85-мм зенитная пушка обр.1939... 85-мм зенитная пушка обр.1939... 85-мм зенитная пушка обр.1939... 85-мм зенитная пушка обр.1939... | 5 сентября 1937 года КБ завода № 8 сообщило Артуправлению о проекте инженера Г.Д Дорохина наложения 85-мм ствола на лафет 76-мм пушки 3К. 85-мм ствол снабжен дульным тормозом, вес снаряда 9,2 кг, начальная скорость 800 м/с. На всякий случай военпред Цырульников произвел расчет наложения того же ствола, но без дульного тормоза. При этом требовалось увеличить вес ствола на 300–400 кг, что требовало серьезной переделки узлов и деталей системы. 28 сентября 1937 года нарком обороны обратился в Артуправление с предложением включить в план опытных работ на 1938 год заводу № 8 изготовление опытного образца 85-мм подвижной пушки, тактико-технические требования которой будут разработаны Артуправленнем. К тому времени Артуправление уже занималось разработкой этих требований. Так, протоколом от 22 ноября 1937 года было решено снять задание на проектирование 85-мм дистанционной шрапнели. 31 января 1938 года завод № 8 представил Артуправлению описание 85-мм пушки 52-К: «Вместо существующего лейнера (от 76-мм зенитки 3-К) взята свободная труба, конец которой свободен от кожуха на длине 1800 мм и имеет навинтной дульный тормоз. Поковка свободной трубы новая. Кожух свободной трубы имеет утолщение между захватами (чтобы нормально работал уравновешивающий механизм от лафета 3-К) и короче на 1431 мм существующего моноблока 76-мм пушки 3-К. Этот кожух можно получить из существующей поковки, казенник и клин претерпевают незначительные изменения, благодаря чему можно использовать существующие поковки казенника и клина от 3-К. Таким образом, в 3-К надо заменить: а) моноблок на другой кожух; б) лейнер на свободную трубу. Кроме того, надо заменить казенник, клин, кривошип спусковой рукояти, лапки экстрактора и ввести дульный тормоз.» В январе 1938 года были проведены заводские испытания первого опытного 85-мм ствола на лафете 3-К. Согласно акту от 29 января 1938 года, всего сделано 35 выстрелов при угле 0°. Первые 20 выстрелов сделаны с дульным тормозом снарядом весом 9,2 кг, начальная скорость была 613–830 м/с, а затем сделано 15 выстрелов без дульного тормоза с начальной скоростью 673–714 м/с. По этим 15 выстрелам установлена предельная начальная скорость 715 м/с при допустимом откате 1150 мм для стрельбы без дульного тормоза. 31 января 1938 года 85-мм ствол на лафете ЗК прибыл на Софринский полигон. 1 февраля сделано 45 выстрелов при углах возвышения от 0° до +80° со средней начальной скоростью 827,2 м/с. Отмечены отказы в работе полуавтоматики (аккумулятора). Длина отката несколько увеличена. Комиссией отмечено, что даже при темпе стрельбы 1 выстрел в 1,5–2 минуты ствол значительно нагревается. В целом результаты удовлетворительные. Испытания на НИЗАПе в 1938 году на лафете 3-К 85-мм зенитная пушка обр.1939... 85-мм зенитная пушка обр.1939... | 85-мм пушка на лафете ЗК впервые прошла испытания на НИЗАПе (Научно-исследовательском зенитно-артиллерийском полигоне) с 8 июля по 25 сентября 1938 года. Ко времени прибытия на НИЗАП из 85-мм ствола уже было сделано 104 выстрела. По результатам испытаний комиссия НИЗАПа отметила ряд недостатков 85-мм пушки: а) Недостаточный процент поглощения энергии дульным тормозом, что приводит к прыжкам системы и сбиванию наводки; б) Увеличение по сравнению с 3-К бокового рассеивания снарядов; в) Намины на задней поверхности клина затвора. Учитывая, что в целом 85-мм пушка себя оправдала, Артуправление решило заказать опытную серию в 20 пушек заводу № 8. Опытная серия отличалась от опытного образца, изготовленного в конце 1937 года, новым дульным тормозом и увеличенной опорной поверхностью клина и казенника. Головной образец отличался от самой серии тем, что 85-мм ствол был наложен на лафет 76-мм зенитной пушки обр. 1938 г. (упрощенную тумбу, установленную на четырехколесную повозку), на нем были поставлены клин, казенник, полуавтоматика и кожух образца, изготовленного в 1937 году. Испытания на НИЗАПе в 1939 году на лафете пушки обр. 1938 г. По этой теме рекомендуем:Отличная монография А. Широкорада «Артиллерия в Великой Отечественной войне» Интересное исследование О.Ащеулова «Артиллерия Красной армии 1941–1943 гг. История организации и боевого применения» Госприемка зенитных пушек 85-мм зенитная пушка обр.1939... Расчет 85-мм зенитной пушки об... | 85-мм пушка на лафете 76-мм пушки обр. 1938 г. прошла испытания на НИЗАПе с 21 апреля по 10 августа 1939 года с перерывами из-за отсутствия боеприпасов. В ходе испытаний на НИЗАПе сделано 1100 выстрелов и пройдено 500 км. Средняя скорость буксировки за ЗиС-5 по грунтовой дороге 30–35 км/ч, максимальная же скорость — около 50 км/ч. Устройство 85-мм пушки на лафете 7б-мм пушки обр. 1938 г. лучше, чем на лафете 3-К. Дульный тормоз действовал удовлетворительно. Отмечено три отказа полуавтоматики. В ходе полигонных испытаний стреляли снарядами весом 9,2 кг с начальной скоростью 800 м/с. По результатам полигонных испытаний комиссия заявила, что пушка полигонные испытания выдержала, и рекомендовала ее к принятию на вооружение в качестве корпусной зенитной пушки. По этому поводу Артком заявил, что «ни 76-мм, ни 85-мм зенитные пушки не могут заменить 100-мм зенитной пушки, и смешивать в общую кучу эти системы не следует». 10 мая 1940 года Артуправление окончательно установило индекс 85-мм зенитной пушки — «52-П-365». 5 июля 1940 года Артком срочно приказал собрать четыре 85-мм зенитные пушки и отправить на испытания в Евпаторию, для чего завод № 8 должен снять с 76-мм пушек обр. 1938 г. стволы и заменить их на 85-мм. Производство 52-К велось исключительно на завдое № 8 им. Калинина, который до зимы 1941–42 гг. располагался в деревне Подлипки (Подмосковье), а затем был эвакуирован в г. Свердловск. В 1940 году цена одного орудия 52-К составляла 118 тыс. руб. К 22 июня 1941 года в войсках имелось 2630 орудий 52-К. В годы войны 676 орудий было передано в ВМФ. ТТХ УСТАНОВКИ 52-К Параметр | 52К | Калибр, мм | 85 | Длина ствола, клб | 55,2 | Масса орудия в боевом положении, кг | 4300-4900 | Масса откатных частей, кг | 940 | Углы ВН, град. | -3 +84 | Угол ГН, град. | 360 | Начальная скорость снаряда, м/с | 800 | Скорострельность, выстр/мин | 20 | Время перевода в боевое положние, мин. | 1 | Скорость возки по шоссе, км/ч | 35 | Расчет, чел. | 7 | ТАБЛИЦА СТРЕЛЬБЫ 52-К Снаряд | Нач. скорость, м/с | Дальность макс., м | Досягаемость по высоте макс., м | О-365 | 800 | ~15500 | ~10500 | О-365М | 800 | 11200 | - | О-365К | 793 | 15650 | - | БР-365 и БР-365К | 800 | - | - | БР-365П | 1050 | 1000 | - | Бронепробиваемость 52-К для боеприпаса БР-365 Угол | 60° | 90° | 100 м | 97 | 119 | 250 м | 94 | 114 | 500 м | 91 | 111 | 750 м | 87 | 107 | 1000 м | 83 | 102 | 1500 м | 76 | 93 | 2000 м | 69 | 85 | 2500 м | 63 | 77 | 3000 м | 57 | 70 | БОЕПРИПАСЫ ДЛЯ 85-ММ ЗЕНИТНОЙ ПУШКИ ОБР.1939 г. ВЫСТРЕЛ | СНАРЯД | ЗАРЯД | Индекс | Масса, кг | Индекс | Масса, кг | Длина, клб | Масса ВВ, кг | Взрыватель | Индекс | Масса, кг | ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ | УО-365 | 16 | О-365 | 9,2 | 3,4 | 0,66 | T-5, ТМ-30, ВМ-30 | Ж-365 | 2,48 | УО-365К | 16,3 | О-365 | 9,54 | 3,4 | 0,66 | КТМ-1, КТМ-1-У | Ж-365 | 2,48 | УО-365М | 15,99 | О-365М | 9,24 | 3,4 | 0,646 | ВМ-2 | Ж-365 | 2,48 | УО-367 | 16,3 | О-365К | 9,54 | - | 0,741 | КТМ-1, КТМ-1-У, КТМЗ-1, КТМЗ-1-У | Ж-365 | 2, 48 | БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ | УБР-365 | 16 | БР-365 (тупоголовый) | 9,2 | - | - | МД-7 | Ж-365 | 2,6 | УБР-365К | 16,2 | БР-365К (остроголовый) | 9,34 | - | - | МД-8 | Ж-365 | 2,6 | БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ | УБР-367П | 11,72 | БР-367П | 5,35 | - | нет | нет | Ж-365 | 2,5 | УБР-367ПК | 11,42 | БР-367ПК (катушечный) | 4,99 | - | нет | нет | Ж-365 | 2,5 | БРОНЕПРОЖИРАЮЩИЕ (КУМУЛЯТИВНЫЕ) | нет | КАРТЕЧЬ И ШРАПНЕЛЬ | нет | ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ | нет | ДЫМОВЫЕ | нет | Источники: Энциклопедия вооружений КиМ А.Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии», 2000
|