Мощный средний танк ТГ

Печать
Share
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 22:02
Последняя редакция 25.12.2010 15:19

Создание мощного среднего танка, как альтернативы маневренному Т-24, началось в 1930 году под руководством немецкого инженера Эдварда Гроте, который прибыл в СССР по приглашению членов комиссии, посетившей Германию в конце 1929 — начале 1930 гг. По прибытии в СССР Э. Гроте приступил к работе в конструкторском бюро авиамоторного отдела АВО-5 завода «Большевик», на котором в том же 1930 году было организовано изготовление опытного образца танка ТГ (Танк Гроте).

Мощный средний танк ТГ должен был иметь следующие тактико-технические характеристики (ТТХ): боевая масса 20 т, максимальная скорость движения 40 км/ч, средняя скорость — 25 км/ч, броня 15, 20 и 30 мм, вооружение: 1 — 76-мм пушка, 1 — 37-мм пушка, 4–5 пулеметов, двигатель воздушного охлаждения мощностью 240 л.с. (176,5 кВт). На танке предполагалось установить специальный танковый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения конструкции Э.Гроте. ОГПУ и НКВМ было предложено форсировать работу по изготовлению и испытанию танка ТГ, считая эту работу важнейшей задачей в области изготовления опытных образцов танков на 1931 год. Предполагалось для освоения производства машины в 1931 году изготовить первую серию в количестве 50–75 танков, а до окончания изготовления и испытания опытного образца ТГ допустить к производству танк Т-24. Серийное производство танков ТГ планировалось организовать на ХПЗ после изготовления 80 танков Т-24 и снятия его с производства. То есть, Т-24 рассматривался как временная мера. Всего к 1932 году планировалось выпустить 2000 танков ТГ.

В конце 1930 года в Англии побывал начальник КБ № 3 ВОАО С. А. Гинзбург, который на фирме «Виккерс» в разговоре с английскими конструкторами узнал о новом английском 16-тонном танке А6 (Mk-III). В ходе беседы с ними он уточнил его основные технические характеристики и конструктивные особенности компоновки. Приехав в СССР, С. А. Гинзбург представил подробный отчет о конструкции новой машины, которая заинтересовала командование РККА, тем более, что английский танк наиболее полно отвечал требованиям принятой «Системы Танко-Тракторо-Авто-Броне-Вооружения РККА» и по своим боевым характеристикам и конструкции выгодно отличался от танка ТГ.

Тем временем на заводе «Большевик» продолжались работы по постройке опытного образца ТГ. Постановлением Комиссии Обороны (КО) от 9.02.1931 г. № 2 был установлен следующий порядок постройки этой машины. Общее административное руководство осуществлял Медведь (ОГПУ), начальником бюро был назначен К. К. Сиркен, зам. начальника бюро по производственной части — Н. В. Барыков, зам. начальника бюро по конструкторской части — военный представитель УММ на заводе А.Воробьев. Опытный образец танка ТГ был изготовлен заводом летом 1931 года. Особенностями конструкции и компоновки танка являлись трехъярусное размещение вооружения, удлиненный до 7,5 метров броневой корпус, смещенная к корме башня, высокая подбашенная коробка, экранированная ходовая часть с высоким гусеничным обводом, наличие смотровой башенки со стробоскопом, пневматические приводы управления агрегатами трансмиссии.

Танк был вооружен 76,2-мм пушкой конструкции Гроте-Сячентова с щелевым дульным тормозом и клиновым затвором, а также тремя 7,62-мм пулеметами Максим в шаровых установках. Указанное вооружение размещалось в подбашенной коробке и составляло второй ярус вооружения. Углы наведения пушки по горизонту составляли ±10° и по вертикали от −8° до +12°. Первый ярус вооружения составляли два пулемета ДТ, размещенные в шаровых установках в бортовых листах корпуса в отделении управления и имевшие ограниченные углы наведения.

Третий ярус вооружения включал в себя 37-мм пушку ПС-1 конструкции П. Н. Сячентова, размещенную во вращающейся башне на подбашенной коробке. Стрельба из пушки была возможна как по наземным, так и по низколетящим воздушным целям, поскольку углы вертикального наведения составляли от −12° до +30°. В боекомплект танка входили 50 выстрелов к 76,2-мм пушке, 80 выстрелов к 37-мм пушке и 7000 патронов к пулеметам.


Экипаж танка состоял из пяти человек: механика-водителя, командира (он же наводчик 37-мм пушки), пулеметчика, наводчика и заряжающего 76,2-мм пушки. Для наблюдения за полем боя и управления движением танка механик-водитель имел три окна со специальными смотровыми щелями, командир танка — стробоскоп, установленный на крыше башни. Посадка экипажа в машину и выход из неё осуществлялся через два овальных люка, расположенных в крыше отделения управления.

Противопульная броневая защита была выполнена из броневых катаных листов толщиной 8, 13, 16, 20 и 30 миллиметров, соединенных между собой при помощи сварки. В кормовой части корпуса машины продольно устанавливался карбюраторный двигатель М-6, задросселированный до мощности 250 л.с. (184 кВт), поскольку оригинальный двигатель конструкции Э.Гроте к началу испытаний так и не был изготовлен. Трансмиссия включала многодисковый главный фрикцион сухого трения, шестиступенчатую механическую коробку передач с шестернями шевронного зацепления и механизмом полного реверса, два бортовых фрикциона, два однорядных бортовых редуктора, размещенных внутри ведущих колес.

Подвеска танка — индивидуальная, пружинная. В состав гусеничного движителя входили направляющие колеса, десять опорных катков большого диаметра с шинами типа «Эластик», шесть поддерживающих катков (четыре среднего диаметра с наружной амортизацией и два малого диаметра), ведущие колеса заднего расположения с зубовым зацеплением с гусеницами по типу цепи Галля. Все опорные катки имели остановочные тормоза, предназначенные для экстренной остановки танка при обрыве и спадании гусеницы.

Танк массой 25 тонн развивал максимальную скорость по шоссе до 35 км/ч и имел запас хода при движении по грунтовым дорогам до 150 км.

С 27 июня по 1 октября 1931 года танк ТГ прошел ходовые испытания, во время которых показал низкую надежность работы трансмиссии, ходовой части и приводов управления. По результатам испытаний в октябре 1931 года была создана специальная комиссия в составе представителей УММ и ВОАО для более детального изучения танка ТГ. По завершении своей работы комиссия приняла решение считать танк чисто экспериментальной машиной, на которой должны быть испытаны все новейшие узлы и механизмы. Все выявленные в ходе испытаний недостатки должны были быть устранены, однако, несмотря на устранение выявленных недостатков, танк не будет принят для серийного производства. Дальнейшие работы над танком ТГ были прекращены, кроме того, было принято решение отказаться от услуг Э.Гроте. Несколько позже, в августе 1933 года Э.Гроте было предложено покинуть СССР. Тем не менее, в ходе работ по танку ТГ отечественными конструкторами был приобретен богатый опыт по конструированию машин такого класса.

Источники: М.Павлов, И.Павлов, И.Желтов «Советские средние танки довоенного периода», Армада № 7, 2000;
М.Коломиец, И.Мощанский «Многобашенные танки РККА», Фронтовая иллюстрация № 5, 2000

tg_01
tg_02
tg_03
tg_04
tg_05
tg_06
tg_07
tg_08

 
Оцените этот материал:
(6 голоса, среднее 4.17 из 5)