Транспортный трактор СТЗ-5 - BATTLEFIELD.RU - всё о Великой Отечественной войне
008.jpg
The Russian Battlefield
008.jpg
Главная Танки Тракторы и автомобили Транспортный трактор СТЗ-5

Блог на Facebook
Подписка на обновления



бухгалтерское обслуживание компаний


Яндекс цитирования

Транспортный трактор СТЗ-5

Печать
Автор: Егор Ельцов
Впервые опубликовано 20.09.2005 19:02
Последняя редакция 17.10.2011 11:39
Материал читали 41573 человек
<< Пред. страница - Страница 3 из 3 - След. страница

По состоянию на 1 января 1941 года в артиллерии Красной Армии эксплуатировалось 2839 тягачей СТЗ-5 (13,2% парка), хотя по штатам полагалось иметь 5478 машин. Даже в стрелковой дивизии по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, должно было насчитываться 5 машин. В начале войны из-за нехватки в армии более мощных тягачей этими тракторами закрывали все образовавшиеся бреши в системе мехтяги и транспортного обеспечения артиллерии, а также танковых частей, что вынуждало с помощью СТЗ-5 буксировать орудия и прицепы гораздо более тяжелые, чем это допускалось его ТТХ. Такая же нехватка других, более подходящих транспортных средств высокой проходимости заставляла монтировать на СТЗ-5 реактивные минометы БМ-13, впервые примененные осенью 1941 года под Москвой, а затем широко - и на других фронтах. При обороне Одессы, где было много тракторов СТЗ-5, они использовались как шасси для постройки суррогатных танков "НИ" с тонкой броней и пулеметным вооружением, обычно снятым с устаревших или подбитых бронемашин. На базе СТЗ-5 пытались делать даже легкие танки с 45-мм пушкой.

Несмотря на большие потери осенью 1941 года, другие заводы были вынуждены прекратить производство тягачей, поэтому вся тяжесть снабжения Красной Армии транспортными гусеничными машинами легла на Сталинградский тракторный, который с 22 июня до конца года произвел 3146 СТЗ-5; за 1942 год - 3359. Даже приближение противника к Сталинграду не остановило столь нужное армии производство, несмотря на то, что из-за разорванной войной кооперации с другими заводами СТЗ вынужден был делать все комплектующие изделия сам. С 23 августа, дня прорыва немцев к заводу, по 13 сентября 1942 года, когда производство было остановлено, с конвейера удалось снять 31 тягач СТЗ-5.

Всего завод изготовил 9944 таких машины, из них 6505 - после начала войны. Однако в армии на 1 сентября 1942 года этих машин насчитывалось всего 4678 - сказывались большие летние потери. СТЗ-5 честно дослужили в армии до окончания военных действий, а до 1950-х годов их использовали в различных отраслях народного хозяйства, где работоспособность тягачей-ветеранов поддерживалась за счет запчастей, к еще выпускавшемуся и широко распространенному в народном хозяйстве "старшему брату" - трактору СТЗ-3 (АСХТЗ-НАТИ). Это говорит о том, что поставленная в 1930-е годы непростая задача создания недорогого и массового транспортного трактора, унифицированного с пахотным, была успешно выполнена.

Параметр СТЗ-5
Экипаж 1
Масса, кг 5840
Длина, м 4,15
Ширина, м 1,855
Высота, м 2,36
Бронирование, мм нет
Вооружение нет
Мест в кузове 8
Масса буксируемого прицепа, кг 4500 (с перегрузкой - до 7250)
Грузоподъемность платформы, кг 1500
Ср. удельное давление на грунт с грузом на платформе, кгс/см2 0,64
Клиренс, м 0,288
Двигатель 1МА 4-цилиндровый карбюраторный, 52-56 л.с.
Запас хода по шоссе с прицепом, км 145
Макс. скорость по шоссе, км/ч 21,5

Источники:
Е.Прочко, Историческая серия журнала "Техника-Молодежи"
"Бронеколлекция" №3, 2002 г.



 
Оцените этот материал:
(13 голосов, среднее 4.38 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить