003.jpg
The Russian Battlefield
005.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

Сейчас на сайте:
  • 134 гостей
  • 4 роботов

Посетители

Сегодня: 1050
Вчера: 2738
На прошлой неделе: 19253
В этом месяце: 84867
В прошлом месяце: 67946
Всего: 154229



Баннер

САУ СУ-101 и СУ-102

Печать
Share
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 19:07
Последняя редакция 13.12.2010 03:03
su101_6
su101_7

САУ «Уралмаш-1» представляли собой машины, относящиеся к типу закрытых самоходных установок с задним расположением боевой рубки и передним МТО. В документах тех лет нередко встречается описание «по типу Фердинанда».

Корпус САУ сваривался из катаных броневых листов, которым придавались рациональные углы наклона. Толщина лобового листа корпуса равнялась 90 мм при угле наклона 27°, толщина лобового листа рубки — 122 мм при угле наклона 35°. Бортовые листы имели толщину 75 мм, кормовой лист — 40 мм. При этом кормовой лист корпуса и рубки выполнялся общим. Справа в нем находился прямоугольный входной люк, закрывавшийся броневой дверью. На крыше рубки размещался круглый люк с вращающейся крышкой, в которую был вмонтирован смотровой прибор командира.

Пушка Д-10С устанавливалась в лобовом листе корпуса в литой броневой маске. Ее ствол выступал за габариты корпуса всего на 630 мм. Угол возвышения составлял — 18°, склонения — 2°, угол горизонтального наведения — 22,5°. Высота линии огня — 1760 мм. В боекомплект входило 35 унитарных выстрелов. На машине устанавливались телескопический прицел ТШ-19 и панорама. На кольце основания крышки люка командира крепился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК с боекомплектом 450 патронов.

Двигатель В-2-44 располагался вдоль оси машины в передней части корпуса справа. Слева от двигателя размещался механик-водитель. Агрегаты силовой передачи были заимствованы у танка Т-34 с некоторыми изменениями.

Подвеска САУ полностью заимствована у танка Т-44 — индивидуальная, торсионная, а гусеничный движитель заимствовался у танка Т-34. При общей массе 34,1 тонн машина развивала скорость до 54 км/ч. Экипаж состоял из четырех человек.

Для внешней связи САУ оборудовалась радиостанцией 9-РС, для внутренней — ТПУ-3бисФ, световой сигнализацией и танкофоном для двусторонней связи командира с механиком-водителем.

СУ-102 отличалась от СУ-101 только основным вооружением: на ней была установлена 122-мм пушка Д-25С. Угол возвышения равнялся — 18,5°, склонения — 0° 24′, горизонтальный сектор наведения — 19°. Примечательно, что при кажущихся небольших размерах боевого отделения, боекомплект САУ составлял 28 выстрелов унитарного заряжания (в отличие от пушки Д-25С с раздельно-гильзовым заряжанием). Масса машины возросла незначительно и составила 34,8 тонн.

В течение лета-осени 1945 года проходили заводские испытания обеих САУ и отработка их конструкции. Пришлось изменять и дорабатывать ряд механизмов и устройств, в частности агрегаты вентиляции и охлаждения двигателя — температура в отделениях управления и боевом была очень высокой — переделывалось все управление машиной, перемещалось в более удобную зону место механика-водителя и так далее. В результате интенсивной работы конструкторов и слесарей-сборщиков обе опытные машины были доведены до готовности к полигонным испытаниям.

Самоходные установки «Уралмаш-1» имели ряд преимуществ по сравнению с ранее созданными отечественными САУ. Новая компоновка позволила сделать машину более компактной, повысилась возможность маневра в ограниченных проходах и на пересеченной местности. Экипаж теперь мог в случае необходимости покидать машину через кормовой люк под прикрытием корпуса. Мощное бронирование также стало результатом более плотной компоновки. Общая оценка конструкции корпуса после полигонных испытаний обстрелом была очень высокой: корпус САУ «Уралмаш-1» оказался по бронестойкости выше, чем корпуса всех других отечественных танков и САУ, в том числе ИС-2 и ИСУ-152! Равномерным было и распределение нагрузки на опорные катки ходовой части, что заметно снижало ее износ. Размещение боевого отделения сзади позволяло при необходимости вооружить САУ еще более длинноствольным орудием.

Вместе с тем, отмечались и недостатки новых самоходок. Во-первых, не удалось устранить тесноту боевого отделения, в нем стало меньше свободного места, чем в СУ-100; несмотря на все усовершенствования в системе охлаждения двигателя, условия работы механика-водителя из-за высокой температуры в отделении управления были очень сложными, а в жаркое время — непереносимыми. Отмечалось и сильное воздействие на крышу корпуса ударной волны при выстреле, особенно у СУ-102.

Обе САУ успешно прошли все испытания и по их результатам были рекомендованы для принятия на вооружение. Но, тем не менее, на вооружение приняты не были: видимо, эти, а также другие причины (окончание войны, сокращение численности армии, наличие в войсках большого количества только что выпущенных самоходок, принятие на вооружение танка Т-54, оснащенного 100-мм пушкой) побудили прекратить работы над САУ «Уралмаш-1».

Сегодня самоходная артиллерийская установка СУ-101 находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники (ВИМ БТВТ) в подмосковной Кубинке.

Источники: «Моделист-Конструктор» № 2, 2001;
С.Грянкин «Т-44», историческая серия «Танкомастера»;
Свирин М. «Артиллерийское вооружение советских танков 1940-1945», Армада-Вертикаль № 4;
М. Барятинский «Советские танки второй мировой войны», 1995



 
Оцените этот материал:
(5 голоса, среднее 3.60 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить