85-мм зенитная пушка 52-К обр. 1939 г.

Печать
Share
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 22.09.2005 14:01
Последняя редакция 24.12.2010 15:06
85-мм зенитная пушка обр.1939...
85-мм зенитная пушка обр.1939...
85-мм зенитная пушка обр.1939...
85-мм зенитная пушка обр.1939...

5 сентября 1937 года КБ завода № 8 сообщило Артуправлению о проекте инженера Г.Д Дорохина наложения 85-мм ствола на лафет 76-мм пушки 3К. 85-мм ствол снабжен дульным тормозом, вес снаряда 9,2 кг, начальная скорость 800 м/с. На всякий случай военпред Цырульников произвел расчет наложения того же ствола, но без дульного тормоза. При этом требовалось увеличить вес ствола на 300–400 кг, что требовало серьезной переделки узлов и деталей системы.

28 сентября 1937 года нарком обороны обратился в Артуправление с предложением включить в план опытных работ на 1938 год заводу № 8 изготовление опытного образца 85-мм подвижной пушки, тактико-технические требования которой будут разработаны Артуправленнем. К тому времени Артуправление уже занималось разработкой этих требований. Так, протоколом от 22 ноября 1937 года было решено снять задание на проектирование 85-мм дистанционной шрапнели.

31 января 1938 года завод № 8 представил Артуправлению описание 85-мм пушки 52-К:

«Вместо существующего лейнера (от 76-мм зенитки 3-К) взята свободная труба, конец которой свободен от кожуха на длине 1800 мм и имеет навинтной дульный тормоз. Поковка свободной трубы новая. Кожух свободной трубы имеет утолщение между захватами (чтобы нормально работал уравновешивающий механизм от лафета 3-К) и короче на 1431 мм существующего моноблока 76-мм пушки 3-К. Этот кожух можно получить из существующей поковки, казенник и клин претерпевают незначительные изменения, благодаря чему можно использовать существующие поковки казенника и клина от 3-К. Таким образом, в 3-К надо заменить:
а) моноблок на другой кожух;
б) лейнер на свободную трубу.
Кроме того, надо заменить казенник, клин, кривошип спусковой рукояти, лапки экстрактора и ввести дульный тормоз.»

В январе 1938 года были проведены заводские испытания первого опытного 85-мм ствола на лафете 3-К. Согласно акту от 29 января 1938 года, всего сделано 35 выстрелов при угле 0°. Первые 20 выстрелов сделаны с дульным тормозом снарядом весом 9,2 кг, начальная скорость была 613–830 м/с, а затем сделано 15 выстрелов без дульного тормоза с начальной скоростью 673–714 м/с. По этим 15 выстрелам установлена предельная начальная скорость 715 м/с при допустимом откате 1150 мм для стрельбы без дульного тормоза.

31 января 1938 года 85-мм ствол на лафете ЗК прибыл на Софринский полигон. 1 февраля сделано 45 выстрелов при углах возвышения от 0° до +80° со средней начальной скоростью 827,2 м/с. Отмечены отказы в работе полуавтоматики (аккумулятора). Длина отката несколько увеличена.

Комиссией отмечено, что даже при темпе стрельбы 1 выстрел в 1,5–2 минуты ствол значительно нагревается. В целом результаты удовлетворительные.


Испытания на НИЗАПе в 1938 году на лафете 3-К

85-мм зенитная пушка обр.1939...
85-мм зенитная пушка обр.1939...

85-мм пушка на лафете ЗК впервые прошла испытания на НИЗАПе (Научно-исследовательском зенитно-артиллерийском полигоне) с 8 июля по 25 сентября 1938 года. Ко времени прибытия на НИЗАП из 85-мм ствола уже было сделано 104 выстрела.

По результатам испытаний комиссия НИЗАПа отметила ряд недостатков 85-мм пушки:
а) Недостаточный процент поглощения энергии дульным тормозом, что приводит к прыжкам системы и сбиванию наводки;
б) Увеличение по сравнению с 3-К бокового рассеивания снарядов;
в) Намины на задней поверхности клина затвора.

Учитывая, что в целом 85-мм пушка себя оправдала, Артуправление решило заказать опытную серию в 20 пушек заводу № 8.

Опытная серия отличалась от опытного образца, изготовленного в конце 1937 года, новым дульным тормозом и увеличенной опорной поверхностью клина и казенника.

Головной образец отличался от самой серии тем, что 85-мм ствол был наложен на лафет 76-мм зенитной пушки обр. 1938 г. (упрощенную тумбу, установленную на четырехколесную повозку), на нем были поставлены клин, казенник, полуавтоматика и кожух образца, изготовленного в 1937 году.


Испытания на НИЗАПе в 1939 году на лафете пушки обр. 1938 г.

По этой теме рекомендуем:

Отличная монография А. Широкорада «Артиллерия в Великой Отечественной войне»

Интересное исследование О.Ащеулова «Артиллерия Красной армии 1941–1943 гг. История организации и боевого применения»

Госприемка зенитных пушек
85-мм зенитная пушка обр.1939...
Расчет 85-мм зенитной пушки об...

85-мм пушка на лафете 76-мм пушки обр. 1938 г. прошла испытания на НИЗАПе с 21 апреля по 10 августа 1939 года с перерывами из-за отсутствия боеприпасов. В ходе испытаний на НИЗАПе сделано 1100 выстрелов и пройдено 500 км. Средняя скорость буксировки за ЗиС-5 по грунтовой дороге 30–35 км/ч, максимальная же скорость — около 50 км/ч.

Устройство 85-мм пушки на лафете 7б-мм пушки обр. 1938 г. лучше, чем на лафете 3-К. Дульный тормоз действовал удовлетворительно. Отмечено три отказа полуавтоматики.

В ходе полигонных испытаний стреляли снарядами весом 9,2 кг с начальной скоростью 800 м/с. По результатам полигонных испытаний комиссия заявила, что пушка полигонные испытания выдержала, и рекомендовала ее к принятию на вооружение в качестве корпусной зенитной пушки. По этому поводу Артком заявил, что «ни 76-мм, ни 85-мм зенитные пушки не могут заменить 100-мм зенитной пушки, и смешивать в общую кучу эти системы не следует».

10 мая 1940 года Артуправление окончательно установило индекс 85-мм зенитной пушки — «52-П-365».

5 июля 1940 года Артком срочно приказал собрать четыре 85-мм зенитные пушки и отправить на испытания в Евпаторию, для чего завод № 8 должен снять с 76-мм пушек обр. 1938 г. стволы и заменить их на 85-мм.

Производство 52-К велось исключительно на завдое № 8 им. Калинина, который до зимы 1941–42 гг. располагался в деревне Подлипки (Подмосковье), а затем был эвакуирован в г. Свердловск. В 1940 году цена одного орудия 52-К составляла 118 тыс. руб.

К 22 июня 1941 года в войсках имелось 2630 орудий 52-К. В годы войны 676 орудий было передано в ВМФ.

ТТХ УСТАНОВКИ 52-К
Параметр 52К
Калибр, мм 85
Длина ствола, клб 55,2
Масса орудия в боевом положении, кг 4300-4900
Масса откатных частей, кг 940
Углы ВН, град. -3 +84
Угол ГН, град. 360
Начальная скорость снаряда, м/с 800
Скорострельность, выстр/мин 20
Время перевода в боевое положние, мин. 1
Скорость возки по шоссе, км/ч 35
Расчет, чел. 7
ТАБЛИЦА СТРЕЛЬБЫ 52-К
Снаряд Нач. скорость, м/с Дальность макс., м Досягаемость по высоте макс., м
О-365 800 ~15500 ~10500
О-365М 800 11200 -
О-365К 793 15650 -
БР-365 и БР-365К 800 - -
БР-365П 1050 1000 -
Бронепробиваемость 52-К для боеприпаса БР-365
Угол 60° 90°
100 м 97 119
250 м 94 114
500 м 91 111
750 м 87 107
1000 м 83 102
1500 м 76 93
2000 м 69 85
2500 м 63 77
3000 м 57 70
БОЕПРИПАСЫ ДЛЯ 85-ММ ЗЕНИТНОЙ ПУШКИ ОБР.1939 г.
ВЫСТРЕЛ СНАРЯД ЗАРЯД
Индекс Масса, кг Индекс Масса, кг Длина, клб Масса ВВ, кг Взрыватель Индекс Масса, кг
ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ
УО-365 16 О-365 9,2 3,4 0,66 T-5, ТМ-30, ВМ-30 Ж-365 2,48
УО-365К 16,3 О-365 9,54 3,4 0,66 КТМ-1, КТМ-1-У Ж-365 2,48
УО-365М 15,99 О-365М 9,24 3,4 0,646 ВМ-2 Ж-365 2,48
УО-367 16,3 О-365К 9,54 - 0,741 КТМ-1, КТМ-1-У, КТМЗ-1, КТМЗ-1-У Ж-365 2, 48
БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ
УБР-365 16 БР-365 (тупоголовый) 9,2 - - МД-7 Ж-365 2,6
УБР-365К 16,2 БР-365К (остроголовый) 9,34 - - МД-8 Ж-365 2,6
БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ
УБР-367П 11,72 БР-367П 5,35 - нет нет Ж-365 2,5
УБР-367ПК 11,42 БР-367ПК (катушечный) 4,99 - нет нет Ж-365 2,5
БРОНЕПРОЖИРАЮЩИЕ (КУМУЛЯТИВНЫЕ)
нет
КАРТЕЧЬ И ШРАПНЕЛЬ
нет
ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ
нет
ДЫМОВЫЕ
нет

Источники: Энциклопедия вооружений КиМ
А.Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии», 2000

 
Оцените этот материал:
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)