Средства связи РККА Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. battlefield.ru Радиостанция V-100 2005-09-27T12:25:45Z 2005-09-27T12:25:45Z /v-100-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Широкое применение на фронтах 2-й Мировой войны имела американская переносная радиостанция <strong>V-100</strong>. Вся станция переносилась в трех брезентовых ранцах: в первом располагался сам приемопередатчик массой 21 кг, во втором - ручной динамопривод массой 15,5 кг, в третьем - комплект радиоантенн массой 13,6 кг. Весь комплект весил около 50 кг, и переносился тремя связистами. В Красной Армии она применялась от полкового звена управления до небольших разведгрупп. В зависимости от типа антенны, в комплект радиостанции входили 1,5 м складной штырь и диполь, станция обеспечивала дальность устойчивой связи до 100 км. Питание передатчика производилось от ручного динамопривода. Приемник мог питаться как от того же динамопривода, так и от сухих батарей.</p> <p class="plain">Аналогичные V-100 по техническим характеристикам советские радиостанции типа <strong>РБ </strong>и <strong>РБМ </strong>значительно превосходили американскую станцию по своей компактности, надежности, экономичности. К началу войны этих радиостанций выпускалось: РБ - 9 тыс., а РБМ - 12 тыс. в год. В октябре 1941 г. заводы эвакуировались и выпуск радиостанций этого типа был возобновлен только в конце марта 1942 г. составив, при общей потребности войск в 48000 комплектах, всего 4479, т.е. менее 10% необходимого количества.</p> <p class="plain">Широкое применение на фронтах 2-й Мировой войны имела американская переносная радиостанция <strong>V-100</strong>. Вся станция переносилась в трех брезентовых ранцах: в первом располагался сам приемопередатчик массой 21 кг, во втором - ручной динамопривод массой 15,5 кг, в третьем - комплект радиоантенн массой 13,6 кг. Весь комплект весил около 50 кг, и переносился тремя связистами. В Красной Армии она применялась от полкового звена управления до небольших разведгрупп. В зависимости от типа антенны, в комплект радиостанции входили 1,5 м складной штырь и диполь, станция обеспечивала дальность устойчивой связи до 100 км. Питание передатчика производилось от ручного динамопривода. Приемник мог питаться как от того же динамопривода, так и от сухих батарей.</p> <p class="plain">Аналогичные V-100 по техническим характеристикам советские радиостанции типа <strong>РБ </strong>и <strong>РБМ </strong>значительно превосходили американскую станцию по своей компактности, надежности, экономичности. К началу войны этих радиостанций выпускалось: РБ - 9 тыс., а РБМ - 12 тыс. в год. В октябре 1941 г. заводы эвакуировались и выпуск радиостанций этого типа был возобновлен только в конце марта 1942 г. составив, при общей потребности войск в 48000 комплектах, всего 4479, т.е. менее 10% необходимого количества.</p> Радиопередатчик ТА-12В 2005-09-27T12:24:46Z 2005-09-27T12:24:46Z /ta-12v-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">На самолетах-бомбардировщиках типа <strong>"Бостон III"</strong> устанавливался радиопередатчик <strong>ТА-12В</strong>, выпускавшийся американской фирмой "Bendix Radio". Эта средне-коротковолновый, телефонно-телеграфный, симплексный радиопередатчик предназначался для обеспечения связи между самолетами и связи самолета с землей. Диапазон частот: передатчика - от 0,3-0,6 мГц и от 3 до 6,97 мГц, приемника - от 0,15 до 1,1 мГц и от 2 до 10 мГц. Мощность 40 Вт. Источники питания: бортовая сеть 25 В через умформер.</p> <p class="plain">На самолетах-бомбардировщиках типа <strong>"Бостон III"</strong> устанавливался радиопередатчик <strong>ТА-12В</strong>, выпускавшийся американской фирмой "Bendix Radio". Эта средне-коротковолновый, телефонно-телеграфный, симплексный радиопередатчик предназначался для обеспечения связи между самолетами и связи самолета с землей. Диапазон частот: передатчика - от 0,3-0,6 мГц и от 3 до 6,97 мГц, приемника - от 0,15 до 1,1 мГц и от 2 до 10 мГц. Мощность 40 Вт. Источники питания: бортовая сеть 25 В через умформер.</p> Радиостанция SCR-659 2005-09-27T12:22:44Z 2005-09-27T12:22:44Z /scr-610a-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">В войсках ПВО использовалась радиостанция <strong>SCR-659</strong>. Ультракоротковолновая, телефонная, с диапазоном частот: 27-38,9 МГц и мощностью передатчика 2 Вт. Источники питания радиостанции служили аккумуляторы 6 В с вибропреобразователем или сухие элементы типа <strong>БА-39</strong>, <strong>БА-40</strong>.</p> <p class="plain">В войсках ПВО использовалась радиостанция <strong>SCR-659</strong>. Ультракоротковолновая, телефонная, с диапазоном частот: 27-38,9 МГц и мощностью передатчика 2 Вт. Источники питания радиостанции служили аккумуляторы 6 В с вибропреобразователем или сухие элементы типа <strong>БА-39</strong>, <strong>БА-40</strong>.</p> Радиостанция BC-611 2005-09-27T12:20:06Z 2005-09-27T12:20:06Z /scr-563-a-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">В сухопутных войсках для обеспечения связи в ротных сетях управления использовалась радиостанция BC-611. Эта коротковолновая, телефонная радиостанция настраивается при помощи кварцев только на одну частоту. Дальность действия до 1,6 км. Диапазон частот от 3,5 до 6 мГц. Источники питания батареи ВА-37, ВА-38.</p> <p class="plain">В сухопутных войсках для обеспечения связи в ротных сетях управления использовалась радиостанция BC-611. Эта коротковолновая, телефонная радиостанция настраивается при помощи кварцев только на одну частоту. Дальность действия до 1,6 км. Диапазон частот от 3,5 до 6 мГц. Источники питания батареи ВА-37, ВА-38.</p> Радиостанция BC-654 2005-09-27T12:19:22Z 2005-09-27T12:19:22Z /scr-284-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Для работы в радиосетях наведения предназначалась радиостанция <strong>BC-654</strong>. Коротковолновая, телефонно-телеграфная. Диапазон частот: 3,8-5,8 МГц. Мощность 10 Вт. Дальность действия до 50 км.</p> <p class="plain"><span style="text-decoration: underline;">Источники питания:</span><br /> а) Приемник - от батареи <strong>ВА-43</strong> и вибропреобразователя <strong>РЕ-104-А</strong>;<br /> б) Передатчик - от стартерной аккумуляторной батареи 6 В через умформер <strong>РЕ-103-А</strong>, от батареи <strong>ВА-43</strong> или от ручного динамопривода типа <strong>GN-45-А</strong>.<br /> Эти же радиостанции использовались и в корпусных звеньях управления.</p> <p class="plain">Для работы в радиосетях наведения предназначалась радиостанция <strong>BC-654</strong>. Коротковолновая, телефонно-телеграфная. Диапазон частот: 3,8-5,8 МГц. Мощность 10 Вт. Дальность действия до 50 км.</p> <p class="plain"><span style="text-decoration: underline;">Источники питания:</span><br /> а) Приемник - от батареи <strong>ВА-43</strong> и вибропреобразователя <strong>РЕ-104-А</strong>;<br /> б) Передатчик - от стартерной аккумуляторной батареи 6 В через умформер <strong>РЕ-103-А</strong>, от батареи <strong>ВА-43</strong> или от ручного динамопривода типа <strong>GN-45-А</strong>.<br /> Эти же радиостанции использовались и в корпусных звеньях управления.</p> Радиостанция SCR-274N 2005-09-27T12:18:16Z 2005-09-27T12:18:16Z /scr-274n.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Хорошо был известен в годы войны в авиации комплект приемопередающей аппаратуры, объединенный названием <strong>SCR-274N</strong>, разработанный еще в середине 30-х годов доктором <strong>Фредериком Дрейком</strong>. Эта радиостанция использовалась главным образом в истребительной авиации, хотя нередко устанавливалась и на самолетах другого класса. В комплект радиостанции входили четыре однодиапазонных передатчика: <strong>ВС-696А</strong> (с диапазоном 3,0-4,0 МГц), ВС-457А (с диапазоном 4,0-5,3 МГц), <strong>ВС-458А</strong> (с диапазоном 5,3-7,0 МГц) и <strong>ВС-459А</strong> (с диапазоном 7,0-9,1 МГц). Передатчики работали в телефонном и телеграфном режиме, их питание осуществлялось от одного умформера, поэтому одновременно можно было работать на одном из выбранных диапазонов. Мощность передатчика составляла 40 Вт.</p> <p class="plain">Радиостанция SCR-274N была укомплектована четырьмя радиоприемниками: <strong>ВС-453А</strong> или <strong>ВС-453В</strong> (с диапазоном 190-550 кГц), <strong>ВС-454А</strong> или В (с диапазоном 3,0-6,0 мГц), <strong>ВС-455А</strong> или В (с диапазоном 6,0-9,1 мГц) и <strong>ВС-946В</strong> (с диапазоном 0,52-1,5 мГц).</p> <p class="plain">Настройка приемников производилась дистанционно, каждый из них имел индивидуальный умформер, что позволяло включать несколько приемников одновременно. Радиостанция была выполнена как модульная конструкция, для возможности ее размещения в самолетах различного назначения. В армии США SCR-274N устанавливалась на истребителях типа <strong>"Китехаук" </strong>и <strong>"Аэрокобра"</strong>, а в Красной Армии на <strong>Як-7б</strong>, <strong>Як-9</strong>, <strong>Ла-5</strong>, на штурмовиках <strong>Ил-2</strong>.</p> <p class="plain">Все управление радиостанцией осуществлялось с помощью длинных гибких тросов, что позволяло вывести все элементы управления на небольшую лицевую панель. Использование алюминиевых корпусов, уплотнение монтажа и рационализация компоновки позволило сделать составляющие радиостанции легкими и миниатюрными. Например, вес приемника вместе с умформером составлял менее 3 кг, а его размеры 125х143х280 мм. Авиационные механики, которым приходилось обслуживать эту радиостанцию в годы войны вспоминают ее надежность и неприхотливость.</p> <p class="source"><strong>Источники:</strong> "Инструкция по радиостанции SCR-274-N". Изд. Амторга. 1942</p> <p class="plain">Хорошо был известен в годы войны в авиации комплект приемопередающей аппаратуры, объединенный названием <strong>SCR-274N</strong>, разработанный еще в середине 30-х годов доктором <strong>Фредериком Дрейком</strong>. Эта радиостанция использовалась главным образом в истребительной авиации, хотя нередко устанавливалась и на самолетах другого класса. В комплект радиостанции входили четыре однодиапазонных передатчика: <strong>ВС-696А</strong> (с диапазоном 3,0-4,0 МГц), ВС-457А (с диапазоном 4,0-5,3 МГц), <strong>ВС-458А</strong> (с диапазоном 5,3-7,0 МГц) и <strong>ВС-459А</strong> (с диапазоном 7,0-9,1 МГц). Передатчики работали в телефонном и телеграфном режиме, их питание осуществлялось от одного умформера, поэтому одновременно можно было работать на одном из выбранных диапазонов. Мощность передатчика составляла 40 Вт.</p> <p class="plain">Радиостанция SCR-274N была укомплектована четырьмя радиоприемниками: <strong>ВС-453А</strong> или <strong>ВС-453В</strong> (с диапазоном 190-550 кГц), <strong>ВС-454А</strong> или В (с диапазоном 3,0-6,0 мГц), <strong>ВС-455А</strong> или В (с диапазоном 6,0-9,1 мГц) и <strong>ВС-946В</strong> (с диапазоном 0,52-1,5 мГц).</p> <p class="plain">Настройка приемников производилась дистанционно, каждый из них имел индивидуальный умформер, что позволяло включать несколько приемников одновременно. Радиостанция была выполнена как модульная конструкция, для возможности ее размещения в самолетах различного назначения. В армии США SCR-274N устанавливалась на истребителях типа <strong>"Китехаук" </strong>и <strong>"Аэрокобра"</strong>, а в Красной Армии на <strong>Як-7б</strong>, <strong>Як-9</strong>, <strong>Ла-5</strong>, на штурмовиках <strong>Ил-2</strong>.</p> <p class="plain">Все управление радиостанцией осуществлялось с помощью длинных гибких тросов, что позволяло вывести все элементы управления на небольшую лицевую панель. Использование алюминиевых корпусов, уплотнение монтажа и рационализация компоновки позволило сделать составляющие радиостанции легкими и миниатюрными. Например, вес приемника вместе с умформером составлял менее 3 кг, а его размеры 125х143х280 мм. Авиационные механики, которым приходилось обслуживать эту радиостанцию в годы войны вспоминают ее надежность и неприхотливость.</p> <p class="source"><strong>Источники:</strong> "Инструкция по радиостанции SCR-274-N". Изд. Амторга. 1942</p> Радиостанция SCR-287 2005-09-27T12:17:35Z 2005-09-27T12:17:35Z /scr-178.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Для бомбардировщиков типа <strong>В-17</strong>, <strong>В-24</strong>, <strong>В-25</strong> и транспортных самолетов <strong>С-47</strong> была разработана радиостанция <strong>SCR-287</strong>. В ее состав входили радиопередатчик <strong>ВС-375</strong> и радиоприемник <strong>ВС-348</strong>. Подобные аппараты, отличавшиеся питанием и предназначавшиеся для использования в самолетах с 12-вольтовой бортовой сетью, назывались соответственно <strong>ВС-191</strong> и <strong>ВС-224</strong>.</p> <p class="plain">Мощность передатчика от 40 до 75 Вт. Его характерной особенностью было использование десяти сменных блоков настройки, с помощью которых производилось "переключение диапазонов". Каждый из этих блоков обладал значительными размерами: 418х200х200 мм и весил около 6 кг (вес всего передатчика 118 кг). Передатчик<strong> ВС-345</strong> оказался очень неудачным, поскольку был разработан на основе устаревших технологий. По техническим характеристикам он незначительно отличался от передатчика радиостанции <strong>SCR-274N</strong>, но был более громоздким и менее удобным в обслуживании.</p> <p class="plain">Для бомбардировщиков типа <strong>В-17</strong>, <strong>В-24</strong>, <strong>В-25</strong> и транспортных самолетов <strong>С-47</strong> была разработана радиостанция <strong>SCR-287</strong>. В ее состав входили радиопередатчик <strong>ВС-375</strong> и радиоприемник <strong>ВС-348</strong>. Подобные аппараты, отличавшиеся питанием и предназначавшиеся для использования в самолетах с 12-вольтовой бортовой сетью, назывались соответственно <strong>ВС-191</strong> и <strong>ВС-224</strong>.</p> <p class="plain">Мощность передатчика от 40 до 75 Вт. Его характерной особенностью было использование десяти сменных блоков настройки, с помощью которых производилось "переключение диапазонов". Каждый из этих блоков обладал значительными размерами: 418х200х200 мм и весил около 6 кг (вес всего передатчика 118 кг). Передатчик<strong> ВС-345</strong> оказался очень неудачным, поскольку был разработан на основе устаревших технологий. По техническим характеристикам он незначительно отличался от передатчика радиостанции <strong>SCR-274N</strong>, но был более громоздким и менее удобным в обслуживании.</p> Радиоприемник NC-200 2005-09-27T12:15:27Z 2005-09-27T12:15:27Z /nc-200.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Начиная с 1940 года в течение десятилетия в США выпускался хорошо известный по поставкам во время войны приемник NC-200. Он был значительно удобнее в эксплуатации, вместо сменных контуров в нем применялась сменная каретка с контурами. Однако это внесло и присущие этой конструкции недостатки (меньшее количество поддиапазонов, не имелось возможности сохранить второй каскад усиления по высокой частоте). NC-200 выглядел значительно лучше, чем скромный, окрашенный черной муаровой эмалью <a href="/index.php?option=com_content&amp;task=view&amp;id=189&amp;Itemid=97">HRO</a>. NC-200 имел серо-голубой цвет, на передней панели были установлены декоративные хромированные накладки, встроенный блок питания.</p> <p class="source"><strong>Источники:</strong> The NC-200 communication receiver. National company, inc. Malden, Mass. USA. 1943</p> <p class="plain">Начиная с 1940 года в течение десятилетия в США выпускался хорошо известный по поставкам во время войны приемник NC-200. Он был значительно удобнее в эксплуатации, вместо сменных контуров в нем применялась сменная каретка с контурами. Однако это внесло и присущие этой конструкции недостатки (меньшее количество поддиапазонов, не имелось возможности сохранить второй каскад усиления по высокой частоте). NC-200 выглядел значительно лучше, чем скромный, окрашенный черной муаровой эмалью <a href="/index.php?option=com_content&amp;task=view&amp;id=189&amp;Itemid=97">HRO</a>. NC-200 имел серо-голубой цвет, на передней панели были установлены декоративные хромированные накладки, встроенный блок питания.</p> <p class="source"><strong>Источники:</strong> The NC-200 communication receiver. National company, inc. Malden, Mass. USA. 1943</p> Радиоприемник HRO 2005-09-27T12:11:11Z 2005-09-27T12:11:11Z /hro-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Одним из наиболее массово производимых приемников для армии и флота США, а также для поставок своим союзникам (в первую очередь СССР и Великобритании) являлся приемник HRO различных модификаций.</p> <p class="plain">Выпускались эти приемники компанией "National", бывшей в 30-е годы одним из лидеров на рынке радиоаппаратуры. Инженеры этой фирмы с самого начала напрочь отвергли идею применения в приемной технике малонадежных переключателей диапазонов. Фирма использовала сменные блоки контурных катушек. Благодаря высокому качеству, технологичности, надежности и простоте схемы, в ней использовались лишь 33 конденсатора, 35 сопротивлений и 9 ламп, да и сами эти лампы 6С6, 6D6, 6D7 были исключительно надежны и долгое время сохраняли свою работоспособность (в приемнике, находящимся ныне в ВИМАИВиВС в Петербурге, некоторые из этих ламп сохранили свою работоспособность по сей день). Фирма выпускала эти аппараты без каких-либо принципиальных изменений в течение трех десятилетий, начиная с 1934 года.</p> <p class="plain">Широкий частотный диапазон от 50 кГц до 30 мГц, делал этот приемник подлинно универсальным и пригодным для использования в самых различных службах. Блок питания был отдельным, аппарат в процессе работы очень мало нагревался и его можно было использовать месяцами практически без выключения (как это делалось в годы войны на пунктах метеоконтроля в Заполярье).</p> <p class="plain">В годы войны в Германии также оценили достоинства HRO и стали выпускать его под названием KST. Такой же приемник под названием AQST некоторое время выпускали в ГДР, главным образом для Китая. Известно, что подобные приемники делали в Швейцарии и Австралии.</p> <p class="plain">Отечественная промышленность в предвоенные годы также освоила радиоприемник со сменными контурами. Он использовался по терминологии тех лет как "слежечный" т.е. в службах радиоконтроля и перехвата. Назывался он 45-ПК-1, имел несколько худшие технические характеристики и выпускался в незначительных объемах.</p> <p class="source"><strong>Источники:</strong> Instructions for the HRO series of radio receiving equipments. National company, inc. Malden, Mass. USA. 1940</p> <p class="plain">Одним из наиболее массово производимых приемников для армии и флота США, а также для поставок своим союзникам (в первую очередь СССР и Великобритании) являлся приемник HRO различных модификаций.</p> <p class="plain">Выпускались эти приемники компанией "National", бывшей в 30-е годы одним из лидеров на рынке радиоаппаратуры. Инженеры этой фирмы с самого начала напрочь отвергли идею применения в приемной технике малонадежных переключателей диапазонов. Фирма использовала сменные блоки контурных катушек. Благодаря высокому качеству, технологичности, надежности и простоте схемы, в ней использовались лишь 33 конденсатора, 35 сопротивлений и 9 ламп, да и сами эти лампы 6С6, 6D6, 6D7 были исключительно надежны и долгое время сохраняли свою работоспособность (в приемнике, находящимся ныне в ВИМАИВиВС в Петербурге, некоторые из этих ламп сохранили свою работоспособность по сей день). Фирма выпускала эти аппараты без каких-либо принципиальных изменений в течение трех десятилетий, начиная с 1934 года.</p> <p class="plain">Широкий частотный диапазон от 50 кГц до 30 мГц, делал этот приемник подлинно универсальным и пригодным для использования в самых различных службах. Блок питания был отдельным, аппарат в процессе работы очень мало нагревался и его можно было использовать месяцами практически без выключения (как это делалось в годы войны на пунктах метеоконтроля в Заполярье).</p> <p class="plain">В годы войны в Германии также оценили достоинства HRO и стали выпускать его под названием KST. Такой же приемник под названием AQST некоторое время выпускали в ГДР, главным образом для Китая. Известно, что подобные приемники делали в Швейцарии и Австралии.</p> <p class="plain">Отечественная промышленность в предвоенные годы также освоила радиоприемник со сменными контурами. Он использовался по терминологии тех лет как "слежечный" т.е. в службах радиоконтроля и перехвата. Назывался он 45-ПК-1, имел несколько худшие технические характеристики и выпускался в незначительных объемах.</p> <p class="source"><strong>Источники:</strong> Instructions for the HRO series of radio receiving equipments. National company, inc. Malden, Mass. USA. 1940</p> Полевой телефонный аппарат ЕЕ-8 2005-09-27T12:09:42Z 2005-09-27T12:09:42Z /8b-2005-w-iaa44.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Для обеспечения телефонной связи в звене от дивизии и выше широко применялись телефонные аппараты <strong>ЕЕ-8В</strong> и <strong>2005-W </strong>американского производства и отечественный аппарат <strong>ИАА-44</strong>. Питание этих аппаратов осуществлялось от двух элементов Рей-О-Ван или отечественных типа "Сатурн". Аппараты перекрывали затухание 5 неперов [непер - единица логарифмической относительной величины, т.е. 1 Н = ln(F1/F2); в данном случае затухание 5 неперов = около 43 дБ], что позволяло обеспечивать дальность связи по <strong>ПТФ-7Х2</strong> до 25 км, а по постоянной 3-мм воздушной цепи - до 250 км.</p> <p class="plain">Для обеспечения телефонной связи в звене от дивизии и выше широко применялись телефонные аппараты <strong>ЕЕ-8В</strong> и <strong>2005-W </strong>американского производства и отечественный аппарат <strong>ИАА-44</strong>. Питание этих аппаратов осуществлялось от двух элементов Рей-О-Ван или отечественных типа "Сатурн". Аппараты перекрывали затухание 5 неперов [непер - единица логарифмической относительной величины, т.е. 1 Н = ln(F1/F2); в данном случае затухание 5 неперов = около 43 дБ], что позволяло обеспечивать дальность связи по <strong>ПТФ-7Х2</strong> до 25 км, а по постоянной 3-мм воздушной цепи - до 250 км.</p>