Средства связи РККА Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. Joomla! 1.5 - Open Source Content Management Средства связи РККА 2006-09-03T21:00:00Z 2006-09-03T21:00:00Z /soviet-radio-equipment.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">До начала войны радиотехническая промышленность Советского Союза выпускала для бронетанковых войск в месяц около 400 радиостанций 71-ТК и 5-10 радиостанций РСМК. Учитывая, что радиостанции устанавливались лишь на командирских машинах (т.е. было радиофицировано только 10-20% от общего выпуска танков), такое количество радиостанций вполне удовлетворяло потребности бронетанковых войск в мирное время...</p> <p class="plain">До начала войны радиотехническая промышленность Советского Союза выпускала для бронетанковых войск в месяц около 400 радиостанций 71-ТК и 5-10 радиостанций РСМК. Учитывая, что радиостанции устанавливались лишь на командирских машинах (т.е. было радиофицировано только 10-20% от общего выпуска танков), такое количество радиостанций вполне удовлетворяло потребности бронетанковых войск в мирное время...</p> Радиостанция РАТ 2005-09-27T12:16:24Z 2005-09-27T12:16:24Z /rat-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Единственным средством обеспечения радиосвязи Генерального штаба с фронтами в ходе всей войны была радиостанция РАТ, разработанная в 1936 году на заводе им. Коминтерна в Ленинграде коллективом конструкторов в составе:<strong> Ханевский Г.С.</strong>, <strong>Каменский Е.И.</strong>, <strong>Ткачев М.С.</strong>, под руководством профессора <strong>Зейбленока Г.А.</strong> В конце 1937 года после войсковых испытаний и проведения модернизации отдельных узлов, РАТ поступила в массовое производство. Эта радиостанция выпускалась на Ленинградском (с началом войны этот завод был эвакуирован в Новосибирск) и Горьковском заводах Народного комиссариата электропромышленности (кстати, эти же заводы выпускали радиостанции <strong>РАФ</strong>, <strong>11-АК</strong>, <strong>11-АК-М1</strong> и <strong>РСБ-Ф</strong>).</p> <p class="plain">Радиостанция РАТ выпускалась в двух вариантах: стационарном и подвижном. Подвижный вариант радиостанции монтировался в одной машине <strong>ЗИС-6</strong> (силовая часть) и двух машинах <a href="/tank-development/31-traktors-and-trucks/103-zis5.html">ЗИС-5</a> (передающая и приемная части). Стационарный вариант в годы войны носил название <strong>"Даль-Г"</strong> и принципиально отличался от автомобильного лишь источником питания.</p> <p class="plain">С началом войны выпуск радиостанций РАТ по сравнению с предвоенным периодом был значительно увеличен, но расширить производство до уровня, полностью удовлетворяющего потребности войск, так и не удалось из-за невозможности обеспечить заводы изготовители комплектующими изделиями (радиолампами, генераторами и двигателями). Кроме того было принято решение заменить на радиостанции высококачественные материалы более простыми, а обработку деталей (серебрение, омеднение, хромирование и т.д.) проводить не в полном объеме, что естественно отрицательно сказывалось на качестве изделия. Также следует отметить, что качество выпускаемых радиостанций в начальный период войны было очень низким, в связи с широко распространенным мнением о том, что во время боевых действий срок жизни радиостанции будет короток, и они достаточно быстро будут уничтожаться противником. К тому же, в связи с эвакуацией заводов и мобилизацией резко снизилась профессиональная подготовка кадров, что также не могло не отразиться на качестве выпускаемой продукции.</p> <p class="plain">Всего поставки радиостанции РАТ в годы войны в войска составили: в 1941 году - 0, 1942 году - 14 шт., 1943 году - 27 шт. Эта проблема усугублялась и большими потерями РАТ особенно в начале войны. Для сравнения: за полгода с 22.06.41 по 31.12.41 Красная Армия потеряла 19 радиостанций, а за последующие три с половиной года - 13 радиостанций.</p> <p class="plain">На протяжении всего периода войны войска ощущали недостаток особенно в автомобильных вариантах РАТ. В 1941-1942 годах штабы фронтов имели только по одной радиостанции, и лишь к концу 1942 года удалось обеспечить их вторыми комплектами этих станций, что дало возможность поддерживать бесперебойную связь с Генеральным штабом. В тоже время обеспеченность радиостанциями РАТ при заявке в 76 радиостанций составила лишь 23 радиостанции, то есть 32% от требуемого. Значительно повысила значение радиостанции РАТ аппаратура <strong>"Алмаз"</strong>, позволявшая обеспечить буквопечатание. Изготовленные перед войной два комплекта этой аппаратуры были установлены на радиостанции РАТ Генерального штаба и штаба Западного фронта, а к концу 1942 года все штабы фронтов были обеспечены такой аппаратурой.</p> <p class="plain">Точность и устойчивость рабочих частот передатчика РАТ, обеспечивались благодаря применению оригинальной схемы получения сетки рабочих частот путем преобразования частот кварцевого коротковолнового генератора и длинноволнового генератора плавного диапазона с последующим выделением их суммарных и разностных частот, что обеспечивало получение рабочих частот в диапазоне от 1,25 до 2,3 мГц, а с двух- и трехкратным умножением в последующих каскадах - в диапазоне от 2,5 до 12 мГц. Точность и устойчивость рабочих частот в основном определялись кварцевым генератором, так как частоты генератора плавного диапазона были в 7-20 раз меньше частот кварцевого генератора. Применение кварцев с малым температурным коэффициентом и размещение их в термостате ослабляли влияние изменения внешней температуры на частоту передатчика. Общая погрешность рабочих частот передатчика не превышала 0,05%, что обеспечивало высокую точность передатчика плавного диапазона частот.</p> <p class="plain">Приемная часть состоит из двух коротковолновых приемников типа "Даль" и одного длинноволнового приемника типа "Дозор". Приемники всех радиостанций, состоявших на вооружении в годы Великой Отечественной войны, были супергетеродинными с однократным преобразованием частоты, с одним, реже с двумя каскадами усиления промежуточной и низкой частоты, имели чувствительность в телефонном режиме 5-10 мкВ, полосу пропускания 4 кГц, но существенно отставали от передатчиков по точности и устойчивости рабочих частот (приемник типа УС имел погрешность шкалы рабочих частот до 5%).</p> <p class="plain">В 1942 и 1944 годах на заводе в Новосибирске радиостанция РАТ была модернизирована, а в 1945 году был разработан ее более совершенный вариант. Эта станция имела более высокие технические характеристики, была проще и легче в эксплуатации.</p> <p class="plain">Еще в 1940 году на заводе им. Коминтерна разработали радиостанцию РА (радиоузел РА), предназначавшийся для замены РАТ. В конструкции радиостанции было использован самые передовые технологии, достигнутые в результате многих научно-исследовательских работ завода и других организаций СССР, а также некоторые из зарубежных достижений. 22 июня 1941 года из ворот завода вышел на испытание первый опытный образец радиостанции.</p> <p class="plain">После начала войны несмотря на подготовку завода к эвакуации на заводе в срочном порядке был изготовлен второй экземпляр радиостанции. Обе радиостанции были отправлены в Москву, а оттуда - на Западный фронт. Во время битвы за Москву радиостанции погибли. К массовому производству радиостанции РА так и не приступили.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>Таблица 1. Краткая тактико-техническая характеристика основных типов радиостанций и приемников РАТ</caption> <tbody> <tr> <th>Диапазон</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> 2,5 - 12 МГц (25-120 м), ф.в. № 100-480. <span style="text-decoration: underline;">Приемников:</span> "Даль"-1,5-12 мГц (25-200 м), ф.в. № 60-480."Дозор": для приема длинных и средних волн.</td> </tr> <tr> <th>Число фиксированных волн (ф.в.)</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> 381.<br /><span style="text-decoration: underline;">Приемника:</span> 421</td> </tr> <tr> <th>Мощность, Вт</th> <td>100</td> </tr> <tr> <th>Радиус действия, км<br /> (в режимах телеграф/телефон)</th> <td>2000/600</td> </tr> <tr> <th>Источники питания</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Силовая машина:</span> силовой и зарядный агрегат. <span style="text-decoration: underline;">Силовой агрегат:</span> бензиновый двигатель ГАЗ (М-1) и три генератора постоянного тока БРА-С2, АРН-С2 и ДРС-2. <span style="text-decoration: underline;">Зарядный агрегат:</span> двигатель Л-6, генератор ЗДН-3000. Аккумуляторные батареи 5НКН-60.</td> </tr> <tr> <th>Типы антенн и высота мачт</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> две антенны, подвешанные на двух мачтах высотой 20 м на расстоянии 30 м, каждая по восемь колен; вертикальный диполь: два луча с 7 м с фидером длиной 20 м; Наклонный уголок: два луча по 16 м с фидером длиной 14 м. <span style="text-decoration: underline;">Приемника:</span> ромбическая с фидером; вертикальный вибратор; длинноволновая</td> </tr> <tr> <th>Среднее время развертывания, ч</th> <td>2</td> </tr> <tr> <th>Экипаж, чел.</th> <td>17</td> </tr> </tbody> </table> <p class="plain">Единственным средством обеспечения радиосвязи Генерального штаба с фронтами в ходе всей войны была радиостанция РАТ, разработанная в 1936 году на заводе им. Коминтерна в Ленинграде коллективом конструкторов в составе:<strong> Ханевский Г.С.</strong>, <strong>Каменский Е.И.</strong>, <strong>Ткачев М.С.</strong>, под руководством профессора <strong>Зейбленока Г.А.</strong> В конце 1937 года после войсковых испытаний и проведения модернизации отдельных узлов, РАТ поступила в массовое производство. Эта радиостанция выпускалась на Ленинградском (с началом войны этот завод был эвакуирован в Новосибирск) и Горьковском заводах Народного комиссариата электропромышленности (кстати, эти же заводы выпускали радиостанции <strong>РАФ</strong>, <strong>11-АК</strong>, <strong>11-АК-М1</strong> и <strong>РСБ-Ф</strong>).</p> <p class="plain">Радиостанция РАТ выпускалась в двух вариантах: стационарном и подвижном. Подвижный вариант радиостанции монтировался в одной машине <strong>ЗИС-6</strong> (силовая часть) и двух машинах <a href="/tank-development/31-traktors-and-trucks/103-zis5.html">ЗИС-5</a> (передающая и приемная части). Стационарный вариант в годы войны носил название <strong>"Даль-Г"</strong> и принципиально отличался от автомобильного лишь источником питания.</p> <p class="plain">С началом войны выпуск радиостанций РАТ по сравнению с предвоенным периодом был значительно увеличен, но расширить производство до уровня, полностью удовлетворяющего потребности войск, так и не удалось из-за невозможности обеспечить заводы изготовители комплектующими изделиями (радиолампами, генераторами и двигателями). Кроме того было принято решение заменить на радиостанции высококачественные материалы более простыми, а обработку деталей (серебрение, омеднение, хромирование и т.д.) проводить не в полном объеме, что естественно отрицательно сказывалось на качестве изделия. Также следует отметить, что качество выпускаемых радиостанций в начальный период войны было очень низким, в связи с широко распространенным мнением о том, что во время боевых действий срок жизни радиостанции будет короток, и они достаточно быстро будут уничтожаться противником. К тому же, в связи с эвакуацией заводов и мобилизацией резко снизилась профессиональная подготовка кадров, что также не могло не отразиться на качестве выпускаемой продукции.</p> <p class="plain">Всего поставки радиостанции РАТ в годы войны в войска составили: в 1941 году - 0, 1942 году - 14 шт., 1943 году - 27 шт. Эта проблема усугублялась и большими потерями РАТ особенно в начале войны. Для сравнения: за полгода с 22.06.41 по 31.12.41 Красная Армия потеряла 19 радиостанций, а за последующие три с половиной года - 13 радиостанций.</p> <p class="plain">На протяжении всего периода войны войска ощущали недостаток особенно в автомобильных вариантах РАТ. В 1941-1942 годах штабы фронтов имели только по одной радиостанции, и лишь к концу 1942 года удалось обеспечить их вторыми комплектами этих станций, что дало возможность поддерживать бесперебойную связь с Генеральным штабом. В тоже время обеспеченность радиостанциями РАТ при заявке в 76 радиостанций составила лишь 23 радиостанции, то есть 32% от требуемого. Значительно повысила значение радиостанции РАТ аппаратура <strong>"Алмаз"</strong>, позволявшая обеспечить буквопечатание. Изготовленные перед войной два комплекта этой аппаратуры были установлены на радиостанции РАТ Генерального штаба и штаба Западного фронта, а к концу 1942 года все штабы фронтов были обеспечены такой аппаратурой.</p> <p class="plain">Точность и устойчивость рабочих частот передатчика РАТ, обеспечивались благодаря применению оригинальной схемы получения сетки рабочих частот путем преобразования частот кварцевого коротковолнового генератора и длинноволнового генератора плавного диапазона с последующим выделением их суммарных и разностных частот, что обеспечивало получение рабочих частот в диапазоне от 1,25 до 2,3 мГц, а с двух- и трехкратным умножением в последующих каскадах - в диапазоне от 2,5 до 12 мГц. Точность и устойчивость рабочих частот в основном определялись кварцевым генератором, так как частоты генератора плавного диапазона были в 7-20 раз меньше частот кварцевого генератора. Применение кварцев с малым температурным коэффициентом и размещение их в термостате ослабляли влияние изменения внешней температуры на частоту передатчика. Общая погрешность рабочих частот передатчика не превышала 0,05%, что обеспечивало высокую точность передатчика плавного диапазона частот.</p> <p class="plain">Приемная часть состоит из двух коротковолновых приемников типа "Даль" и одного длинноволнового приемника типа "Дозор". Приемники всех радиостанций, состоявших на вооружении в годы Великой Отечественной войны, были супергетеродинными с однократным преобразованием частоты, с одним, реже с двумя каскадами усиления промежуточной и низкой частоты, имели чувствительность в телефонном режиме 5-10 мкВ, полосу пропускания 4 кГц, но существенно отставали от передатчиков по точности и устойчивости рабочих частот (приемник типа УС имел погрешность шкалы рабочих частот до 5%).</p> <p class="plain">В 1942 и 1944 годах на заводе в Новосибирске радиостанция РАТ была модернизирована, а в 1945 году был разработан ее более совершенный вариант. Эта станция имела более высокие технические характеристики, была проще и легче в эксплуатации.</p> <p class="plain">Еще в 1940 году на заводе им. Коминтерна разработали радиостанцию РА (радиоузел РА), предназначавшийся для замены РАТ. В конструкции радиостанции было использован самые передовые технологии, достигнутые в результате многих научно-исследовательских работ завода и других организаций СССР, а также некоторые из зарубежных достижений. 22 июня 1941 года из ворот завода вышел на испытание первый опытный образец радиостанции.</p> <p class="plain">После начала войны несмотря на подготовку завода к эвакуации на заводе в срочном порядке был изготовлен второй экземпляр радиостанции. Обе радиостанции были отправлены в Москву, а оттуда - на Западный фронт. Во время битвы за Москву радиостанции погибли. К массовому производству радиостанции РА так и не приступили.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>Таблица 1. Краткая тактико-техническая характеристика основных типов радиостанций и приемников РАТ</caption> <tbody> <tr> <th>Диапазон</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> 2,5 - 12 МГц (25-120 м), ф.в. № 100-480. <span style="text-decoration: underline;">Приемников:</span> "Даль"-1,5-12 мГц (25-200 м), ф.в. № 60-480."Дозор": для приема длинных и средних волн.</td> </tr> <tr> <th>Число фиксированных волн (ф.в.)</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> 381.<br /><span style="text-decoration: underline;">Приемника:</span> 421</td> </tr> <tr> <th>Мощность, Вт</th> <td>100</td> </tr> <tr> <th>Радиус действия, км<br /> (в режимах телеграф/телефон)</th> <td>2000/600</td> </tr> <tr> <th>Источники питания</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Силовая машина:</span> силовой и зарядный агрегат. <span style="text-decoration: underline;">Силовой агрегат:</span> бензиновый двигатель ГАЗ (М-1) и три генератора постоянного тока БРА-С2, АРН-С2 и ДРС-2. <span style="text-decoration: underline;">Зарядный агрегат:</span> двигатель Л-6, генератор ЗДН-3000. Аккумуляторные батареи 5НКН-60.</td> </tr> <tr> <th>Типы антенн и высота мачт</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> две антенны, подвешанные на двух мачтах высотой 20 м на расстоянии 30 м, каждая по восемь колен; вертикальный диполь: два луча с 7 м с фидером длиной 20 м; Наклонный уголок: два луча по 16 м с фидером длиной 14 м. <span style="text-decoration: underline;">Приемника:</span> ромбическая с фидером; вертикальный вибратор; длинноволновая</td> </tr> <tr> <th>Среднее время развертывания, ч</th> <td>2</td> </tr> <tr> <th>Экипаж, чел.</th> <td>17</td> </tr> </tbody> </table> Радиостанция 11-АК-М1 2005-09-26T14:58:00Z 2005-09-26T14:58:00Z /11-ak-m1.html Артем Драбкин 1@4.ru <!-- верхнее лого конец --> <p class="plain">В 1933 году на заводе №197 в городе Горьком была разработана и запущена в серийное производство автомобильная телеграфно-телефонная радиостанция <strong>11-АК</strong> для связи между штабами фронтов и армий. К концу 30-х годов радиостанцию предполагалось снять с производства, заменив ее радиостанцией типа РАФ. Однако по результатам длительной эксплуатации стало очевидным, что радиостанцию можно модернизировать. Начавшаяся к этому времени война потребовала упростить схему и конструкцию радиостанции и использовать ее для оперативного управления войсками.</p> <p class="plain">С 1942 года завод выпускал радиостанцию <strong>11-АК-М1</strong>, которая отличалась от радиостанции 11-АК применением передатчика типа <strong>1000-КВ-3 Бесплатно играть в <a href="https://gambling777.pro/obzor-onlayn-kazino-booi/" target="_blank" title="">онлайн казино Booi</a> на официальном сайте </strong> (с антенной-мачтой высотой 15 м) взамен предыдущего типа <strong>1000-КВ-1</strong>.</p> <p class="plain">Для работы на коротковолновом поддиапазоне применялся вертикальный луч длиной 8 метров, подвешиваемый к оттяжке антенны-мачты. Передатчик 1000-КВ-3 отличался от 1000-КВ-1 расширенным диапазоном от 2,5 до 7,5 (40 - 120 м) и применением в задающем генераторе схемы Кольпитца, сеточной модуляцией вместо анодной и несколько увеличенной мощностью. Внешний вид передатчика остался без изменений.</p> <p class="plain">Радиостанция 11-АК-М1 обладала более высокими эксплуатационными данными, легкостью настройки и более высокими электрическими показателями.</p> <p class="plain">Радиостанция нашла самое широкое применение во фронтовых сетях и как аэродромная для управления полетами авиации. Связисты положительно отзывались о ее работе. Применение в передатчи-ке сеточной модуляции значительно увеличило дальность действия радиостанции при работе телефоном за счет большей глубины модуляции и несколько большей мощности.</p> <p class="plain">Питание анода модуляторной лампы осуществлялось от динамо-машины <strong>РДН-2500</strong>, что позволило значительно увеличить продолжительность работы станции. Радиостанции 11-АК и 11-АК-М1 питались от буферной батареи и их действительный радиус действия зависел от состояния зарядки этой батареи.</p> <p class="plain">К недостаткам передатчика следует отнести отсутствие доступа в кабину задающего генератора, а также недостаточную надежность блокировочных контактов на дверцах ламповых отсеков.</p> <p class="plain">За время войны на радиостанции 11-АК были внедрены следующие рацпредложения:<br /> - передатчики 11-АК старых выпусков переведены на сеточную модуляцию, что позволило значительно увеличить их дальность действия при работе в режиме телефона;<br /> - выходной каскад передатчика переделан под симметричную антенну;<br /> - увеличен диапазон частот передатчика в сторону длинных и коротких волн.</p> <p class="plain">Наряду с этим были применены высоко эффективные антенны типа "полуромб", "колбаса" и т.д., позволившие повысить технические показатели радиостанции.</p> <p class="plain">Как показал опыт войны, для дальнейшего вооружения армии в послевоенный период радиостанция устарела и была снята с производства и вооружения.</p> <!-- верхнее лого конец --> <p class="plain">В 1933 году на заводе №197 в городе Горьком была разработана и запущена в серийное производство автомобильная телеграфно-телефонная радиостанция <strong>11-АК</strong> для связи между штабами фронтов и армий. К концу 30-х годов радиостанцию предполагалось снять с производства, заменив ее радиостанцией типа РАФ. Однако по результатам длительной эксплуатации стало очевидным, что радиостанцию можно модернизировать. Начавшаяся к этому времени война потребовала упростить схему и конструкцию радиостанции и использовать ее для оперативного управления войсками.</p> <p class="plain">С 1942 года завод выпускал радиостанцию <strong>11-АК-М1</strong>, которая отличалась от радиостанции 11-АК применением передатчика типа <strong>1000-КВ-3 Бесплатно играть в <a href="https://gambling777.pro/obzor-onlayn-kazino-booi/" target="_blank" title="">онлайн казино Booi</a> на официальном сайте </strong> (с антенной-мачтой высотой 15 м) взамен предыдущего типа <strong>1000-КВ-1</strong>.</p> <p class="plain">Для работы на коротковолновом поддиапазоне применялся вертикальный луч длиной 8 метров, подвешиваемый к оттяжке антенны-мачты. Передатчик 1000-КВ-3 отличался от 1000-КВ-1 расширенным диапазоном от 2,5 до 7,5 (40 - 120 м) и применением в задающем генераторе схемы Кольпитца, сеточной модуляцией вместо анодной и несколько увеличенной мощностью. Внешний вид передатчика остался без изменений.</p> <p class="plain">Радиостанция 11-АК-М1 обладала более высокими эксплуатационными данными, легкостью настройки и более высокими электрическими показателями.</p> <p class="plain">Радиостанция нашла самое широкое применение во фронтовых сетях и как аэродромная для управления полетами авиации. Связисты положительно отзывались о ее работе. Применение в передатчи-ке сеточной модуляции значительно увеличило дальность действия радиостанции при работе телефоном за счет большей глубины модуляции и несколько большей мощности.</p> <p class="plain">Питание анода модуляторной лампы осуществлялось от динамо-машины <strong>РДН-2500</strong>, что позволило значительно увеличить продолжительность работы станции. Радиостанции 11-АК и 11-АК-М1 питались от буферной батареи и их действительный радиус действия зависел от состояния зарядки этой батареи.</p> <p class="plain">К недостаткам передатчика следует отнести отсутствие доступа в кабину задающего генератора, а также недостаточную надежность блокировочных контактов на дверцах ламповых отсеков.</p> <p class="plain">За время войны на радиостанции 11-АК были внедрены следующие рацпредложения:<br /> - передатчики 11-АК старых выпусков переведены на сеточную модуляцию, что позволило значительно увеличить их дальность действия при работе в режиме телефона;<br /> - выходной каскад передатчика переделан под симметричную антенну;<br /> - увеличен диапазон частот передатчика в сторону длинных и коротких волн.</p> <p class="plain">Наряду с этим были применены высоко эффективные антенны типа "полуромб", "колбаса" и т.д., позволившие повысить технические показатели радиостанции.</p> <p class="plain">Как показал опыт войны, для дальнейшего вооружения армии в послевоенный период радиостанция устарела и была снята с производства и вооружения.</p>