Танкетка Т-27

Печать
Share
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 20:41
Последняя редакция 07.12.2010 18:49

Уже в ходе первой мировой войны, кроме тяжелых танков, предназначенных для прорыва оборонительных полос, появилась потребность в более легких, маневренных и быстроходных машинах, способных сопровождать пехоту и кавалерию при дальнейшем развитии операции прорыва уже в глубине прорванной обороны противника. Первыми образцами таких машин стали французский Renault FT-17 и английский Mk.A «Wippet». Однако кроме быстроходных и легких танков дальнего действия, появилась необходимость в малом сверхлегком танке для разведки и связи — «танкетке».

Одну из первых танкеток построил в 1924 году английский майор инженерных войск Дж. Мартель из запасных частей обычных гражданских машин в своей собственной мастерской. Это была одноместная, легко бронированная машина, вооруженная пулеметом и оснащенная маломощным автомобильным двигателем. На испытаниях она развила скорость до 24 км/ч.

Почти одновременно с Мартелем небольшую одноместную танкетку построил английский инженер Дж. Карден. Эта была машина, в которой водитель-стрелок размещался в положении лежа. Первые образцы имели слишком много недостатков и «детских болезней», в связи с чем они не строились серийно и на вооружение не принимались.

Учтя недостатки первых моделей, конструкторы начали работы над двухместными машинами, которые были построены, и поступили на испытания в 1927 году. Выбор двухместного варианта танкетки объяснялся сомнениями конструкторов и военных, сможет ли один человек сочетать в себе одновременно функции водителя, стрелка и наблюдателя.

Наиболее удачной оказалась двухместная танкетка, которая прошла через целый ряд усовершенствований и окончательно оформилась только к 1929 году как танкетка «Карден-Лойд» Мк IV. Выпускалась она заводом «Виккерс-Армстронг». Танкетки были очень популярны. «Карден-Лойд» Мк IV закупили шестнадцать стран мира, в том числе Польша, Италия, Чехословакия, Франция, Япония, Канада, Бельгия и Египет.

Во Франции в середине двадцатых годов уделялось мало внимания созданию танкеток. Однако очевидные успехи англичан в этом вопросе заставили активизироваться и французских инженеров. В 1929 году в государственных мастерских в Рейле была создана одноместная танкетка «Сабат». В обычных условиях эта одноместная машина перевозилась на грузовике или прицепе, а в бою передвигалась своим ходом, управляемая стрелком-водителем, который находился в положении лежа и при помощи ножных педалей и ручного газа управлял танкеткой.

При отсутствии вражеского огня водитель мог управлять танкеткой и сидя, пользуясь вторым комплектом педалей. Приобретение в Англии лицензии на производство танкеток «Карден-Лойд» определило новую тенденцию развития танкеток во Франции. Так, в 1933 году был изготовлен «танк снабжения» Рено UE, который затем превратили в типичную танкетку.

В итальянской армии состояла на вооружении танкетка, называемая малым танком C.V.29 (цифра «29» означает год принятия на вооружение машины). Эта машина активно применялась в Гражданской войне в Испании. В Польше был разработан и строился большой серией разведывательный танк ТК-3 (1931 г.), а затем, с 1934 года TKS. В Чехословакии фирмой «Шкода» выпускалась танкетка MU-4.

В России проект первой танкетки, названной «Щитоноска», был разработан в 1919 году инженером Максимовым. В машине, вооруженной одним станковым пулеметом, стрелок-водитель располагался в положении лежа.

Принятые в конце 20-х годов программные принципы постройки бронетехники предусматривали разработку и выпуск малого разведывательного танка (танкетки), предназначенной для совместных действий с танками Т-18, а также для разведки и связи.

В 1927–1930 годах КБ Всесоюзного Орудийно-Арсенального объединения ( ВОАО) на базе танка Т-16 (предшественник танка МС-1) были спроектированы танкетки Т-17, Т-21 (проект), Т-23 и Т-25 (проект). Т-23 предусматривалась в двух вариантах — безбашенном и с башней кругового вращения. Спроектированная затем танкетка Т-25 являлась вариантом дальнейшего развития танкетки Т-17.

Это были неплохие для своего времени машины, но для устранения их «детских болезней» перед запуском в серийное производство требовалось много времени, которого как всегда не было. В связи с этим было принято решение приобрести за рубежом лицензию на производство серийно выпускавшейся танкетки «Карден-Лойд» Мк VI.

В 1930 году СССР закупил в Англии танкетки «Карден-Лойд» Мк VI (приблезительно 26 штук), которые в Советском Союзе получили обозначение 25-В (или К-25), а также лицензию на их крупносерийное производство. По плану, в течении 1930–31 годах должны были быть построены 290 танкеток, а в дальнейшем их выпуск должен был составлять по 400 штук в год. Главным производителем был определен Автозавод № 2 ВАТО (Всесоюзное Авто-Тракторное Объединение) в Филях (с 1932 г.— Завод № 37 им. С. Орджоникидзе, который структурно входил в состав объединения «Спецмаштрест»).

Советские танкостроители не ограничились простым копированием английской машины. Перед началом крупносерийного выпуска инженеры КБ Завода № 37 (главный инженер Н.Козырев, ведущий инженер К.Сиркен) значительно переработали конструкцию танкетки. Были увеличены размеры корпуса, расширена колея, изменена ходовая часть.

Была сконструирована установка для пулемета и внесен еще целый ряд доработок и изменений. При внесении изменений в конструкцию учитывались взгляды Советских военных на ее боевое применение, географические и климатические условия нашей страны.

В связи с тем, что конструкция танкетки заметно изменилась, ей было присвоено новое обозначение «Т-27», и она была принята на вооружение РККА приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года. Танкетка выпускалась сразу на нескольких заводах. Основным изготовителем стал завод № 37. Кроме того, танкетки выпускали завод «Большевик» в Ленинграде и только что построенный автомобильный завод в Нижнем Новгороде, ныне ГАЗ.

Корпус танкетки состоял из броневых катаных листов, соединявшихся заклепками и частично электросваркой. Для посадки экипажа на крыше имелось два прямоугольных люка, закрываемых изнутри крышками. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели, расположенные в верхнем лобовом и бортовых листах корпуса. Листы корпуса, по высоте до 400 мм от днища, соединялись с применением холщовых прокладок, чем обеспечивалась водонепроницаемость корпуса машины при преодолении брода. Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ образца 1929 года. 28 магазинов для пулемета располагались на стеллажах, установленных в патронных коробках, и подавались для заряжания специальным тросовым механизмом. Средства внешней и внутренней связи отсутствовали; связь между отдельными машинами в подразделении поддерживалась с помощью сигнальных флажков, что было типичным Советских танков того времени.

На машине маховиком вперед устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-АА (Форд-АА) мощностью 40 л.с. при 220 об.мин. Экипаж состоял из двух человек: командира-стрелка и механика-водителя.

Танкетка поступила на вооружение разведывательных подразделений механизированных войск Красной Армии. До конца 1932 года по директиве РВС от 11 марта 1932 года сформировали 65 батальонов танкеток (около 50 штук в батальоне). В дальнейшем количество батальонов уменьшилось до 23.

В начальный период насыщения войск бронетехникой танкетки Т-27 сыграли большую роль, которая в дальнейшем уменьшилась из-за ее технических недостатков, а также в связи с принятием на вооружение более совершенных образцов боевых машин. На 1 января.1937 года в войсках оставалось 2547 танкеток Т-27.

В начале 30-х годов танкетки весьма успешно применялась в Средней Азии (пустыня Каракум, Гурьевская область) в борьбе с «басмачами». В конце 30-х годов танкетки вывели с первой линии и использовали главным образом для подготовки танкистов. Кроме того, некоторое количество танкеток было передано в ОСОАВИАХИМ. После небольшой переделки, Т-27 стали использовать в качестве тягачей для пушек калибров 37 и 45 мм.

По некоторым данным, на 1 января 1941 года в войсках еще оставалось 2157 танкеток Т-27, часть из которых приняли участие в боевых действиях начального периода Великой отечественной войны, некоторые из них «дожили» до московской битвы. В частности, 1 декабря 1941 года несколько танкеток Т-27 поддерживали атаку одного из батальонов 71-й отдельной морской стрелковой бригады в районе Яхромы.

Эксплуатация танкетки в войсках показала, что она была достаточно простой и неприхотливой машиной. Но из-за своих малых размеров Т-27 не отличалась хорошей проходимостью, по этой же причине в экипажи танкеток приходилось отбирать самых низкорослых солдат. Кроме того, опыт ее применения на маневрах показал, что для машин такого класса необходима вращающаяся башня с установленным в ней вооружением, способность преодолевать водные преграды вплавь и менее плотная компоновка.

Военные старались расширить тактические возможности танкетки. На ее базе в 1931 году были созданы малые самоходно-артиллерийские установки (САУ), вооруженные 37-мм пушками Гочкиса. От базовой машины они отличались несколько измененным корпусом и ходовой частью. В первом варианте САУ в неподвижной рубке устанавливалась одна пушка, во втором — пушка и пулемет. Ввиду небольшого внутреннего объема машины для перевозки боекомплекта использовался специальный гусеничный прицеп. Эту небольшую партию САУ выпустили на ленинградском заводе «Большевик».

В 1932 году в опытном порядке на танкетку в место пулемета была установлена огнеметная установка, в которой огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха. Дальность огнеметания составляла 25 метров. Модель испытывали в 1932 году, а в 1935 году была выпущена серия из 164 огнеметных танкеток.

В течение 1933–1934 годов специальное конструкторское бюро завода «Красный Путиловец» спроектировало самоходную установку с 76-мм пушкой КТ на базе танкетки Т-27. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчет перевозился на другой.

Проект и 5 опытных образцов был выполнен для создания самоходной полковой пушки для моторизованных соединений. Пушка в нем устанавливалась открыто или за щитовым прикрытием. Для ведения огня требовалось откинуть упоры (ноги). Машина оказалась перегруженной и не могла двигаться своим ходом вне дорог из-за перегрева двигателя. Работы были остановлены.

В 1933 году была разработана и изготовлена САУ с 76-мм динамореактивной пушкой Курчевского. В этой установке все части, кроме сопла и лотка, были закрыты броней. Полигонные испытания она выдержала и была допущена к войсковым, но последние дали отрицательные результаты, так как пушка имела плохие баллистические качества, сильно демаскировала себя во время стрельбы и была небезопасна в обращении.

Кроме того, КБ Гроховского разработало проект вооружения танкетки Т-27 двумя неуправляемыми реактивными снарядами. Снаряды крепились по бортам корпуса, пуск осуществлялся изнутри боевого отделения.

Несколько танкеток герметизировали и оснастили комплектом приборов для преодоления водных преград под водой.

В марте 1930 года по приказу М. Н. Тухачевского был сформирован первый внештатный моторизованный воздушно-десантный отряд (авиамотодесантный отряд). В состав отряда входили танки МС-1, в дальнейшем их заменили Т-27. В 1933 году в каждый из четырех воздушно-десантных батальонов входило по одной роте танкеток Т-27.

В 1935 году на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-1 и ТБ-3. Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал инженер А. Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.

Источники:
Bruno Benvenuti «Carri Amati» vol.1, Roma
Бронеколлекция № 1, 1998 г.
В. Н. Шнурков «Оружие Красной Армии» Минск 1999г.
«Легкие танки и бронемашины Красной армии 1931-1939», Москва, 1996 г.
Моделист-конструктор № 9, 1991 г.
«Танки», Смоленск, 2000 г.

t27_01
t27_02
t27_03
t27_05
t27_06
t27_07
t27_08
t27_09
t27_10
t27_11
t27_12
t27_13
t27_14
t27_16
t27_17
t27_18
t27_19
t27_22
t27_24
t27_26

 
Оцените этот материал:
(5 голоса, среднее 3.40 из 5)