Документы Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. /ru/documents/88.html Sun, 05 Jun 2011 23:59:22 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Сводка по военной технике и экономике иностранных государств, 1941 г. /ru/documents/88-intelligense-espionage/333-combat-vehicles-foreign-countries.html /ru/documents/88-intelligense-espionage/333-combat-vehicles-foreign-countries.html

СВОДКА РАЗВЕДУПРАВЛЕНИЯ ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ ПО ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ И ЭКОНОМИКЕ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, НАПРАВЛЕННАЯ НАРКОМУ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР ШАХУРИНУ

№ 665027сс

9 января 1941 г.

Совершенно секретно

Экз. № 1

1. А в и а ц и я.

1. На фронте в Китае появился новый японский одноместный истребитель с мотором мощностью не менее 1000 л.с. (двухрядная звезда). Максимальная скорость самолета 450 - 480 км/час, хорошая скороподъемность под углом около 60°. Размах крыла 12 - 13 м, убирающиеся шасси. Вооружение: две 20 мм пушки в крыле (скорострельность около 600 м/мин.) и два синхронных пулемета. Самолет оборудован радиостанцией с жесткой антенной. Имеется подвесной бензиновый бак цилиндрической формы, длиной 170-180 см. Продолжительность полета с подвесным баком 6 - 6,5 часа.

Новый истребитель японцы используют для сопровождения своих бомбардировщиков и в качестве штурмовиков для действий, главным образом, по аэродромам. В последнем случае самолет пикирует с высоты 800 - 1000 м и на высоте 200 - 300 м резко выходит из пике, набирая высоту под углом 60-70°. Огонь при этом ведется одновременно из пушек и пулеметов короткими очередями.

В операциях новые истребители ходят группами не менее 7-9 единиц.

ПРИМЕЧАНИЕ: Есть основания считать, что самолет является новым японским истребителем марки И-98, который впервые появился еще в начале 1940 года (летные данные до сих пор известны не были). Можно предполагать, что сейчас выпущена большая серия этих машин, которые и направлены в Китай на испытания в боевых условиях.

2. На заводе ЧКД (Протекторат) для германских ВВС изготовляются планеры, предназначенные для переброски пехотных десантов на буксире самолетов. Размах крыла планера 25 м, вес пустого 680 кг. Экипаж 2 человека (пилот и летнаб) и 8 человек пехоты в полном снаряжении. Кроме того, из Германии получен заказ на 400 штук 25-местных планеров.

3. На заводе фирмы Авиа (Протекторат) идут работы по переоборудованию германских 40-местных пассажирских самолетов Юнкерс Ю-90 для войсковых перебросок. Устраиваются приспособления для погрузки в них, кроме людского состава, также танков, пушек и др. вооружения.

4. Парашютисты германских парашютных десантных отрядов снабжены автоматическими ружьями и запасом патронов 200 штук. Некоторые из них имеют складные велосипеды, портативные рации и инструменты для подрывных работ. В качестве продовольственного запаса каждый парашютист получает концентраты в виде таблеток на одну неделю.

5. В Германии сейчас находится на испытании пятиступенчатый нагнетатель для авиационных двигателей. Первое испытание проводится в высотной камере.

6. Большая часть оборудования польских авиационных испытательных учреждений увезена в Германию и передана научно-исследовательскому институту ВВС в г. Рехлин. Известно, что в Рехлин доставлено 18 вагонов одного только оборудования моторных испытательных установок.

7. В Италии принят на снабжение ВВС и поступил в серийное производство 18-цилиндровый 3-блочный авиационный двигатель "Asso L180 JRCC-45" фирмы Изотта-Фраскини. Мощность двигателя 1500 л.с. на взлете.

8. На полигоне в Семтине (Протекторат) находится на испытаниях авиационная бомба из фаянса. Вес бомбы 80 кг. В качестве взрывчатого вещества используется экразит.

9. Завод фирмы Остин в Бирмингеме (Англия) прекратил выпуск легких одномоторных бомбардировщиков фирмы "Беттл" и приступил к постройке 4-моторных бомбардировщиков. Характеристика нового бомбардировщика неизвестна. До сих пор тяжелых, 4-моторных бомбардировщиков на вооружении английских ВВС не было.

10. На государственном авиационном заводе № 2 в Бирмингеме (Англия) поступил в серийное производство новый истребитель (он же бомбардировщик), имеющий максимальную скорость 700 - 750 км/час. (Остальные данные неизвестны).

На этом заводе строятся также мощные авиационные моторы "Геркулес III" фирмы Бристоль.

Основные данные мотора "Геркулес III": 14-цилиндровая звезда воздушного охлаждения, бесклапанный (с гильзовым распределением), литраж - 38, 7 л., максимальная мощность 1500 л.с., диаметр звезды 1320 мм.

ПРИМЕЧАНИЕ: По данным, полученным ранее, мощность двигателя "Геркулес III" не превышает 1350 л.с. В серийное производство мотор пущен впервые, до сих пор он считался опытным.

11. В США уделяется большое внимание разработкам механизированных турелей для авиационных пулеметов.

Фирма "Форд Инструмент Ко" сейчас строит механизированную турель с силовым электромагнитным приводом и прицелом, построенным на принципе учета относительной угловой скорости цели. Турель предназначается для 12,7 мм авиационных пулеметов, устанавливаемых в носовых кабинах. Особенностью привода этой турели является наличие автостабилизации всей установки при резких маневрах самолета.

Прицел и турель органически связаны между собой; при такой системе стрелок полностью освобождается от определения ракурса самолета - цели, и все его функции сводятся к тому, чтобы непрерывно удерживать цель на перекрестье. Такие прицелы в 3 - 4 раза повышают вероятность поражения цели.

ПРИМЕЧАНИЕ: Краткое описание турели и прицела с принципиальными схемами механизмов направлено в ГУВВС и ВВА им. Жуковского.

12. Американская фирма Раббер Ко провела испытания нового типа брони для самолетов. Новая броня представляет собой комбинацию стальных и резиновых листов. По заявлению фирмы эта броня обладает такой же пуленепроницаемостью, как и обыкновенная стальная, но имеет на 20% меньший вес на единицу поверхности.

13. На авиационном заводе в Протекторате (по-видимому, на заводе фирмы Летов) строятся двухмоторные самолеты германской фирмы Фокке-Вульф FW-189 в двух вариантах: первый вариант марки FW-189 А-1 (ближний разведчик), второй - FW-189 Б-1 (учебный, предназначенный для обучения слепым полетам и для тренировки радистов). Первые экземпляры этих самолетов были построены в Германии в 1939 г.

14. Все авиационные заводы на оккупированной немцами территории Франции прикреплены к крупным авиационным фирмам Германии (Юнкерс, Хейнкель, Дорнье, Мессершмитт, Даймлер-Бенц и др.). Во главе заводов поставлены лица, назначенные германскими фирмами.

На захваченных авиационных заводах налаживается производство как целых самолетов германских марок, так и отдельных деталей и агрегатов, отправляемых на заводы в Германию.

15. На авиационном заводе в Нанте-Бужене фирмы СНЦАО (Франция) выполняется заказ на 700 истребителей Моран-Сольнье 410. Этот самолет, по-видимому, является дальнейшим развитием известного французского истребителя Моран-Сольнье 407, принятого на вооружение ВВС Франции в 1938/39 гг.

16. Завод по производству пластмасс в Кенигсберге производит листы размером 510х165 см, предназначенные для постройки самолетов. Выпускается 600 - 700 таких листов в сутки. Продукция завода отправляется в Берлин, Лейпциг и Бремен.

ПРИМЕЧАНИЕ: Можно предположить, что продукция завода идет на опытное строительство самолетов из пластмассы. До сих пор сведений о производстве в Германии таких самолетов не было.

17. Из практики эксплуатации авиационных двигателей при налетах на Англию установлено, что германские двигатели Юмо-211 ВА и 211 F фирмы Юнкерс, которыми снабжены пикирующие бомбардировщики Ю-87 и Ю-88, имеют ряд существенных недостатков. У обоих моторов оказались слабыми шатуны, а у двигателя Юмо-211 F, кроме того, оказалась недостаточной смазка.

В связи с этим произошла некоторая задержка в производстве названных двигателей, а отсюда и в поставке для ВВС бомбардировщиков Ю-87 и Ю-88. Обнаруженные у двигателя недостатки сейчас устраняются.

18. В Германии форсированными темпами ведутся испытания воздушных винтов изменяемого шага с деревянными лопастями системы фирмы Шварц. В научно-исследовательском авиационном институте ДФЛ в настоящее время находятся на испытаниях винты с деревянными лопастями для всех видов самолетов. На заводах фирмы Шварц в Берлине ведутся интенсивные исследовательские работы по увеличению прочности облагороженной древесины.

ПРИМЕЧАНИЕ: До настоящего времени на всех военных самолетах Германии устанавливались металлические винты изменяемого шага с электрическим приводом. Винты с деревянными лопастями фирмы Шварц, не имеющие больших преимуществ перед металлическими ни по стоимости, т по весу и уступающие в прочности, применялись лишь в незначительном количестве.

19. Для испытание воздушных винтов изменяемого шага в условиях низких температур в лаборатории германского научно-исследовательского института ДФЛ имеется специальная термобарокамера объемом около 3 м3. Установка оборудована компрессором с электромотором. Понижение температуры до 50° С достигается с помощью углекислоты за 10 - 11 часов работы компрессора.

20. В Швецию прибыли закупленные в Германии 50 авиационных моторов и столько же воздушных винтов. (Какие именно моторы и винты были закуплены, неизвестно).

21. Итальянское правительство закупило в Германии ряд лицензий на производство объектов материальной части для ВВС; среди них лицензии на двигатели Даймлер-Бенц, самолеты (марки неизвестны) и оборудование для непосредственного впрыска фирмы Бош. Кроме того, Италия заказала фирме Юнкерс 100 пикирующих бомбардировщиков Ю-37, из которых 20 шт. уже фирмой поставлены.

22. В Англии поступили на испытания 2 новых типа истребителей. Один из них 2-местный, двухмоторный истребитель "Бьюфорт-Бой", вооруженный 4 пушками, установленными в носовой части фюзеляжа, 4 пулеметами в крыльях и 4 пулеметами на турельной установке в задней кабине. Другой - одномоторный истребитель "Уирлуинд", снабженный мотором Роллс-Ройс "Мерлин", с расчетной скоростью 720 км/час. Вооружение - 4 пушки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Истребитель "Бьюфорт-Бой", по-видимому, является развитием двухмоторного бомбардировщика - разведчика "Бьюфорт" фирмы Бристоль, принятого на вооружение в 1939 г. Сведения о вооружении самолета 4 пушками и 8 пулеметами, вероятно, преувеличены.

Какой фирмой построен истребитель "Уирлуинд" - сведений нет.

23. На самолетостроительном заводе американской фирмы Райт в настоящее время производится около 650 авиационных и танковых моторов в месяц. Предполагается, что в декабре 1940 г. выпуск моторов возрастет до 965 и к марту 1941 г. 1000 шт. в месяц.

24. Принятые ранее на вооружение итальянских ВВС бомбардировщики Капрони Са-310, 311 и 313, как оказалось, имеют неудовлетворительную устойчивость. Поэтому в настоящее время на снабжение ВВС они не поступают, а идут в небольшом количестве на экспорт.

25. Итальянская государственная комиссия забраковала находившийся на испытании новый пикирующий бомбардировщик Капрони Са-321. Опытные экземпляры этого самолета не выдерживают нагрузок, возникающих при пикировании, вследствие чего появляются деформации плоскости. Летные данные самолета неизвестны.

26. Производственная мощность английской авиационной промышленности за последнее время характеризуется следующими цифрами:

Производство самолетов в августе и сентябре 1940 г.

Тип самолета В августе В сентябре
Бомбардировщиков 459 343
Истребителей 549 480
Других самолетов 759 617
Всего 1767 1440

ПРИМЕЧАНИЕ: Уменьшение выпуска самолетов в сентябре объясняется бомбардировкой некоторых авиационных заводов германской авиацией.

Производство самолетов за неделю с 12 по 19 октября 1940 года

Фирма и название самолета Тип самолета Количество
Бристоль "Бленхейм" Бомбардировщик 37
Виккерс "Веллингтон" Бомбардировщик 23
Армстронг-Уитворт "Уитли" Бомбардировщик 4
Хаукер-Харрикен Супермарин Истребитель 55
"Спитфайр" Истребитель 25
Бомбардировщиков, разведчиков и истребителей других типов 70
Учебных 114
Морских 36
Разных 11
Всего 375

ПРИМЕЧАНИЕ:

Двухмоторные бомбардировщики "Бленхейм" и "Уитли", а также и одномоторные истребители "Харрикен" и "Спитфайр" являются основными боевыми самолетами ВВС Англии.

В 1939 году за эту же неделю было выпущено всего 17 самолетов.

Производство моторов, аэростатов заграждения и ремонт самолетов

За какой период Моторов Аэростатов заграждения Ремонт самолетов
Поступило в ремонт Выпущено из ремонта
За неделю с 12 по 19 октября 1940 г. 541 289 146 238
За тот же период 1939 г. 323 40 - -

Количество самолетов, находящихся на складах на 18 октября 1940 года

Фирма и название самолета Тип самолета Количество
Бристоль "Бленхейм" Бомбардировщик 160
Виккерс "Веллингтон" Бомбардировщик 78
Армстронг-Уитворт "Уитли" Бомбардировщик 20
Хаукер-Харрикен Истребитель 91
Супермарин "Спитфайр" Истребитель 91
Самолетов других типов 267
Всего 707

27. Американская фирма Райт продолжает испытания турбокомпрессора на моторе "Циклон-100", установленном на самолете Нортроп-Гамма. Испытываемый турбокомпрессор имеет следующие данные:

1. Вес установки 34 кг

2. Диаметр диска турбины 280 мм

3. Диаметр крыльчатки нагнетателя 280 мм

4. Высота лопатки 25,4 мм

5. Обороты крыльчатки 30 000 об/мин.

Давление постоянно до высоты 8000 - 8500 и равно 860 мм рт.ст.

Турбокомпрессор построен еще в 1936 г., но первые его испытания были неудовлетворительны ввиду больших трудностей с материалом для лопаток.

В настоящее время фирма, по-видимому, достигла некоторых успехов в этом отношении.

28. Принятый на вооружение германских ВВС бомбардировщик Мессершмитт "Ягуар" является модернизацией двухмоторного истребителя Мессершмитт Ме-110, в который были внесены следующие изменения:

а) Установлены более мощные двигатели ДВ-601А-1, развивающие взлетную мощность в 1300 л.с. каждый.

б) Изменена конструкция задней огневой точки. Увеличен сектор обстрела (стрельбу можно вести без поднятия фонаря).

в) В связи с увеличением нагрузки несколько изменена конструкция шасси.

Самолеты имеют броню общим весом 140 - 160 кг. В носовой части фюзеляжа во все его поперечное сечение установлена бронированная плита. Сиденья летчика и стрелка также бронированы.

Боковые стенки фюзеляжа не бронируются, т.к. считают, что моторы являются надежным прикрытием.

Козырек и фонарь выполнены из плексигласа, сопротивляемость которого усилена (способ усиления не установлен; имеется предположение о невозможности усиления механическим добавлением в состав какого-то материала). С ближних дистанций пуля пробивает указанное остекление, но убойная сила ее значительно ослабляется.

Самолет снабжен резиновой лодкой, помещающейся в хвостовой части фюзеляжа, в случае необходимости лодка при помощи специального троса притягивается в кабину.

Максимальная скорость самолета на высоте 7000 м - 510-515 км/час. Дальность полета 1200 км.

Стрелковое вооружение самолета состоит из 2 пушек и 3 пулеметов.

Бомбовая нагрузка 1200 кг. Бомбы подвешиваются под фюзеляжем (1000 кг) и под крыльями (по 100 кг).

29. Германская фирма Юнкерс выпустила опытную серию пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-88 в варианте двухместного двухмоторного истребителя.

Стрелковое вооружение этого самолета значительно усилено: на самолеты установлены две пушки и пять пулеметов (4 для стрельбы вперед и один назад). Бомбардировочное вооружение отсутствует. Опытная серия выпущена в количестве 50 самолетов.

30. На заводе фирмы Хейнкель в Ораниенбурге прекращено серийное производство самолетов He-111. Завод переоборудован для производства фюзеляжей и крыльев пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-88.

ПРИМЕЧАНИЕ: Бомбардировщик Хейнкель He-111 был принят на вооружение еще в 1936 г. и до настоящего времени является одним из основных самолетов этого типа, состоящих на вооружении германских ВВС. Можно предположить, что снятие с производства этого самолета вызвано тем, что он как по конструкции так и по своим летно-техническим данным значительно устарел и уступает новым германским самолетам.

31. В конструкцию германского истребителя Мессершмитт Me-100 внесен ряд изменений, повышающих летно-боевые качества самолета. В частности имеются следующие сведения:

- На самолете установлена броня впереди летчика, а также бронировано сиденье. Необходимо отметить, что в настоящее время броня устанавливается не только на самолетах, выпускаемых с завода, но и на всех самолетах, находящихся в частях, расположенных во Франции и Бельгии.

- Под фюзеляжем установлены замки для подвески мелкокалиберных бомб.

- Самолет снабжен резиновой лодкой.

Кроме того, внесен ряд других мелких изменений.

32. Германская фирма Юнкерс в настоящее время строит новый одноместный одномоторный истребитель, который будет снабжен дизель-мотором Юмо-207, мощностью 950 лс. Других данных о самолете не имеется.

Врид. начальника отдела ВТЭИ
РУ Генштаба Красной Армии
бриг. инженер (Панфилов)

Начальник 1 Отделения
отдела ВТЭИ
военинженер 1 ранга (Мелкишев)

Источники: РГАЭ. Ф.8044. Оп. 1. Д.651. Лл. 102-114

]]>
1@11.ru (n/a) Разведка и шпионаж Fri, 25 Sep 2009 07:02:34 +0000
О мобилизационных мероприятиях в сопредельных капстранах. 14 февраля 1941 /ru/documents/88-intelligense-espionage/332-mobilization-plans-contiguous-countries.html /ru/documents/88-intelligense-espionage/332-mobilization-plans-contiguous-countries.html

СПЕЦСООБЩЕНИЕ РАЗВЕДУПРАВЛЕНИЯ ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ О МОБИЛИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В СОПРЕДЕЛЬНЫХ С СССР КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

№ 660159сс

14 февраля 1941 года

Докладываю:

Агентурными данными установлено некоторое оживление в предвесенний период мобилизационных мероприятий в сопредельных с нами капиталистических странах:

Германия.

Германское командование изыскивает все меры к максимальному увеличению уже имеющейся 8 млн. армии. Основной контингент для новых формирований берется из лиц, работающих в военной промышленности и имевших ранения в войне с Польшей и на Западе.

Призываемые в армию рабочие из военной промышленности заменяются рабочими из оккупированных областей и Италии.

Начиная с октября 1940 г. должно было быть дополнительно мобилизовано около 11/2 млн. человек, из них 750 тыс. человек в армию, остальные для военной промышленности.

В январе 1941 г. в собственно Германии проведен призыв в возрасте от 40 до 45 лет, а также лиц, выздоровевших после ранения.

Имеются сведения о дополнительном формировании 25 пехотных, пяти танковых и пяти моторизованных дивизий, окончательное формирование которых должно быть закончено к 1 марта, кроме того, формируются экспедиционные корпуса (количество неизвестно) из лиц, участвовавших в войне в Испании и годных к несению военной службы в африканских условиях.

Румыния.

По агентурным данным, в Румынии происходит призыв резервистов. Целью призыва якобы является переобучить под руководством германских офицеров запасных и тем самым усилить румынскую армию. Всего предполагается призвать на переобучение 15 возрастов (1931 - 1917 гг.) общей численностью около 600 тыс. чел. Призыв разбит на 3 очереди (по пять призывных возрастов). Призыв первой очереди начался с 1.02.41 г., второй предполагается с 15.02.41 г. и третий - с 1.03.41 г.

По тем же данным, в ряде румынских городов призываются лица призыва 1937 - 36 гг.

Численность румынской армии на 1.02.41 г. определялась в 400 -450 тыс. человек, с призывом 15-ти возрастов резервистов, общая численность армии будет доведена до 1 млн. человек. По последним данным якобы уже сформировано 8 новых дивизий.

Турция.

По имеющимся сведениям, турецкое командование призывает граждан рождения 1921 г. и граждан рождения 1920г., не призванных по различным причинам в 1940 г. Одновременно якобы увольняются в запас возраста с 1911 по 1913 год. Это, по-видимому, объясняется напряженным финансовым состоянием страны, так как производимый в данное время призыв молодых возрастов без увольнения соответствующего количества в запас увеличил бы численность армии дополнительно на 170 тыс. человек.

Увольнение в запас сравнительно молодых возрастов - 1911, 1912, 1913 года объясняется, по-видимому, тем, что старые возраста 1901 -1910 гг. ранее полностью не призывались, за исключением специалистов, которые остаются в армии.

Иран.

По указу шаха в марте 1941 года призываются на месячные сборы запасные 1908, 1911, 1913, 1915 и 1917 года. Общее количество призываемых составит 165 тысяч человек. Издан приказ о дополнительном формировании шести смешанных бригад при 4, 5, 6, 7, 8 и 11-й пех.дивизиях в составе одного пехотного, одного кавалерийского и одного артиллерийского полков; кроме этого, установлены: одна смешанная бригада в Маку - подчинена 9-й пех. дивизии (указом шаха не предусматривалась).

По документальным данным, на 15.01.41 г. отмечено развертывание при первой и второй гвард. дивизиях по одной саперной бригаде и по одной инженерной бригаде. Развертывание этих бригад произведено на базе полков "Эстекамат" (фортификационных) и инженерных батальонов этих дивизий.

Финляндия.

1. В декабре месяце финское командование провело частичный призыв резервистов, которые направлялись в части, стоящие на советско-финской границе. Возраст рядового состава не установлен, а офицерский и унтер-офицерский состав призывался в возрасте до 30 лет. Призванные офицеры резерва назначались на должности командиров взводов.

По имеющимся данным, в период с 27-31 декабря 1940г. прибывало пополнение в подразделения 4 пех.бригады.

В конце декабря и начале января отмечался скрытый частичный призыв рядового и унтер-офицерского состава преимущественно артиллеристов для ознакомления с новой материальной частью и главным образом противотанковой. Призванные направлялись для обучения в район Миккели.

По данным РО ЛВО в г.Турку призваны на сбор резервисты-артиллеристы.

По тем же данным в Финляндии в настоящее время производится призыв контингентов рождения 1905 - 10 годов для прохождения сборов.

Таким образом, в настоящее время призваны в финскую армию:

а) полностью контингента 1919-21 года рождения, что составляет 36000 человек;
б) контингенты 1900 - 1918 г. рождения, не служившие в армии, что составляет около 30% или 70000 человек;
в) призванные резервисты контингентов 1905- 10гг. рождения, что составит 60 - 70 тыс. человек.

Если к перечисленному рядовому составу в количестве 167 -177 тыс. прибавить унтер-офицерский и офицерский состав, находящийся в армии в количестве соответственно 44700 и 10000, то общая численность финской армии на сегодня составляет около 222000 человек.

2. По поступившим данным, в январе месяце проходил переучет конского состава и упряжи.

У крестьян, имеющих более 7 га земли, конфискованы все запасы хлеба и сена.

Япония.

С января месяца начался очередной призыв новобранцев. Призыв, по-видимому, будет проходить на протяжении 3-х месяцев (январь - март). Данных о количестве призываемых нет, но исходя из ежегодного призывного контингента, будет призвано в армию не менее 300 тыс. человек.

Манчжурия.

С 1.02.41 г. впервые начался призыв новобранцев в армию МЧГ по всей Манчжурии на основе недавно принятого закона об обязательной воинской повинности. Призыв продлится до середины апреля. Предполагается, что будет призвано около 35 - 45 тыс. человек.

Одновременно с этим идет формирование новых пехотных, танковых и авиационных соединений.

По непроверенным данным в собственно Японии сформированы 81 и 90 пех.дивизии и одна танковая дивизия.

В Манчжурии сформированы пятая авиационная дивизия, танковая бригада и пехотная дивизия неустановленной нумерации.

Вывод:

В связи с приближающимся весенним периодом во всех сопредельных с СССР капиталистических странах отмечается усиление мобилизационных мероприятий, направленных на увеличение своих армий.

 

Начальник Разведывательного управления
Генштаба Красной Армии
генерал-лейтенант Голиков

Источники: ЦА МО РФ. Оп.7237. Д.2. Лл. 15-20.

]]>
1@11.ru (n/a) Разведка и шпионаж Fri, 25 Sep 2009 06:59:25 +0000
О военных приготовлениях Германии от 24 августа 1940 г. /ru/documents/88-intelligense-espionage/275-german-preparations24-08-1940.html /ru/documents/88-intelligense-espionage/275-german-preparations24-08-1940.html

СООБЩЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА 5 ОТДЕЛА ГУГБ НКВД СССР В РАЗВЕДУПРАВЛЕНИЕ РККА О СОСРЕДОТОЧЕНИИ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК НА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОЙ ГРАНИЦЕ

№ 5/11535

24 августа 1940 г.

Совершенно секретно

Наша резидентура в Болгарии сообщает:

"Немецкие баржи, груженные тяжелыми орудиями для укрепления берегов Черного моря, идут по Дунаю к Русе.

Из Германии через Самбор на Панчево прошли 2 барки, груженные авиабомбами для Болгарии.

Германский посол в Белграде сообщил военному министру Югославии, что немцы сосредоточили в Польше 75 дивизий, из них 18 моторизованных.

По плану на советско-германской границе должно быть сосредоточено 120 дивизий".

Просим дать оценку сообщаемому материалу.


Начальник 5 Отдела ГУГБ НКВД СССР (Фитин)

 

Источник: ЦА СВР РФ. Д.21616. Т. 1. Л. 117

]]>
1@11.ru (n/a) Разведка и шпионаж Sat, 08 Oct 2005 15:16:58 +0000
О военных приготовлениях Германии от 17 августа 1940 г. /ru/documents/88-intelligense-espionage/274-german-preparations17-08-1940.html /ru/documents/88-intelligense-espionage/274-german-preparations17-08-1940.html

ЗАПИСКА Л.П.БЕРИЯ - И.В.СТАЛИНУ, В.М.МОЛОТОВУ, К.Е.ВОРОШИЛОВУ, С.К.ТИМОШЕНКО О ВОЕННЫХ ПРИГОТОВЛЕНИЯХ НЕМЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ

б/н

не позже 17 августа 1940 г.

Резидент НКВД СССР в Каунасе сообщает следующие данные о военных приготовлениях немцев на территории Восточной Пруссии.

За последнее время наблюдается усиленное сосредоточение немецких войск в Восточной Пруссии. Особенно оживленное движение войск происходит в городах Гумбинен, Инстербург, Кенигсберг. 27.VII-40 г. на ж.д. станцию Инстербург прибыл состав из 15-20 вагонов, груженных орудиями, малыми и большими танками. На ж.д. станциях в Гумбинен, Инстербург, Кенигсберг и Эйдткунен установлены посты, обслуживающие эшелоны санитарной помощью и снабжающие солдат горячей пищей.

В 4 - 5 км от Инстербурга в сторону Эйдткунен установлены противотанковые заграждения, состоящие из металлических многоножек, расположенных в виде забора. Ближе к литовской границе имеются также и проволочные заграждения, преграждающие дороги малой величины. Проволочные заграждения стоят также в поле за ж.д. станцией Эйдткунен. Недалеко от Гумбинена по обеим сторонам ж.д. имеются цементные блиндажи, приспособленные для пулеметных гнезд.

Для пассажиров в Восточной Пруссии введен строжайший контроль. Документы всех едущих в глубь Германии, не исключая и офицеров немецкой армии, подвергаются контролю.

Несколько дней назад в Германии были призваны еще два класса лиц 38 и 40 лет. Призыв был проведен открыто и очень спешно. Приказ об отбытии частей повторялся по радио. Население Берлина и других городов повторно предупреждено о необходимости подготовки убежищ против воздушного нападения и о полном затемнении. В Восточной Пруссии также введено полное затемнение.


(Л.Берия)

Примечания:
Машинопись, незаверенная копия.
Имеются пометы.

Источники: ЦА СВР РФ. Д.21616. Т. 1. Лл.89-90

]]>
1@11.ru (n/a) Разведка и шпионаж Sat, 08 Oct 2005 15:13:55 +0000
О военных приготовлениях Германии от 15 августа 1940 г. /ru/documents/88-intelligense-espionage/273-german-preparations15-08-1940.html /ru/documents/88-intelligense-espionage/273-german-preparations15-08-1940.html

ЗАПИСКА 5 ОТДЕЛА УГБ НКВД УССР НАЧАЛЬНИКУ 5 ОТДЕЛА ГУГБ НКВД СССР ФИТИНУ С ПРЕПРОВОЖДЕНИЕМ ОБЗОРА О ПЕРЕДВИЖЕНИИ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК

№ 176969

15 августа 1940 г.

Совершенно секретно

При этом направляем обзор о передвижении немецких войск на границе с СССР по состоянию на 10 августа с.г. для сведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Обзор в 1 экз.


Начальник 5 Отдела УГБ НКВД УССР
капитан госбезопасности Шевченко

Начальник 1 отделения 5 Отдела
лейтенант госбезопасности Левенев

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОБЗОР о передвижении немецких войск на границе с СССР По состоянию на 1 августа 1940 г.

Анализируя имеющиеся данные о передвижении немецких войск на границе с Советским Союзом, к данному периоду нами установлено следующее:

1. На участке ж.д. линии Ярослав - Краков в мае месяце с.г. зафиксировано движение в направлении на г.Тарнов 5 воинских эшелонов. Эти эшелоны отмечались на ст. Пшеворск, Дембица, Тарнов.

2. В г.Тарнове проходил ряд рот немецких солдат в полном вооружении (численность и их направление не установлено).

3. В г.Пшеворске в центре города, в казармах, расположен 2-й батальон пехоты (№ его не установлен).

В г.Пшеворске на большой площади отведено место для стоянок танков, обозначенное специальной табличкой, но наличие их не зафиксировано. 12 июня с.г. из г.Люблина на Краков прошло до 35 танкеток и около 20 мотоциклов.

4. 20 июня с.г. над Краковом летали 12 2-моторных тяжелых бомбардировщиков чешского происхождения. 2-3 самолета над Краковом появляются в воздухе ежедневно, по несколько раз в день. В г.Кракове расположены саперные части, которые ежедневно маршируют по городу. Обмундирование саперов (рядовые) из брезентообразного материала, в белых френчах, брюки на выпуск, в ботинках, пилотки того же материала.

5. В начале июля м-ца с.г. через местечко Райовец, по направлению в г.Холм, прошли следующие немецкие части: до 100 штук мотоциклов с прицепами, на каждом мотоцикле по 3 человека солдат, вооруженных винтовками и пулеметами. Кроме того, проследовала колонна автомашин в количестве 50 штук, на которых находилось какое-то вооружение, прикрытое брезентом.

6. В г.Холме, по ул.Люблинской, в казармах расположены пехотные части. В г.Холме, на площади, стояли до 16 шт. пушек, также было отмечено передвижение кавалерийской части, численностью до 250 человек, в направлении к Советской границе.

7. В июле месяце 1940 г. из г.Летанска по направлению в гг.Ярослав, Перемышль, Крашев на протяжении 2 суток проходили немецкие войска: пехота, бронетанковые и кавалерийские части. Передвижение этих войск происходило ночью. В г.Летанске находится около 1500 солдат, которые вооружены винтовками и пулеметами.

8. В г.Люблине, вблизи ул. Нарутовича (в западном ее конце), расквартирован первый батальон пехоты регулярной немецкой армии. Все солдаты немецкой пехоты пожилого возраста. В Люблине насчитывается немецких войск в количестве до бригады. Кроме того, зафиксировано, что в начале июля через Люблин по направлению на Холм-Замостье передвигались немецкие части: тяжелая артиллерия, кавалерия, пехота, моторизованная пехота, автомашины с воинским грузом в количестве 190 штук и мотоциклы.

9. В г.Замостье расположены крупные части пехоты и имеется подразделение мотомехчастей, так как на одной из улиц южной части города, на расстоянии одного километра от ж.д. станции, стояли 60 - 70 воинских грузовиков и несколько десятков мотоциклов, охраняемых часовыми немецкой армии.

Кроме того, в м.Старый-Замостье и в с.Верба расквартированы по частным домам, школам и бывшим гминам - немецкие солдаты, а также имеется большое количество автомашин и мотоциклов.

10. В м.Избице, что находится в 7 километрах от ст.Замостья, в июле месяце с.г. находились следующие части: до 200 немецких солдат (пехота), 45 -50 человек - велосипедистов, 70 человек - кавалеристов, около 15 военных груженых подвод, 2 тачанки с пулеметами, 3-4 легковые автомашины, которые, как было зафиксировано, должны передвигаться по направлению г.Замостья. В г.Замостье якобы находится 12 самолетов-истребителей.

11. В районе г.Красностава был зафиксирован большой воинский состав в количестве до 60 вагонов, который шел по направлению г.Замостья. На 15 открытых платформах находилось по 1 пушке 76 мм, в других вагонах были лошади. Вообще в г.Замостье находится до одной бригады немецких войск.

12. В г.Грубешове ранее была отмечена концентрация немецких войск. Сейчас стоят: кавалерия, тяжелая и легкая артиллерия в незначительном количестве, так как много войск из Грубешова было переброшено в глубь Германии. 10 июля с.г. через Грубешов прошли немецкие части: пехота, артиллерия, кавалерия, которые шли в направлении Сокаль - Перемышль и в деревне Дзеканово и Шпиколасы Грубешовского уезда.

13. В г.Лежайске 12.VII с.г. прибыло 4 батальона пехоты. Каждый из этих батальонов имеет на вооружении 8 станковых пулеметов и 4 танкетки. Кроме того в г.Лежайск прибыло 8 тяжелых авто-бронемашин. Личный состав прибывших частей расквартирован в домах местного населения.

14. 14 июля с.г. Гестапо и жандармерия в г.Грубешове издали приказ жителям освободить жилые дома по улицам: Нарутовича, Пилсудского и Замостья для немецких войск. До 14.VII с. г. в г.Грубешове немецкие войска помещались только в казармах и в государственной гимназии. 17.VII-40 г. в г.Грубешове было зафиксировано прибытие немецких войск. С 8.VII по 17.VII с.г. прибыло большое количество разного рода войск, но большая часть пехоты до 200000 человек, примерно 4-5 дивизий, расквартирована в домах по вышеуказанным улицам, и некоторые части разместились в палатках и в гимназиях.

15. В м.Рудник расположена крупная саперная часть, которая помещается в казармах в центре города, а также саперные части расположены в м.Кшешове. Около Кшешова расположен сарай, который усиленно охраняется немецкими солдатами. Также зафиксировано большое передвижение немецких войск в сторону г.Соколь и Перемышль, род войск: пехота, тяжелая и легкая артиллерия.

16. В г.Красностав 15.VII с.г. прибыл большой воинский состав немецких войск, который там разгрузился. Все солдаты были в полном снаряжении (количество не установлено).

17. В с.Виданец 14.VII с.г. стоял военный обоз с немецкими солдатами, которые были одеты в сапоги, синие брюки, голубые гимнастерки и в пилотки такого же цвета.

18. Между 12-17 июля из г.Варшавы, в сторону Малкино и Бреста было прекращено пассажирское движение поездов, так как в это время проходили воинские поезда.

19. На ст.ст.Рейовец, Люблин, Пулаве и в Демблине было зафиксировано 5 воинских поездов, следовавших из Варшавы к советской границе. Род войск следующий: полевая тяжелая артиллерия, пехота, бронированные автомашины, обыкновенные грузовые машины, цистерны с бензином, кавалерия, лошади легко поранены, очевидно, с Западного фронта. Солдаты тоже с Западного фронта, так как они все загорелые и истощены, возраст солдат от 20 до 40 лет.

20. На протяжении 120 км от совграницы почти в каждом селе имеются немецкие войска, особенно большое скопление немецких войск от села Куп-ки до города Тарнограда.

Начиная с 9 по 17 июля с.г. через г.Люблин со стороны Варшавы, в направление Холм, Любартов прошло около 2000 автомашин с разным военным снаряжением, 69 машин понтонных войск с 28 большими понтонными лодками, полевой госпиталь на 123 автомашинах и 23 мотоцикла.

В этом же направлении прошло 130 полевых орудий на резиновом ходу и до 100 штук противотанковых орудий.

21. В г.Сандомир, что в 20 километрах от Перемышля, дислоцируется до 2 дивизий немецких войск различных родов оружия. 18.VII с.г. на площади г.Сандомир было отмечено 550 танков, все улицы города были заняты войсками. В то же время на ж.д. станции Сандомир стояло около 6 товарных составов, груженных воинским имуществом и танками. В районе станции находились орудия тяжелой артиллерии.

В период с 16 по 19.VII-40 г. в погрансело Журовица и другие прилегающие села, расположенные в 5 километрах г.Перемышль, прибыло большое количество немецких войск: пехоты, кавалерии и артиллерии, разместившихся в польских казармах и в домах местного населения.

В ночь с 19 на 20.VII-40 г. в г.Засане (около города Перемышля) прибыло воинское подразделение численностью до 500 солдат, разместившееся по Набережной улице в 3-этажном доме. 20.VII с. г. в Засане на 10 автомашинах прибыло еще одно подразделение неустановленной численности, которое разместилось в том же здании.

В тот же день, в 18 часов, шесть немецких офицеров, проходя по берегу р.Сан, в бинокль вели наблюдение за совтерриторией и производили фотосъемки.

22. 22.VII-40 г. из г.Грубешов, через село Городок, к линии границы, в районе погранстолба 19, подходила одна немецкая танкетка, которая, пробыв 10 минут на берегу р.Буг, тем же маршрутом возвратилась обратно в г.Грубешов. 24.VII-40 г. по дороге, идущей из села Городок в направлении с.Чимов, что в 10 км от Грубешова, проследовала колонна танков неустановленной численности. (Свед.требуют проверки).

По имеющимся данным видно, что большое количество немецких войск сосредоточивается в районах: Сокол - Перемышль, Малкино - Влодаво, Бреста, Грубешова, Холма и Замостья.

23. Среди германских радиотелеграфистов и гражданского населения отмечены разговоры, что часть прибывших немецких войск из Франции будет направлена на Балканский полуостров против англичан, намеревающихся занять морские порты Румынии.

О передвижении немецких и итальянских войск в тыловых районах

Одновременно, по последним поступившим данным, отмечено передвижение немецких и итальянских войск в глубоком тылу Германии, в районе бывш. польской, германской границы. Так: в первых числах июля месяца 1940 г. через ст.Левицы (Ловице), около Кракова, проследовало из Германии в направлении ст.Сосновицы 40 воинских эшелонов, в том числе: 25 итальянских и 15 немецких. По тем же данным, 21 июля 1940 г. на ст.Катовицы отмечен воинский эшелон в составе 50 вагонов, в том числе: 10 платформ, груженных танкетками, по 4 танкетки на каждой платформе, 15 крытых вагонов с итальянскими войсками, 25 вагонов с военным имуществом. Следовавшие с эшелоном итальянские солдаты одеты в черные гимнастерки, серые брюки, ботинки с обмотками, на головах стальные шлемы.

В то же время на ст.Сосновицы отмечено 3 воинских эшелона, один с итальянскими и 2 с немецкими войсками.

Итальянские войска следовали якобы из Франции для постоянной дислокации в г.Ченстохов.

О военном строительстве на границе с СССР

В районах Варшавы и Люблина проводятся фортификационные работы, для чего мобилизуется значительная часть населения.

Возле города Бельжица немцами начаты работы по устройству противотанковых заграждений.

Между г. Белгораем и Кшешевым, вблизи одной деревни (название деревни не установлено), немцы в большом размере роют окопы, которые ночью тщательно засыпаются, очевидно, происходит минирование.

Кроме того, между Кшешевым и Тарноградом немцы строят узкоколейную дорогу протяжением 40 - 45 км.

В районе Демблина немцами также строится какое-то военное сооружение.

В Панской Долине, в б.Польше, было какое-то военное строительство, в настоящее время зафиксировано, что в Панскую Долину направляются саперные немецкие части, где проводится также какое-то военное строительство.

В м.Пестово, в 10 км от Любошевой, возле сов. границы, немцы начали рыть окопы.

Кроме того, немцами минированы подступы к Люблину со стороны Холма и Любартова.

О наличии военных аэродромов

В г.Варшаве, на северной окраине города, расположен военный аэродром, который в настоящее время ремонтируется. На аэродроме имеется 12 железобетонных ангаров размером 30х70 м, крытых железом.

Вблизи военного аэродрома расположен гражданский аэродром, имеющий 6 железобетонных ангаров размером также 30х70 м.

На каждом из этих аэродромов имеется по два бензохранилища, объем каждого из них 80 000 литров.

На западной окраине города Люблина расположен аэродром, на котором имеется 8 железобетонных ангаров размером приблизительно 30х60 м.

На Люблинский аэродром "Сводник" примерно с 10.VII с. г. начали прибывать немецкие 3-моторные бомбовозы, которых было видно над Люблином около 30 штук.

На Краковский аэродром "Роновицы" прибыло из Германии несколько десятков самолетов, предвидится расширение Краковского аэродрома, так как из м. Роновицы все население эвакуировано.

О строительстве казарм

В г.Грубешове по ул.Черешнева производится постройка двух одноэтажных домов казарменного типа. Там же производится постройка небольших домиков размером 10х15 м для офицерского состава.


Начальник 5 Отдела УГБ НКВД УССР
капитан госбезопасности Шевченко

Источник: ЦА СВР РФ. Д.721616. Т.1. Лл.179-191

]]>
1@11.ru (n/a) Разведка и шпионаж Sat, 08 Oct 2005 13:08:08 +0000