Документы Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. /ru/documents/104.html Sun, 05 Jun 2011 23:57:24 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru О разрешении церковного вопроса на занятых восточных территориях /ru/documents/104-church-at-war/443-ostland-and-ortodox-church.html /ru/documents/104-church-at-war/443-ostland-and-ortodox-church.html

Оперативный приказ №20 Главного управления имперской безопасности "О разрешении церковного вопроса на занятых восточных территориях"

31 октября 1941 года.

Среди части населения бывшего Советского Союза, освобожденного от большевистского ига, замечается сильное стремление к возврату под власть церкви или церквей, что особенно относится к старшему поколению, в то время как более молодое поколение смотрит на это безразлично (также результат коммунистическо-атеистического школьного воспитания).

Возникает вопрос, надо ли говорить о возвращении попов всех вероисповеданий (что уже произошло в определенных местах), или надлежит разрешить иным способом, или направить на иной путь разрешение вопроса о несомненно наблюдающемся среди населения восточных областей желании вернуться к какой-либо религиозной деятельности.

Христианско-церковное миропонимание всех вероисповеданий, которые, несомненно, в ближайшее время будут драться за завоевание новой земли на Востоке, достигает своей высшей степени в определении еврейского народа как "народа, избранного Богом", который также выдвинул из своих рядов богоподобных проповедников такого взгляда на религию.

Германо-немецкие правители и правящие круги, призванные осуществлять руководство оккупированными восточными областями, запутались бы в противоречиях (особенно в вопросах, касающихся молодого поколения восточных областей), если бы они, с одной стороны, попытались совершенно искоренить большевизм как чистейшее воплощение еврейства в его духовной основе и, с другой стороны, молчаливо и терпеливо переносили то, как тот самый еврейский народ, который в течение 25 лет держал великий народ под ужасающим большевистским террором, теперь вдруг сразу был бы выставлен попами всех вероисповеданий как "народ, избранный Богом".

Учитывая чуткость русского народа к вопросам религии, нам надлежит охранить себя от таких противоречий. В противном случае в массах этого народа произошло бы духовное замешательство, которое, если только оно появилось, не так легко устранить.

Поэтому я вижу большую политическую опасность, равно как и опасность в области мировоззрения в том, что в настоящее время в восточные области необдуманно допускают священнослужителей всех вероисповеданий. Несомненно то, что стремящимся к религии массам оккупированных бывших советских областей надлежит дать какую-то форму религии. Возникает вопрос: какую?

Следовало бы установить, что ни при каких обстоятельствах не надлежит преподносить народным массам такое учение о Боге, которое глубоко пустило свои корни в еврейство, и духовная основа которого заимствована из такого понимания религии, как понимают ее евреи. Таким образом, надо проповедовать во всех отношениях свободное от еврейского влияния учение о Боге, для чего надлежало бы найти проповедников и прежде, чем выпускать их в массы русского народа, дать им соответствующее направление и образование. То, что теперь уже во многих местах церкви с попами, связанными вероисповеданием, не открываются вновь и что этому даже способствуют германские органы власти, вызовет лишь религиозную реакцию, которая когда-нибудь (поскольку аполитических церквей не существует) может оказаться таковой в политическом отношении и будет противостоять необходимому освобождению восточных областей.

Поэтому крайне необходимо воспретить всем попам вносить в свою проповедь оттенок вероисповедания и одновременно позаботиться о том, чтобы возможно скорее создать новый класс проповедников, который будет в состоянии после соответствующего, хотя и короткого обучения толковать народу свободную от еврейского влияния религию. Ясно, что заключение "избранного Богом народа" в гетто и искоренение этого народа, главного виновника политического преступления Европы, являются принудительными мероприятиями, особенно в зараженных евреями областях, ни в коем случае не должны нарушаться духовенством, которое, исходя из установки Православной Церкви, проповедует, будто исцеление мира ведет свое начало от еврейства.

Из вышесказанного явствует, что разрешение церковного вопроса в оккупированных восточных областях является чрезвычайно важной в интересах освобождения этих областей задачей, которая при некотором умении может быть великолепно разрешена в пользу религии, свободной от еврейского влияния, эта задача имеет, однако, своей предпосылкой закрытие находящихся в восточных областях церквей, зараженных еврейскими догматами.

РГАСПИ. Ф.17, Оп. 125, Д.92, Л.23-25. Копия. Перевод с немецкого.

]]>
1@11.ru (n/a) Православная Церковь в ВОВ Mon, 21 Jun 2010 17:06:34 +0000
O пожертвованиях на оборону и на помощь раненым с 8 февраля 1943 г. по 24 января 1944 г. /ru/documents/104-church-at-war/442-pozhertvovaniya-1943-1944.html /ru/documents/104-church-at-war/442-pozhertvovaniya-1943-1944.html

Сведения приходского совета Введенской церкви Кировского района г. Курска в райком партии о пожертвованиях на оборону и на помощь раненым с 8 февраля 1943 г. по 24 января 1944 г.

29 января 1944 г.

№ п/п Месяц и число
Наименование поступлений
Сумма
1 18/II На танкостроение 10 000 р.
в банк
2 30/IV На построение самолета «Курский красный партизан» 3000 р.
в банк
3 30/IV Подписка на военный заем 2-й 32 700 р.
в сберкассу
4 13/VIII На подарки раненым бойцам Орла и Белгорода 1300 р.
комиссии пом. раненым
5 17/IX Продуктовые подарки раненым в 397-й госпиталь садовых: 580 яблок, помидоры, огурцы, 173 стак[акана] махорки* 11 768 р.
-//-
6 4/X На раненых от церковно-приходского совета и притча 1200 р.
-//-
7 18/X Взнос на раненых от совета и притча 2200 р.
8 18/X Пожертвование на раненых от притча и приходского совета 26 000 р.
9 1/XI 3-я денежно-вещевая лотерея 1000 р.
10 15/XI На оборудование госпиталя для офицерского состава 25 000 р.
11 6/XI На подарки раненым в 1968-й госпиталь от приходского совета и притча 4738 р.
12 7/I Взнос на раненых в Епархиальные комиссии помощи раненым от приходского совета и притча 2 100 р.
13 24/I Подарки раненым в 2489-й эвакогоспиталь Пирожки, яблоки, кисеты 5054 р.

Всего: 126 060 р.

Кроме денежных средств собрано среди населения Кировского района 32 кг картофеля, 16 кг свеклы, 4 пух[овых] подушки, ложек 97 шт., чашек 13 шт., тарелок 13 шт., блюдечек 48 шт., чайников 10 шт., бумаги 349 листов, книг 48 шт., тетрадей 8 шт., мисок 9 шт., вилок 7 шт., кружек 11 шт., банок 3 шт., стаканов 3 шт., молочников 2 шт., ваза 1 шт., карандашей 10 шт., ручек 4 шт., газет 12 шт., табаку 7 стаканов, открыток 11 шт., конвертов 42 шт., стопок 3 шт., пепельница 1 шт.

Все вышеозначенные предметы переданы в подшефные госпитали и получены расписки в принятии их, причем все подарки розданы раненым уполномоченными от Введенской церкви.

Ктитор Гладилин

Члены приходского совета Введенской церкви
Полякова
Сотникова

Источник: ГАОПИ Курской области. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 220. Л. 8. Копия.

]]>
1@11.ru (n/a) Православная Церковь в ВОВ Wed, 09 Jun 2010 19:38:06 +0000
Обращение Собора Русской Православной Церкви ко всем христианам мира /ru/documents/104-church-at-war/441-appeal-to-all-christians.html /ru/documents/104-church-at-war/441-appeal-to-all-christians.html

Обращение Собора Русской Православной Церкви ко всем христианам мира

8 сентября 1943 г.

г. Москва

Братья христиане всего мира!

Все мы переживаем сейчас исключительную историческую годину: весь мир охвачен военным пожаром, кровь заливает поля Европы, Азии, Африки и Америки; мирное население многих стран, занятых немцами, терпит неслыханные надругательства, порабощается, истребляется; наши святыни уничтожаются, ценности вековой культуры гибнут; фашизм всюду несет разрушение и смерть.

Наша Родина-мать приняла на себя основной удар немецкого нападения, но, с помощью Божией, с напряжением всех сил, блестящими победами своей героической Красной Армии вытесняет вероломного врата из своих пределов, наносит ему, уже истекающему кровью, но все еще сильному, тяжелые раны и вместе со всеми свободолюбивыми народами борется за полное уничтожение кровавого фашизма во всем мире, ибо нет ничего вожделеннее и благороднее в порывах человеческого духа, как нанести смерть самой войне.

В эти исторические дни Православная Русская Церковь, переживая со всей страной и своим народом обрушившиеся на нас тяжелые испытания, обращается к христианам всего мира с призывом дружно, братски, крепко и мощно объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом.

Голосом Собора всех епископов, собравшихся сейчас в Москве для поставления патриарха, Православная Церковь призывает христиан всего мира к напряжению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества.

Русская Православная Церковь обращается, прежде всего, к вам, братья - воины христиане, сражающиеся сейчас в армиях всех союзных с нами стран. С крепкой верой в сердце, в твердом убеждении в правоте своего дела, с ясным сознанием, что эта война - война идейная, война подвига, война за угнетенных, война за спасение вековых святынь, - с этой верой идите во имя Господа восстановить захваченные врагом земли, освободить порабощенные им народы, прекратить его беспримерные злодеяния, "сказать узникам: выходите, и тем, которые во тьме, откройтесь".

Православная Церковь зовет и вас, христиане всех союзных стран, работающих на оборону родных земель от общего врата, - удесятерить свои силы для помощи фронту, для полной победы над гитлеровскими полчищами.

Она призывает христиан всех стран, временно оккупированных Гитлером, всеми возможными средствами помогать в тылу врага общему делу спасения угнетенных народов - в уверенности, что близок час победы и освобождения от фашистского ига. Она просит христиан всех стран слиться в общей молитве пред Господом о даровании скорейшей победы в этой исторической кровавой битве во имя торжества христианских и общечеловеческих идеалов над несущим всему миру гибель фашизмом.

Она надеется, что напряженными усилиями христиан всех союзных стран в этот благоприятный момент, когда наша родная русская Красная Армия, победоносно вытесняя врага с родных пределов, отвлекала на себя большие неприятельские силы, создастся, наконец, давно ожидаемый второй фронт и приблизит победу и мир народов.

Она верит, что беззаконие и неправда не могут увенчаться успехом, что нападение фашистов обратится на их собственные головы, что, по слову Христа, "взявший меч от меча и погибнет", что справедливый и святой гнев, которым сейчас охвачены христиане всех союзных стран, прорвет все преграды, какие ставит всем нам Гитлер на пути к мирной и спокойной жизни, и бурным стремлением затопит и сметет фашизм с лица земли и вернет миру спокойствие, свободу и счастье.

Да благословит же Господь всех Вас, братья во Христе, на борьбу за правое дело, за торжество в мире свободы, добра и правды.

"Господь крепость людям своим даст, Господь благословит люди своя миром!"

Сергий Митрополит Московский и Коломенский.
Алексий Митрополит Ленинградский.
Николай Митрополит Киевский и Галицкий.
Лука Архиепископ Красноярский.
Андрей Архиепископ Казанский.
Стефан Архиепископ Уфимский.
Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.
Алексий Архиепископ Куйбышевский.
Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.
Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.
Алексий Архиепископ Рязанский.
Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.
Иоанн Архиепископ Сарапульский.
Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.
Питирим Епископ Курский.
Вениамин Епископ Кировский.
Дмитрий Епископ Ульяновский.
Елевферий Епископ Ростовский
Александр Епископ Молотовский

Управляющий Делами Московской Патриархии
протоиерей Николай Колчицкий

Источник: АП РФ. Ф. 1. Оп. 60. Д. 4. Л. 8-11. Копия.

]]>
1@11.ru (n/a) Православная Церковь в ВОВ Wed, 09 Jun 2010 19:31:44 +0000
Постановление Собора Русской Православной Церкви об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства /ru/documents/104-church-at-war/440-priests-excommunication.html /ru/documents/104-church-at-war/440-priests-excommunication.html

Постановление Собора Русской Православной Церкви об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства*

8 сентября 1943 г.

г. Москва

Осуждение изменников вере и Отечеству

Рядом с отрадными явлениями патриотической деятельности православного духовенства и мирян, тем печальнее видеть явления противоположного характера. Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие. Встречают немцев как желанных гостей, устраиваются к ним на службу, и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за Родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но Иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Как Иуда, погубив свою душу, и телом понес исключительное наказание еще здесь на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и Каиновой участи на земле. Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной, на счет своих братий.

Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святого Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана. Аминь.

Сергий Митрополит Московский и Коломенский.
Алексий Митрополит Ленинградский.
Николай Митрополит Киевский и Галицкий.
Лука Архиепископ Красноярский.
Андрей Архиепископ Казанский.
Стефан Архиепископ Уфимский.
Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.
Алексий Архиепископ Куйбышевский.
Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.
Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.
Алексий Архиепископ Рязанский.
Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.
Иоанн Архиепископ Сарапульский.
Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.
Питирим Епископ Курский.
Вениамин Епископ Кировский.
Димитрий Епископ Ульяновский.
Елевферий Епископ Ростовский
Александр Епископ Молотовский

Управляющий Делами Московской Патриархии
протоиерей Николай Колчицкий

* Постановление Синода направлено Л. П. Берией А. Н. Поскребышеву для доклада Сталину с сопроводительным письмом от 11 сентября 1943 г. за № 800/6 вместе с обращениями Собора к Советскому правительству и ко всем христианам мира.

Источник: АП РФ. ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 12-13. Копия.

 

]]>
1@11.ru (n/a) Православная Церковь в ВОВ Wed, 09 Jun 2010 19:23:58 +0000
Обращение Собора преосвященных архиереев РПЦ к Советскому правительству с благодарностью за удовлетворение нужд Церкви /ru/documents/104-church-at-war/439-church-to-soviet-government-8-09-1943.html /ru/documents/104-church-at-war/439-church-to-soviet-government-8-09-1943.html

Обращение Собора преосвященных архиереев Русской Православной Церкви к Советскому правительству с благодарностью за удовлетворение нужд Церкви

8 сентября 1943 г.

г. Москва

Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного Вождя — Главы Советского правительства И. В. Сталина к нуждам Русской Православной Церкви и к скромным трудам нас, ее смиренных служителей, приносим Правительству нашу общесоборную искреннюю благодарность и радостное уверение, что ободренные этим сочувствием, мы приумножим нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение Родины.

Небесный же Глава Церкви да благословит труды Правительства своим зиждительным благословением и да увенчает нашу борьбу за правое дело вожделенной победой и освобождением страждущего человечества от мрачных уз фашизма.

Сергий Митрополит Московский и Коломенский.
Алексий Митрополит Ленинградский.
Николай Митрополит Киевский и Галицкий.
Лука Архиепископ Красноярский.
Андрей Архиепископ Казанский.
Стефан Архиепископ Уфимский.
Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.
Алексий Архиепископ Куйбышевский.
Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.
Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.
Алексий Архиепископ Рязанский.
Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.
Иоанн Архиепископ Сарапульский.
Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.
Питирим Епископ Курский.
Вениамин Епископ Кировский.
Димитрий Епископ Ульяновский.
Елевферий Епископ Ростовский Александр
Епископ Молотовский

Управляющий Делами Московской Патриархии
протоиерей Николай Колчицкий.

Источник: АП РФ. Ф. 1. Оп.60. Д. 4. Л. 19-20. Подлинник.

]]>
1@11.ru (n/a) Православная Церковь в ВОВ Wed, 09 Jun 2010 19:18:26 +0000