Уважаемый Зампотех, уважаемый Adler. Привожу Вам обоим аргументы спора по приведенному документу. Спорил я спорил, но недостаток знаний и информации привел меня в тупик. Возможно Вы оба, как танкисты более здраов сможете пояснить данные коментарии. Если вам не затруднит почитайте внимательно: Уважаемые
господа-товарищи. Снимок с разрушенным Т-34 обр.
1942 г., у которого вырваны лобовой и правый бортовой листы, стал уже причиной многих споров. Но если хорошо знать бронетехнику и теорию и практику взрыва, то можно сделать следующий вывод из этого (да и не только из этого) снимка.
Внутреннего взрыва (тем более взрыва бака с горючим) не было, о чем свидетельствуют:
1. Сохранность спинок сидений
механика-водителя и
стрелка-радиста (даже кожаная обивка цела), а также правого бортового топливного бака (в месте срыва броневых листов) и другого внутреннего оборудования (внутренний взрыв, силы которого хватило на разрушение сварных швов и тяжелых броневых листов обязательно вынес бы и сиденья и все другое оборудование).
2. Башня не смещена с погона (внутренний взрыв однозначно сместит или сорвет башню).
3. Башенные люки открыты, а не вырваны, как при внутреннем взрыве, о чем свидетельствуют абсолютно целые петли и замки люков (следовательно командир и наводчик скорее всего успешно покинули машину, что невозможно после даже маленького внутреннего взрыва)
Танк уничтожен очень мощным фугасом (не менее
15 кг тринитротолуола), вероятно «Голиафом» или рядом (не далее
1 м) разорвавшейся ФАБ-50 (ФАБ-100) с взрывателем, установленным на «О», с замедлением не более 0,1 сек. Взрыв наземный и произошел между 1-м и 2-м опорными катками:
1. оба катка отсутствуют;
2. ленивец разрушен с внешней (а не внутренней) стороны и вместе с балкой смещен вперед;
3. вертикальный бортовой лист (толщина
45 мм)деформирован (погнут)и смещен внутрь машины (а не наружу, как при внутреннем взрыве);
4. передняя часть горизонтального листа подкрылка (толщина
15–20 мм) оторвана, а оставшийся задний фрагмент загнут вверх;
5. под машиной видна широкая, но неглубокая воронка
(т. е. заряд незаглубленный, подрыв на поверхности грунта).
Возможно немцы и румыны (человек справа в румынской форме) испытывали «Голиаф» на
трофейном танке. В довершение: емкости с парами соляры, бензина, баки с горючим взрываются с большой силой только в кино,
т. к. дополняются (для эффекта) зарядом бризантного ВВ. В реалии взрыв баков не имеет столь разрушительных последствий. Взрыв топливных баков эффектен, но не эффективен. Говорю из личного
опыта — 2 войны прошел.
Теперь о якобы проведенном эксперименте на детонацию паров соляры в
топливных баках. 1. Что удивляет, так это <оперативная быстрота и своевременность>
эксперимента — более чем через год после Курской битвы, в ноябре 44-го.
2. Макет не соответствует реальному образцу (листы
35 мм вместо
45 мм, бак емкостью
135 л вместо 105-литрового-самого емкого бака в БО танка Т-34). Исследователи не желали получения чистоты эксперимента? Вряд ли при Сталине это было допустимо.
3. Эксперименты по поражаемости всегда проводятся на реальных машинах. Иначе теряется смысл испытаний,
т. к.любой макет <варится> не на поточной линии под флюсом (останавливать линию ради макетов в войну не станут), а вручную, на хоз. дворе, с низким качеством.
4. Еще ни один танк не разрушался взрывом эквивалентным
400 г тротила.
5. В архивах
УЗТМ и УВЗ (в Подмосковье макеты было бы проще привезти из
Горького — в
5 раз ближе)нет отчетов о подобных опытах с
эрзац-макетами. Есть отчеты об обстреле реальных машин, в т.ч и по бакам, но НИ ОДНОГО случая разрушения корпуса в результате детонации паров соляры не зафиксировано.
6. Для инициирования взрыва паров соляры достаточно
1 грамма ТЭНА,
т. е. одного КД N8, а не обязательно
80 г ТНТ и
20 г ТЭНА. (детонатор в
1 г или в
100 г не изменят мощь взрыва ящика с тротилом, например).
А в отчете говорится о том, что детонация фактически отсутствует при попадании
45 мм снаряда (19 г ТЭНА), но сильна при
100–150 г ВВ и что рост калибра свыше
76 мм не играет роли на разрушительные свойства. Это полная чушь, над которой посмеется любой артиллерист или танкист.
7. Детонация паров соляры не разрушит корпус даже макета. Сварные швы низкого качества на корпусе макета (если таковой был на самом деле) разрушались только потому что обстрел велся с дистанции
30–40 метров. На такой дистанции снаряд среднего калибра, имеющий 100% запаса огромной кинетической энергии, не только пробивает, а еще и разбивает. Вот
потому-то и сделан сногсшибательный по своему невежеству вывод, что снаряды более крупных калибров существенно не усиливают разрушений (и так уже разрушено, на чем усиливать-то).
8. Разрушения макета не очень
значительны — разрушены сварные швы дна подкрылка (горизонтального листа над гусеницей), после чего образовавшейся ударной волной дно (подкрылка) было вырвано и частично разрушена крыша макета. Макет приведен в нерабочее состояние. И только. Заметьте: не уничтожен, а приведен в нерабочее состояние. Подобные повреждения устранимы силами армейских ПРМ. К тому же, напомню, швы на макете из
35 мм листов и со 135- литровой емкостью (а на Т-34 листы
45 мм и самый большой бак имеет емкость 104,5 литра), разрушены ударом снаряда со сверхкороткой дистанции стрельбы (30 м), а небольшой силы взрыв только довершил дело. Реальную силу взрыва показало попадание кумулятивной струи в бак. И она, эта сила, оказалась
весьма мала. 9. Тонкая броневая герметичная выгородка бака отлично защищает экипаж от последствий взрыва бака, хотя ее толщина не более
10 мм. 10. На Курской дуге немцы подрывали трофейные неисправные, но годные к ремонту танки (не было возможности и времени эвакуировать и ремонтировать) зарядами ВВ, располагаемыми внутри корпуса, в стыке броневых листов корпуса (по воспоминаниям многих и многих участников битвы). Вот
потому-то комиссия и зафиксировала разрушения корпуса и внутреннего оборудования без следов пожара.
Так что или документ <липовый>, или ребята, которые
экспериментировали — <ни о чем>. В последнее
верится слабо. В завершение: все разрушенные танки, что представлены на фотографиях сайта, уничтожены либо взрывом боекомплекта, либо в результате внешнего взрыва. Тому есть множество признаков-подтверждений на снимках. Поверьте. Горящие танки видеть приходилось.
Танки, БТР и т.д на живучесть испытываются в натуре и полностью комплектные, но не какк не в варианте упрощенного макета. Таковы требования, причем во всем мире. Нарушить их равнозначно предательству.
Теперь о ВВ.
A-IX-1 -гексоген (RDX
по-НАТОвски) флегматизированный смесью парафина с церезином (5% от массы ВВ),
A-IX-2 — гексоген флегматизированный с добавкой аллюминевой пудры для увеличения теплоты взрыва (+3-4% пудры), ТГА- гексоген флегматизированный тротилом с добавкой аллюминевой пудры. Другими составами гексоген не флегматизируют. Самый мощный из них
A-IХ-2. Члены комиссии этого не знали? Чушь. А октогена, который мощнее гексогена, в то время еще не было. Появился он спустя
18 лет. Башня
Т-34–85 на 2 с лишним тонны тяжелее, чем у Т-34. Внутренний взрыв
1–3 снарядов действительно ее не сдвинет (или если снаряды рвутся поочередно, что бывало гораздо чаще одновременного взрыва -унитарные выстрелы редко скопом работают, только при очень сильном пожаре, в отличие от выстрелов раздельного заряжания). Но если рвутся скопом только пороховые заряды в гильзах, то башня сдвигается или слетает. А если еще рвутся и скопом ОФ снаряды, то разносит и корпус. А вот взрыв топливного бака действительно не сдвигал башню Т-34, но, бывало, выбивал люк
механика-водителя (на полигонах часто по старым танкам стрелять приходилось, видел воочию).Взрыв паров топлива иногда сбрасывал башню у БМП-1 (2), но там и емкость бака
460 литров и башенка менее
500 кг весит. Но ни разу взрыв бака не разложил по швам БМП, у которой броня всего
15 мм. И еще, господа, если в баке есть хотя бы
1 литр солярки, то ее горящие капли (соляра самовоспламеняется при большом давлении, а при взрыве в баке давление не малое) обязательно вызовут пожар и взрыв БК. 101%. Видел это много раз, судари. И на своей шкуре испытал не один раз. А в так называемом отчете, говорится о внутренних взрывах без следов пожара. Вот так, господа.
В корне неверно. Один большущий бак опаснее, чем несколько разнесенных,
т. к. сосредоточенный заряд всегда более разрушителен, чем несколько отдельных.
Физика — упрямая вещь. И броневые перегородки призваны не спасать танк от разрушения, а защищать экипаж от взрыва, хоть и относительно слабого, и пожара. Ведь если взрыву хватит мощности развалить танк, то уж на то чтобы снести тонкую перегородку так же сил хватит. В
том-то и дело, что детонация бака не разрушает
танк-очень мала мощность, во много раз меньше мощности аналогичного по объему порохового заряда (не бризантного ВВ, а именно порохового). Но экипажу от этого не
легче-хватает, чтобы погибнуть, причем чаще всего от разрыва и выгорания легких. А
пожар-это безвозвратная потеря машины. На Т-34, Т-55, Т-62 пожар не всегда был смертелен, т.к имелось время, чтобы его потушить (если экипаж не погибал)-унитарные выстрелы не сразу «срабатывали». В Т-72, Т-80 времени на тушение не остается- безгильзовые заряды выстрелов воспламеняются сразу и дальше-детонация боекомплекта. Как говорится, куда гусянки, куда башня. «АБРАША» лишен такого свойства,
т. к. выстрелы унитарные.
О Т-34: если вы, парни, внимательно прочтете «отчет комиссии
44 года», то как раз придете к выводу, что взрыв баков для корпуса Т-34 не был страшен. И все снимки внимательно рассмотрите. На них все разрушения-результат внешнего воздействия. Заодно найдите в библиотеках и прочтите старые мемуары танкистов (в 60-80-х годах их много выходило). И узнаете из них, что боялись они не взрыва баков, а взрыва боекомплекта.
Но вот пожар в Т-34
из-за расположенных в БО баках был явлением очень частым. Это правда. Ну и соотвественно «сработка» БК. («АБРАША» тоже
из-за этого часто горит, но БК рвется редко- он в башне). «Панцеры» горели реже наших машин. А «Шерманы» еще чаще
из-за не менее неудачного расположения БК и маслобачков. ИСы,
из-за из раздельного заряжания «любили» взрываться (как Т-72).
Парни, вы, слава Богу, интересуетесь и обладаете определенной информацией. Научитесь только ее анализировать. Не берите пример, к стыду сказать, с отдельных кандидатов наук с погонами, которые дожили до седых волос, получили звания, а обрабатывать информацию не научились. Это благодаря их концепции Т-72 и Т-80 стали скорее осколочными гранатами, чем полноценными боевыми машинами (в
2000 году в Чечне в
42 мсд основную массу их заменили на старые, но «плохо горящие» и почти невзрывающиеся Т-62).
Удачи, вам, парни.
До связи. О порохах и детонации.
Заливать водой нужно только пироксилиновые пороха. А баллистным порохам (коллокслиновым, пироколлоидным, нитроглицериновым
и т. д.) достаточно слегка отсыреть, чтобы в них возбуждалась детонационная волна (со скоростью более
6000 м/с). В парах дизтоплива детонационная волна распространяется всего
300–400 м/с. Чтобы она достигла хотя бы
2000 м/с (минимальная «Vд» для разрушения сварных швов легированных сталей), в пары соляры необходимо дополнительно закачать не менее 20% кислорода и 20% водорода (от объема). В баки Т-34 и любых других танков «О» и «Н»
почему-то не закачивают. Вот
потому-то танкисты и не боятся детонации паров топлива. На Т-34, кстати, баки от БО изолировались съемным (на болтах)бронелистом толщиной
4–6 мм. Странно что этого не знали экспериментаторы. Потому (и по еще многим фактам)я и уверен, что «документ» фальшивый.
А на
Т-55 300 литровый бак стеллаж вообще не был отгорожен от БО даже жестянкой. Конструктры дураки? Не думаю. Они и теоретически расчитывают конструкцию и практически ее испытывают.
Теперь о «иномарках».
Высказывания Лозы явно переврали редакторы или составители. Лоза наверняка знал, что в б/к «Шермана» с 76,2 мм пушкой входит только
20 ОФС (20 х на
400 г ТНТ =
8 кг тротила), а в б/к
Т-34–76 входит 67–70 ОФС (67×640 г = 42,9 кг тротила). Отсюда и разница в мощности взрыва и характере разрушения танка. В б/к
Т-34–85 входило всего лишь
33 «осколка» (33×670 г = 22,1 кг). Потому они и разрушались реже, чем танки с 76,2 мм орудием. Лоза это все прекрасно знал. И он не мог не понимать, почему «тридцатьчетверки» рвались сильнее и чаще. Так что и "Танкист на «иномарке» достаточно искаженная переработка
воспоминаний Лозы. Вот так парни и рождается «деза». Барятинский и Шмелев ее запустили, а все сразу поверили, не потрудившись даже разобраться. Похожую «дезу» в
1939 году запустил Ромм, в фильме «Александр Невский». После него все стали считать, что битва была на льду и немчуру лед не выдержал, проломился. А ведь русский воин в доспехах весил не меньше крестоносца. Но лед был русским и топил воинов по национальному принципу (видимо в языках разбирался). До
1939 года во всех учебниках писали, что битва произошла на берегу, в нескольких км от озера, а рыцарей на лед просто загнали. Да и летописи о том же «гутарят». Но «утка» запущенная режиссером победила все умы. «Утка» Барятинского, видимо, тоже.
Оспорить-то ее некому уже- участников той войны почти не осталось. Еще
15–20 лет назад подобная «утка» не
пролетела бы. По второму пункту почти согласен, но только при распылении паров ДТ в воздухе в соотношении 1:
14 концентрация «О» не превысит 17%, а «Н» не более 1-2% и Vд не превысит
150–200 м/с. Нужны кислород и водород. А в целом Вы правы на
100% — ну не растет арбуз на дереве, а гусаки икру не мечут, как пытаются доказать те, кто танк и боеприпасы изучал по «Моделисту-Конструктору».
2. Да, уважаемый Слоняра, перегородка называлась «железной», но изготавливалась из стали 7С,
т. е. броневой. И герметичной действительно не была. Но этого я и не говорил,
т. к. встречался с Т-34 и СУ-100 в БХВТ (танков) и прекрасно помню, что болтами она крепилась без герметизирующего уплотнения. Она просто выполняла функцию защиты экипажа от взрыва бака, но не защищала от протекания в БО горящего топлива.
— Теперь о продувке выхлопными газами топливных баков на Т-34 и углекисотой на СУ-76. Вы хоть представляете себе техническую сторону такой продувки? Думаю, что нет. Никогда в нашем практическом танкостроении баки не продувались выхлопными газами,
т. к. сложно технически и не нужно практически, к тому же опасно для экипажа. Да и баков в БО Т-34 (написав Т-43, я просто допустил невнимательность) было поначалу 4, а потом 6, но никак не один большой. С СУ-76 на практике не встречался, но позвонил знакомым парням из Монинского музея БТТ и они сказали, что о системе заполнения баков СУ-76 углекислотой не слышали. Расскажите, если можно, подробнее, как это реализовывалось технически и на каких
серия машин. — Т-70 тоже не встречал, но он горел реже только потому, что действовал чаще во второй линии, а не в передовых порядках. Потери в обозе всегда меньше, чем в штурмовой группе. Но тем не менее
почему-то его называли «горелкой». Прочтите воспоминания Катукова, Максакова и других.
— Поговорите с воевавшими ребятами (а я один из них) и узнайте, чего опасаются экипажи боевых бронированных машин. Они Вам ответят, что пожара и детонации б/к, но не взрыва баков. Я видел, более того, на себе испытал, как рвутся и полные и почти пустые баки при попадании в
них — это действительно близко к «пшику» по разрушительной способности. А вот пожар они вызывают очень сильный.
— А теперь назовите, какое НИИ занималось взрывопожаробезопасным топливом и каковы результаты. Горючее, или моторное топливо для ДВС в принципе не могут не гореть и не взрываться. ДВС и создан на принципе горения и легкого взрыва топлива. Даже если в него станут заливать воду, то она будет для работы двигателя расщепляться на «Н» и «О», горючие и чрезвычайно взрывоопасные газы. А кислород рвется не слабее тротила. Но выход
есть-создать принципиально иной двигатель, атомный, например.
— С трудом верю, чтобы Вы могли помнить не то что БА, но даже Т-44. Если только по статьям Барятинского в
«М-К»? Молоды Вы. С чего Вы решили, что на нем баки в МТО? Докладываю Вам, что вся правая часть отделения управления и БО отделялась от левой тонкой продольной перегородкой и за ней, этой перегородкой, размещались два топливных бака, часть б/к и воздушные баллоны. Вот какое соседство. С Т-44 я встречался лично, в молодости, в учебном полку. И никакой продувки выхлопными газами. А в БМП-1 (2) баки вообще расположены в десантном отделениии, прикрыты легкой 2-х мм аллюминиевой
крышкой-капотом и выполняют роль спинок сидений десантников. Каково? Вот конструкторы до чего додумались. Им бы с Барятинским посоветоваться.
— С конца декабря
1941 года решением Управления вооружений Вермахта, выпуск каморных БС калибра
37 мм прекращен. Читайте документы архива МО, а не статьи в популярных журналах.
—
85 мм ПТП обр.
41 года на вооружение не принималась.
85 мм ПТП обр. 43г. не выдержала испытаний и была принята нв вооружение только после войны, после доработки. Вопрос о разработке и принятии на вооружение 76,2 мм ПТП
ГКО и правительством даже не ставился. Если не согласны, назовите марку орудия, даты испытаний и завод-изготовитель. Сделаю запрос.
— С
1943 года основным штатным БС для
45 мм ПТП стал Б-240СП. Для 76,2 мм орудий выпускались: до конца 41-го БР-350 каморный (155 г ТНТ), до апреля 42-го БР-350Б с уменьшенной каморой (120 г ТНТ), с апреля 42-го по август 43-го БР-350Б с еще уменьшенной более чем вдвое каморой (65 г
А-IX-2), а с августа 43-го БР-350СП. Так гласят документы архивов ГРАУ. Но, если честно, то до
43 года их столько наклепали, что только в
1997 году их со складов РАВ сдавали на утилизацию тысячами.
— Состав б/к утверждается директивами МО (НКО) и ГКО. Отступления от него допускаются только в исключительных случаях, ведь служба РАВ полка, дивизии
и т. д. поставляет боеприпасы именно по штатному расписанию, а не «от фонаря». А янки поставляли выстрелы согласно своих норм. Так что командование не имеет возможности сильно варьировать состав б/к.
— Снарядов сталистого чугуна калибра 76,2 мм О-350А имелось всего только около 10% от общего количества осколочных и осколочно-фугасных. Основным были ОФС ОФ-350 и ОФ-350В (более 65%) и старенькая такая фугасная гранатка Ф-354 обр.
08 года (ок 25%).
3. Да нет, уважаемый b64now, конструкторы всегда думают о выживаемости экипажа. Просто без ошибок и просчетов не бывает. Да и от техзадания на разработку многое зависит. С реальной силой взрывов баков конструкторы разобрались еще в 30-х годах, потому и не боятся размещать их в БО. А вот с защитой б/к в Т-72 и, особенно в Т-80, дали промашку. Но, может быть, исправят со временем.
P.S. А пары бензина на практике (а не в выдуманном отчете) имеют скорость детонации вдвое больше, чем пары соляры и, соответственно, разрушительную способность на 25% больше (корень кубичный из двух). Не верите? Посмотрите в курсе органической химии и учебном пособии для военных ВУЗов «Подрывные работы».
Дорогой «Слоняра» прошу прощения за задержку с
ответом-был в командировке на УВЗ
(т. е. заводе N 183), головном заводе по производству Т-34.
Там, кстати, прекраснейший танковый музей, который на порядок выше Кубинского. Не по количеству техники, а по возможности ее осмотра и ознакомления с документами. Так вот докладываю, что Т-43 имел две версии: 1-я иготовлена весной 42-го,
другая-в 43-м году. Морозов и Кучеренко
(М. И. Кошкин умер еще до войны) даже не планировали продувку бака, размещенного в отделении управления, или заполнения его инертными газами. Так же НИКОГДА не планировалась подобная акция на ВСЕХ других машинах в мире. ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ЭТОГО
НЕ НУЖНО. В компоновке Т-44 Вы тоже ошибаетесь. Я общался с ним 4,5 месяца и достаточно хорошо изучил, чтобы забыть даже по прошествии
многих лет. По боеприпасам: Вы должны прекрасно понимать, что произведенные в большом количестве снаряды не выбрасываются, а используются до полного израсходования. К прмеру, наши артиллеристы еще
5 лет назад учились пратическим стрельбам (а возможно что учатся еще и по сей день. Узнаю у ребят), используя ЗиС-3,
т. к. выстрелов к ним было произведено столько, что до сей поры их еще «немерено» на складах. На современных учиться во много раз дороже. Вот и используют то, что подешевле.
А теперь о взрывах и детонации парогазовых фаз (ПГФ)моторных топлив. Пояснять буду скучно, формулами и физико-химическим терминами.
Так вот, если Вы поните из курса органической химии, то взрыв обуславливают легкие углеводороды (далее ЛУВ)- бутан, пентан, гексан, гептан
и т. п. Причем концентрация этих ЛУВ должна быть в пределах 2-6% от объема. Иначе детонация просто невозможна. (Выписка из учебника химии для ВУЗов: БЕНЗИНЫ РАЗЛИЧНЫХ СОРТОВ ИМЕЮТ ДАВЛЕНИЕ НАСЫЩЕННЫХ ПАРОВ ПО РЕЙДУ В ДИАПАЗОНЕ ОТ
500 ММ РТ. СТ. (ЛЕТНЕЕ) ДО
650 ММ РТ. СТ. (ЗИМНЕЕ). ДАННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ИЗМЕРЯЮТСЯ ПРИ 38.С И КОСВЕННО ОПРЕДЕЛЯЮТ СПОСОБНОСТЬ ЗАНЯТЬ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ДОЛЮ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ПАРОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ (ПВС) ЗА СЧЕТ ИСПАРЕНИЯ. ВЕЛИЧИНА ЭТОЙ ДОЛИ, А ТОЧНЕЕ ОБЪЁМНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, ТАКЖЕ ЗАВИСИТ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. КАК ПОКАЗАЛИ ХРОМАТОГРАФИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ — В СОСТАВ КОМПОНЕНТОВ ПАРОВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ВХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ: ПРОПАН, ИЗОБУТАН,
Н-БУТАН, ПЕНТАН,
Н-ПЕНТАН, ГЕКСАН, А ОБЪЁМНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИХ В
1 М3 (1000 литрах) ПВС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ В ПРЕДЕЛАХ ОТ 15% ПРИ ТЕМПЕРАТУРАХ −30.С ДО 55% ПРИ ТЕМПЕРАТУРАХ +30.С.
СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТО ВЗРЫВООПАСНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ПАРОВ БЕНЗИНОВ СОСТАВЛЯЕТ ОТ
2 ДО 6 ОБЪЁМНЫХ ПРОЦЕНТОВ)
Следовательно, парогазовая фаза бензина может детонировать при определенных условиях. Для того, чтобы это исключить, в бензин добавляют антидетонационную присадку.
Но Вы
когда-нибудь слышали об антидетонационной присадке к дизтопливу (ДТ)? Нет, конечно,
т. к. ЛУВ в ДТ крайне мало и при ЛЮБОЙ температуре в парогазовой фазе их гораздо менее 1%. Вывод: пары ДТ не могут детонировать. НИКОГДА. (Выписка из учебника химии для ВУЗов- ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО (ЛЕТНЕЕ, ЗИМНЕЕ) ИМЕЕТ ДАВЛЕНИЕ НАСЫЩЕННЫХ ПАРОВ
10–13 ММ РТ. СТ. ПО РЕЙДУ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ
38.С. ДАННАЯ ВЕЛИЧИНА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ИСПАРЯЕМОСТЬ ЭТОГО ПРОДУКТА ОЧЕНЬ НИЗКАЯ И ОБЪЁМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛУВ В ПВС ПАРОВ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА С ВОЗДУХОМ ПРИ ЛЮБОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ МЕНЕЕ 1%, ТО ЕСТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ВЗРЫВООПАСНЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПРИ НАЛИВЕ, СЛИВЕ И ПЕРЕВОЗКЕ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ВНУТРИ ЦИСТЕРНЫ, ЕСЛИ ТУДА НЕ ПОДМЕШАН БЕНЗИН ИЛИ ДРУГИЕ ЛУВ, НЕ ВОЗНИКАЕТ.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПРИ ОПЕРАЦИЯХ С ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВОМ, ЕСЛИ В ЦИСТЕРНЕ НАХОДИЛОСЬ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО, НЕ ВОЗНИКАЕТ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЗРЫВООПАСНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ЛУВ ВНУТРИ ЦИСТЕРНЫ.)
В бензиновом же баке в парогазовой фазе (ПГФ)концентация ЛУВ значительно превышает 10% и, следовательно, для детонации паров бензина необходимо создать
условия-снизить концентрацию ЛУВ до 6%. Для этого в бензин (или бак из под бензина) нужно налить ДТ, которое очень хорошо адсорбирует (поглощает) ЛУВ из паров бензина, доводя концентрацию до нужных 6%. Или любым другим способом уменьшить процент ЛУВ в парах бензина до 6%. Иначе тоже взрыва не будет. В отношении детонации самым опасным является банальный бытовой КЕРОСИН, пары которого содержат еще и пропилен, который детонирует при концентрации 10-40% от объема
Тротиловый эквивалент мощности ПГФ моторных топлив (да и всех ПГФ) определяется простейшей формулой: Wт=(0,4g/0,9gт)zm, где 0,4- доля энергии взрыва ПГФ, затрачиваемая на формирование ударной волны; 0,9- доля энергии тротила, затрачиваемая на формирование ударной волны;
g-удельная теплота сгорания ПГФ в МДж/кг;
gт-удельная энергия взрыва тротила в МДж/кг;
m-масса ЛУВ, участвующая во взрыве;
z-доля ЛУВ, участвующих во взрыве. И так, считаем тротиловый эквивалент взрыва паров в баке объемом
1000 литров. Т.к.
g=10–46 МДж/кг (для различных ПГФ)возьмем максимальную-46. gт =
4,2–5 МДж/кг. Здесь возьмем мининальную. Масса ЛУВ (при 6% от объема
1000 литрового бака составит
16–17 грамммов (плотность ок. 2,74).
z=0,2–0,3 для ЛУВ в замкнутых объемах. Получается: (0,4×46): (0,9×4,2): 0,3×17 = около
25 граммов в тротиловом эквиваленте. Соответственно 100-литровый бак рванет чуточку слабее. (Выписка из учебника химии для
ВУЗов-СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ВНУТРИ ЕМКОСТИ ВСЕГДА ДОЛЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ УСЛОВИЕ- ЭТО НЕОБХОДИМЫЙ ОБЪЕМ, В КОТОРОМ СПОСОБЕН РАЗВИТЬСЯ ВЗРЫВНОЙ ПРОЦЕСС БЫСТРОГО ГОРЕНИЯ (ДЕТОНАЦИЯ). ПРИ ЭТОМ ВОЗНИКАЕТ ДАВЛЕНИЕ ПОРЯДКА 10КГ/СМ2 И ТЕМПЕРАТУРА ПОРЯДКА
2500–3000.К. МОЩНОСТЬ ВЗРЫВА В «ТРОТИЛОВОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ» ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВЕСОМ ЛУВ, НАХОДЯЩИМСЯ В ЭТО ВРЕМЯ ВО ВЗВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ,
Т. Е. ПРИ СВОБОДНОМ ОБЪЁМЕ 5М3 (5000 литров) ПРИ КОНЦЕНТРАЦИИ ЛУВ 5%, ПРЕДПОЛОЖИВ, ЧТО В РЕАКЦИИ ПРИМУТ УЧАСТИЕ ТОЛЬКО 20% АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА, ПОЛУЧАЕТСЯ ВЗРЫВ, МОЩНОСТЬ КОТОРОГО ЭКВИВАЛЕНТНО 0,1 КГ ТРИНИТРОТОЛУОЛА. КАК ПРАВИЛО, ТАКОЙ ВЗРЫВ СОПРОВОЖДАЕТСЯ РАЗРУШЕНИЕМ ЕМКОСТИ И НАНЕСЕНИЕМ ТРАВМ ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ, ИНОГДА СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ)
Есть еще вопросы по разрушительной силе
паров ДТ? А завтра,
т. к. сегодня уже поздновато, поясню какие признаки указывают, что документ ""Исх N 632/3
11/1Х-44 г.
Отчет спецлаборатории
НКВ N
101–1 по теме:
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОРАЖЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ТАНКА Т-34 БРОНЕБОЙНО-ФУГАСНЫМИ И КОМУЛЯТИВНЫМИ (БРОНЕПРОЖИГАЮЩИМИ) БОЕПРИПАСАМИ ГЕРМАНСКОЙ ФАШИСТСКОЙ АРМИИ" является «липовым».
Удачи Вам. Позвольте объяснить, почему документ <Исх N 632/3 от 11/1Х-44
г. Отчет спецлаборатории НКВ N
101–1 по теме: ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПОРА-ЖЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ТАНКА Т-34 БРОНЕБОЙНО-ФУГАСНЫМИ И
КОМУЛЯ-ТИВНЫМИ (БРОНЕПРОЖИГАЮЩИМИ) БОЕПРИПАСАМИ ГЕРМАНСКОЙ
ФАШИ-СТСКОЙ АРМИИ> я считаю поддельным или искаженным до неузнаваемости.
1). Почему в
общем-то несложные испытания проводились через большой временной промежуток после битвы под Курском (с ноября
1943 г) и затянулись почти на год? Все другие испытания (авиации, бронетехники
и т. д.) проводились очень оперативно всеми воюющими сторонами и в технику, по возможности, немедленно вносились изменения. Вряд ли Сталин разрешил бы подобную медлительность.
Почему документ датирован исходящим номером
(т. е. ОКОНЧЕННЫМ,
ОТПРАВ-ЛЕННЫМ в адрес) 11.09.44 г, а ВТОРОЙ ЭТАП ИСПЫТАНИЙ (описываемый в нем) НАЧАТ
9/11–44 Г., т. е. 2-мя месяцами позже? Такого в реальных документах не бывает.
2). ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ ТТ. ГУРОВА, ФИРСОВА И КРУТОВА,
СИ-ЛАМИ НИИ-48 И УРАЛМАШЗАВОДА ИЗ БРОНЕВОЙ СТАЛИ ТОЛЩИНОЙ
35 ММ БЫЛО ПОСТРОЕНО ТРИ НАТУРНЫХ МАКЕТА СЕКЦИЙ КОРПУСА ТАНКА Т-34 С УСТА-НОВЛЕННЫМ ВНУТРИ ТОПЛИВНЫМ БАКОМ ЕМК.
135 Л. В архивах УЗТМ нет НИ ОДНОГО упоминания о производстве подобных макетов. Сведения о всех производимых исследовательских работах и заказах в
1941–45 годах есть, а об этом
почему-то нет. Почему макеты выполнены не из стандартной брони, производимой Уральскими заводами,
толщиной — 40,
45 мм? Для того, чтобы прокатать
35 мм лист (вместо
40 мм, например)
необхо-димо осуществить переналадку оборудования,
т. е. на
какое-то время приостановить
про-катку брони для Т-34. А НКВД разрешило бы? Моксарев (директор УЗТМ) вряд ли был похожим на самоубийцу.
С осени
42 г. на УВЗ, УЗТМ, а с лета
43 года на всех заводах сварка корпусов Т-34 проводилась сварочными автоматами под флюсом, что повысило стойкость сварных швов в разы. Те есть сварочные автоматы тоже необходимо было переналаживать для сварки нестандартных листов. Можно, конечно, провести сварку вручную, электродами, на заднем дворе, но в этом случае качество сварных швов на порядок хуже. А исследовалась-то как раз стойкость сварных швов к разрушению.
Почему установлен не стандартный
105 литровый бак, а произвольный,
135 литровый? С подобным успехом можно было установить и
350 литровый. (Равносильно испытанию бронежилета
1 класса на стойкость не к
9 мм пистолетной пуле, а к 12,7 мм Б-32 и
после-дующему заявлению в отчете: <Не защищает>).
3). <ТАКЖЕ СОГЛАСНО СОПРОВОДИТ. ПИСЬМУ N 312-А ОТ 21.1У-44
Г. БТ УПРАВЛЕНИЕМ НА ПОЛИГОН БЫЛ ПОСТАВЛЕН КОРПУС ТАНКА Т-34 С БАШНЕЙ И УСТАНОВЛЕННЫМ ВНУТРИ ОБОРУДОВАНИЕМ, НО БЕЗ ВООРУЖЕНИЯ>
И куда он делся? Почему в отчете НИ РАЗУ не упомянут корпус танка Т-34 с башней? По нему не стреляли? Или
он — реальный — выдержал все испытания и об этом предпочли умолчать? И тов. Сталин сквозь пальцы посмотрел
на обман? 4). ПЕРВЫЙ ОБСТРЕЛ НАТУРНЫХ МАКЕТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЛСЯ
12/Х11–43 Г. ИЗ БАЛЛИСТИЧЕСКОГО СТВОЛА 75-ММ ПРОТИВОТАНКОВОГО ОРУДИЯ ОБР.
40 Г. С РАССТОЯНИЯ
30 М. Позвольте не поверить в подобную чушь. Наши ребята ДО СИХ ПОР не смогли
соз-дать стволы с баллистикой, аналогичной германским стволам периода 2-й МВ (к примеру,
125 мм орудие 2А46 танков Т-72 и Т-80 держит давление не более
5200 атмосфер, что меньше, чем орудия иностранных танков конца 60-х годов
20 века (5500 атм) и пушки <Абрамса> -германской, к стати −7100 атм.. Стволы же
75 мм немецких орудий еще в годы 2-й МВ выдерживали до
4500 атм, а стандартное имели в
3500 атм). Видимо наши <умельцы в гаражах> для указанных <испытаний> быстренько так создали стволы, особо не напрягаясь? А ведь к стволу нужна еще и казенная часть, куда вкладывается
герман-ский 75 мм унитарный патрон. Ее тоже быстренько сделали? А не легче ли было взять на-туральное
75 мм ПТО, которых захвачено к тому времени было более чем достаточно? Или не было? Но в то же время упоминается
88 мм СПГ <Пупхен>, которые
только-только начали поступать в Вермахт, да к тому же в весьма ограниченных количествах..
Получает-ся, что его захватить успели, а вот ПАК-40 за пару лет
войны нет? Описанные <испытания> проводились не с реальной дистанции, а с
30 метров, т. е. аб-солютно без учета свойств
75 мм БрС.
75 мм БрС из ПАК-40 с дистанции
100 м легко прошивал
100 мм броню. При стрельбе с
30 метров БрС проткнул бы оба
35 мм борта, не
взорвавшись — инерционный взрыватель просто не успел бы сработать,
т. к. боеприпас
все-гда рассчитывается на дистанцию реального огня по приоритетной цели. К примеру,
взры-ватель срабатывает через время Т1, необходимое снаряду для преодоления
100 мм брони с дистанции
100 м и достижения им центра БО за броней (для максимального эффекта). Время Т1 всегда примерно равно времени Т2 -времени пробития
80 мм брони с
1000 м. При стрельбе с
30 м время Т значительно меньше Т1 и снаряд может сработать только в полном баке, тормознувшись в жидкой среде, но не парах топлива.
5). ПОСКОЛЬКУ ТОВ. КРУТОВ ВЫСКАЗЫВАЛ МНЕНИЕ, ЧТО БЕНЗИН ТАКЖЕ НЕ МОЖЕТ ВЗРЫВАТЬСЯ, ЕСЛИ БАК БУДЕТ ЗАПОЛНЕН, С САНКЦИИ ТОВ. ФЕДИНА В СЕКЦИЮ БЫЛ УСТАНОВЛЕН БАК С БЕНЗИНОМ. ПО КОТОРОМУ БЫЛО
ПРОИЗВЕ-ДЕНО 3 ВЫСТРЕЛА СНАРЯДОМ ОБР
38 И 1 БРОНЕПРОЖИГАЮЩИМ. ВЗРЫВОВ НЕ ЗАФИКСИРОВАНО, В
2 СЛУЧАЯХ БЕНЗИН ЗАГОРЕЛСЯ
Бензин (не пары, а именно бензин и ДТ) имеют привычку взрываться от взрыва
бри-зантных ВВ, хотя и со слабым разрушительным эффектом
(см. правила взрывобезопасно-сти химпредприятий ПБ 09-540-03). К тому, же взрывное действие боеприпаса в полном баке значительно усиливается
из-за гидроудара жидкости (см. <Руководство по
подрыв-ным работам>).
7). В СЛУЧАЕ ЗАПОЛНЕННОСТИ БЕНЗИНОМ ФУГАСНОСТЬ СМЕСИ
УМЕНЬША-ЕТСЯ В СРЕДНЕМ В 1,5 РАЗА ПО СРАВНЕНИЮ С ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВОМ.
По данным науки все как раз наоборот. Детонировать могут только ЛУВ, содержащие-ся в парах бензина.
8). ЕЩЕ ЛУЧШЕЕ СУММАРНОЕ ФУГАСНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ПРИ
РАЗ-РЫВЕ В БАКЕ ОТЕЧЕСТВ. 76,2-ММ БРОНЕБОЙНОГО СНАРЯДА БР-350А,
СОДЕР-ЖАЩЕГО 150 ГР ТРОТИЛА, КОТОРОЕ В СУММЕ СООТВЕТСТВУЕТ 152-ММ
БРОНЕ-БОЙНОМУ СНАРЯДУ ТИПА БР-540Б, СОДЕРЖАЩЕГО
400 ГР ТРОТИЛА
152 мм советский БрС БР-540 обр
38 г. весом в 48,8 кг раскалывал на куски
7 тонную башню <Тигра>, срывал в Ираке
10 тонную башню с <Абрамса>. Что бы он сделал с Т-34,
Pz-IV и им подобными, даже не взрываясь? К тому же в нем было не
400 г тротила, а
630 г гексотола ТГ-80 (смесь тротила с гексогеном в пропорции 80:20) или
670 г тротила.
9). СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО УВЕЛИЧЕНИЕ КАЛИБРА БРОНЕБОЙНОГО
БОЕ-ПРИПАСА НЕ ПРИВОДИТ К ЗНАЧИТЕЛЬНОМУ РОСТУ ФУГАСНОГО МОГУЩЕСТВА БОЕПРИПАСА, ВЗОРВАННОГО
ВНУТРИ БАКА. Чушь полнейшая. Больше
калибр — больше количество ВВ, а значит большее фугасное действие в любых средах.
10). (НАПРИМЕР,
30–80 ГР. СМЕСИ А-1Х-2, ИЛИ
25–50 ГР. ФЛЕГМАТИЗ. ГЕКСОГЕНА)
Что за путаница в ВВ и в его количествах? Все
перечисленное — одно и тоже.
Равно-сильно выражению — для удаления жажды нужно
200 г воды или
100 г H2O..
11). ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОДУВКУ ПЕРЕД БОЕМ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ
УГЛЕКИ-СЛОТОЙ, ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ, ИЛИ ЖЕ ВЕСТИ ПОСТОЯННУЮ ВЕНТИЛЯЦИЮ
ПЕРЕДНИХ БАКОВ. Зачем? Пары ДТ на 80% состоят именно из углерода оксида (II и IV),
т. е. той самой уг-лекислоты
(см. учебники органической химии).
А вентиляция зачем? Чтобы подать в бак побольше кислорода и, если уж не баке с ДТ, то уж в баке с бензином создать взрывоопасную концентрацию паров ЛУВ? Дурь
какя-то. 12). Размещать топливные баки за герметичными броневыми выгородками
Если бы пары соляры детонировали так, что разлетается броневой корпус танка, то как могли бы защитить экипаж тонкие броневые перегородки? Они нужны для того, чтобы пожар был локализован, чтобы при взрыве баков лавина горящего топлива не накрывала экипаж и оборудование. Но это при больших баках. А для 55- и
105 литровых баков в БО Т-34 хватало (не всегда, конечно) и стального
4–6 мм фальшборта.
Да и пожар в танке в 75% случаев начинается не
из-за воспламенения топлива (по опыту всех войн). В танке, действительно, есть чему гореть, кроме соляры и бензина.
КСТАТИ, ДАЖЕ В ЭТОЙ <ФИЛЬКИНОЙ ГРАМОТЕ> НИ ГДЕ НЕ
ГО-ВОРИТСЯ ОБ ОТРЫВЕ И ОТБРОСЕ ЛОБОВОГО БРОНЕЛИСТА ИЛИ
НА-КЛОННОГО ЛИСТА ПОДКРЫЛКА.