Средний танк M4 General Sherman |
![]() |
Впервые опубликовано 24.09.2005 22:28
|
|||
Последняя редакция 12.10.2009 22:44
|
|||
В США в 20-е и 30-е годы, несмотря на интенсивные работы в области опытного танкостроения и создание нескольких очень удачных образцов, значение танковых войск явно недооценивалось. К началу второй мировой войны танковый парк армии США насчитывал около В Американцы отлично сознавали недостатки этого танка, поэтому сразу после начала его серийного выпуска начались работы по созданию нового, более совершенного среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. В сентябре Изготовление опытной партии началось в ноябре. В американской армии танк, стандартизированный под индексом М4, назвался «Генерал Шерман», в честь генерала, командовавшего войсками северян во время гражданской войны в США; в Принципиально все модели танка «Генерал Шерман» (М4, М4А1, М4А2, М4А3, М4А4, М4А6) ничем принцопиально не отличались друг от друга за исключением разного вооружения. По внешнему виду резко выделялся лишь М4А1 со своим литым корпусом. Башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая Первоначально танки имели смотровые щели в лобовом листе корпуса; затем их закрыли броневыми кожухами и ввели перископы, и, наконец, в конце Еще одним главным отличием Шерманов друг от друга был тип силовой установки. Дизельный М4, обозначенный как М4А2 поставлялся по Танков с горизонтальной подвеской HVSS было получено Россией Советскими танкистами танк Шерман в целом пришелся по душе. Не уступая по защищенности и вооружению отечественной «тридцатьчетверке», этот танк обладал значительно лучшей эргономикой, более просторной башней, общей продуманностью конструкции, было много приятных «мелочей», которые порой сильно упрощали ежедневное обслуживание машины. А с введением на последние модели Шерманов новой 76-мм пушки вкупе с высококачественными боеприпасами, также поставлявшимися из США, танк по своим «противотанковым» характеристикам превзошел даже новую «тридцатьчетверку» с 85-мм пушкой. Броня Шермана была толще таковой у Т-34, но менее твердой, а в целом защищенности обоих танков были примерно одинаковые. Но американская броня была более вязкой, что вызывало меньше вторичных осколков при ударе снаряда. В качестве основных недостатков советскими танкистами отмечался слишком высоко расположенный центр масс танка, что приводило к частым опрокидываниям машины. Как и на остальных танках американского производства, гусеницы Шерманов были резинометаллическими. Вопреки некоторым публикациям, нельзя однозначно сказать, было это достоинством или недостаком по отношению с советской цельнометаллической гусенице. Достоинством было то, что ресурс американской гусеницы был свыше В качестве иллюстрации успешного действия наших танкистов, воевавших на Шерманах, хочется процитировать слова одного наградного листа. Этот подвиг был совершён советскими танкистами в марте "...Младший лейтенант Противник бежал, оставив десяток трупов у танка. Тогда младший лейтенант Сивков, используя зенитную установку, стал расстреливать убегающего противника. Израсходовав все боеприпасы, не имея возможности вести дальнейшую борьбу, младший лейтенант Сивков взорвал себя и поджег танк. Вывод: представляю посмертно к званию Героя Командир 212-го отдельного На вооружении 212-го отдельного танкового полка, входившего в состав 4-ого гвардейского мехкорпуса состояли американские танки М4А2 «Генерал Шерман», которые поставлялись в СССР по После окончания военных действий на Дальнем Востоке часть ленд-лизовских американских «Шерманов» с горизонтальной подвеской (М4А2 (76)W HVSS) была переделана в тягачи. С танков сняли башни, а образовавшееся в крыше корпуса отверстие заварили стальным листом, на котором установили командирскую башенку с «Шермана». Тягачи оборудовали тяговой лебедкой и стрелой. Большая их часть поступила в восстановительные поезда железных дорог Северного Кавказа и Украины, где они эксплуатировались до конца Отдельные машины можно было встретить на Украине и в 80-е годы, а в восстановительном поезде железнодорожной станции Морозовская на Северном Кавказе тягач «Шерман» эксплуатировался до По некоторым сведениям, на сегодняшний день в России сохранились только два таких тягача. В Тягач «Шерман» восстановительного поезда станции Морозовская после списания в ноябре
|