017.jpg
The Russian Battlefield
006.jpg
Главная Танки Легкие танки Малый сопровождения МС-1 (Т-18)




Малый сопровождения МС-1 (Т-18)

Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 19.09.2005 11:09
Последняя редакция 17.01.2016 00:49
Материал читали 40387 человек
Пред. страница - Страница 1 из 15 - След. страница >>

История создания

Первым серийным танком отечественного производства стал «Малый сопровождения-1» (по принятой в середине 20-х годов системе классификации танки делились на малые, основные и маневренные), впоследующем получивший обозначение Т-18.

В мае-июне 1926 года командованием РККА и ГУВП ВСХН была разработана трехлетняя программа танкостроения, в основу которой легли расчеты затрат по прорыву обороны предполагаемого противника на участке 10 км, защищаемого двумя дивизиями. В сентябре 1926 года состоялось совещание командования РККА, руководства Главного управления военной промышленности (ГУВП) и Орудийно-Арсенального Треста (ОАТ) на котором были проанализированы образцы различных зарубежных боевых машин с целью выбора прототипов для Советских танков массового выпуска.

Задачам сопровождения пехоты более или менее отвечал французский танк «Рено» (относившийся в РККА к типу «М» — малый), но он, по мнению большинства присутствовавших на обсуждении, обладал рядом серьезных недостатков, не позволявших использовать его в системе вооружения РККА.

Этими недостатками были: относительно большой вес, не позволявший осуществлять его переброску в кузове грузовика, малая скорость движения и плохое вооружение (стоявшая на танке 37-мм пушка Гочкиса, или 37-мм пушка Пюто со штатным прицелом не позволяла вести прицельный огонь на дистанции более 400 м). Танки же, выпущенные на Сормовском заводе («Рено Русские») были «…весьма неудовлетворительны по качеству изготовления, неудобны по владению оружием, а частично и совершенно невооружены», к тому же они оказались еще чрезмерно дорогими. Более подходил для прототипа итальянский «Фиат-3000», обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем его французский аналог. Он был внимательно изучен специалистами КБ ОАТ, которое с середины 1925 года начало вести работы над собственным проектом малого 5-тонного танка под руководством С. Шукалова. Предполагалось, что изготовление опытной машины и последующее серийное производство, поручить заводу «Большевик», имевший в то время лучшие производственные мощности.

В марте 1927 года первый прототип танка покинул опытный цех «Большевика» и отправился на заводские испытания. Эта машина получил индекс Т-16. Она выгодно отличался от «Рено Русского» малыми размерами, весом и стоимостью при сравнительно большой скорости движения. Тем не менее, машина все еще обладала рядом серьезных недостатков, поэтому было рекомендовано усовершенствовать ряд агрегатов и узлов танка. Ходовая часть была удлинена на один каток, изменениям подверглись некоторые узлы двигательной установки, трансмиссии и т.д. Из-за неудовлетворительной работы энергетической установки Т-16 на завод прибыл А. Микулин — один из разработчиков двигателя танка.

К середине мая построили новый танк, и после пробега в пригородах Ленинграда был отправлен в Москву (предположительно 20–25 мая) на полевые сдаточные испытания под обозначением «Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)». Интересно отметить, что при перевозке танка из Ленинграда в Москву были опробованы все возможные способы его транспорти-ровки: ж.д. вагон, ж.д. платформа, кузов грузовика, автоприцеп и движение своим ходом. Поскольку пушка для МС-1 не была подана, в танк установили ее макет. Танк хотели покрасить, но из ОАТ последовало категорическое распоряжение: «красить танк только после принятия на вооружение…» Возможно после случая с Т-16, окрашенным непосредственно перед испытаниями в светло-зеленый цвет и не принятым, руководство ОАТ испытывало некое суеверие, приведшее к тому, что на испытания танк отправился лишь покрытый светло-коричневым грунтом, что впоследствии стало нормой.

Для испытаний танка была образована специальная комиссия. Испытания проводились 11–17 июня 1927 года в Подмосковье пробегом по пересеченной местности, так как пушки для танка все еще не было. Танк в целом успешно выдержал испытания и был рекомендован для принятия на вооружение.

Вскоре, 1 февраля 1928 года последовал заказ на изготовление в течение 1928–29 гг. для РККА 108 танков Т-18 (30 штук до осени 1928 года). Первые 30 танков были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМа и приняли участие в параде 7 ноября 1929 года в Москве и Ленинграде под неофициальным названием «Наш ответ Чемберлену». Первоначально серийным производством занимался только завод «Большевик», но с апреля 1929 года к выпуску Т-18 был подключен также Мотовилихинский Машиностроительный завод (Бывший Пермский Артиллерийский) и план выпуска танков был увеличен. Однако в 1929 году массовое производство Т-18 там развернуть не удалось и за 1929 год из заказанных 133 танков было с трудом сдано 96. Тем не менее, Мотовилихинский завод осваивал танк и в 1929–30 гг. план выпуска Т-18 был увеличен до 300 единиц.

Осенью 1929 года Т-18 принял участие в очередных испытаниях. Главным препятствием для него стал трапециевидный ров шириной более 2 и глубиной более 1,2 метра, из которого танк не мог выбраться самостоятельно (даже задним ходом). Для лучшей проходимости рвов по предложению М. Василькова и по распоряжению начальника Бронесил Ленинградского округа С. Коханский танк был оборудован вторым «хвостом» в передней части и тут же получил прозвище «носорог», или «тяни — толкай». Его проходимость действительно немного улучшилась, но обзор с места механика-водителя стал просто отвратительным.



 
Оцените этот материал:
(45 голосов, среднее 4.47 из 5)

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.