БА-64

Печать
Share
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 14:46
Последняя редакция 25.12.2010 18:42

БА-64

В довоенный период Горьковский автомобильный завод был основным поставщиком шасси для легких пулеметных бронеавтомобилей ФАИ, ФАИ-М, БА-20 и их модификаций. Основным недостатком этих машин была их низкая проходимость по пересеченной местности, а их бронекорпуса не отличались высокими защитными свойствами.

Начало Великой Отечественной войны застало сотрудников Горьковского автозавода за освоением производства ГАЗ-64 — легкового армейского автомобиля повышенной проходимости, разработанного под руководством ведущего конструктора В. А. Грачева в начале 1941 года.

Учитывая накопленный в 30-х годах опыт создания двухосных и трехосных шасси для бронемашин, горьковчане решили изготовить для действующей армии легкий пулеметный бронеавтомобиль на базе ГАЗ-64. Руководство завода поддержало инициативу Грачева и уже 17 июля 1941 года начались конструкторские работы. Компоновку машины вел инженер Ф. А. Лепендин, ведущим конструктором назначили Г. М. Вассермана.

{articles=505}

Проектируемый бронеавтомобиль и внешне, и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин этого класса. Конструкторам пришлось принять во внимание новые тактико-технические требования к броневикам, возникшие на основе анализа боевого опыта. Машины предстояло применять для разведки, для управления войсками во время боя, в борьбе с авиадесантом, для сопровождении автоколонн, а также для противовоздушной обороны танков на марше. Также определенное влияние на конструкцию новой машины оказало знакомство заводчан с немецким трофейным бронеавтомобилем Sd Kfz 221, который 7 сентября был доставлен на ГАЗ для детального изучения.

Несмотря на то, что конструкторам Ю. Н. Сорочкину, Б. Т. Комаревскому, В. Ф. Самойлову и другим впервые пришлось проектировать бронекорпус, они, учтя опыт предшественников, успешно справились с заданием. Все бронелисты (разной толщины) были расположены с наклоном, что существенно повышало стойкость сварного корпуса при попаданиях в него бронебойных пуль и крупных осколков.

В этом отношении новая машина превосходила даже довоенные отечественные тяжелые бронеавтомобили и аналогичные немецкие, несмотря на то, что была легче и компактнее их. Однако, до предела «ужав» корпус, конструкторы были вынуждены проявить немало изобретательности, чтобы рационально разместить в нем экипаж. Водитель находился по центру машины, а за ним, несколько выше, располагался командир, он же стрелок-пулеметчик.

Некоторой доработке подвергли системы охлаждения, вентиляции картера, питания, электрооборудования (включив фильтры радиопомех), усилили заднюю подвеску. Очень важным для фронтовых условий было то, что несколько измененный стандартный двигатель работал на низкосортных маслах и бензинах.

Работа над «изделием 64-125» шла быстро: уже в конце ноября закончили сварку бронекорпуса, а 9 января 1942 года бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-64, опробовали на ходу. Поскольку башню смонтировать не успели, пулемет ДТ разместили на открытой турели в верхнем люке. На следующий день машину показали К. Е. Ворошилову.

3 марта в Кремле состоялся показ БА-64 (название «БА-64» было утверждено 17 февраля 1942 года) и легкого танка Т-70. 9 марта выпустили приказ о проведении доработок по БА-64, а 14 марта вышло постановление ГКО о принятии БА-64 на вооружение.

Бронекорпуса для серийных машин первое время делали на Выксунском заводе, а потом и на ГАЗе, используя его мощные штамповочную и прессовую базы. К маю 1942 года первые три БА-64 вышли на государственные испытания, а уже летом серийные броневики приняли участие в боевых действиях на Брянском, Воронежском фронтах и позднее — под Сталинградом.

БА-64 был первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, благодаря чему он успешно преодолевал на твердом грунте подъемы свыше 30°, броды глубиной до 0,9 м и скользкие косогоры с уклоном до 18°.

Машина не только хорошо ходила по пашне и песку, но и уверенно трогалась с таких грунтов после остановки. Характерная особенность корпуса — отсутствие больших свесов впереди и сзади облегчали БА-64 преодоление канав, ям и воронок. Живучесть броневика увеличивали пулестойкие шины ГК (губчатая камера).

Впервые водитель располагал сменным смотровым блоком пуленепробиваемых стекол «триплекс» (от танка Т-60). Два таких же блока были вмонтированы и в боковые стенки башни. В последней размещалась универсальная стрелковая установка, позволявшая вести из пулемета ДТ круговой обстрел наземных целей на дистанции до 1000 метров и воздушных — на высоте до 500 метров. Часть машин (41,5% за все годы войны) была оборудована приемо-передающими радиостанциями РБ-64 или 12-РП.


БА-64Б

Уже после выпуска первых серийных машин конструкторы занялись улучшением боковой устойчивости БА-64. С этой целью колея броневика была расширена до 1446 мм, в переднюю подвеску добавили два амортизатора, внесен еще целый ряд изменений. В конце октября 1942 года «ширококолейный» БА-64Б успешно прошел испытательный пробег, подтвердив целесообразность нововведения — допустимый крен составлял уже 25°.

Начатое весной 1943 года производство БА-64Б продолжалось по 1946 год. В 1944 году производство БА-64Б по отчетности НКО стабильно составляло 250 машин в месяц — 3000 в год (с рацией — 1404). Несмотря на свой основной недостаток — малую огневую мощь — бронеавтомобили БА-64 успешно применялись при проведении десантных операций, разведрейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений.

Особенно удачным оказалось применение БА-64 в уличных боях, где важным фактором была возможность весть стрельбу по верхним этажам зданий. БА-64 и БА-64Б принимали участие во взятии польских, венгерских, румынских, австрийских городов, в штурме Берлина. Всего, по данным военных, ими было принято 8174 бронеавтомобиля БА-64 и БА-64Б (с рацией — 3390). Последние 62 машины заводы изготовили в 1946 году.

Всего за период с 1942 по 1946 гг. заводы выпустили 3901 бронеавтомобиль БА-64 и 5209 БА-64Б.

В послевоенной Советской Армии бронеавтомобили БА-64Б (узкоколейных БА-64 практически не осталось) использовались как учебно-боевые, примерно до 1953 года. В других странах их использовали гораздо дольше. Польша получила 81 машину, Чехословакия — 10, в ГДР они хорошо зарекомендовали себя как полицейские машины. Много машин было отправлено в Югославию, КНДР и Китай.


Бронеавтомобиль БА-64В

Параллельно с серийным производством, Выксунский завод продолжал совершенствовать конструкцию и создавать новые модификации БА-64. Для охраны бронепоездов и разведки на местности с развитой железнодорожной сетью броневик пробовали поставить на рельсы.

Первым (июль 1942) такую модификацию провел Выксунский завод, используя задел сменных железнодорожных колес (реборд) от выпускавшегося ранее БА-20ЖД. Следует отметить, что ходовая часть БА-64 была несколько изменена: более узкую ходовую часть БА-64 (по сравнению с БА-20) пришлось компенсировать большим боковым вылетом бандажей. Это вело к снижению эксплуатационных свойств подшипников.

Тем не менее, броневик модернизировали и в декабре 1942 года БА-64В («В» означает «Выксунский») прошел испытания. Полная масса автомобиля возросла до 2586 кг. Испытания выявили еще один недостаток — малая скорость движения назад составляла всего 13 км/ч (для сравнения, у БА-20ЖД этот показатель равнялся 27 км/ч). Это было тем более неприятно, что специфика движения по рельсам предполагает одинаковую скорость движения в обоих направлениях. То, что БА-64 изначально проектировался как автомобиль, а не как локомотив, выявило еще два существенных недостатка: КПП не была рассчитана на длительную реверсивную работу и часто выходила из строя, а также практически отсутствовало охлаждение двигателя при движении назад, что вело к его быстрому перегреву.

С другой стороны, модернизация БА-64 было самым простым с технологической и финансовой стороны решением.


Бронеавтомобиль БА-64Г

Параллельно с Выксунским заводом, с июля 1942 года Горьковский автозавод также провел железнодорожную модернизацию БА-64. В отличии от Выксунского завода, горьковчане решили создать универсальную машину, способную перемещаться и на автомобильных колесах, и по железнодорожному полотну.

Горьковская модель — БА-64Г — представляла собой бронеавтомобиль с обычным колесами, но с четырьмя роликами с ребордами, попарно расположенными впереди и сзади машины, удерживавшими ее на рельсах. Для того чтобы сойти с колеи, было достаточно поднять ролики. Задний ход был получен введением реверсивной раздаточной коробкой.

Первый БА-64Г был изготовлен 8-го ноября 1942 года, и в тот же день состоялись первые испытания. Прошли они неудачно: при заезде на ж/д полотно были погнуты оси тележек. Дальнейшие испытания выявили неустойчивость машины и частые сходы с рельс из-за малого диаметра опорных роликов. Ввиду этого испытания временно прекратили для исправления вскрытых недостатков.

12 января 1943 года начались испытания нового варианта БА-64Г, но полностью устранить недостатки так и не удалось. По-прежнему были частые сходы с рельс и сильный перегрев двигателя (и это в зимние морозы!). Модернизация БА-64Г с переменным успехом продолжались до лета 1943 года, когда в следствие изменений на фронтах, значение бронепоездов снизилось и особая необходимость в бронедрезинах отпала.

Проект был оставлен. Всего к этому моменту было изготовлено 3 бронеавтомобиля БА-64Г с незначительными отличиями.


Бронеавтомобиль БА-64Д

Недостаточная эффективность 7,62-мм пулемета Дегтярева, проявившаяся с первых же эпизодов боевого применения БА-64, заставила конструкторов искать пути к усилению вооружения бронеавтомобиля. Наиболее перспективным казалась установка танкового варианта ДШК образца 1940 года. Надежность конструкции ДШК, положительные отзывы в войсках, а также налаженное массовое производство 12,7мм боеприпасов сыграли также важную роль в принятии решения о перевооружении БА-64. Проект был одобрен и новая модификация получила обозначение БА-64Д («Д» означает ДШК).

Сначала (23 сентября 1942 года) попробовали просто заменить ДТ на ДШК, без каких-либо значительных переделок узлов бронеавтомобиля. «Модернизации» подвергся узкоколейный БА-64. На следующий день машина была представлена Н. А. Астрову, который оказался доволен «новой» машиной и высказал ряд весьма ценных замечаний.

Тем не менее, простая установка такого мощного вооружения (масса секундного залпа ДШК составляла 0,52 кг при скорострельности 125 выстр/мин) требовала определенных переделок как бронеавтомобиля, так и самого пулемета. Большая масса ДШК — 34 кг — требовала усиления опоры башни, а также введением шестереночного привода наведения самого пулемета. Кроме того, для стрельбы по воздушным целям был введен коллиматорный прицел К-8Т. Для наземной стрельбы сохранялся телескопический прицел ТМФП.

Переделка приближала трудоемкость ее изготовления к трудоемкости изготовления танковой башни. Механизм поворота башни уже содержал в себе узлы от аналогичного механизма танка Т-60. Отличие состояло в том, что механизм поворота башни был сделан отключаемым для быстрого горизонтального наведения. Помимо прочих изменений, толщину бронелистов башни довели до 12 мм, что было необходимо для надежного крепления пулемета.

Первый образец БА-64Д с новой башней и пулеметом ДШК изготовили только к 20-му марта 1943 года, а испытания начались на Стригинском полигоне лишь с 4-го апреля. Боевая масса БА-64Д составляла 2425 кг.

6-го апреля машина была продемонстрирована генералам А. И. Лебедеву и И. П. Тягунову. Демонстрация оказалась неудачной, что в основном касалось вооружения. При стрельбе отмечались заедания при подаче патронов из барабанного магазина, а также при сбросе стреляных гильз в гильзосборник. Магазин также был признан неудачным и по емкости — 30 патрон. Из-за большой отдачи ДШК и узкого шасси БА-64, точность стрельбы была низкой при развороте пулемета перпендикулярно оси бронемашины.

Тем не менее, 12 апреля 1943 года БА-64Д был направлен в Москву для показа командованию Бронетанковых войск РККА. Основные претензии также касались питания пулемета с рекомендацией перейти на ленту с металлическими звеньями. Однако, такое решение было тоже неудачным из-за недостаточных размеров башни. В результате из-за того, что ГАЗ не соглашался с установкой ленточного питания, а ГБТУ не соглашалось с установкой пулемета с магазинным питанием, то дальнейшие работы по перевооружению БА-64 пулеметом ДШК были оставлены.


БА-64 с пулеметом Горюнова

Появление нового 7,62-мм пулемета системы Горюнова, значительно более мощного и надежного, чем пулемет Дегтярева, возобновило оставленные было работы по перевооружению БА-64. СГ-34 при массе без станка всего 13,8 кг имел прицельную дальность стрельбы 2000 метров. Следует сказать, что к этому времени бронеавтомобиль так и не удалось перевооружить, все попытки оказались малоуспешными.

Работы по перевооружению БА-64Б начались 3 марта 1944 года. Первый вариант (и единственный) сделали как и у БА-64Д, без изменений башни, простой заменой пулеметов. Пулемет СГ-43 был длиннее ДТ, тем не менее поместился в штатной башне. Справедливости ради следует отметить, что такое расположение существенно сократило горизонтальный сектор обстрела без поворота башни.

Проведенные в апреле 1944 года НИИБТ испытания этой машины оказались неудачными. Отсутствие плечевого упора у СГ-43 делало стрельбу в движении крайне малоэффективной. Стрельба с места также не обладала большой меткостью. Было отмечено неудобство зарядки ленты в пулемет. По результатам испытаний, новая модернизация БА-64 не была рекомендована к принятию на вооружение и дальнейшие работы были прекращены.

БА-64 с ПТРС

В ноябре 1942 года Горьковским автозаводом была предпринята попытка перевооружить БА-64 14,5мм пятизарядным противотанковым ружьем системы Симонова (ПТРС-41). Предполагалось, что это резко повысит наступательную и оборонительную мощь, в целом слабо вооруженного бронеавтомобиля БА-64. Учитывая сильную отдачу ПТРС, его установили в башню введя специальное противооткатное устройство, проще — амортизатор.

На некоторое время работы над этой модификацией прекратили в пользу БА-64Д, но в марте 43-го снова вернулись к ней. Судя по архивным документам завода ГАЗ, были попытки модернизации ПТРС с целью увеличения емкости магазина и автоматизации стрельбы путем снятия разобщителя. Однако, все эти работы не были доведены до конца и по не вполне ясным причинам были оставлены. В действующей же армии изредка применялись фронтовые «самоделы» с применением и ПТРС, и ПТРД.


Бронеавтомобили БА-64Е и БАШ-64

Эффективное использование немцами бронетранспортеров для переброски пехоты и перевозки ее во время боя, привело горьковских конструкторов к идее создания транспортного варианта БА-64. Откровенно говоря, менее подходящую базу для пехотного бронетранспортера сложно себе представить, но иного варианта в то время просто не существовало.

Предполагалось, что новая машина будет без башни и крыши, но с сохранением формы корпуса. Первые примерки на посадочном макете транспортера выполнили 22 октября 1942 года. В корме сделали дверь, а крышу оставили только над водителем. Бензобак объемом 55 литров перенесли на левый борт и уложили под сидение. В передней части корпуса предполагалось установить пулемет Дегтярева.

Дальнейшие работы по переделке БА-64 в транспортер были прерваны вплоть до марта 1943 года, когда собрали второй образец, получившего обозначение БА-64Е. Проведенные короткие испытания выявили главный недостаток — затрудненный вход и выход десанта из машины.

В середине марта создали третий вариант БА-64Е с улучшенным размещением 6-ти человек десанта. А к 3 апреля 1943 года создали следующий вариант бронетранспортера. Он был сделан уже на основе БА-64Б. Борта этого варианта были подняты выше и в них были сделаны по две бойницы с каждого борта. Вооружение сняли совсем, хотя судя по некоторым данным, вопрос о вооружении еще дискутировался довольно долго и даже были идеи о вооружении БА-64Е легкой 37-мм пушкой ЧК-М-1.

К концу года ГАЗ построил три БА-64Е, которые были направлены на фронтовые испытания (два — в 3-ю Гв.ТА и один в 7-й МК). В обоих случаях была дана негативная оценка: тесно, неудобно, малоэффективно. По результатам войсковых испытаний, в сентябре 1944 года ГАЗ изготовил еще три образца БА-64Е. Каждый бронетранспортер был рассчитан на 4-х человек десанта и дополнительными бойницами спереди и сзади.

28 сентября 1944 года эти машины были показаны Маршалу танковых войск Я. Н. Федоренко. Он предложил провести некоторые изменения. Учтя эти рекомендации ГАЗ построил следующие три бронетранспортера с разными вариантами реализации предложенных изменений.

При следующем показе, Я. Н. Федоренко остановился на одном из них и предложил установить на машину мощную радиостанцию 12-РТМ. В результате получилась штабная машина управления боем. Этот образец после небольших доработок был показан комиссии БТ и МВ КА. В литературе этот образец иногда называют БАШ-64, хотя в документах это обозначение не встречается.

Несмотря на одобрительные отзывы, эта модификация так и не пошла в серию в основном из-за того, что война уже заканчивалась и было ясно, что эта машина просто не успеет попасть на фронт.


Бронеавтомобиль БА-64З

Пытаясь решить проблему передвижения грузовиков по рыхлому и глубокому снегу, зимой 1942 года была предложена модель грузового снегохода ГАЗ-СХ, построенного на базе грузовика ГАЗ-АА. Снегоход представлял собой обычный грузовик, поставленный вместо колес на оригинальный движитель, разработанный еще до войны русским изобретателем С. С. Неждановским. Вместо задних колес применялся движитель гусеничного типа, а передние колеса заменялись парой широких лыж.

Очень быстро возникла идея поставить на подобное шасси и БА-64. Работы начались с переменным успехом уже с июля 1943 года. Первую машину, получившую обозначение БА-64З (буква «З» — зимний), собрали в январе 1944 года. На машине отсутствовал тормоз, раздаточная коробка, передний привод, карданные валы, амортизаторы, запасное колесо. Размеры новой машины увеличились: длина — до 4560 мм, ширина — до 2280 мм, высота — до 2020 мм. Полная масса возросла до 2980 кг.

9 января 1944 года состоялись первые испытания, закончившиеся неудачно: бронеавтомобиль застрял. Его удалось вытащить грузовиком ГАЗ-62. 13 января испытания продолжили, теперь уже с полевым орудием на буксире. Машина двигалась хорошо, но попав в кювет, вывернула передние лыжи. С 30 января по 10 февраля 1944 года провели полномасштабные испытания.

Машина зарекомендовала себя хорошо, не было ни одного случая потери подвижности. Средняя скорость по холмистой снежной целине была 7,6 км/ч, по накатанной дороге — 16 км/ч. Максимальную расчетную скорость — 28 км/ч — достичь не удалось из-за малой мощности двигателя. На не заснеженной поверхности броневик передвигался с большим трудом, а преодолеть не заснеженный подъем не мог совершенно. Гусеницы часто соскакивали, расход топлива был очень большой: от 1.2 до полутора литров на 1 км в зависимости от местности.

Испытания вскрыли и еще один недостаток — весьма посредственную управляемость. Это особенно сказывалось на лесистых территориях: иногда приходилось даже спиливать деревья, мешавшие проезду. Ввиду столь серьезных недостатков, от БА-64З отказались, хотя сам принцип Неждановского был признан перспективным и еще несколько лет на его основе пытались построить снегоходы.

Параметр БА-64 БА-64Б
Экипаж 2 2
Масса 2360 2425
Длина, м 3,66 3,66
Ширина, м 1,53 1,69
Высота, м 1,9 1,85
Бронирование, мм 4-15 6-15
Вооружение 1×7.62 мм ДТ 1×7.62 мм ДТ
Боезапас 1260 патронов 1260 патронов
Двигатель «ГАЗ-64» 4-цилиндровый, 50 л.с. «ГАЗ-64» 4-цилиндровый, 54 л.с.
Топливо, л. 90 90
Запас хода, км 540 560
Макс. скорость, км/ч 80 80

Источники:
«Бронеавтомобиль БА-64. Краткое руководство службы», М., Воениздат, 1943
«Бронемашины», М., НИИБТ Полигон ГБТУ КА, 1944
«Вездеходы РККА» Армада № 7,
М-Хобби № 2 1999

ГАЗ-67
Шасси ГАЗ-64
Шасси ГАЗ-64
Установка ДТ в башне БА-64
«Изделие 64-125» — прототип БА...
Установка пулемета ДТ. На даль...
Ранний вариант БА-64
Поздний варант БА-64
БА-64Б на испытаниях. Обратите...
БА-64Б на улицах Бухареста. 19...
ba64_33
ba64_29
Органы управления БА-64
Модификации БА-64
Железнодорожный БА-64В выпуска...
БА-64Г. Осень 1942 г.
Вид спереди БА-64Г
БА-64Д с пулеметом ДШК. Весна...
БА-64Д. Хорошо выдны бронедета...
Установка ДШК в башне БА-64Д....
Установка СГ-43 в башне БА-64Б
Фронтовой «самодел» БА-64 — ба...
Бронетранспортер БА-64Е
БА-64Е. Вид сзади.
Фронтовой «самодел». БА-64 пер...
БА-64З с движителем Неждановск...
БА-64З с движителем Неждановск...
Бронеавтомобиль БА-64
БА-64Б Северной группы войск....
БА-64. 36-я бригада, 4-й мехко...
БА-64Б на параде перед Рейхста...
Бронеавтомобиль БА-64
Бронеавтомобиль БА-64
Бронеавтомобиль БА-64
Бронеавтомобиль БА-64
Схема бронирования БА-64
Бронеавтомобиль БА-64
Бронеавтомобиль БА-64
Бронеавтомобиль БА-64
Бронеавтомобиль БА-64
Бронеавтомобиль БА-64
Бронеавтомобиль БА-64
Внутренний вид бронеавтомобиля...

 
Оцените этот материал:
(5 голоса, среднее 4.20 из 5)