Докладная начальника ГАБТУ о состоянии танкостроения, 22.01.1941 |
![]() |
Докладная записка начальника ГАБТУ КА в НКО о состоянии танкостроения28 января 1941 г. Возвращаю Вам материал о состоянии танкостроения. Мною этот документ был лично доложен народному комиссару обороны 27.1.1941 г. Начальник ГАБТУ Красной Армии генерал-лейтенант танковых войск Федоренко Приложение ЦК ВКП (б) — Т. СТАЛИНУ И. В. О СОСТОЯНИИ ТАНКОСТРОЕНИЯ По данным, полученным указанными работниками, качественное состояние новых типов танков и выполнение программы характеризуется следующими данными: Танк «KB» (Кировский завод НКТМ, г. Ленинград) Танк «KB» по своим ходовым качествам, мощному бронированию и вооружению превосходит старые типы танков и является лучшей машиной из всех созданных за последние Производство танков «KB» на Кировском заводе освоено. На 1.1.1941 г. заводом изготовлено и сдано военной приемке 243 танка при годовом плане 243 шт. Отгружено в части 238 танков, из них: в г. Ковно — 51, г. Белосток — 52, г. Стрый — 41, г. Львов — 48, Киевский округ — 22, г. Саратов — 10, ВАММ, автобронетанковые школы и полигон — 11, на ЧТЗ и завод № 92 — 3 и 5 танков осталось на Кировском заводе. Представители АБТУ КА, участвовавшие в проведении заводских испытаний танков, установочной партии «У-7» и «У-21», по выявлению прочности отдельных агрегатов танка в пробеге на 3000 км считают, что танк «KB» является вполне боеспособной машиной. Последнее подтверждается актами заводских испытаний и актами военной приемки по каждой машине. В результате проведенной заводом работы по устранению выявленных конструктивных и технологических недочетов машин, танки «KB» последних выпусков по своим ходовым качествам значительно улучшены. По танкам первых выпусков завод гарантировал бесперебойную работу танков на 200 км; теперь по договору между заводом и ГАБТУ КА гарантия дается уже на 2000 км пробега. Однако по итогам испытаний, проводимых на заводе совместно с представителями Красной Армии, отмечается, что еще не каждый серийный танк «KB» выдерживает 2000 км бесперебойной работы До настоящего времени еще не удалось устранить следующие недочеты танков «KB»: Перечисленные недочеты, согласно Постановлению КО № 428сс от 19 ноября 1940 г. должны быть устранены с 1 марта 1941 года. Производственная база танкостроения на Кировском заводе значительно расширилась. На производстве танков занято 5 основных цехов и, кроме того, некоторые цеха завода работают на танки по кооперации. В настоящее время Кировский завод в состоянии выпускать по Второй базой для производства танков «KB» является Челябинский тракторный завод, который готовится на производство 300 шт. танков в год, но подготовка производства на ЧТЗ идет слишком медленно. Танк «Т-34» (завод № 183 НКСМ г. Харьков) На 1.1.1941 г. заводом сдано Красной Армии 115шт. танков «Т-34» при годовом плане 500 шт. Задержка в производстве «Т-34» на заводе № 183 вызвана неналаженностью технологического процесса и недостаточным оснащением производства приспособлениями, инструментом и оборудованием. Войсковые испытания, проведенные в октябре — декабре 1940 г. по маршруту Харьков — Кубинка — Смоленск — Киев — Харьков — общим протяжением около 3000 км, в том числе 1000 км по шоссе и 2000 км по различным грунтам с преодолением естественных препятствий показали, что заводской гарантийный километраж до капитального ремонта в 2000 км не выдерживается. Отдельные агрегаты танка недостаточно прочны и выходят из строя после Обзорность из танка неудовлетворительная, смотровые приборы расположены неудобно, с малым углом обзора (53° — из башни) и невозможно очищать их от грязи, не выходя из танка. Вентиляция боевого отделения танка недостаточна: после 12 выстрелов содержание СО составляет 0,5 мг/л при допускаемом 0,1 мг/л, что может вредно отразиться на экипаже. В башне танка тесно, боеукладка не отработана, что затрудняет работу экипажа и не обеспечивает необходимого темпа стрельбы. Комитет обороны своим постановлением от 19.11.1940 г. обязал завод № 183 НКСМ устранить недостатки танков «Т-34» и довести межремонтный пробег танка до 7000 км, а ходовой части танка до 3000 км с 1 февраля 1941 года. Производственная база на заводе № 183 для «Т-34» расширяется. В настоящее время завод в состоянии изготовлять по Второй базой по производству «Т-34» является СТЗ НКСМ. По плану 1940 г. завод должен был изготовить 100 шт. танков «Т-34», но на 28.12.1940 г. ни одного танка не сдал, а собрал только 11 машин. Подготовка и освоение производства танка «Т-34» на СТЗ идет очень медленно- Площадей для производства танков достаточно, но механические цеха не укомплектованы требующимся оборудованием. Танк «Т-40» — амфибия (завод № 37 НКСМ г. Москва) Танк «Т-40» прошел всесторонние войсковые и полигонные испытания. Последние испытания проводились в октябре месяце 1941 г. по маршруту Москва — Смоленск — Минск — Житомир — Киев — Брянск — Москва — общим протяжением около 3000 км, с преодолением ряда рек (Днепр, Десна, Припять) и озера «Князь» шириной 7 км. Результаты испытаний показали, что танк «Т-40» удовлетворяет тактико-техническим требованиям Красной Армии. Одновременно в процессе испытаний был выявлен ряд серьезных недостатков, так, например: 1. Повышенный износ поршней группы двигателя, возникающий вследствие неудовлетворительной работы воздухоочистителя и смазки поршневых колец. Танк «Т-50» Комитет обороны Постановлением № 427сс от 19 ноября 1940 г. утвердил тактико-технические требования по танку «Т-50» и обязал НКСМ и НКТМ к 15 января 1941 года изготовить по два опытных образца. В декабре 1940 г. завод № 174 НКСМ (г. Ленинград) изготовил два танка «Т-50», которые в настоящее время проходят заводские испытания. На Кировском заводе НКТМ (г. Ленинград) два танка «Т-50», по данным завода, будут изготовлены только к Состояние производства танковой брони и бронекорпусов к танкам В связи с расширением производства танков в 1941 году для производства танковой брони привлекаются следующие заводы: Производством бронекорпусов и башен к танкам и бронемашинам заняты: Ижорский и Мариупольский заводы НКСП, Подольский завод НКНП, № 183 НКСМ (г. Харьков), Выксунский НКЧМ и привлекаются на 1941 год завод № 264 НКСП (г. Сталинград), завод № 78 НКБ (г. Челябинск). Значительным тормозом по производству бронекорпусов «Т-34» является завод № 264 НКСП. Строительство, обеспечение оборудованием и подготовка производства бронекорпусов на этом заводе идет исключительно медленными темпами. От подготовленности этого завода зависит выпуск танков на СТЗ НКСМ. На заводах, производящих бронекорпуса и башни к танкам, недостает прессового и механического оборудования. Производство моторов для танков
Дизеля «В-2К», «В-2», «В-2-В» сложны в производстве и не обеспечивают еще достаточного срока службы до капитального ремонта. Гарантийный срок работы дизелей заводом дается в 100 часов. Комитет обороны Постановлением № 428сс обязывает завод № 75 НКСМ довести гарантийный срок работы Производственная возможность завода № 75 НКСМ составляет только Ввиду того, что срок службы Кроме того, моторы М-17-Т, установленные на танках БТ-7, сняты с производства. Необходимо будет на часть БТ-7 устанавливать Таким образом, общая потребность в танковых дизелях на 1.1.1942 г. составит Для обеспечения танкостроения моторами и запчастями к ним требуется быстрейшее расширение существующих мощностей по производству В настоящее время НКСМ готовит свои предложения по увеличению мощности заводами № 75 НКСМ и созданию новой базы по производству Комитетом обороны поставлены перед нашей бронетанковой промышленностью следующие задачи (Постановления КО № 124сс от 28.5.139 г., № 373сс от 29.8.1940 г., № 390сс от 9.10.1940 г. и № 428сс от 19.11.1940 г.): Начальник БТУ ГАБТУ КА военинженер 1 ранга |
Источник: ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11569. Д. 300. Л.