Артиллерия Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. /ru/field-artillerys/46.html Mon, 06 Jun 2011 03:23:49 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru 90-мм зенитная пушка М2 /ru/field-artillerys/46-anti-aircraft/138-90mm-m2.html /ru/field-artillerys/46-anti-aircraft/138-90mm-m2.html 90-мм зенитная пушка М2 предназначена для противовоздушной обороны объектов войск и территории страны. Пушка была разработана в США в 1942 году и в годы войны поставлялась в СССР по ленд-лизу. Благодаря высоким боевым качествам, заключающимся в значительной скорострельности, большой досягаемости по высоте и дальности, а также благодаря мощному снаряду 90-мм пушка была способна эффективно бороться почти со всеми самолетами германской авиации. Устройство пушки позволяло использовать ее также и для стрельбы по наземным подвижным и неподвижным целям.

Пушка имеет ствол-моноблок с автофретированной трубой и навинтным казенником. Соединение казенника с трубой осуществляется с помощью нарезки, расположенной на четырех секторах, чередующихся с гладкими секторами. Для направления движения ствола имеются два полозка (правый и левый), прикрепленных к стволу винтами. Затвор полуавтоматический, клиновой, перемещающийся в вертикальной плоскости.

Полуавтоматика - копирного типа. Копир укреплен на левой внутренней стороне люльки. Поворотом рукоятки копир может быть поставлен на автоматическое или на ручное открывание затвора.

Полуавтоматика обеспечивает автоматическое выполнение следующих операций: открывание затвора, экстрактирование гильзы, удержание затвора в открытом положении и закрывание затвора. Открывание затвора происходит при накате ствола. Закрывание затвора происходит при досылке патрона под действием пружины, помещенной в цилиндре, укрепленном на правой стороне казенника. Ударник взводится при открывании затвора, но может быть взведен и без открывания его поворотом рукоятки на правой стороне казенника. Верхний станок пушки представляет собой сварную конструкцию и в основном состоит из двух щек и плиты. На верхнем станке находятся: качающаяся часть орудия, механизмы подъемный, поворотный, уравновешивающий, механический установщик взрывателей, принимающие приборы с кабельной проводкой синхронной передачи от ПУАЗО, гидравлический регулятор с электромотором. Подъемный механизм - секторный, расположен с правой стороны верхнего станка. Поворотный механизм тумбового типа; он обеспечивает неограниченный поворот верхнего станка вокруг штыря горизонтирующего механизма. Подъемный и поворотный механизмы имеют две скорости наводки (у лафета М1).

Нижний станок также сварной с четырьмя станинами. В боевом положении он ложится непосредственно на грунт. Основание станка (крестовина) имеет внизу вертикальные ребра для связи с грунтом. Ребра исполняют роль сошников, удерживая систему от перемещений при выстреле. Для улучшения устойчивости орудия при выстреле могут применяться забивные сошники. На походе три станины (задняя и боковые) складываются и крепятся к верхнему станку, а четвертая своим сцепным устройством соединяется с тягачом.

Управление огнем батареи 90-мм пушек велось с помощью ПУАЗО-М7, который вырабатывает азимут, угол возвышения и установку взрывателя. Выработанные ПУАЗО-М7 данные синхронно сообщаются принимающим приборам орудий батареи. Вращением маховиков механизмов наводки до совмещения механических индексов на принимающих приборах с электрическими осуществляется наводка орудия в упрежденную точку.

В системах с лафетами М1А1 механизмы наводки имеют силовые приводы. Управление силовыми приводами осуществляется от ПУАЗО-М7 синхронно. Этим достигается автоматическая наводка орудия (без участия орудийных наводчиков), чем увеличивается точность наводки и облегчается работа орудийного расчета.

Для стрельбы прямой наводкой по наземным целям на пушке установлены простейшие оптические прицельные приспособления - один телескоп для наводки по азимуту, а другой - для наводки по углу возвышения. Для стрельбы по зенитным целям применялись выстрелы с гранатами осколочного действия М71 (вес 9,55 кг) и М58 (вес 10,63 кг), снабженными механическими дистанционными взрывателями. Эти же гранаты, но с ударными взрывателями использовались для стрельбы по наземным целям. Специально для стрельбы по бронированным целям имелись выстрелы с бронебойно-трассирующими снарядами М77 (сплошными).

Для транспортирования пушек использовалась одноосная тележка с двумя двойными колесами. На раме тележки помещается в трех цилиндрах механизм подрессоривания, состоящий из двух компенсаторов, расположенных по краям, и буфера тележки, расположенного в середине. Во всех цилиндрах помещаются винтовые цилиндрические пружины. Компенсаторы, помимо подрессоривания, используются для облегчения перевода системы в боевое и походное положения.

Буфер тележки смягчает толчки на походе и ограничивает поворот оси и опускание тележки. При переводе в походное положение тележка сцепляется с нижним станком крюками и болтами, после чего система поднимается для походного движения с помощью компенсаторов.

Колеса с пневматическими шинами снабжены тормозами с электрическим и ручным приводами. Имеется приспособление для автоматического включения тормозов при отрыве орудия от тягача. Тяга механическая - грузовой автомобиль, грузоподъемностью от 3 тонн и выше (для удовлетворительных дорог), или гусеничный тягач. Скорость передвижения по хорошему шоссе до 55 км/ч.

ТТХ УСТАНОВКИ М2
Параметр М2
Калибр, мм 90
Длина ствола, клб ?
Масса орудия в боевом положении, кг ~6000
Масса откатных частей, кг ?
Углы ВН, град. 0 +80
Угол ГН, град. 360
Начальная скорость снаряда, м/с 823
Скорострельность, выстр/мин 10-12
Время перевода в боевое положние, мин. ?
Досягаемость по высоте, м. 11000
Макс. дальность стрельбы, м 17700
Время перевода в боевое положние, мин. ?
Скорость возки по шоссе, км/ч 55
Расчет, чел. ?

Источник: В.Шунков "Оружие Красной Армии", 1999

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Зенитная Thu, 22 Sep 2005 11:02:21 +0000
85-мм зенитная пушка 52-К обр. 1939 г. /ru/field-artillerys/46-anti-aircraft/137-52k.html /ru/field-artillerys/46-anti-aircraft/137-52k.html {phocagallery view=category|categoryid=124|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=4|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

5 сентября 1937 года КБ завода № 8 сообщило Артуправлению о проекте инженера Г.Д Дорохина наложения 85-мм ствола на лафет 76-мм пушки 3К. 85-мм ствол снабжен дульным тормозом, вес снаряда 9,2 кг, начальная скорость 800 м/с. На всякий случай военпред Цырульников произвел расчет наложения того же ствола, но без дульного тормоза. При этом требовалось увеличить вес ствола на 300-400 кг, что требовало серьезной переделки узлов и деталей системы.

28 сентября 1937 года нарком обороны обратился в Артуправление с предложением включить в план опытных работ на 1938 год заводу № 8 изготовление опытного образца 85-мм подвижной пушки, тактико-технические требования которой будут разработаны Артуправленнем. К тому времени Артуправление уже занималось разработкой этих требований. Так, протоколом от 22 ноября 1937 года было решено снять задание на проектирование 85-мм дистанционной шрапнели.

31 января 1938 года завод № 8 представил Артуправлению описание 85-мм пушки 52-К:

"Вместо существующего лейнера (от 76-мм зенитки 3-К) взята свободная труба, конец которой свободен от кожуха на длине 1800 мм и имеет навинтной дульный тормоз. Поковка свободной трубы новая. Кожух свободной трубы имеет утолщение между захватами (чтобы нормально работал уравновешивающий механизм от лафета 3-К) и короче на 1431 мм существующего моноблока 76-мм пушки 3-К. Этот кожух можно получить из существующей поковки, казенник и клин претерпевают незначительные изменения, благодаря чему можно использовать существующие поковки казенника и клина от 3-К. Таким образом, в 3-К надо заменить:
а) моноблок на другой кожух;
б) лейнер на свободную трубу.
Кроме того, надо заменить казенник, клин, кривошип спусковой рукояти, лапки экстрактора и ввести дульный тормоз."

В январе 1938 года были проведены заводские испытания первого опытного 85-мм ствола на лафете 3-К. Согласно акту от 29 января 1938 года, всего сделано 35 выстрелов при угле 0°. Первые 20 выстрелов сделаны с дульным тормозом снарядом весом 9,2 кг, начальная скорость была 613-830 м/с, а затем сделано 15 выстрелов без дульного тормоза с начальной скоростью 673-714 м/с. По этим 15 выстрелам установлена предельная начальная скорость 715 м/с при допустимом откате 1150 мм для стрельбы без дульного тормоза.

31 января 1938 года 85-мм ствол на лафете ЗК прибыл на Софринский полигон. 1 февраля сделано 45 выстрелов при углах возвышения от 0° до +80° со средней начальной скоростью 827,2 м/с. Отмечены отказы в работе полуавтоматики (аккумулятора). Длина отката несколько увеличена.

Комиссией отмечено, что даже при темпе стрельбы 1 выстрел в 1,5-2 минуты ствол значительно нагревается. В целом результаты удовлетворительные.


Испытания на НИЗАПе в 1938 году на лафете 3-К

{phocagallery view=category|categoryid=124|imagerandom=0|detail=5|limitstart=4|limitcount=2|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

85-мм пушка на лафете ЗК впервые прошла испытания на НИЗАПе (Научно-исследовательском зенитно-артиллерийском полигоне) с 8 июля по 25 сентября 1938 года. Ко времени прибытия на НИЗАП из 85-мм ствола уже было сделано 104 выстрела.

По результатам испытаний комиссия НИЗАПа отметила ряд недостатков 85-мм пушки:
а) Недостаточный процент поглощения энергии дульным тормозом, что приводит к прыжкам системы и сбиванию наводки;
б) Увеличение по сравнению с 3-К бокового рассеивания снарядов;
в) Намины на задней поверхности клина затвора.

Учитывая, что в целом 85-мм пушка себя оправдала, Артуправление решило заказать опытную серию в 20 пушек заводу № 8.

Опытная серия отличалась от опытного образца, изготовленного в конце 1937 года, новым дульным тормозом и увеличенной опорной поверхностью клина и казенника.

Головной образец отличался от самой серии тем, что 85-мм ствол был наложен на лафет 76-мм зенитной пушки обр. 1938 г. (упрощенную тумбу, установленную на четырехколесную повозку), на нем были поставлены клин, казенник, полуавтоматика и кожух образца, изготовленного в 1937 году.


Испытания на НИЗАПе в 1939 году на лафете пушки обр. 1938 г.

{article=497}

{phocagallery view=category|categoryid=124|imagerandom=0|detail=5|limitstart=6|limitcount=3|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

85-мм пушка на лафете 76-мм пушки обр. 1938 г. прошла испытания на НИЗАПе с 21 апреля по 10 августа 1939 года с перерывами из-за отсутствия боеприпасов. В ходе испытаний на НИЗАПе сделано 1100 выстрелов и пройдено 500 км. Средняя скорость буксировки за ЗиС-5 по грунтовой дороге 30-35 км/ч, максимальная же скорость - около 50 км/ч.

Устройство 85-мм пушки на лафете 7б-мм пушки обр. 1938 г. лучше, чем на лафете 3-К. Дульный тормоз действовал удовлетворительно. Отмечено три отказа полуавтоматики.

В ходе полигонных испытаний стреляли снарядами весом 9,2 кг с начальной скоростью 800 м/с. По результатам полигонных испытаний комиссия заявила, что пушка полигонные испытания выдержала, и рекомендовала ее к принятию на вооружение в качестве корпусной зенитной пушки. По этому поводу Артком заявил, что "ни 76-мм, ни 85-мм зенитные пушки не могут заменить 100-мм зенитной пушки, и смешивать в общую кучу эти системы не следует".

10 мая 1940 года Артуправление окончательно установило индекс 85-мм зенитной пушки - "52-П-365".

5 июля 1940 года Артком срочно приказал собрать четыре 85-мм зенитные пушки и отправить на испытания в Евпаторию, для чего завод № 8 должен снять с 76-мм пушек обр. 1938 г. стволы и заменить их на 85-мм.

Производство 52-К велось исключительно на завдое №8 им. Калинина, который до зимы 1941-42 гг. располагался в деревне Подлипки (Подмосковье), а затем был эвакуирован в г.Свердловск. В 1940 году цена одного орудия 52-К составляла 118 тыс. руб.

К 22 июня 1941 года в войсках имелось 2630 орудий 52-К. В годы войны 676 орудий было передано в ВМФ.

ТТХ УСТАНОВКИ 52-К
Параметр 52К
Калибр, мм 85
Длина ствола, клб 55,2
Масса орудия в боевом положении, кг 4300-4900
Масса откатных частей, кг 940
Углы ВН, град. -3 +84
Угол ГН, град. 360
Начальная скорость снаряда, м/с 800
Скорострельность, выстр/мин 20
Время перевода в боевое положние, мин. 1
Скорость возки по шоссе, км/ч 35
Расчет, чел. 7
ТАБЛИЦА СТРЕЛЬБЫ 52-К
Снаряд Нач. скорость, м/с Дальность макс., м Досягаемость по высоте макс., м
О-365 800 ~15500 ~10500
О-365М 800 11200 -
О-365К 793 15650 -
БР-365 и БР-365К 800 - -
БР-365П 1050 1000 -
Бронепробиваемость 52-К для боеприпаса БР-365
Угол 60° 90°
100 м 97 119
250 м 94 114
500 м 91 111
750 м 87 107
1000 м 83 102
1500 м 76 93
2000 м 69 85
2500 м 63 77
3000 м 57 70
БОЕПРИПАСЫ ДЛЯ 85-ММ ЗЕНИТНОЙ ПУШКИ ОБР.1939 г.
ВЫСТРЕЛ СНАРЯД ЗАРЯД
Индекс Масса, кг Индекс Масса, кг Длина, клб Масса ВВ, кг Взрыватель Индекс Масса, кг
ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ
УО-365 16 О-365 9,2 3,4 0,66 T-5, ТМ-30, ВМ-30 Ж-365 2,48
УО-365К 16,3 О-365 9,54 3,4 0,66 КТМ-1, КТМ-1-У Ж-365 2,48
УО-365М 15,99 О-365М 9,24 3,4 0,646 ВМ-2 Ж-365 2,48
УО-367 16,3 О-365К 9,54 - 0,741 КТМ-1, КТМ-1-У, КТМЗ-1, КТМЗ-1-У Ж-365 2, 48
БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ
УБР-365 16 БР-365 (тупоголовый) 9,2 - - МД-7 Ж-365 2,6
УБР-365К 16,2 БР-365К (остроголовый) 9,34 - - МД-8 Ж-365 2,6
БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ
УБР-367П 11,72 БР-367П 5,35 - нет нет Ж-365 2,5
УБР-367ПК 11,42 БР-367ПК (катушечный) 4,99 - нет нет Ж-365 2,5
БРОНЕПРОЖИРАЮЩИЕ (КУМУЛЯТИВНЫЕ)
нет
КАРТЕЧЬ И ШРАПНЕЛЬ
нет
ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ
нет
ДЫМОВЫЕ
нет

Источники: Энциклопедия вооружений КиМ
А.Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", 2000

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Зенитная Thu, 22 Sep 2005 11:01:30 +0000
76,2-мм зенитная пушка обр. 1938 г. /ru/field-artillerys/46-anti-aircraft/136-76mm-model1938.html /ru/field-artillerys/46-anti-aircraft/136-76mm-model1938.html {article=497}

{phocagallery view=category|categoryid=132|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=2|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

76-мм зенитная пушка обр. 1938 г. была получена модернизацией 76-мм пушки обр. 1931 г., проведенной на заводе № 8 под руководством Г. Д. Дорохина.

Основные изменения по сравнению с зенитной пушкой обр. 1931 г.:
а) при смене лейнера казенник не свинчивается;
б) упрочено устройство тумбы;
в) введена новая платформа (ЗУ-8).

76-мм зенитная пушка обр. 1938 г. была принята на вооружение Постановлением КО от 2 октября 1939 года. Валовое производство пушки было развернуто в 1939 году на заводе № 8.

В 1939 году было сдано 960 пушек. На 1941 год их производство уже не планировалось.

К 22 июня 1941 года на вооружении РККА имелось 750 76-мм зенитных пушек обр. 1938 года.

Ствол 76-мм зенитной пушки обр. 1938 г. - моноблок. Казенник навинтной. Затвор вертикальный клиновой. Полуавтоматика инерционного типа.

Платформой для 76-мм зенитной пушки обр. 1938 г. служила ЗУ-8.

Боекомплект и баллистика полностью совпадают с 76-мм зенитными пушками обр. 1931 г.

ТТХ УСТАНОВКИ 3-К
Параметр обр.1938
Калибр, мм 76,2
Длина ствола, клб 55
Масса орудия в боевом положении, кг 4300
Масса откатных частей, кг ?
Углы ВН, град. -3 +82
Угол ГН, град. 360
Начальная скорость снаряда, м/с 816
Скорострельность, выстр/мин 20
Время перевода в боевое положние, мин. 3-5
Скорость возки по шоссе, км/ч 35
Расчет, чел. 7
БОЕПРИПАСЫ ДЛЯ 76-ММ ЗЕНИТНЫХ ПУШЕК ОБР.1931 И 1938 ГГ.
ВЫСТРЕЛ СНАРЯД ЗАРЯД
Индекс Масса, кг Индекс Масса, кг Длина, клб Масса ВВ, кг Взрыватель Индекс Масса, кг
ОСКОЛОЧНЫЕ ФУГАСНЫЕ
УО-361 11,5 О-361 6,61 2,8 0,182 T-5 Ж-361 1,82
УО-361Д 11,57 О-361Д 6,61 3,3 0,458 T-5 Ж-361 1,82
УО-361К 11,75 О-361К 6,95 3,3 0,458 КТМ-1 Ж-361 1,82
БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ
УБР-361 11,3 БР-361 6,5 3,5 0,119 МД-5 Ж-361 1,82
УБР-361СП 11,3 БР-361СП 6,5 3,6 нет нет Ж-361 1,82
БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ
нет
БРОНЕПРОЖИРАЮЩИЕ (КУМУЛЯТИВНЫЕ)
нет
КАРТЕЧЬ И ШРАПНЕЛЬ
УШ-361 11,5 Ш-361 6,61 3,0 0,084 Т-3УГ Ж-361 1,82
УШ-361Б 11,3 Ш-361А 6,61 3,0 0,084 Т-3 Ж-361 1,82
ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ
нет
ДЫМОВЫЕ
нет

Источники: Энциклопедия вооружений КиМ
А.Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", 2000
"Техника и вооружение", №7, 1998

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Зенитная Thu, 22 Sep 2005 11:00:42 +0000
76,2-мм зенитная пушка 3-К обр.1931г. /ru/field-artillerys/46-anti-aircraft/135-3k-model1931.html /ru/field-artillerys/46-anti-aircraft/135-3k-model1931.html 28 августа 1930 года было подписано соглашение с обществом БЮТАСТ (подставная контора фирмы "Рейнметалл") на поставку в СССР опытных образцов и технологии изготовления орудий, в том числе четырех 76,2-мм зенитных пушек фирмы "Рейнметалл".

На 28 августа 1930 года 7,5-см пушка "Рейнметалла" находилась в стадии испытаний. Один образец испытывался Рейсхвером, второй - на полигоне завода, причем последний имел ствол в 60 калибров, а не в 55 калибров, как первый. Образцы пушек, доставленные в СССР, имели калибр 76,2 мм.

{article=497}

Поставленные образцы имели съемный лейнер, переменную длину отката, приборы АУТ без гидравлического привода. 7 июня 1931 года на НИАП прибыла немецкая 76,2-мм пушка Flak. 8 июня 1931 года на НИАПе были начаты стрельбы по подбору зарядов для начальной скорости 820-830 м/с.

По образцу пушки фирмы "Рейнметалл" на заводе № 8 было изготовлено несколько опытных зенитных пушек 3-К. Подготовкой рабочих чертежей занимались Г. Тагунов и Н. Горохов. В феврале-апреле 1932 года на Научно-исследовательском зенитном полигоне испытывались образцы 76-мм зенитной пушки изготовления "Рейнметалл" и завода № 8. В ходе испытаний на полигоне трех 76-мм систем обр. 1931 г. (№ 1,2 и 3) с 8 июня по 17 июля 1932 года получены результаты:

а) дальность стрельбы снарядом черт. 3222-14732м при угле 45°;
б) во всех системах отмечено вдавливание зеркала клина внутрь, что влечет отказ полуавтоматики вследствие выпучивания дна гильзы;
в) полуавтоматика работала неудовлетворительно, так:
- у пушки № 1 полуавтоматика сработала в 19% из 830 выстрелов;
- у пушки № 2 полуавтоматика сработала в 30% из 180 выстрелов;
- у пушки № 3 полуавтоматика сработала в 58% из 694 выстрелов;
г) при стрельбе под углом свыше 83° происходил удар коробкой полуавтоматики о цилиндр уравновешивающего механизма, а по тактико-техническим данным требуется +85°.

Двухколесная повозка для этой пушки ЗУ-29 была разработана Брянским заводом им. Кирова. Было отмечено, что при движении по пересеченной местности ЗУ-29 неустойчива.

В 1932 году пушка 3-К была принята на вооружение под названием "76-мм зенитная пушка обр. 1931 г." (заводской индекс 3-К).

Кроме повозок ЗУ-29, 76-мм зенитная пушка обр. 1931 г. устанавливалась на тумбовых установках бронепоездов. В начале августа 1936 года с завода № 8 на НИАП были доставлены 3 опытных лейнера с нарезкой Юлина к 76-мм зенитным пушкам обр. 1931 г. В середине августа начались их испытания.

К 1 октября 1938 года на заводе № 8 был разработан проект ССП (синхронно-следящий привод) системы Костенко для 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г.

Валовое производство системы 3-К было начато на заводе № 8 в 1932 году, но неудовлетворительная конструкция полуавтоматики и цилиндра компрессора задержали освоение производства. Пушки с лейнерами начали изготавливать во второй половине 1934 года. Кроме того, в 1935 году завод № 8 сдал под пломбу 20 систем 3-К без платформ и колес для установки их на автомобиль ЯГ-10 (29К), монтаж их завод в 1935 году не производил.

Система 3-К снята с производства 1 января 1940 года.

На 1 ноября 1936 года в Красной Армии всего имелось 1194 76-мм пушек 3-К. Из них 1171 годная, 23 требующих капитального ремонта и 7 учебных. К 22 июня 1941 года в РККА имелась 3821 76-мм зенитная пушка обр. 1931 г. В ходе войны 24 76-мм зенитные пушки обр. 1931 г. были переданы ВМФ.

На вооружении были следующие стволы 76-мм зенитных пушек обр. 1931 г.:
а) ствол с трубой, скрепленной кожухом, без лейнера;
б) ствол с трубой, скрепленной кожухом, с лейнером;
в) ствол-моноблок (однослойный ствол без кожуха) с лейнером.
У всех типов стволов навинтной казенник и вертикальный клиновой затвор. Полуавтоматика затвора полуинерционного типа.


Зенитная пушка повышенной мощности

76-мм пушка обр. 1931 г. повышенной мощности изготовлена на заводе № 8 в 1936 году по проекту, предложенному в 1934 году Г.Д.Дорохиным. Проект предусматривал увеличение начальной скорости с 820 м/с до 970 м/с на обычном порохе или до 1000 м/с на лучшем порохе. Дальность должна быть 18,5 км, увеличена с 14,5-15,0 км, а досягаемость - с 10 до 13 км.

Изменения в пушке: укорочен кожух моноблока на 1430 мм и введена свободная труба вместо лейнера, длина ее на 600 мм больше длины лейнера. Введена новая камора с объемом 3,3 л от универсальной пушки Л-1 Кировского завода, вместо старой каморы объемом 2,8-2,9 л. Введен дульный тормоз от 76-мм пушки 32-К (дульный тормоз ЗиК). Был также предусмотрен другой более мощный дульный тормоз системы АНИИ. Введение дульного тормоза позволило оставить без изменений противооткатные устройства. Укорочение кожуха вполне компенсирует нарушение уравновешенности системы. В остальном система не отличается от штатной.

{article=497}

Система отправлена с завода 15 января 1937 г. и поступила на НИАП 19 января 1937 года. Первая стрельба проведена 28 мая 1937 года. Отмечены задержки у снарядов черт. 2-01204 (дистанционная граната с Т-6). Испытания окончены 22 октября 1937 года. Всего сделано 398 выстрелов. Вот что написано в отчете по результатам испытаний этой системы:

"...
Выводы:
оптимальная баллистика при нормальном заряде марки 15/7, начальная скорость 950-960 м/с для снаряда 2-01204 и давления 2940-2980 кг/см2. Большей начальной скорости у данного ствола получить не представляется возможным из-за увеличенния давления: при усиленном заряде 2,675 кг 15/7 начальная скорость 990-1000 м/с и давление 3125-3200 кг/см2.
Дульный тормоз ЗиК лучше тормоза АНИИ, хотя и слабее, у ЗиК газы отводятся в сторону, а у тормоза АНИИ часть газов отводится назад, что опасно для расчета. Работа всех устройств и меткость удовлетворительны. Дальность увеличена на 9,35% (до 16,4 км), но в основном за счет формы снаряда. Потолок не определялся".

В серию стволы повышенной мощности не запускались.

ТТХ УСТАНОВКИ 3-К
Параметр 3-К
Калибр, мм 76,2
Длина ствола, клб 55
Масса орудия в боевом положении, кг 3750
Масса откатных частей, кг 950
Углы ВН, град. -3 +82
Угол ГН, град. 360
Начальная скорость снаряда, м/с 816
Скорострельность, выстр/мин 20
Время перевода в боевое положние, мин. 3-5
Скорость возки по шоссе, км/ч 35
Расчет, чел. ?
БОЕПРИПАСЫ ДЛЯ 76-ММ ЗЕНИТНЫХ ПУШЕК ОБР.1931 И 1938 ГГ.
ВЫСТРЕЛ СНАРЯД ЗАРЯД
Индекс Масса, кг Индекс Масса, кг Длина, клб Масса ВВ, кг Взрыватель Индекс Масса, кг
ОСКОЛОЧНЫЕ ФУГАСНЫЕ
УО-361 11,5 О-361 6,61 2,8 0,182 T-5 Ж-361 1,82
УО-361Д 11,57 О-361Д 6,61 3,3 0,458 T-5 Ж-361 1,82
УО-361К 11,75 О-361К 6,95 3,3 0,458 КТМ-1 Ж-361 1,82
БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ
УБР-361 11,3 БР-361 6,5 3,5 0,119 МД-5 Ж-361 1,82
УБР-361СП 11,3 БР-361СП 6,5 3,6 нет нет Ж-361 1,82
БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ
нет
БРОНЕПРОЖИРАЮЩИЕ (КУМУЛЯТИВНЫЕ)
нет
КАРТЕЧЬ И ШРАПНЕЛЬ
УШ-361 11,5 Ш-361 6,61 3,0 0,084 Т-3УГ Ж-361 1,82
УШ-361Б 11,3 Ш-361А 6,61 3,0 0,084 Т-3 Ж-361 1,82
ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ
нет
ДЫМОВЫЕ
нет

Источники: Энциклопедия вооружений
А.Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", 2000

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Зенитная Thu, 22 Sep 2005 10:59:00 +0000
37-мм автоматическая пушка 61-К /ru/field-artillerys/46-anti-aircraft/134-61k.html /ru/field-artillerys/46-anti-aircraft/134-61k.html Экспериментальные автоматы 100-К и 49-К
{phocagallery view=category|categoryid=108|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=6|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

К середине 30-х годов в армии и флоте не было ни одной серийной автоматической зенитной пушки. По этому поводу принимаются десятки грозных решений и постановлений, но дела идут крайне медленно. Все работы по-прежнему сосредоточены на заводе им. Калинина.

Постановлением СТО № С-101 С от 4.08.1935г. Шпитальному и заводу №8 к 15.11.1935 г. было поручено изготовить опытный образец автоматической 37-мм зенитной пушки. Интересно, что тем же постановлением СТО Шпитальному и заводу № 8 было поручено начать разработку новой 37-мм автоматической зенитной пушки с начальной скоростью снаряда свыше 1500 м/с. Но позже было разрешено приступить к этой работе после окончательной доработки изготовленного образца 37-мм автомата с начальной скоростью снаряда 1000 м/с.

Постановлением КО № ОК-58сс от 13.03.1936 г. заводу № 8 было поручено изготовить 20 автоматических 37-мм пушек Шпитального и установить их:
1) 5 пушек в танк Т-26 с прицелами от пушки 20-К;
2) 10 пушек на автомобильном шасси конструкции Гинзбурга на тумбах 3-К с их механизмами и прицелами;
3) 5 пушек на морских тумбах Виккерса с использованием существующих корабельных установок.

В ходе испытаний серию из двадцати 37-мм пушек Шпитального установили на лафеты от 76-мм пушек 3-К на автомобилях ЯГ-10 и в штатной башне танка Т-26. Причем в танке Т-26 пушка уже не могла вести зенитный огонь, так как угол возвышения ее составлял -7°;+12°.

В заключении комиссии под руководством академика Благонравова об испытании 37-мм пушки Шпитального были отмечены недостатки ее конструкции.

1. Большое усилие на цапфы при значительном динамическом плече увеличивает вес системы.

2. Детали автоматики подвержены при работе весьма большим нагрузкам и трению в скользящих сопряжениях.

3. Система питания неудовлетворительна и не обеспечивает требований практической скорострельности из-за подвижного магазина.

Вывод - 37-мм автоматическую пушку Шпитального нельзя рекомендовать к принятию на вооружение. В марте 1938 года на заводе № 8 был изготовлен 37-мм зенитный автомат 100-К конструкции Е. В. Чарко, И. А. Комарицкого и Л. В. Люльева. Организационная сторона дела со 100-К крайне запутана. Судя по всему, это была особая группа внутри КБ завода им. Калинина, которую позже "съело" руководство завода.

Автоматика пушки 100-К работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Питание автомата производилось из магазина барабанного типа на 6 патронов. Ствол пушки - быстросъемный моноблок.

Изюминкой 100-К был мощный щелевой тормоз активного действия с эффективностью около 70%. Благодаря такому тормозу конструкторы отказались от тормоза отката и оставили только наружный накатник.

В апреле-мае 1938 года пушка 100-К прошла заводские испытания в объеме 2111 выстрелов. Интересно, что "при испытаниях автомат не давал органических задержек". Задержки происходили из-за неполной отдачи (0,24%) и недосылке патрона (1,15%) за счет чрезмерного перегрева ствола только при длине непрерывной очереди свыше 120 выстрелов.

Автомат 100-К был поставлен на четырехколесную повозку от пушки 49-К и 25.07.1938 г. отправлен на НИЗП. Согласно отчету комиссии от 2 5.12.1938 г. система 100-К удовлетворяла предъявленным требованиям, но требовала доработки. Дорабатывать же ее руководство завода не захотело - пушки 49-К и 61-К в конкурентах не нуждались.

В конце 1937 года на заводе Калинина был изготовлен первый опытный образец 45-мм автоматической пушки ЗИК-45 (позже получившей индекс 49-К). Новая пушка была сделана по образцу 40-мм пушки "Бофорс" и в документах АУ начала 1938 года ее так и называют: "пушка завода № 8 типа "Бофорс".

Автоматика 45-мм пушки 49-К работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Открывание затвора происходило во время отката, а закрывание - после наката ствола и досылки очередного патрона. Ствол пушки - свободная труба, вставленная в кожух. На кожух навинчивался казенник, в котором помещался вертикальный клиновой затвор. Питание автомата производилось с помощью обоймы, содержащей 3 патрона. Обойма вручную устанавливалась в приемнике над ствольной коробкой.

Тормоз отката гидравлический, веретенного типа. Тормоз крепился снизу к горловине люльки. Пружинный накатник собирался на стволе и находился внутри горловины люльки. Уравновешивающий механизм пружинный, качающийся, подтягивающего типа, состоял из двух колонок, размещенных между щеками станка. Подъемный механизм имел зубчатый сектор. Поворотный механизм посредством шестерни был связан с зубчатым венцом. Приводы механизмов наведения только ручные.

На заводских испытаниях в начале 1938 года темп стрельбы 49-К составил 90-120 выстрелов, вес снаряда 1,44 кг, начальная скорость - 9б0 м/с. Испытания автомата задерживались сложностями в производстве латунных гильз Тульским заводом.

В ходе стрельб 20.04.1938 г. на Софринском полигоне после 70 выстрелов температура ствола у дульного среза достигла 257°С., Нагрев ствола определил длину непрерывной очереди 60-70 выстрелов. Другие элементы,. автоматики допускали большую длину очереди. Так, например, гидравлический компрессор в тормозе отката был рассчитан очередь в 150 выстрелов. Поэтому ствол 6 сделан быстросъемным.

В июне-июле 1938 года автомат 49-К проходил испытания на временном тумбовом лафете, установленном на автомобиле ЯГ-10. В ходе испытаний на НИЗЕПе в Евпатории с 25 октября по 27 декабря 1938 года при стрельбе снарядом весом 1,46 кг и зарядом 545 г марки "7/7" получена средняя дальность 10946 м при угле возвышения 44°30'. Результат этот чисто спортивный (так называемая баллистическая дальность стрельбы), поскольку и на половину такой дистанции никто не собирался стрелять из пушки калибра 45 мм.

На НИЗЕПе в 1938 году 49-К стреляла уже на штатном лафете с четырехколесной повозки типа "Бофорс". После испытаний на НИЗЕПе в 1938 году в конструкцию пушки 49-К были внесены изменения: введен пламегаситель, сектор механизма ВН сделан более жестким, усилены пружины досылателя, заменена верхняя часть лафета, уменьшен клиренс для увеличения устойчивости.

С 15 июня по 4 июля 1939 года 49-К вновь прошла испытания на НИЗЕПе. По их результатам: время смены ствола - 100 секунд; время перехода из походного положения в боевое - 30-40 минут. Темп и скорострельность автомата - одинаковы: при угле 0° - 140 выстр./мин; при угле +85° - 120 выстр./мин.

В ходе испытаний было сделано 2135 выстрелов и получено 14 задержек, из них 6 по вине автомата (то есть 65%). Для сравнения: на испытаниях на НИЗЕПе 1938 года сделан 2101 выстрел и получено 5 5 задержек (из них 51 по вине автомата). Среди недостатков отмечена неуравновешенность качающейся части.

В 1939 году пушка 49-К была официально принята на вооружение под названием "45-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939 года". На 1940 год завод № 8 получил заказ на 190 пушек 49-К. Однако во второй половине 1940 года было принято окончательное решение о вооружении РККА зенитными автоматами калибра 37 и 25 мм, и работы над 45-мм автоматическими пушками были прекращены.


Зенитный автомат 61-К

Артуправлению РККА с самого начала понравилась 45-мм пушка 49-К (ЗИК-45), сделанная по образцу 40-мм пушки "Бофорс", но одновременно военспецы АУ считали калибр 45 мм слишком большим для полевых зенитных автоматов. Поэтому уже в январе 1938 года АУ предложило КБ завода № 8 на базе 49-К разработать проект 37-мм автоматической пушки в связи с тем, что "переход на 45-мм калибр является спорным". КБ завода № 8 быстро спроектировало 37-мм автомат ЗИК-37 (позже получивший заводской индекс 61-К), благо отличался он от 49-К в основном размерами качающейся части, а повозки обеих систем были совершенно одинаковы.

10 октября 1938 года первый опытный образец ЗИК-37 был отправлен на полигонные испытания.

{article=497}

Принципиально автоматы 49-К и 61-К были совершенно одинаковы. Забегая вперед, скажем, что длительная эксплуатация автоматов 61-К (70-К) выявила достоинства автоматов: надежная работа механизмов в условиях заряжания и отсутствие смазки; непрерывное питание автомата патронами; удобное обслуживание. Недостатком схемы устройства автомата была большая потеря времени в цикле в результате последовательности работы основных механизмов, а именно: накат ствола - досылка патрона - закрывание затвора. Соотношение между временем цикла откат - накат ствола и временем работы всех механизмов автомата равно 1:2, что было существенным недостатком системы. Сравнительно свободное движение патрона в приемнике приводило к перекосам их в магазине и задержкам. Неправильно вложенная обойма с патронами в магазин вызывала движение патронов в приемнике с перекосом. Этому способствовало то положение, что обойму требовалось вставить в приемник, постоянно качающийся вместе с качающейся частью.

По приемнику патрон двигался вместе с обоймой, а затем освобождался и двигался самостоятельно. Обычно обойма отделялась без особых усилий и выходила свободно, но в случае задержки обоймы в движении она удерживала и патрон, что приводило к перекосу и задержкам в стрельбе.

Недостатком схемы являлся большой путь движения патрона по инерции при посылке, а также движение экстрагируемой гильзы по инерции на всем ее пути. Кроме того, нельзя считать удачным ударное выбрасывание гильзы.

В боевом и походном положении лафет орудия находился на четырехколесной повозке ЗУ-7. Повозка подрессоренная, имела колеса от автомобиля ГАЗ-АА размером 32х6". Задний ход повозки был жестко соединен с хребтовой балкой повозки, а передний ход мог поворачиваться при помощи балансира в плоскости, перпендикулярной к хребтовой балке, чем достигалась большая устойчивость орудия на походе.

Для перевода системы из походного положения в боевое орудие опускалось на четыре опоры путем поворота осей переднего и заднего ходов. Горизонтирование орудия производилось при помощи уровней четырьмя домкратами, расположенными на концах четырех крестообразно расположенных станин повозки.

Во время стрельбы на платформе станка обычно находилось 5 номеров расчета: с правой стороны - наводчик по азимуту и установщик скорости и дальности на прицеле; с левой - наводчик по углу возвышения, установщик курса и угла пикирования или кабри-рования на прицеле и заряжающий. С 1943 года установка 61-К снабжалась щитом.

Любопытно, что с 1 октября по 1 ноября 1940 года были проведены сравнительные испытания пушки 61-К с ее прототипом трофейной 40-мм пушкой "Бофорс". Основные выводы комиссии по результатам испытаний "40-мм пушка "Бофорс" по основным ТТД и эксплуатационным качествам преимуществ перед 61-К не имеет. В целях улучшения конструкции пушки 61-К необходимо целиком позаимствовать у "Бофорса" сцепное устройство, тормозную систему, расположение тормозного сапожка и крепление ствола. Прицел "Бофорс" уступает прицелу пушки 61-К".

В 1939 году 61-К была принята на вооружение под названием "37-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939 г."

В конце 1939 года на заводе № 8 была изготовлена опытная серия - 15 автоматов 61-К. Первый заказ на 37-мм пушки 61-К был дан в 1940 году в объеме 900 орудий, из которых к 1 июля 1940 года было сдано 147 штук, а к 1.01.1941 г. - 544 штуки. Цена одной пушки в 1939 году составляла 65 000 рублей.

В 1941 году планировалось изготовить 1700 пушек 61-К (все на заводе № 4). Всего предполагалось иметь в РККА 9132 пушки 61-К, из них 1000 в мобилизационном запасе. Производство автоматов 61-К для буксируемых пушек прекращено в 1945 году.

ТТХ УСТАНОВКИ 61-К
Параметр 61-К
Калибр, мм 37
Длина ствола, клб 62,6
Масса орудия в боевом положении (без щитков), кг 2100
Масса откатных частей, кг 130
Углы ВН, град. -5 +85
Угол ГН, град. 360
Начальная скорость снаряда, м/с 880
Темп стрельбы, выстр/мин 160-170
Время перевода в боевое положние, с. 25-30
Скорость возки по шоссе, км/ч 60
Расчет, чел. 7
ТАБЛИЦА СТРЕЛЬБЫ 61-К
Снаряд Нач. скорость, м/с Дальность макс., м Дальность по самоликвидатору, с Досягаемость по высоте макс., м Досягаемость по самоликвидатору, с
ОР-167
БР-167
880 8500 3700 6500 3800
Бронепробиваемость 61-К для боеприпаса БР-167
Угол 60° 90°
300 м 41 51
500 м 38 46
700 м 34 42
1000 м 30 37
1500 м 25 30

Источники: Энциклопедия вооружений КиМ
А.Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", 2000

{phocagallery view=category|categoryid=108|imagerandom=0|detail=5|limitstart=6|limitcount=16|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Зенитная Thu, 22 Sep 2005 10:57:57 +0000