РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: по обе стороны фронта |
Сегодня отношение к Русской Православной Церкви в нашей стране неоднозначное. С одной стороны всяческие гласные и негласные запреты сняты, гонения на священников и верующих прекращены. С другой стороны, 75 лет богоборчества и насильственно насаждаемого атеизма не прошли бесследно. И в итоге мы имеем весьма странное отношение к Церкви и священнослужителям. Парадокс, но нас чрезвычайно раздражает, когда мы видим
Я не собираюсь
Еще раз подчеркну (для любителей читать мимо строк, особенно некоторых господ с Гайдпарка), что я никого не агитирую, не проповедую, и не выполняю
Итак, начнем…
Драматическое для СССР начало Великой Отечественной войны разделило страну на две части: все еще сопротивляющееся безбожное большевистское государство и территорию, оккупированную не менее безбожной псевдо-католической Германией. Казалось бы, в этой круговерти событий должны были окончательно сгинуть чудом сохранившиеся церкви и храмы, и те немногие православные священники, кому посчастливилось пережить предвоенные гонения:
«Громадный край от ст. Сиверской, что под Петроградом, до Опочки был давно превращен советской властью в церковную пустыню. Некогда прекрасные храмы были разрушены, поруганы, превращены в склады, мастерские, танцевальные клубы, кино и архивы. Репрессированное духовенство в основной своей массе погибло в концлагерях Сибири.
[Протопресвитер Алексий Ионов, «Записки миссионера»]
Но случилось чудо, и священники не только уцелели, но и получили возможность частично восстановить свою миссионерскую и приходскую деятельность! Все это благодаря весьма неожиданно лояльной позиции Германии по отношению к РПЦ. Чтобы не быть голословным, приведу несколько цифр. В 1940 году количество православных общин в СССР составляло 8729, из них большинство находилось на территориях, присоединенных в
Что же случилось при немцах? При немцах храмы и церкви стали открываться. Странно, но немцы не просто попустительствовали возрождению Русской Православной Церкви, но порой даже помогали в этом. Этот факт удивителен уже сам по себе, а если учесть, что в то же самое время в Германии нацистами проводилась весьма жесткая антицерковная политика, то такое отношение кажется просто феерически невозможным! А я скажу более: еще в 1930 году в Германии вышла книга «Миф ХХ века» Альфреда Розенберга, одного из ближайших соратников Гитлера, убежденного нациста, с 1933 года — начальника Управления внешней политики НСДАП, а с 1941 года — главы Имперского министерства по делам оккупированных восточных территорий. В этой книге прямо говорилось о бесполезности (и даже вредности) христианства: «Святой час для немца наступит тогда, когда символ пробуждения и знамя со знаком возникающей жизни станет единственной господствующей верой в империи». [А. Розенберг «Миф ХХ века», Таллин, «Shildex», 1998]
Так что же помешало Розенбергу осуществить свои идеи на практике? Оказывается, помешал сам Адольф Гитлер: ""Миф" Розенберга не следует рассматривать как произведение, выражающее официальную точку зрения партии". А касаемо православия на оккупированных территориях СССР Гитлер высказался в том смысле, что «в наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о боге». [Г. Пикер «Застольные речи Гитлера»]
Это оказалось не пустой застольной болтовней, ибо уже 2 июля 1941 года в «Указаниях начальника полиции безопасности и СД Р. Гейдриха высшим командирам СС и полиции безопасности» говорилось:
«Против устремлений православной церкви распространить свое влияние на массы ничего не предпринимать. Напротив, всячески содействовать им, причем изначально настаивать на принципе разделения церкви и государства и избегать единства церкви. Также не препятствовать образованию религиозных сект».
[РГВА Ф500к, Оп.5, Д.3, Л 38, 43, 44]
Вообще, во многих отчетах РСХА (RSHA — Reichssicherheitshauptamt — Главное управление имперской безопасности) отмечалось, что "церковь и христианство на Востоке после исчезновения большевизма переживают новый подъем… Это сильнее всего проявляется в отношениях Московской Церкви митрополита Сергия (т.н. «Живой Церкви») и эмигрантской церкви". ["Предложения о церковной политике в Остланде" — меморандум руководителя религиозной политики К. Розенфельда руководству Министерства восточных территорий, 7.10.41, Берлин] Поясню, что «эмигрантской церковью» немцы называли РЦПЗ — Русскую Православную Церковь Заграницей.
Подобное отношение оккупационных властей не замедлило сказаться благотворным образом на возрождении Православной Церкви. В частности, уже в середине августа 1941 года митрополитом Сергием (Воскресенским) была основана Псковская Православная миссия, охватывавшая города Псков, Гдов, Алуксне, Тосно, Гатчина, Мга, Новгород, Старая Русса, Новоржев, Опочка, Струги Красные, Остров и расположенные рядом с ними населенные пункты. Согласно информационного бюллетеня штаба полиции и безопасности СД от 21 сентября 1942 года «под управлением миссии находятся более 200 общин; в отдельных общинах число членов колеблется от 3 до 20 тысяч; общая численность верующих на попечении миссии превышает 2 000 000 человек». Вдумаемся: более двух миллионов человек под крылом только одной русской православной миссии — и все это в глубоком немецком тылу!
Этого удалось достичь весьма скромным количеством священнослужителей: менее 100 священников в сопровождении дьяконов и псаломщиков. Но тот же бюллетень пишет, что «миссия, вопреки ничтожному числу ее участников, имеет большой успех». [РГВА. Ф.500к, Оп.1, Д.776, Л.278-327]
Что же касается Римско-Католической Церкви, то начальник СД Р. Гейдрих в своем приказе от 16 августа 1941 года говорил, что «католическая церковь будет всеми средствами пытаться обрести влияние на население оккупированных областей Советского Союза с тем, чтобы отторгнуть его от православной церкви и склонить вступить в союз с Римом. При любых обстоятельствах эти попытки пресекать. В тех населенных пунктах, где служит еще и католический или униатский священник, позаботиться о том, чтобы его деятельность была существенно ограничена». [РГВА. Ф.500к, Оп.5, Д.3, Л.62, 65]
К середине 1943 года на не оккупированной врагом территории СССР действовали 3329 православных храмов, в то время как на оккупированных немцами территориях — около 6500, то есть почти в два раза больше ["Справка Совета по делам РПЦ при СНК СССР о действующих и недействующих храмах…" — РГАСПИ Ф.82 Оп.2 Д.499 Л.37-41]. Но самое удивительное в этой истории, что, оказавшись на оккупированной территории, Русская Православная Церковь во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским) продолжала считать себя подчиненной… Московской Патриархии! Попробуйте представить себе все мужество людей, которые, будучи на оккупированных немцами территориях, продолжали открыто подчиняться Москве!
Почему немцы попустительствовали? Думаю, это было связано с тем, что они возлагали надежды на РПЦ как на своеобразный инструмент борьбы с большевизмом. Во всяком случае, в 1941 году директивы на сей счет были очень осторожными:
"В отношении так называемой «живой церкви», которая находится в значительной степени под советским влиянием, занять особенно осмотрительную позицию. Поскольку пока еще не выяснено, действительно ли эту церковь следует рассматривать как советский правительственный орган, необходимо в первую очередь преимущественно путем сбора документов ее рядовых членов и богослужителей и ознакомления с ними установить, является ли дальнейшее ее существование вообще допустимым".
[РГВА. Ф.500к, Оп.5, Д.3, Л.62, 65]
Одновременно с этим было бы опрометчиво полагать, что при немцах РПЦ благоденствовала. Немцы явно боялись усиления роли церкви:
«Прежде всего следует обратить внимание на то, чтобы зарождающиеся ортодоксальные [т.е. православные — В. Потапов] церковные круги ни в коем случае не получили некоего возвышающего их над другими союзами организационного единства. Потому желателен раскол на отдельные церковные православные группы».
[РГВА. Ф.500к, Оп.5, Д.3, Л.62, 65]
Оказывая поддержку раскольническим движениям и вынуждая православное духовенство объявлять свою независимость от Московской Патриархии (автокефалию), немцы, впрочем, не оказывали им
В СССР с началом войны отношение к церкви в целом практически не изменилось. Но нашлось множество куда более важных и неотложных дел, чем поиски мифических «врагов» и «подстрекателей» среди духовенства, и РПЦ на некоторое время оставили в покое. Церковь по мере своих сил проводила богослужения в чудом сохранившихся храмах, распространяла патриотические воззвания к верующим, а еще собирала деньги на оборону и вооружение. Судя по сохранившимся документам — суммы немалые, особенно если учесть отчаянное положение самой РПЦ в атеистическом государстве.
На эти деньги производилось различное вооружение, обмундирование, строились и закупались самолеты, танки и даже целые танковые колонны! Например, Ленинградская епархия, находящаяся в условиях блокады, «внесла в фонд обороны страны 3 182 143 рубля наличными деньгами, а также пожертвования ценными вещами» ["Телеграмма митрополита Алексия И. В. Сталину от 12.01.42" ЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 178. Д. 693. Л. 3.] Хочу обратит внимание читалеля, что эта телеграмма датирована 12 января 1942 года. Напомню, что это время пришлось на апогей самой жестокой блокадной зимы, именно на январь пришелся пик голодных смертей: согласно спецсообщения УНКВД по Ленинградской области и городу Ленинграду от того же 12-го января «…за декабрь 1941 года умерло 52.612 человек, за 10 дней января 1942 года в городе умерло 28.043 человека. Смертность продолжает возрастать. Если за первую пятидневку января умерло 11.208 человек, то во второй пятидневке — 16.835 человек» [Архив УФСБ ЛО. Ф.21/12. Оп.2, П.н.19, Д.12, Лл.115-125]. Для сравнения: за весь мирный 1940 год в Ленинграде умерло 53.821 человек. И вот в таких невероятных условиях верующие Ленинградской епархии умудрились собрать свыше 3 миллионов рублей! А ведь могли бы купить еды на черном рынке, и пусть по безумным ценам, но купить, и, возможно, выжить! Но предпочли поделиться. Причем на исключительно добровольных началах — соввласть в эти дела совершенно не вмешивалась, дабы не придавать делу ненужного ей религиозного оттенка.
Одной из наиболее известных танковых колонн, профинансированной исключительно на средства, собранные Московской Патриархией, была колонна «Димитрий Донской». Постройка началась с телеграммы митрополита Сергия (Страгородского) И. Сталину от 5 января 1943 года. Положительный ответ от Сталина был получен в тот же день (что говорит о той важности, которую придал Сталин этому начинанию) и сбор средств начался.
Всего удалось собрать свыше 8 миллионов рублей, а также значительное количество золотых и серебряных изделий. Деньги направили на строительство в Челябинске 40 танков Т-34-85 (самой первой модификации с 85-мм пушкой Д-5Т). В феврале 1944 года колонну танков, на башнях которых написали «Димитрий Донской», отправили под Тулу, где в начале марта у деревни Горелки состоялась официальная передача танков Красной Армии: 38-му отдельному танковому полку и 516-му отдельному огнеметному танковому полку. К этому времени оба полка уже поучаствовали в тяжелых боях и были выведены в тыл на пополнение и перевооружение. Вручать танки по поручению патриарха Сергия (Страгородского), приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. На митинге, обращаясь к танкистам, митрополит призвал: «Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, к победе,
После получения танков пути полков разошлись. 38-й ОТП воевал в составе 2-го Украинского фронта, причем, в первый бой вступил уже через несколько дней после получения боевых машин. А 516-й ООТП был направлен на 1-й Белорусский фронт и в бои вступил летом.
Самым важным моментом для РПЦ в годы войны многие исследователи называют легендарную встречу 4 сентября 1943 года И. Сталина с иерархами Русской Православной Церкви — местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским и Галицким Николаем. Но
В
На самом деле Сталиным руководили вовсе не страх и не внезапное божественное просветление, а вполне прагматическое желание взять под контроль церковную жизнь на освобождаемых территориях Советского Союза: ведь за
Высшее политическое руководство СССР внимательно следило за настроением населения на оккупированных территориях. По линии военной разведки и НКВД, а также от руководителей партизанского движения оно постоянно получало сообщения о том, что германская военная и гражданская администрации способствуют открытию православных храмов и попустительствуют деятельности православного духовенства среди населения. И все это имеет большой успех среди населения. И если теперь советские освободители начнут творить насилие на едва отвоеванных территориях — то не получит ли советский режим всплеска партизанской активности в своем тылу? Ведь, согласно всесоюзной переписи населения 1937 года, верующими себя назвали 56,7% всего населения! И это только те, кто не убоялся себя таковыми назвать, ведь это была перепись, а не анонимный социологический опрос, записывали имена людей, место их проживания, работы, и при этом вопрошали: «Являетесь ли вы верующим? Если да, то какой религии?». А сколько еще оставалось тех, кто считал себя верующим, но по разным причинам решил это не афишировать?
И вот теперь раздражать население новыми репрессиями на религиозной почве может быть чревато, особенно если учесть огромное количество вооружения и боеприпасов, которое валяется по всей стране — бери и стреляй!
Именно осенью 1943 года Красная Армия вышла к границам Украины. Предыдущие года показали, что далеко не все украинцы стремятся к вхождению в Советский Союз. Было очевидно, что украинская партизанщина может повернуться и против Красной Армии (как это уже бывало в годы Гражданской войны).
Исследователи называют последовавшую за эпохальной встречей Сталина с первоиерархами чуть ли не «духовным ренессансом». Дескать, храмы открывались один за другим, прекратились гонения на священнослужителей, а многих репрессированных — выпустили на свободу и даже позволили вернуться к священнической и пастырской деятельности!
А мы давайте уйдем от эмоций и посмотрим на факты. Согласно «Справки Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР о действующих и недействующих храмах» от 31 октября 1945 г.:
«[…]
2. За
По рассмотрении этих заявлений, их проверке, по заключениям обл (край)исполкомов Советом открыто за
Из них: за 1944 год — 208 церквей в 48 областях, краях и республиках; за 10 месяцев 1945 года — 321 церковь в 64 областях, краях и республиках.
3. За тот же период времени отклонено ходатайств верующих об открытии церквей 4850. Находится на рассмотрении 1391 ходатайство.
Таким образом, удовлетворено за
4. На сегодняшний день имеется на территории Союза действующих православных церквей и молитвенных домов 10 358.
Из них: в Украинской ССР — 6073;
в РСФСР — 2606;
в Белорусской ССР — 633;
в Молдавской ССР — 615;
в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР — 343;
в остальных союзных республиках — 88.
Церкви и молитвенные дома размещены весьма неравномерно. Самое большое количество находится в районах, подвергавшихся немецкой оккупации, где в период
[РГАСПИ Ф.82 Оп.2 Д.499
Итого, за год удовлетворено менее 10% всех «настойчивых» и «неоднократных» просьб — и это
Источники:
1. Протопресвитер Алексий Ионов «Записки миссионера», Православие и мир.
2. ЦГАСПб Ф.7384, Оп.33, Д.76,
3. А. Розенберг «Миф ХХ века», Таллин, «Shildex», 1998
4. Г. Пикер «Застольные речи Гитлера», Смоленск, «Русич», 1998.
5. РГВА Ф500к, Оп.5, Д.3, Л 38, 43, 44. Заверенная копия. Перевод с немецкого.
6. «Предложения о церковной политике в Остланде», меморандум руководителя религиозной политики К. Розенфельда руководству Министерства восточных территорий, 7 октября 1941 г., Берлин.
7. РГВА. Ф.500к, Оп.1, Д.776,
8. РГВА. Ф.500к, Оп.5, Д.3, Л.62, 65. Копия. Перевод с немецкого.
9. РГАСПИ Ф.82 Оп.2 Д.499
10. ЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 178. Д. 693. Л. 3. Копия. Телеграмма митрополита Алексия И. В. Сталину от 12 января 1942 г.
11. Архив УФСБ ЛО. Ф.21/12. Оп.2, П.н.19, Д.12, Лл.115-125