Легкий плавающий танк Т-41 |
![]() |
Работы по проектированию нового образца отечественного плавающего танка начались в
«Танкетки. В валовом производстве находится Т-27. Ведутся работы по изготовлению опытных образцов танкетки с вооружением в башне. Первый образец, под шифром Т-41, изготавливаемый заводом ВАТО в Москве, будет готов в мае сего года. Другой образец, под шифром Т-37, изготавливаемый на машиностроительном заводе имени Ворошилова, будет выпущен в июне сего года. Оба танка будут обладать плавучестью и разница их состоит в том, что Т-41 имеет мотор
(РГВА, Ф.31811, Оп.3, Д.77, Л.42).
Танк Т-41, спроектированный под руководством Н. Козырева на 2-м заводе Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО) в Москве, поступил на испытания в начале июля 1932 года. Танк имел
Автомобильный карбюраторный двигатель
Трансмиссия состояла из обычного автомобильного сцепления от грузовика
На плаву Т-41 передвигался при помощи двухлопастного гребного винта и плоского руля. При передвижении лопастей винта механизмом реверсирования при движении на воде танк мог двигаться передним и задним ходом. Скорость на плаву достигала
Ходовая часть Т-41 была почти такой же, как у танка Т-33 и амфибии
После заводских пробегов и устранения выявленных недостатков, машину передали в Кубинку для прохождения испытаний, которые длились достаточно долго — с 2 августа по 29 сентября 1932 года. Такие длительные сроки были связаны с «длительными перерывами
В заключении отчета об испытании танка Т-41 было сказано следующее:
«1. Машина Т-41, конструкции, представленной на испытания, имеет:
а). Большие поверхности обстрелу, расположение листов и швов, обеспечивающих большую вероятность попаданий пуль и разрушения брони;
б). Значительный боевой вес при недостаточной мощности мотора, снижающий тактические свойства танка;
в) Плохую проходимость, преодолеваемость препятствий и управляемость, как на суше, так и на воде;
г). Недостаточную конструктивную проработку ряда деталей (крепление рессор, отсутствие упорного подшипника гребного вала и др.);
2. Считать, что в данном виде машина как боевая использована быть не может. Направлению на войсковые испытания не подлежит»
(РГАЭ, Ф.43014, Оп.1, Д.44, Л.28)
Учитывая результаты испытаний опытного образца Т-41, в КБ 2-го завода ВАТО разработали второй вариант этого танка. Изменения коснулись главным образом корпуса (он стал более низким и несколько иной формы), смотровых приборов
7 ноября 1932 года танки Т-41 участвовали в военном параде на Красной площади, а затем были переданы в танковые части в качестве учебных машин. Некоторые из них эксплуатировались вплоть до 1939 года. Один серийный Т-41 летом 1945 года имелся в составе воздушно-десантных частей Московского военного округа. Эта машина использовалась для отработки вопросов доставки танков по воздуху посадочным способом. Данных о боевом применении танков Т-41 пока не обнаружено.
Источник: