ПОСЛЕДНИЙ ГОД ВОЙНЫ: сравнение потерь Третьего Рейха на востоке и на западе. Авиация

Печать
Автор: Андрей Кравченко
Впервые опубликовано 12.08.2011 09:13
Последняя редакция 12.12.2011 17:06
Материал читали 28605 человек

С лета 1944 года Третий рейх и его союзники ушли в «глухую защиту». Катастрофа в Белоруссии, перенос боевых действий на восточном фронте за границы СССР, открытие второго фронта, массированные бомбардировки территории Германии: все подсказывало неминуемый и скорый крах «вечного» рейха. Отдельные локальные успехи германских вооруженных сил просто продлевали агонию. Германия и ее союзники были вынуждены вести войну на два фронта: с востока к исконно германским территориям подходила Красная Армия, чье военное могущество возрастало с каждым днем, с запада наступали англо-американские войска, имевшие «большой зуб» на нацистов и огромный технический перевес.

В контексте ведения боевых действий в период с июня 1944 года по май 1945 года возникает несколько довольно интересных вопросов. Как велики были потери рейха в личном составе вооруженных сил и в основных видах боевой техники в этот период? Как они распределялись по театрам военных действий? Какой направление (западное или восточное) было приоритетным для руководства рейха? Для тех, кто живет на территории бывшего СССР, казалось бы, ответ очевиден. Но верен ли он? Ведь для тех, кто сегодня живет на Западе и в США правильным ответом кажется совсем другой.

С одной стороны, существует «канонизированное» мнение, источник которого лежит еще в советской трактовке событий Второй Мировой войны: основные усилия ВС рейха и союзники немцев сосредоточили против Красной Армии, а западный фронт ими рассматривался, как второстепенный. С другой, существует прямо противоположное мнение, особенно в англоязычной «поп» историографии, расценивающее именно восточный фронт в качестве «второстепенного».
Попробуем абстрагироваться от личных пристрастий, предпочтений и патриотизма, и провести анализ распределения ресурсов в рейха по театрам военных действий и их потерь за последний год Второй мировой войны в Европе. Исходя из этих статистических данных мы и увидим, какой из фронтов считался немецким руководством более приоритетным. Проще говоря, кого Гитлер «больше боялся». Начнем с боевой техники.

АВИАЦИЯ

Боевая авиация играла огромную роль во Второй Мировой войне. Превосходство в воздухе позволяло противоборствующим сторонам наносить противнику существенные потери, в свою очередь весьма сильно снижая собственные. Более того авиастроение являлось своеобразной «лакмусовой бумагой» для каждой из воюющих стран, показывающей как промышленный и интеллектуальный потенциал страны, так и умение его реализовать на практике.
Начать надо со статистики выпуска авиационной техники во время Второй Мировой войны:

Таблица 1. Производство самолетов в Германии
Годы войны 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Произведено самолетов 10247 12401 15409 24807 40593 7539
Без учебных 8377 11280 14331 22533 36900 7221

По немецким данным, немецкой авиапромышленностью и промышленностью оккупированных Германией стран с 1 сентября 1939 года и до конца войны было выпущено 113 515 самолетов всех типов, из них 18 235 бомбардировщиков, 53 729 истребителей, 12 359 штурмовиков, 11 546 учебных самолетов, 1190 морских самолетов, 3145 транспортно-десантных планеров.

В советское время утверждалось, что немцы потеряли на восточном фронте 77 000 самолетов. В классическом труде «Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в цифрах» даны более скромные цифры по потерям немецких ВВС на Восточном фронте: 1941 год – 4200 самолетов, 1942 – 11 550, 1943 – 15 200, 1944 – 17 500, 1945 год – 4 400. В общей сложности: 52 850 самолетов.

В монографии «Гриф секретности снят» коллектива авторов под руководством Г. Ф. Кривошеева содержатся другие данные потерь ВВС Германии на Восточном фронте: 1941 год – 4 000 самолетов, 1942 год – 11 500 самолетов, 1943 – 19 000, 1944 – 17 500, 1945 – 7 500. Итого: 59 500 самолетов всех типов. Это, так сказать, официальная российская точка зрения на сей момент.

Есть точка зрения, отличная от нашей официальной. Впервые цифры безвозвратных/общих потерь германских Luftwaffe были обнародованы известным историком авиации О. Гройлером (Грёллером) в 3-м номере журнала «Militaergechichte» еще в 1972 году, на основе ежедневных сводок 6-го отдела генерал-квартирмейстера ВВС рейха. Сказать, что эти данные отличаются от циркулировавших в советской историографии, значит, не сказать ничего. Так потери самолетов за 1941 год на восточном фронте составляют по этим данным 2213 самолет безвозвратно и 1435 сильно поврежденными. За период с января по август 1942 года 4 561 уничтоженными и 3 740 поврежденными [1].

Но дело в том, что документы 6-го отдела сохранились не полностью, поскольку архив люфтваффе был большей частью уничтожен самими немцами. Более либо менее полные данные сохранились по декабрь 1943 года, частично до декабря 1944 года, и отрывочно за 1945 год. Оставшаяся часть документов была большей частью вывезена в США, и только в 1970-х годах возвращена в военный архив ФРГ.

Таким образом, нет достоверных данных о потерях немецких ВВС за последний год боевых действий в Европе. Однако, безвозвратные потери на восточном фронте понесенные именно при выполнении боевых заданий были известны довольно точно. По данным Гройлера они составили в 1944 году: 839 истребителей, 1342 бомбардировщика и штурмовика, 376 разведчиков [1]. Некоторые отечественные «историки» радостно уцепились за эти цифры и, исходя из известных потерь советских ВВС, вывели соотношение потерь 6:1 в пользу немцев, а кое-кто умудрился получить даже 8:1. Однако эти «историки» забыли учесть, что все воюющие стороны несли значительные небоевые потери в авиации в течение всей Второй Мировой войны. Цифра небоевых потерь колеблется от 40% в немецких ВВС, до 50-55% в советских. К тому же Гройлер писал свою работу еще в 1972 году, с тех пор вышло еще несколько весьма обстоятельных исследований по вопросу потерь немецких ВВС в период с 1940 по 1945 года.

На данный момент наиболее полная и достоверная информация по потерям люфтваффе и по раскладке этих потерь по ТВД содержится в работах профессора Мюррея и историка авиации Майкла Хольма.

Согласно этим данным потери Люфтваффе составляют: на Восточном фронте за период февраль – декабрь 1942 года 2 955 уничтоженных самолетов непосредственно в бою, 2 308 самолетов потерянных «вне воздействия противника» и 1806 самолетов поврежденными. Итого потери люфтваффе на советско-германском фронте составили 5263 самолета уничтоженными плюс 1806 поврежденными, а в сумме 7 069 боевых машин, что составляет 58% всех потерь люфтваффе за 1942 год по отношению ко всем ТВД. На всех остальных фронтах было потеряно 3 806 самолетов безвозвратно и 1 102 поврежденными, или 4 908 боевых машин. Данные по учебным частям за 1942 год отсутствуют.


В 1943 году на советско-германском фронте ВВС рейха потеряли 3 874 самолета непосредственно от «воздействия противника», 3 021 самолет «вне воздействия противника» и 3 159 самолетов поврежденными. Итого: 6 895 боевых машин уничтоженными и 3 159 поврежденными, всего 10 054 самолета. Несмотря на более высокие абсолютные потери на восточном фронте, в процентном соотношении эти потери составили более низкую цифру – 40,7% по отношению ко всем остальным ТВД. За тот же 1943 год на других ТВД было потеряно 5 354 самолета по боевым причинам, 4 706 самолетов по не боевым причинам и 3 817 машин было повреждено. Итого 13 877 самолетов. К тому же еще 1 106 самолетов было потеряно и 1 033 повреждено немцами в учебных частях.

По 1944 году привожу данные полностью:

Таблица 2. Потери люфтваффе по данным BA-MA 2 III\874–882 на советско-германском фронте за 1944 год [2, 3]
Месяц Наличие Боевые безвозвратные потери Небоевые безвозвратные потери Всего Ремонт Наличие % к ост. ТВД Потери в % к ост. ТВД
1.44 2543 257 258 515 197 35.1% 33.5%
2.44 2544 211 193 404 154 34.5% 28.1%
3.44 2545 222 255 477 254 34.9% 27.7%
4.44 2481 374 326 700 202 34.5% 29.3%
5.44 2377 218 296 514 182 33.4% 23.1%
6.44 2493 199 218 417 101 33.8% 17.2%
7.44 2778 515 434 949 228 39.1% 33.7%
8.44 2560 417 290 707 190 34.4% 28.7%
9.44 2602 231 171 402 100 38% 21.2%
10.44 2575 344 243 587 179 36.1% 39.6%
11.44 2140 74 132 206 86 28.7% 14.5%
12.44 2238 134 224 358 92 28.7% 13.9%
Итого за 1944 г. 2490 сред. по мес. 3196 3040 6236 1965 34.3% сред. по мес. 25.6% сред. по мес.

За 1944 год ВВС рейха потеряли на других ТВД 11 233 самолета по боевым причинам, 6 907 самолетов по не боевым причинам, и 6 379 самолетов поврежденными. Кроме того, в этом же году в учебных частях было потеряно 2150 самолетов, из них 248 «от воздействия противника» и еще 1508 учебных самолетов поврежденными.

Сразу надо оговориться, что это далеко не полные данные. Так, отсутствуют полностью или частично документы примерно по 50 частям и соединениям. Также нет данных по 1945 году. Однако, общей картины соотношения потерь по ТВД это, видимо, не поменяет.

Исходя из вышеизложенного безвозвратные потери люфтваффе на восточном фронте составляют:
1941 год – 4 600 самолетов уничтоженных в воздушных боях и «вне воздействия противника», что в процентном соотношении составляет 73% от всех потерь немецких ВВС с 22 июня по 31 декабря 1941 года.

1942 год – 6 600 уничтоженных самолетов, и около 2 000 поврежденных, в процентном соотношении: 58-60% всех потерь немецких ВВС на всех ТВД.

1943 год – 7 100 уничтоженных самолетов и около 3 200 поврежденных, что составило 41-43% по отношению ко всем потерям люфтваффе на всех фронтах.

1944 год – 7 400 уничтоженных самолетов и 2 000 поврежденных, в процентном соотношении 25-27% от всех потерь Люфтваффе на всех ТВД.

За 1945 год ВВС рейха потерли 7 000 самолетов, из них примерно 1/3 на советско-германском фронте (исходя из данных 1944 г), что дает нам еще 2 300 уничтоженных нашими войсками самолетов.

Опять же все данные весьма неполные по причинам:

1. полного или частичного отсутствия документов о потерях по многим частям и соединениям Люфтваффе.

2. Попавшие в ремонт самолеты как правило возвращались в строй исходя из примерного соотношения 3:1 в 1941–1943 гг, и 1:1 в 1944-1945гг. Таким образом, еще 25% потерь приходящихся на 1941–1943 год по факту являются безвозвратными, и 50% потерь периода 1944–1945 годов попадают в эту же категорию.

3. В данной статистике совсем не учтены потери реактивных германских самолетов, легкомоторных самолетов, морской, почтовой авиации, ночных штурмовиков, и резервных групп участвовавших/не участвовавших в боях.

Однако, даже по этим неполным цифрам мы имеем довольно точные данные о потерянных безвозвратно в войне против СССР 25 700 самолетах в 1941–1944 годах, еще 2 300 машин было уничтожено в 1945 году (к сожалению, более точных данных по 1945 году автору найти не удалось).

В общем, люфтваффе потеряли на советско-германском фронте 28 000 самолетов безвозвратно, и это минимально возможные достоверные данные, основанные на немецких документах. В процентном соотношении потери ВВС Германии на советско-германском фронте составили в общем около 50-56% по отношению к известным безвозвратным потерям на всех ТВД. Эта цифра верна для периода с 22 июня 1941 года по май 1945 года.

Однако начиная с конца 1943 года вектор усилий люфтваффе резко сместился на запад, где истребители ПВО Германии отчаянно противостояли массированным авиарейдам союзной авиации. 2/3 всех потерь германской авиации 1944–1945 гг. пришлось на западный ТВД.


В заключении хотелось бы привести некоторые статистические данные показывающие соотношение потерь противоборствующих сторон*:

За четыре года войны советская авиация произвела 3 808 136 вылетов всех типов самолётов, сбросив 696 268 тонн бомб. При этом потеряв 38 409 самолётов только в ВВС, потеряв 27 600 членов экипажей. Кроме того были потеряны в ИА ПВО 1 588 самолетов, в дальней авиации – 2 776 самолетов, ВВС ВМФ — 4040 самолетов. Таким образом, суммарные потери СССР в авиации составили 47 884 самолета (боевые потери). [4]

Американская авиация произвела 1 693 565 вылетов в Европе, сбросив 1 554 463 тонн бомб. При этом потеряла 27 694 самолётов, 13 842 убитых членов экипажей. [5, 6, 7]

Английская авиация произвела 364 500 вылетов, сбросив 1 307 117 тонн бомб, и потеряв 55 573 убитых членов экипажей, 8 325 бомбардировщиков + 4 790 истребителей + береговое командование – 2 060. Итого – 15 175. [8]

Немецкая авиация потеряла 79 400** самолетов на всех театрах военных действий, а также в учебных частях, совершив за время Второй мировой войны более 4 000 000 боевых вылетов самолетов всех типов и потеряв 43 517*** членов экипажей убитыми и 27 240*** летчиков пропавшими без вести. Исходя из соотношения известных нам потерь, люфтваффе потеряли на Востоке 17 410 членов экипажей убитыми и 10 896 пропавшими без вести.

* По собственным официальным данным сторон.
** С учетом немецких потерь все весьма сложно. По собственно немецким источникам достоверно известно о потерях 79 400 самолетов, в то же время существуют и другие оценки: 112 000 самолетов. Если же принять немецкую цифру непонятно куда делись более 40 000 боевых машин.
***Данные по потерям летного состава германских ВВС даны 31.01.45 г, то есть весьма неполные.

Источники:
1. http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/germloss/germloss.html
2. http://www.ww2.dk/
3. http://olga-tonina.narod.ru/maxim-belkin-itogi/itogi_11.htm
4. http://militera.lib.ru/h/sovaviation/index.html
5. http://www.usaaf.net/digest/t118.htm
6. http://www.usaaf.net/digest/t100.htm
7. http://www.usaaf.net/digest/t65.htm
8. http://www.rafinfo.org.uk/BCWW2Losses/

Литература по теме:

Г.Кривошеев "Россия и СССР в войнах ХХ века. Книга потерь"

 
Оцените этот материал:
(28 голосов, среднее 4.82 из 5)