На передовой атеистов не бывает? |
![]() |
Впервые опубликовано 19.08.2010 16:21
|
|||
Последняя редакция 26.12.2010 19:59
|
|||
В одной из книг священника Ярослава Шипова я С некоторых пор мне стала попадаться фраза, ставшая уже почти поговоркой «На передовой атеистов не бывает». Не бывает, не бывает, не Как будто так говорили чуть ли не все ветераны. А раз так, то и ответ нужно искать в мемуарах и воспоминаниях? Раньше, при Советском Союзе, роль Церкви как минимум замалчивалась, поэтому понятно, что искать ответ в воспоминаниях, вышедших в то время, бесполезно. Выхолощенные цензурой и ГлавПУРом, они и не могут содержать в себе такой правды. Довольно долго и внимательно я вчитывался в воспоминания ветеранов, которые публикует мой друг и коллега Артем Драбкин на своем сайте «Я Помню»;. Казалось бы — вот тут я найду подтверждение. Более семи сотен материалов просмотрел, но нет единодушного ответа! Некоторые из ветеранов говорят, что да, молились перед боем, другие говорят, что ерунда все это, не верили и не молились, третьи полагали, что нечто сверхъестественное все же есть, но конкретно с Богом и Церковью не связывали. В ответах не удалось найти не только единодушия, но даже вычленить преобладающий вариант. Таким образом, в воспоминаниях, которые записаны в период с «Суеверие или вера... молящихся не видел. Верил в сверхъестественное, непонятное человечеству, но не в таком виде, как преподносит религия» «Было, молились. У меня второй номер по ПТР креститься любил. Когда мы под сильный огонь попадали, всегда крестился. Он был из Западной Украины, без подготовки к нам в часть попал. Я ему «Да что религия?! В Бога мы не верили, конечно» «Приходилось ли мне сталкиваться с христианской религией на фронте? Ну, с религиозностью я, конечно, сталкивался. Но ведь «Вы знаете, я ведь выросла в верующей семье, и хотя сейчас в церковь не хожу и даже не крещусь, но верю, что в душе каждого человека есть Бог. Кстати, на войне я ни разу не видела, чтобы Вот такие разные ответы. Повторюсь, преобладающего ответа выделить не удалось. Здесь существует один нюанс. Сегодня остались живы лишь те ветераны, которым в К сожалению, проверить гипотезу о старшем поколении не представляется возможным: оно в полном составе уже давно отошло ко Господу. В свое время его серьезно никто не опрашивал, записок, избежавших карандаша советского редактора, не оставил, и спросить теперь не Время, время! Слишком много его прошло для поиска ответа на этот вопрос. Ныне живые ветераны — это глубоко пожилые люди, возможно, что они позабыли за давностью лет о таких нюансах. Ведь жить в безбожном обществе и открыто демонстрировать свою религиозность было не принято. Такого человека ожидали как минимум насмешки, а часто — и более серьезные неприятности. Возможно, он и вспоминал о Боге перед боем, но война окончилась более полувека назад, и такие психологические и нравственные тонкости постепенно забылись, оказавшись погребенными под спудом послевоенной оценки и переоценки прошедших событий. Есть все же одно косвенное подтверждение. Дело в том, что согласно исследованию Елены Синявской [4], о Боге и о некоторых сверхъестественных силах заговорило следующее военное поколение — «афганцы». Именно они, вернувшись с войны и рассказывая о ней друзьям, возродили поговорку «На передовой атеистов не бывает». 14 декабря « —...Я помню, когда мы хоронили своих (а многих молодых ребят принимали в партию рано тогда), и вдруг крестик обнаруживается или ладанка... — вспоминал фронтовик, бывший ракетчик академик Оставляя за ветераном право на собственное мнение, я хочу лишь заметить, что в войну Что же мы имеем в итоге? Выходит, что единого правила не было, все зависело от человека, от его воспитания и окружения. Источники:
|