Самоходная установка СУ-122

Печать
Share
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 19:12
Последняя редакция 10.12.2010 15:00

Большой успех немецких штурмовых орудий Sturmgeschutz вызвал интерес у руководства Красной Армии. Штурмовые орудия были дешевле танков, более просторные боевые рубки обычно позволяли устанавливать более мощные артсистемы.

В апреле 1942 года ГАУ выдало техническое задание трем конструкторским бюро на разработку штурмового орудия на конкурсной основе. Координацию действий КБ осуществлял Народный Комиссариат Танковой Промышленности ( НКТП). Каждое КБ предложило свое решение. Два проекта было осуществлено в металле: машина Уралмаша под индексом У-35 (руководили проектом Л. Горлицкий и Е.Сильнищиков) и машина завода № 592 под индексом СГ-122.

У-35 представляла собой артсамоход со 122-мм гаубицей М-30 образца 1939 года, смонтированной в полностью закрытой броневой рубке, установленной на шасси среднего танка Т-34. СГ-122 представляла собой ту же полевую гаубицу М-30, но установленную на шасси трофейного StuG III. Она была принята на вооружение в июле 1942 года, но оказалась неудачной и была быстро снята с вооружения.

У-35 была создана на базе танка Т-34 и защищалась броней 45 мм. Угол возвышения гаубицы от −3° до +26°, угол горизонтальной наводки — 10° влево и вправо. Моторно-трансмиссионное отделение, находящееся в кормовой части машины, осталось таким же, как и в танке Т-34, не изменилась и ходовая часть.

Экипаж самоходки, состоявший из пяти человек, размещался следующим образом: слева от гаубицы в носовой части — механик-водитель, в боевой рубке справа от гаубицы — командир машины, слева — наводчик, в кормовой части рубки — два заряжающих (М-30 имела раздельное заряжание). На У-35 установили внешние топливные баки, что увеличило запас хода.

Полевые испытания прототипа прошли успешно и в декабре 1942 года ГКО постановил выпустить ограниченное количество У-35, которую вскоре переименовали в СУ-122. До конца 1942 года было изготовлено 25 самоходных установок. Первый полк самоходных орудии был сформирован в декабре 1942 года. В новый полк входили 4 батареи легких самоходок СУ-76 (17 машин) и две батареи СУ-122 (8 машин). В конце января 1943 года первые два полка самоходных орудий прибыли на фронт под Ленинград. В марте 1943 года были сформированы и укомплектованы еще два полка самоходной артиллерии. Эти полки поступали в распоряжение командующих армиями и фронтами и использовались во время наступательных операций. Впечатление от новых частей было смешанное. Хотя появление САУ в частях было встречено с восторгом, использовать СУ-76 вместе с СУ-122 оказалось довольно сложно, из-за множества технических недостатков у первых.

После их устранения, самоходки СУ-76М были выделены в полки легкой самоходной артиллерии, а СУ-122 стали входить в состав полков средней самоходной артиллерии.

По штату такой полк состоял из 16-ти СУ-122 (4 батареи) и одного Т-34 командира полка. СУ-122 вскоре стали более популярны в частях, чем СУ-76, в основном благодаря их хорошему бронированию и мощному орудию. В мае 1943 году на вооружение Советских войск поступил новый кумулятивный снаряд БП-460А, который позволил СУ-122 эффективно поражать вражеские танки на дальних дистанциях.

Справедливости ради надо сказать, что СУ-122 была способна бороться с немецкими танками, включая тяжелыми Тиграми, даже без бронепрожигающих боеприпасов, хотя и не так эффективно. Вот выдержка из рапорта майора Gomille, командира III. (Tiger) Abteilung/Panzer Regiment танковой дивизии Grossdeutschland (T.Jentz «Panzertruppen», пер. с англ. В.Потапова):

«...Гауптман von Villerbois, командир 10-й роты, был тяжело ранен во время этого боя. Его Тигр получил в общей сложности восемь попаданий 122-мм снарядов от штурмовых орудий на базе танка Т-34. Один снаряд пробил бортовую броню корпуса. В башню попало шесть снарядов, три из которых сделали лишь небольшие вмятины в броне, два других растрескали броню и откололи небольшие ее кусочки. Шестой снаряд отколол огромный кусок брони (размером с две ладони), который влетел в боевое отделение танка. Вышла из строя электрическая цепь электроспуска пушки, приборы наблюдения были разбиты или выбиты с мест крепления. Сварной шов башни разошелся и образовалась полуметровая трещина, которую невозможно было заварить силами полевой ремонтной бригады».

Рапорт написан 31-го августа 1943 года. Вне всякого сомнения, что речь в нем идет именно о СУ-122, поскольку в то время в войсках это было единственное штурмовое орудие на базе танка Т-34.

Параллельно с серийным производством, не прекращались работы и над улучшением СУ-122. В основном они были направлены лишь на упрощение техпроцесса изготовления САУ.

Тем не менее, в марте 1943 года, Уралмаш предложил проект коренной модернизации СУ-122. Модернизированнный вариант машины, получивший индекс СУ-122М, имел новую боевую рубку в которой была смонтирована 122-мм гаубица У-11, имевшей улучшенный механизм наведения.

Боеприпасы оставались те же, что и для 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Люк-пробка механика-водителя была заменена откидным люком. Проведенные испытания выявили ряд серьезных недоработок, надежность машины оставляла желать лучшего, машина получилась перетяжеленой. Из-за этого, а также высокой себестоимости, САУ на вооружение принята не была.

Несмотря на неудачу, Уралмаш предложил другой вариант модернизации. В его основу лекло стремление максимально унифицировать ее конструкцию с конструкцией новейшей САУ СУ-85, используя ту же маску пушки. Корпус СУ-85 был перепроектирован, а вместо Д-5С, в него установили 122-мм гаубицу Д-6, которая будучи компактнее, имела практически равную с У-11 баллистику и одинаковый боеприпас.

Новая САУ, получив обозначение СУ-122-3, была отправлена на совместные с другими САУ испытания. Несмотря на опыт с СУ-122М, новая машина также оказалась крайне ненадежной, испытаний не выдержала и дальнейшие работы по ней были свернуты.

В 1944 году небольшое количество СУ-122 было выпущено на шасси СУ-100, однако в серию такой вариант самоходной установки не был запущен. Выпуск СУ-122 продолжался до лета 1944 года. Всего с конца 1942 по лето 1944 года было изготовлено 1100 машин.

su122_1
su122_2
su122_3
su122_4
su122_5
su122_6
su122_7
su122_8
su122_10
su122_11
su122_12
su122_14
su122_15

 
Оцените этот материал:
(5 голоса, среднее 4.00 из 5)