|
СЕЙЧАС НА САЙТЕЧитателей нет |
Впервые опубликовано 12.08.2011 09:13
Последняя редакция 12.12.2011 17:06
Материал читали 26119 человек
Пред. страница - Страница 1 из 3 - След. страница >>
С лета 1944 года Третий рейх и его союзники ушли в «глухую защиту». Катастрофа в Белоруссии, перенос боевых действий на восточном фронте за границы СССР, открытие второго фронта, массированные бомбардировки территории Германии: все подсказывало неминуемый и скорый крах «вечного» рейха. Отдельные локальные успехи германских вооруженных сил просто продлевали агонию. Германия и ее союзники были вынуждены вести войну на два фронта: с востока к исконно германским территориям подходила Красная Армия, чье военное могущество возрастало с каждым днем, с запада наступали англо-американские войска, имевшие «большой зуб» на нацистов и огромный технический перевес. В контексте ведения боевых действий в период с июня 1944 года по май 1945 года возникает несколько довольно интересных вопросов. Как велики были потери рейха в личном составе вооруженных сил и в основных видах боевой техники в этот период? Как они распределялись по театрам военных действий? Какой направление (западное или восточное) было приоритетным для руководства рейха? Для тех, кто живет на территории бывшего СССР, казалось бы, ответ очевиден. Но верен ли он? Ведь для тех, кто сегодня живет на Западе и в США правильным ответом кажется совсем другой. С одной стороны, существует «канонизированное» мнение, источник которого лежит еще в советской трактовке событий Второй Мировой войны: основные усилия ВС рейха и союзники немцев сосредоточили против Красной Армии, а западный фронт ими рассматривался, как второстепенный. С другой, существует прямо противоположное мнение, особенно в англоязычной «поп» историографии, расценивающее именно восточный фронт в качестве «второстепенного». АВИАЦИЯБоевая авиация играла огромную роль во Второй Мировой войне. Превосходство в воздухе позволяло противоборствующим сторонам наносить противнику существенные потери, в свою очередь весьма сильно снижая собственные. Более того авиастроение являлось своеобразной «лакмусовой бумагой» для каждой из воюющих стран, показывающей как промышленный и интеллектуальный потенциал страны, так и умение его реализовать на практике.
По немецким данным, немецкой авиапромышленностью и промышленностью оккупированных Германией стран с 1 сентября 1939 года и до конца войны было выпущено 113 515 самолетов всех типов, из них 18 235 бомбардировщиков, 53 729 истребителей, 12 359 штурмовиков, 11 546 учебных самолетов, 1190 морских самолетов, 3145 транспортно-десантных планеров. В советское время утверждалось, что немцы потеряли на восточном фронте 77 000 самолетов. В классическом труде "Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах" даны более скромные цифры по потерям немецких ВВС на Восточном фронте: 1941 год – 4200 самолетов, 1942 – 11 550, 1943 – 15 200, 1944 – 17 500, 1945 год – 4 400. В общей сложности: 52 850 самолетов. В монографии «Гриф секретности снят» коллектива авторов под руководством Г.Ф. Кривошеева содержатся другие данные потерь ВВС Германии на Восточном фронте: 1941 год – 4 000 самолетов, 1942 год – 11 500 самолетов, 1943 – 19 000, 1944 – 17 500, 1945 – 7 500. Итого: 59 500 самолетов всех типов. Это, так сказать, официальная российская точка зрения на сей момент. Есть точка зрения, отличная от нашей официальной. Впервые цифры безвозвратных/общих потерь германских Luftwaffe были обнародованы известным историком авиации О. Гройлером (Грёллером) в 3-м номере журнала «Militaergechichte» еще в 1972 году, на основе ежедневных сводок 6-го отдела генерал-квартирмейстера ВВС рейха. Сказать, что эти данные отличаются от циркулировавших в советской историографии, значит, не сказать ничего. Так потери самолетов за 1941 год на восточном фронте составляют по этим данным 2213 самолет безвозвратно и 1435 сильно поврежденными. За период с января по август 1942 года 4 561 уничтоженными и 3 740 поврежденными [1]. Но дело в том, что документы 6-го отдела сохранились не полностью, поскольку архив люфтваффе был большей частью уничтожен самими немцами. Более либо менее полные данные сохранились по декабрь 1943 года, частично до декабря 1944 года, и отрывочно за 1945 год. Оставшаяся часть документов была большей частью вывезена в США, и только в 1970-х годах возвращена в военный архив ФРГ. Таким образом, нет достоверных данных о потерях немецких ВВС за последний год боевых действий в Европе. Однако, безвозвратные потери на восточном фронте понесенные именно при выполнении боевых заданий были известны довольно точно. По данным Гройлера они составили в 1944 году: 839 истребителей, 1342 бомбардировщика и штурмовика, 376 разведчиков [1]. Некоторые отечественные «историки» радостно уцепились за эти цифры и, исходя из известных потерь советских ВВС, вывели соотношение потерь 6:1 в пользу немцев, а кое-кто умудрился получить даже 8:1. Однако эти «историки» забыли учесть, что все воюющие стороны несли значительные небоевые потери в авиации в течение всей Второй Мировой войны. Цифра небоевых потерь колеблется от 40% в немецких ВВС, до 50-55% в советских. К тому же Гройлер писал свою работу еще в 1972 году, с тех пор вышло еще несколько весьма обстоятельных исследований по вопросу потерь немецких ВВС в период с 1940 по 1945 года. На данный момент наиболее полная и достоверная информация по потерям люфтваффе и по раскладке этих потерь по ТВД содержится в работах профессора Мюррея и историка авиации Майкла Хольма. Согласно этим данным потери Люфтваффе составляют: на Восточном фронте за период февраль – декабрь 1942 года 2 955 уничтоженных самолетов непосредственно в бою, 2 308 самолетов потерянных «вне воздействия противника» и 1806 самолетов поврежденными. Итого потери люфтваффе на советско-германском фронте составили 5263 самолета уничтоженными плюс 1806 поврежденными, а в сумме 7 069 боевых машин, что составляет 58% всех потерь люфтваффе за 1942 год по отношению ко всем ТВД. На всех остальных фронтах было потеряно 3 806 самолетов безвозвратно и 1 102 поврежденными, или 4 908 боевых машин. Данные по учебным частям за 1942 год отсутствуют. |
||||||||||||||||||||||||
© THE RUSSIAN BATTLEFIELD, 1998 - 2023 |
Комментарии
В число 86733 самолёта входят также 21213 самолётов, безвозвратно потерянных на Восточном фронте (в период с 22 июня 1941 года и, как сказано в журнале "История Авиации", по "состоянию на октябрь 1944 года").
Если взять безвозвратные потери за октябрь-декабрь 1944 года из приведённой в статье таблицы номер 2 "Потери люфтваффе по данным BA-MA 2 III\874-882 на советско-германском фронте за 1944 год", а также распространить средние безвозвратные потери Люфтваффе за последние три месяца 1944 года на первые четыре месяца 1945 года (из расчёта примерно по 400 погибших немецких самолётов на Восточном фронте за каждый месяц 1945 года, ибо нет оснований полагать, что цифра была больше, скорее даже меньше из-за продолжавшейся "перекачки" немецкой истребительной авиации с Востока на Запад), то получится, что за всю Великую Отечественную войну немцы безвозвратно потеряли на Восточном фронте: 21213 плюс 1151 плюс 1600 равно 23964 самолёта (округлённо 24000 самолётов, а не 28000 самолётов, как указано в статье).
Эти данные похожи на числовые сведения, которые получили Р.Ларинцев и А.Заблотский в архиве службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе, ведавшей учётом потерь. По мнению Р.Ларинцева и А.Заблотского, степень неполноты сведений, содержащихся в немецких документах, сравнительно невелика и их отрывочность и неточность в основном относится к первым четырём месяцам 1945 года, когда система централизованно го учёта в Третьем Рейхе начала быстро разлаживаться.
Если исходить из вышеизложенного , то безвозвратные потери немецкой авиации по всем причинам за Вторую Мировую войну распределились так:
62733 самолёта – на всех западных театрах военных действий (в период с 1 сентября 1939 года по 8 мая 1945 года), включая уничтоженные как на территории самой Германии, так и в её воздушном пространстве в результате стратегических налётов английской и американской авиации.
около 24000 самолётов – на Восточном фронте (в период с 22 июня 1941 года по 8 мая 1945 года).
21373 самолёта – в тыловых районах без воздействия противника (в период с 1 сентября 1939 года по 8 мая 1945 года; в результате аварий и катастроф при обучении в лётно-авиационных школах, при перегонах с заводов-изготовителей или авиаремонтных заводов в войсковые части, в ходе транспортно-пассажирской работы на внутренних авиалиниях, во время лётных испытаний и заводских облётов, а также из-за списания по износу).
Самолёты Люфтваффе и прочих германских организаций и ведомств, переданные в качестве трофеев войскам стран-победительниц после 8 мая 1945 года (в соответствии с актом о безоговорочной капитуляции Германии), в вышеприведённые цифры не входят.
По данным книги-справочника А.Б.Широкорада "Бог войны Третьего рейха", Издательство АСТ, Москва, 2003 год, в довоенное время и за годы Второй Мировой войны в Вермахт (наземные войска) и в Люфтваффе (по Кригсмарине сведений нет) поступила малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА) в следующих количествах (ниже указано число отдельных пушек, или, что то же самое, отдельных стволов в зенитных установках всех видов, а не число самих установок):
20-мм автоматические зенитные пушки – 178537 единиц,
25-мм автоматические зенитные пушки – 300 единиц,
30-мм автоматические зенитные пушки – 371 единица,
37-мм автоматические зенитные пушки – 22458 единиц.
По сведениям из различных источников (например, по публикациям в журнале "История Авиации", номер 27 от 2006 года) в 1940 году Вермахт (подразумеваютс я немецкие сухопутные войска) и Люфтваффе (немецкая военная авиация) вместе в среднем имели 286 стандартных батарей малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА), в 1941 году – 752 батареи МЗА (из них 135 батарей МЗА – на Восточном фронте), в 1942 году – 892 батареи МЗА (из них 162 батареи МЗА – на Восточном фронте), в 1943 году – 1338 батарей МЗА (из них 174 батареи МЗА – на Восточном фронте), в 1944 году – 1612 батарей МЗА (из них 336 батарей МЗА – на Восточном фронте). За 1945 год – точных данных нет.
Однако, если подсчёты вести не по числу батарей МЗА, а по числу перебывавших на Востоке (то есть направленных против Советского Союза) стволов пушек малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) Вермахта и Люфтваффе, то общая относительная цифра за войну составит максимум 35 процентов, так как потери матчасти батарей МЗА на Восточном фронте были больше, чем на Западных театрах военных действий, и, соответственно, её восполнение протекало интенсивнее, чем на Западе. Если же учитывать малокалиберную зенитную артиллерию (МЗА) Кригсмарине, которая большей частью была обращена против наших западных союзников, то доля немецкой малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА), задействованной против советских войск с 22 июня 1941 года до 8 мая 1945 года, не превысит 30 процентов от её общей численности (от общего количественного ресурса за то же самое время) в вооружённых силах Германии.
На Востоке немцы всю войну применяли зенитную артиллерию только среднего и малого калибров. Немецкая фронтовая зенитная батарея орудий среднего калибра (немецкое обозначение на фронте – "тяжёлая зенитная батарея") по штату 1943 года насчитывала четыре 88-мм зенитные пушки и два 20-мм зенитных автомата и в стандартном боевом порядке на позиции занимала площадь от 200 х 200 метров до 400 х 400 метров (не более). Немецкая фронтовая малокалиберная зенитная батарея (на фронте у немцев обозначалась как "лёгкая зенитная батарея") по штату 1943 года имела 12 зенитных пушек-автоматов калибра либо 20-мм, либо 37-мм и группировалась на площади от 100 х 100 метров до 200 х 200 метров.
Крупнокалиберны е зенитные пушки (105-мм и 128-мм) поступали исключительно в систему ПВО Германии.
В предвоенное время и за годы Второй Мировой войны (наличие на 1 сентября 1939 года плюс поступление до 8 мая 1945 года) Вермахт (наземные войска), Люфтваффе (включая ПВО) и Кригсмарине в сумме получили среднекалиберну ю (88-мм) и крупнокалиберну ю (105-мм и 128-мм) зенитную артиллерию (в немецком обозначении все три калибра считались "тяжёлыми") в следующих количествах:
88-мм зенитные пушки – 21043 единицы,
105-мм зенитные пушки – 4026 единиц,
128-мм зенитные пушки – 569 единиц.
Согласно немецким архивным данным, на 1 января 1941 года Вермахт и Люфтваффе имели:
ПВО Германии – 537 батарей тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм, 105-мм и 128-мм зенитные пушки),
Западный фронт (Франция, страны Бенилюкса) – 97 батарей тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм зенитные пушки),
Северный фронт (Норвегия, Финляндия) – 33 батареи тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм зенитные пушки),
Юго-Восточный фронт (Греция, Венгрия, Румыния) – 45 батарей тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм зенитные пушки),
Южный фронт (Северная Африка, Италия) – 6 батарей тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм зенитные пушки),
Восточный фронт (выделено для намеченной военной операции против СССР) – 239 батарей тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм зенитные пушки).
Согласно немецким архивным данным, на 1 января 1942 года Вермахт и Люфтваффе имели:
ПВО Германии – 744 батареи тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм, 105-мм и 128-мм зенитные пушки),
Западный фронт (Франция, страны Бенилюкса) – 122 батареи тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм зенитные пушки),
Северный фронт (Норвегия, Финляндия) – 44 батареи тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм зенитные пушки),
Юго-Восточный фронт (Греция, Венгрия, Румыния) – 60 батарей тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм зенитные пушки),
Южный фронт (Северная Африка, Италия) – 30 батарей тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм зенитные пушки),
Восточный фронт (СССР) – 148 батарей тяжёлой зенитной артиллерии (88-мм зенитные пушки).
По последующим годам Второй Мировой войны точных сведений не имею, но чётко проявлялась тенденция к значительному увеличению численности батарей тяжёлой зенитной артиллерии на Западе и сохранению на уровне 1942 года на Востоке (лишь во второй половине 1944 года на Восточном фронте наблюдалось увеличение – примерно до 220 батарей 88-мм зенитных пушек).
Конечно, приводить все имевшееся у меня данные по Илам-2 и весь алгоритм вычислений трудно из-за громозкости. Но вот некоторые моменты…
После всех вычислений у меня остался один существенный вопрос: как согласовать данные по общим безвозвратным потерям самолётов-штурмовиков за 1944 год между официальной советской книгой "Гриф секретности снят" (8900 самолётов) и представленной лётчиком–ветера ном Великой Отечественной войны В.И.Алексеенко в таблице номер 6 в официальном журнале Военно-Воздушных Сил России "Авиация и космонавтика", номер 3 от 2000 года (7462 самолёта)? Разница – в 1438 самолётов! Правда, В.И.Алексеенко подчёркивает, что его цифры относятся только к потерям Военно-Воздушных Сил, а данные из книги "Гриф секретности снят" – ко всем Вооружённым Силам СССР. Помимо Военно-Воздушных Сил, в "копилку" безвозвратных потерь штурмовой авиации свою лепту вносили Военно-Морской Флот и Наркомат авиационной промышленности (хотя последний к Вооружённым Силам не относился).
По подсчётам, взятым из монографии В.И.Перова (действительног о члена и руководителя секции истории авиации Академии наук авиации и воздухоплавания , профессора, доктора технических наук, Лауреата Государственной премии СССР) и О.В.Растренина "Штурмовик Ил-2", изданной редакцией журнала "Авиация и космонавтика" и РОО "Техинформ" и опубликованной в журнале "Авиация и космонавтика", номер 5-6 от 2001 года, общие безвозвратные потери советского Военно-Морского Флота за 1944 год составили примерно 650 самолётов-штурмовиков.
Получается, что остальные 1438 минус 650 равно 788 погибших штурмовиков приходятся на Наркомат авиационной промышленности. Эти 788 самолётов – сплошь небоевые безвозвратные потери. В своё время я наслушался рассказов ветеранов авиационной промышленности о том, что каждый десятый Ил-2, только-только вышедший из заводских ворот, разбивался из-за низкого качества изготовления либо сразу во время испытательных облётов, либо позже – во время перегона на фронт.
Полученная цифра 788 вполне соответствует этим рассказам… По монографии В.И.Перова и О.В.Растренина "Штурмовик Ил-2" советская авиационная промышленность в 1944 году выпустила 11101 штурмовик Ил-2 и 73 штурмовика Ил-10.
То есть на Наркомат авиационной промышленности в относительно благополучном 1944 году пришлись безвозвратные потери советской штурмовой авиации, представлявшие 7 процентов от общего производства самолётов-штурмовиков в том же самом году. И понятно, что погибшие наркоматовские Илы-2 в отчётной документации строевых штурмовых авиачастей никак не проходили…
И это только по самолётам-штурмовикам… Но подобная "неучтёнка" имела место и по всем прочим типам и маркам выпускавшихся в СССР самолётов.
В статье сказано (цитирую): "По немецким данным, немецкой авиапромышленно стью и промышленностью оккупированных Германией стран с 1 сентября 1939 года и до конца войны было выпущено 113 515 самолетов всех типов, из них 18 235 бомбардировщико в, 53 729 истребителей, 12 359 штурмовиков, 11 546 учебных самолетов, 1190 морских самолетов, 3145 транспортно-десантных планеров." (конец цитирования).
А в конце статьи можно прочитать (цитирую): "С учетом немецких потерь все весьма сложно. По собственно немецким источникам достоверно известно о потерях 79 400 самолетов, в то же время существуют и другие оценки: 112 000 самолетов. Если же принять немецкую цифру, непонятно, куда делись более 40 000 боевых машин." (конец цитирования).
Во-первых.
Откуда взялось 40000 боевых машин?
Даже в приведённой в статье цифре 113515 далеко не все самолёты являются боевыми (что следует из последовавшей росписи по их типам и назначению, включая безмоторные планеры), а численность "штурмовиков" и вовсе какая-то запредельная (видимо, к штурмовикам причислены истребители-бомбардировщики , что совсем не одно и то же). В оставшейся "бесхозной" цифре 40000 вряд ли найдётся и половина "боевых машин", а остальные относятся к транспортным, связным, поисково-спасательным, санитарным, учебным, опытно-экспериментальн ым, гражданским и прочим (вообще-то, и самолёты-разведчики к боевым не относятся).
Во-вторых.
Если взглянуть, как мало Германия наскребала самолётов всех типов и назначений (и, в частности, боевых) перед военными кампаниями в Польше в 1939 году и во Франции в 1940 году, то с большой натяжкой можно себе представить, что общий количественный ресурс германской авиации за Вторую Мировую войну достигал 119400 самолётов (если к указанному в статье выпуску за войну 113515 самолётов прибавить имевшиеся на 1 сентября 1939 года и чтобы полученная сумма "сошлась" с суммой 79400 самолётов плюс 40000 "боевых машин").
В-третьих.
В любом случае 40000 "неоприходованны х" самолётов никак нельзя причислить к безвозвратным потерям авиации Германии в ходе военных действий.
Большая часть из этих 40000 (особенно что касается реактивных) представляла собой захваченные противником самолёты уже после окончания военных действий, и поэтому зачислять их в список боевых и небоевых безвозвратных потерь некорректно. Это были либо исправные (например, не имевшие лётно-технического обеспечения или топлива), либо стоявшие в ожидании ремонта и технического обслуживания, либо скопившиеся в разной степени укомплектованно сти на заводских аэродромах, либо просто долгое время по тем или иным причинам никак не использовавшиес я (из-за нехватки того же топлива, направлявшегося в первую очередь в истребительную авиацию).
Скорее всего, была и ещё одна статья неучтённых безвозвратных потерь. Это погибшие при перегоне с заводов-изготовителей в авиационные части и авиашколы. До официальной приёмки представителями заказчика (обычно – представителями Люфтваффе) они числились выпущенными, но в войска не прибывшими, а, значит, там и не зарегистрирован ными. Своего рода – документационно "пропавшие без вести". И таких "пропавших" за Вторую Мировую войну накопилось достаточно много… И не только у немцев…
Подробные таблицы из этого доклада со сведениями о людских потерях персонала Люфтваффе в период с начала Второй Мировой войны (с 1 сентября 1939 года) по последнюю на тот момент текущую отчётную дату (по 31 января 1945 года) приведены в журнале Военно-Воздушных Сил России "Авиация и космонавтика", номер 8 от 1998 года.
Распределение потерь Люфтваффе в людях с 1 сентября 1939 года по 31 января 1945 года по географическим зонам ведения боевых действий следующее:
Западный театр военных действий с 1 сентября 1939 года до 6 июня 1944 года, то есть до открытия "второго фронта" в Европе (Польша, Норвегия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия, Атлантика, воздушное пространство Германии):
убито 34147 человек, из них 3010 офицеров;
пропало без вести 52610 человек, из них 2961 офицер;
ранено 46157 человек, из них 2371 офицер.
Западный театр военных действий с 6 июня 1944 года по 31 января 1945 года – после открытия "второго фронта" в Европе (Норвегия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия, Румыния, Австрия, Атлантика, воздушное пространство Германии):
убито 11066 человек, из них 556 офицеров;
пропало без вести 41217 человек, из них 1339 офицеров;
ранено 25673 человека, из них 774 офицера.
Южный театр военных действий с 31 марта 1941 года по 31 января 1945 года (Северная Африка, Средиземное море, Югославия, Албания, Греция, Италия, южная Франция):
убито 22625 человек, из них 1270 офицеров;
пропало без вести 54325 человек, из них 2292 офицера;
ранено 42613 человек, из них 1521 офицер.
Восточный фронт (весь советско-германский фронт с прилегающими морскими акваториями) с 22 июня 1941 года по 31 января 1945 года:
убито 52932 человека, из них 2499 офицеров;
пропало без вести 49210 человек, из них 2569 офицеров;
ранено 116818 человек, из них 4318 офицеров.
Собственно лётный состав среди убитых в среднем насчитывает 27 процентов (среди погибших офицеров доля лётного состава достигает 62 процентов), среди пропавших без вести лётный состав – 17 процентов (среди пропавших без вести офицеров лётный состав – 55 процентов), среди раненых лётный состав – 13 процентов (среди раненных офицеров лётный состав – 45 процентов).
Таким образом, за время, прошедшее с начала Второй Мировой войны, по состоянию на 31 января 1945 года безвозвратные потери Люфтваффе на Западе, то есть погибшими и пропавшими без вести, составили 215990 человек, а на Востоке (на советско-германском фронте) безвозвратные потери составили 102142 человека.
Какая странная логика! Согласно ей, например, получается, что приграничное сражение 1941 года вчистую выиграно Крайсной Армией, а иначе "кто же тогда гнал германскую армию с территории России, скольким из той армии посчастливилось возвратиться в Германию и вообще, почему война закончилась в Берлине, а не в Москве".
Смешно? Мне - да.
Вы путаете победу в сражении с победой в войне. Можно выиграть сражение, но проиграть войну. Что, собственно произошло с наполеоновской и с гитлеровской армиями.
Потери Люфтваффе
с 01.09.1939 по 31.03.1945
101283 самолета
по периодам
всего среднемесячные
1. 01.09.1939-21.06.1941 9980 454
2. 22.06.1941-30.11.1942 20833 1254
3. 01.12.1942-31.12.1943 26005 2000
4. 01.01.1944-31.03.1945 44465 2964
Потери на Восточном фронте за вторую половину 1941 - 3827 (80% от всех потерь)
Потери по фронтам с 01.01.1942 по 31.08.1942 - 8288 - всего, в т.ч.
Восточный фронт 4660 (56%)
Европа и ПВО Германии 2121 (25%)
Африка и Сред.море 1520 (18%)
Потери по фронтам с 09.1943 по 10.1944 - 35660 - всего, в т.ч.
Восточный фронт 8600 (24%)
ПВО Германии 12807 (36%)
Западный фронт 9785 (27%)
Италия, Сред.море,Балканы 4468 (12%)
Распределение по видам потерь
уничт. поврежд.всего
боевые 40613 20492 61105
небоевые 10457 15171 25628
школы 11442 9931 21373
ИТОГО 62512 45594 108106
Потеряно боевых самолетов - 99771 41452 истребителя, 10221 ночной истребитель и охотник, 5848 штурмовиков и пикировщиков,22 037 бомберов, 6141 транспортник, 3598 - ближних и 3135 - дальних разведчиков
Надо Солонина подгонять, пускай пишет: "Куда улетели стервятники Геринга". :)