010.jpg
The Russian Battlefield
001.jpg




САУ СУ-100Y

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 19:06
Последняя редакция 27.09.2011 14:47
Материал читали 31584 человек

Тяжелый танк прорыва Т-100 послужил базой для разработки нескольких боевых машин, созданных по опыту боев в Финляндии.

С самого начала советско-финской войны Красная Армия остро ощутила потребность в специальных бронированных инженерных машинах. Поэтому в середине декабря 1939 года Военный Совет Северо-Западного фронта обязал завод №185 спроектировать и изготовить инженерный танк с противоснарядным бронированием на базе Т-100. Эта машина предполагалась для выполнения задач по наводке моста, перевозке саперов и взрывчатки, а также для эвакуации поврежденных танков с поля боя.

Однако в ходе проектирования КБ завода получило от начальника АБТУ РККА Д.Павлова задание на "постановку 152-мм пушки или другой подходящей с большими начальными скоростями на базу Т-100" для борьбы с дотами и другими фортификационными сооружениями. В связи с этим директор завода №185 Н.Барыков обратился в Военный Совет Северо-Западного фронта с просьбой об отмене решения по изготовлению инженерного танка и вынесения решения по установке на машине 100-мм или 130-мм морской пушки.

Просьба была удовлетворена, и уже 8 января 1940 года чертежи корпуса Т-100-Х (икс) - такое обозначение получила машина - были переданы на Ижорский завод.

Т-100-Х отличался от Т-100 установкой вместо башен бронированной рубки клиновидной формы со 130-мм морской пушкой Б-13. Подвеска машины предполагалась торсионной, ее изготовление поручили Кировскому заводу, имевшему опыт в этой области. В ходе изготовления бронедеталей для ускорения общей сборки машины форма рубки была изменена на более простую. Новая самоходная установка получила индекс СУ-100Y (игрек), хотя в некоторых источниках она фигурирует как T-100-Y. Бронекорпус СУ-100Y поступил с Ижорского завода 24 февраля, а 1 марта началась сборка машины. Уже 14 марта готовая самоходка совершила свой первый выезд. Но советско-финская война к этому времени уже закончилась, и испытать СУ-100Y в боевой обстановке на удалось.

Еще в ходе советско-финской войны была сделана попытка модернизировать Т-100 путем усиления его вооружения. В январе 1940 года заместитель наркома обороны командарм 1-го ранга Г.Кулик дал указание "усилить вооружение Т-100 установкой на него 152-мм гаубицы М-10 для борьбы с надолбами". К середине марта 1940 года была изготовлена новая башня со 152-мм гаубицей М-10. Ее предполагалось установить вместо имевшейся на Т-100 башни с 76-мм пушкой Л-11. Машина со 152-мм артсистемой получила индекс Т-100-Z. Но новая башня так и не была установлена на танк в связи с принятием на вооружение КВ-1 и КВ-2. АБТУ прекратило все работы по дальнейшему совершенствованию Т-100.

В апреле 1940 года КБ завода №185 разработало на базе Т-100 проект тяжелого танка для береговой обороны - "Объект 103" (ведущий инженер проекта Шуфрин). Он вооружался 130-мм морским орудием Б-13 во вращающейся башне. Кроме того, машина была оснащена тремя 7,62-мм пулеметами ДТ. Однако проект остался только на бумаге.

В связи с прекращением работ по танку Т-100, дальнейшая судьба СУ-100Y была предрешена. Самоходная установка была передана в Кубинку летом 1940 года. С началом войны САУ никуда не эвакуировалась. В ноябре 1941 года, в наиболее критический момент битвы под Москвой, СУ-100Y, вместе со 152-мм опытными САУ СУ-14 и СУ-14-1, вошла в состав самоходного артиллерийского дивизиона особого назначения. Однако сведений о боевом применении СУ-100Y обнаружить не удалось.

СУ-100Y сохранилась до настоящего времени и находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Источники: М.Коломиец, И.Мощанский "Многобашенные танки РККА", Фр.Илл. №5, 2000;
Павлов И.В. Павлов М.В. "Советские танки и САУ 1939-1945", Москва 1996.

Самоходная установка СУ-100Y
Самоходная установка СУ-100Y
Самоходная установка СУ-100Y
Самоходная установка СУ-100Y
Самоходная установка СУ-100Y
Самоходная установка СУ-100Y
Машины на базе танка Т-100: 1....
САУ T-100-Y
Схема бронирования T-100-Y

 
Оцените этот материал:
(14 голосов, среднее 4.79 из 5)

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.