсов на всех дистанциях действительного огня. Борта и корма САУ должны предохранять экипаж от пуль крупнокалиберных пулеметов, легких ПТР, а также осколков снарядов, бомб и мин.»

К работе над проектом САУ подключились конструкторские коллективы НИИ-13, МВТУ им. Баумана, НАТИ, ЦАКБ, Уралмашзавода, а также родственные предприятия из НКТП: завод № 592, ГАЗ, ОКБ 38 и ряд других.



 
Оцените этот материал:
(11 голосов, среднее 4.64 из 5)

Добавьте ваш отзыв:

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить