Легкий плавающий танк Т-33

Печать
Share
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 20:53
Последняя редакция 13.12.2010 02:55

Проектирование легких плавающих танков в Советском Союзе началось осенью 1931 года, когда УММ РККА получило информацию об испытании в Великобритании амфибии «Vickers-Carden-Loyd amphibious tank» или просто VCL, разработанной в конце 1930 года фирмой Vickers Armstrong. Его прототип, изготовленный к началу апреля 1940 года, прошел успешные испытания на реке Темза близ Челси.

В СССР работы поручили Опытно-конструкторскому отделу ( ОКМО) завода «Большевик» под руководством С. Гинзбурга, причем никакими сведениями об английской машине, кроме фотографий и общих тактико-технических характеристик, советские инженеры не располагали. Базой для проектирования первого советского плавающего танка послужил «легкий трактор-тягач Карден-Лойд грузоподъемностью до 3-х тонн» (три таких машины были закуплены у фирмы Vickers еще в 1930 году). Следует сказать, что этот трактор изначально разрабатывался англичанами гражданских нужд и не предназначался для использования в военных целях. Тем не менее, советские конструкторы использовали ходовую часть и компоновку трактора (с расположением двигателя вдоль правого борта). Сделано это было не случайно — на приводимых в иностранной печати фотографиях амфибии VCL было хорошо видно, что и на английской машине использовалась ходовая часть по типу легкого трактора.

Среди стран, заинтересовавшихся амфибией VCL, был и Советский Союз. Получив информацию об испытаниях нового английского плавающего танка, руководство Управления механизации и моторизации РККА 5 февраля 1932 года заказало фирме Vickers через представителей советской внешнеторговой фирмы Arcos Ltd (All Russian Cooperative Society Limited) восемь амфибий VCL. В июне 1932 года были отправлены в СССР первые из заказанных танков, а последние машины прибыли 22 октября того же года.

Прибывшие амфибии прошли испытания на НИИБТ полигоне под Москвой, а также были отправлены на заводы и в танковые части для изучения. Английская модель VCL имела клепаный корытообразный корпус и башню с пулеметом, заимствованную у 6-тонного Vickers Model А. Плавучесть машины обеспечивалась за счет водоизмещения корпуса и установленных вдоль его бортов массивных поплавков из бальзы. Танк имел блокированную подвеску, состоящую из двух двухкатковых тележек (на борт). В качестве упругого элемента использовались четвертьэллиптические листовые рессоры. Ведущие колеса располагались впереди, а в качестве направляющих колес использовались вторые катки задних тележек (следует отметить, что конструкция ходовой части во многом была заимствована у легкого 3-тонного трактора, разработанного фирмой Vickers еще в 1929 году). На VCL устанавливался карбюраторный 90-сильный двигатель Meadows EST, позволявший 2,75-тонной машине развивать скорость до 50 км/ч на суше и до 9 км/ч на плаву. Движение на плаву осуществлялось при помощи гребного винта и кольцевого руля. Двигатель с радиатором и четырехскоростной коробкой перемены передач были размещены в корпусе справа, а слева находилась рубка механика-водителя и башня.

В Англии, после окончания испытаний опытного образца VCL, в его конструкцию был внесен ряд изменений, и в сентябре 1931 года фирма Vickers Armstrong по заказу британской армии изготовила два танка, получивших обозначения А4Е11 и А4Е12, различавшиеся между собой конструкцией гребных винтов и рулей. Однако английское военное министерство не проявило большого интереса к плавающим машинам, ограничившись закупкой двух вышеупомянутых образцов. Поэтому фирма Vickers проводила активную рекламу своей плавающей машине, фото которой часто мелькали в военных журналах и газетах того времени. Как и в случае с 6-тонным танком Vickers Model А, фирма рассчитывала на зарубежные заказы из стран «второго мира». Надежды руководителей фирмы Vickers Armstrong оправдались, правда, объем закупок был значительно меньше, чем в случае с 6-тонным танком Vickers. 29 амфибий закупил Китай, по два танка приобрели Голландия и Сиам (ныне — Таиланд). Один плавающий VCL был отправлен для испытаний в Финляндию, военные которой проявили интерес к танку-амфибии. Но после всесторонних испытаний финны отказались от закупки машины и ее вернули Великобританию.

Советский опытный образец нового танка, первоначально проходившего под обозначением «Селезень», а затем получившего индекс Т-33, был готов двумя годами позже, весной 1933 года. В связи с тем, что С. Гинзбург в составе советской закупочной комиссии убыл в Италию, для приобретения образцов бронетанковой и автотракторной техники, завершение работ по проектированию и постройке Т-33 шло под руководством М. Зигеля. В конце марта 1932 года опытный образец танка был изготовлен на заводе «Большевик» и вышел на испытания.

Внешне Т-33 во многом походил на английский VCL. Корпус танка был изготовлен из обычной (неброневой) стали толщиной 4–9 мм. Как и у VCL, для повышения плавучести Т-33 вдоль бортов устанавливались деревянные коробообразные поплавки, обитые жестью. Изнутри, для облегчения конструкции, поплавки заполнялись легкой пробкой. Двигатель АМО-3 мощностью 63 л.с. вместе с радиатором устанавливался в корпусе справа, а трансмиссия (главный фрикцион, коробка перемены передач от автомобиля АМО-3 и бортовые фрикционы) — в передней части корпуса. Экипаж танка состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Они располагались слева, один за другим. Вооружение Т-33 — один 7,62-мм пулемет ДТ, который устанавливался в башне, вращение которой осуществлялось вручную. Для наблюдения за полем боя на башне устанавливался откидной колпак со смотровыми щелями. Ходовая часть машины была изготовлена по образу и подобию английского VCL. Движение на плаву осуществлялось при помощи трехлопастного винта и руля. В ходе заводских пробегов 3-тонный Т-33 показал на суше скорость до 42 км/ч и до 4 км/ на плаву.

В начале апреля 1932 года новый танк был продемонстрирован представителям командования РККА. В своем докладе, датированном 15 апреля 1932 года, один из представителей УММ РККА на заводе «Большевик» сообщал об этом следующее:

«Изготовлен первый опытный образец плавучего сверхлегкого танка типа амфибии Карден-Лойд с применением мотора АМО-3 и ходовой части трактора Карден-Лойд. Танк прошел предварительные испытания и был продемонстрирован замнаркома тов. Тухачевскому 10 апреля сего года на Неве, причем показал способность надежно плавать даже в условиях быстрого течения. Скорость 2–3 км/ч при движении против течения. После подбора соответствующего винта скорость предполагается увеличить до 7–8 км/ч»
(РГВА, Ф.31811, Оп.3, Д.77, Л.45).

На М. Тухачевского показ амфибии, уверенно маневрирующей среди плывущих по Неве льдин, произвел очень благоприятное впечатление. Несколько дней спустя, отправляя телеграмму с различными указаниями советской закупочной комиссии в Италию, Тухачевский написал: «Передайте Гинзбургу, что его „утка‛ плавает и весьма успешно. Результаты испытаний самые благоприятные» (РГВА, Ф.31811, Оп.3, Д.143, Л.222). Но, несмотря на лестные отзывы Тухачевского и других руководителей Красной Армии, у танка Т-33 оказалось большое количество недостатков и недоработок. Для принятия на вооружение армии эта машина не годилась. Однако опыт по созданию первого отечественного плавающего танка был использован при создании последующих советских амфибий.

В заключение хочется обратить внимание читателя на то, что первые амфибии VCL прибыли в СССР уже тогда, когда были изготовлены и проходили испытания опытные образцы советских плавающих танков Т-33, то есть говорить, что советский танк являлся копией английского нельзя. Схожесть же советского Т-33 и английского VCL объясняется общими родственными корнями, шедшими от английской фирмы Vickers Armstrong.

Источники: «Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40», Фронтовая Иллюстрация № 3, 2003.

 
Оцените этот материал:
(0 голоса, среднее 0 из 5)