Средства связи РККА Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. /radio-equipment/ Mon, 20 Jul 2020 03:56:32 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Средства связи РККА /soviet-radio-equipment.html /soviet-radio-equipment.html До начала войны радиотехническая промышленность Советского Союза выпускала для бронетанковых войск в месяц около 400 радиостанций 71-ТК и 5-10 радиостанций РСМК. Учитывая, что радиостанции устанавливались лишь на командирских машинах (т.е. было радиофицировано только 10-20% от общего выпуска танков), такое количество радиостанций вполне удовлетворяло потребности бронетанковых войск в мирное время...

]]>
1@4.ru (Артем Драбкин) Радиостанции производства СССР Sun, 03 Sep 2006 21:00:00 +0000
Радиостанция V-100 /v-100-radio.html /v-100-radio.html Широкое применение на фронтах 2-й Мировой войны имела американская переносная радиостанция V-100. Вся станция переносилась в трех брезентовых ранцах: в первом располагался сам приемопередатчик массой 21 кг, во втором - ручной динамопривод массой 15,5 кг, в третьем - комплект радиоантенн массой 13,6 кг. Весь комплект весил около 50 кг, и переносился тремя связистами. В Красной Армии она применялась от полкового звена управления до небольших разведгрупп. В зависимости от типа антенны, в комплект радиостанции входили 1,5 м складной штырь и диполь, станция обеспечивала дальность устойчивой связи до 100 км. Питание передатчика производилось от ручного динамопривода. Приемник мог питаться как от того же динамопривода, так и от сухих батарей.

Аналогичные V-100 по техническим характеристикам советские радиостанции типа РБ и РБМ значительно превосходили американскую станцию по своей компактности, надежности, экономичности. К началу войны этих радиостанций выпускалось: РБ - 9 тыс., а РБМ - 12 тыс. в год. В октябре 1941 г. заводы эвакуировались и выпуск радиостанций этого типа был возобновлен только в конце марта 1942 г. составив, при общей потребности войск в 48000 комплектах, всего 4479, т.е. менее 10% необходимого количества. Лучшие коэффициенты на спорт на официальном сайте https://pin-ups.ru

]]>
1@4.ru (Артем Драбкин) Радиостанции по лендлизу (разраб. США) Tue, 27 Sep 2005 12:25:45 +0000
Радиопередатчик ТА-12В /ta-12v-radio.html /ta-12v-radio.html На самолетах-бомбардировщиках типа "Бостон III" устанавливался радиопередатчик ТА-12В, выпускавшийся американской фирмой "Bendix Radio". Эта средне-коротковолновый, телефонно-телеграфный, симплексный радиопередатчик предназначался для обеспечения связи между самолетами и связи самолета с землей. Диапазон частот: передатчика - от 0,3-0,6 мГц и от 3 до 6,97 мГц, приемника - от 0,15 до 1,1 мГц и от 2 до 10 мГц. Мощность 40 Вт. Источники питания: бортовая сеть 25 В через умформер.

]]>
1@4.ru (Артем Драбкин) Радиостанции по лендлизу (разраб. США) Tue, 27 Sep 2005 12:24:46 +0000
Радиостанция SCR-659 /scr-610a-radio.html /scr-610a-radio.html В войсках ПВО использовалась радиостанция SCR-659. Ультракоротковолновая, телефонная, с диапазоном частот: 27-38,9 МГц и мощностью передатчика 2 Вт. Источники питания радиостанции служили аккумуляторы 6 В с вибропреобразователем или сухие элементы типа БА-39, БА-40.

]]>
1@4.ru (Артем Драбкин) Радиостанции по лендлизу (разраб. США) Tue, 27 Sep 2005 12:22:44 +0000
Радиостанция BC-611 /scr-563-a-radio.html /scr-563-a-radio.html В сухопутных войсках для обеспечения связи в ротных сетях управления использовалась радиостанция BC-611. Эта коротковолновая, телефонная радиостанция настраивается при помощи кварцев только на одну частоту. Дальность действия до 1,6 км. Диапазон частот от 3,5 до 6 мГц. Источники питания батареи ВА-37, ВА-38.

]]>
1@4.ru (Артем Драбкин) Радиостанции по лендлизу (разраб. США) Tue, 27 Sep 2005 12:20:06 +0000
Радиостанция BC-654 /scr-284-radio.html /scr-284-radio.html Для работы в радиосетях наведения предназначалась радиостанция BC-654. Коротковолновая, телефонно-телеграфная. Диапазон частот: 3,8-5,8 МГц. http://www.betting-starcraft2.com/live-bets/ Мощность 10 Вт. Дальность действия до 50 км.

Источники питания:
а) Приемник - от батареи ВА-43 и вибропреобразователя РЕ-104-А;
б) Передатчик - от стартерной аккумуляторной батареи 6 В через умформер РЕ-103-А, от батареи ВА-43 или от ручного динамопривода типа GN-45-А.
Эти же радиостанции использовались и в корпусных звеньях управления.

]]>
1@4.ru (Артем Драбкин) Радиостанции по лендлизу (разраб. США) Tue, 27 Sep 2005 12:19:22 +0000
Радиостанция SCR-274N /scr-274n.html /scr-274n.html Хорошо был известен в годы войны в авиации комплект приемопередающей аппаратуры, объединенный названием SCR-274N, разработанный еще в середине 30-х годов доктором Фредериком Дрейком. Эта радиостанция использовалась главным образом в истребительной авиации, хотя нередко устанавливалась и на самолетах другого класса. В комплект радиостанции входили четыре однодиапазонных передатчика: ВС-696А (с диапазоном 3,0-4,0 МГц), ВС-457А (с диапазоном 4,0-5,3 МГц), ВС-458А (с диапазоном 5,3-7,0 МГц) и ВС-459А (с диапазоном 7,0-9,1 МГц). Передатчики работали в телефонном и телеграфном режиме, их питание осуществлялось от одного умформера, поэтому одновременно можно было работать на одном из выбранных диапазонов. Мощность передатчика составляла 40 Вт.

Радиостанция SCR-274N была укомплектована четырьмя радиоприемниками: ВС-453А или ВС-453В (с диапазоном 190-550 кГц), ВС-454А или В (с диапазоном 3,0-6,0 мГц), ВС-455А или В (с диапазоном 6,0-9,1 мГц) и ВС-946В (с диапазоном 0,52-1,5 мГц).

Настройка приемников производилась дистанционно, каждый из них имел индивидуальный умформер, что позволяло включать несколько приемников одновременно. Радиостанция была выполнена как модульная конструкция, для возможности ее размещения в самолетах различного назначения. В армии США SCR-274N устанавливалась на истребителях типа "Китехаук" и "Аэрокобра", а в Красной Армии на Як-7б, Як-9, Ла-5, на штурмовиках Ил-2.

Все управление радиостанцией осуществлялось с помощью длинных гибких тросов, что позволяло вывести все элементы управления на небольшую лицевую панель. Использование алюминиевых корпусов, уплотнение монтажа и рационализация компоновки позволило сделать составляющие радиостанции легкими и миниатюрными. Например, вес приемника вместе с умформером составлял менее 3 кг, а его размеры 125х143х280 мм. Авиационные механики, которым приходилось обслуживать эту радиостанцию в годы войны вспоминают ее надежность и неприхотливость.

Источники: "Инструкция по радиостанции SCR-274-N". Изд. Амторга. 1942

]]>
1@4.ru (Артем Драбкин) Радиостанции по лендлизу (разраб. США) Tue, 27 Sep 2005 12:18:16 +0000
Радиостанция SCR-287 /scr-178.html /scr-178.html Для бомбардировщиков типа В-17, В-24, В-25 и транспортных самолетов С-47 была разработана радиостанция SCR-287. В ее состав входили радиопередатчик ВС-375 и радиоприемник ВС-348 Если у вас давно не было секса, то просто откройте порно xxx на https://pornokaef.com/pornokaef-cats и утолите все свои потребности при помощи высококачественных взрослых видео. Они представлены бесплатно и в таком количестве, что о недотрахе можно смело забыть. . Подобные аппараты, отличавшиеся питанием и предназначавшиеся для использования в самолетах с 12-вольтовой бортовой сетью, назывались соответственно ВС-191 и ВС-224.

Мощность передатчика от 40 до 75 Вт. Его характерной особенностью было использование десяти сменных блоков настройки, с помощью которых производилось "переключение диапазонов". Каждый из этих блоков обладал значительными размерами: 418х200х200 мм и весил около 6 кг (вес всего передатчика 118 кг). Передатчик ВС-345 оказался очень неудачным, поскольку был разработан на основе устаревших технологий. По техническим характеристикам он незначительно отличался от передатчика радиостанции SCR-274N, но был более громоздким и менее удобным в обслуживании.

]]>
1@4.ru (Артем Драбкин) Радиостанции по лендлизу (разраб. США) Tue, 27 Sep 2005 12:17:35 +0000
Радиостанция РАТ /rat-radio.html /rat-radio.html Единственным средством обеспечения радиосвязи Генерального штаба с фронтами в ходе всей войны была радиостанция РАТ, разработанная в 1936 году на заводе им. Коминтерна в Ленинграде коллективом конструкторов в составе: Ханевский Г.С., Каменский Е.И., Ткачев М.С., под руководством профессора Зейбленока Г.А. В конце 1937 года после войсковых испытаний и проведения модернизации отдельных узлов, РАТ поступила в массовое производство. Эта радиостанция выпускалась на Ленинградском (с началом войны этот завод был эвакуирован в Новосибирск) и Горьковском заводах Народного комиссариата электропромышленности (кстати, эти же заводы выпускали радиостанции РАФ, 11-АК, 11-АК-М1 и РСБ-Ф).

Радиостанция РАТ выпускалась в двух вариантах: стационарном и подвижном. Подвижный вариант радиостанции монтировался в одной машине ЗИС-6 (силовая часть) и двух машинах ЗИС-5 (передающая и приемная части). Стационарный вариант в годы войны носил название "Даль-Г" и принципиально отличался от автомобильного лишь источником питания.

С началом войны выпуск радиостанций РАТ по сравнению с предвоенным периодом был значительно увеличен, но расширить производство до уровня, полностью удовлетворяющего потребности войск, так и не удалось из-за невозможности обеспечить заводы изготовители комплектующими изделиями (радиолампами, генераторами и двигателями). Кроме того было принято решение заменить на радиостанции высококачественные материалы более простыми, а обработку деталей (серебрение, омеднение, хромирование и т.д.) проводить не в полном объеме, что естественно отрицательно сказывалось на качестве изделия. Также следует отметить, что качество выпускаемых радиостанций в начальный период войны было очень низким, в связи с широко распространенным мнением о том, что во время боевых действий срок жизни радиостанции будет короток, и они достаточно быстро будут уничтожаться противником. К тому же, в связи с эвакуацией заводов и мобилизацией резко снизилась профессиональная подготовка кадров, что также не могло не отразиться на качестве выпускаемой продукции.

Всего поставки радиостанции РАТ в годы войны в войска составили: в 1941 году - 0, 1942 году - 14 шт., 1943 году - 27 шт. Эта проблема усугублялась и большими потерями РАТ особенно в начале войны. Для сравнения: за полгода с 22.06.41 по 31.12.41 Красная Армия потеряла 19 радиостанций, а за последующие три с половиной года - 13 радиостанций.

На протяжении всего периода войны войска ощущали недостаток особенно в автомобильных вариантах РАТ. В 1941-1942 годах штабы фронтов имели только по одной радиостанции, и лишь к концу 1942 года удалось обеспечить их вторыми комплектами этих станций, что дало возможность поддерживать бесперебойную связь с Генеральным штабом. В тоже время обеспеченность радиостанциями РАТ при заявке в 76 радиостанций составила лишь 23 радиостанции, то есть 32% от требуемого. Значительно повысила значение радиостанции РАТ аппаратура "Алмаз", позволявшая обеспечить буквопечатание. Изготовленные перед войной два комплекта этой аппаратуры были установлены на радиостанции РАТ Генерального штаба и штаба Западного фронта, а к концу 1942 года все штабы фронтов были обеспечены такой аппаратурой.

Точность и устойчивость рабочих частот передатчика РАТ, обеспечивались благодаря применению оригинальной схемы получения сетки рабочих частот путем преобразования частот кварцевого коротковолнового генератора и длинноволнового генератора плавного диапазона с последующим выделением их суммарных и разностных частот, что обеспечивало получение рабочих частот в диапазоне от 1,25 до 2,3 мГц, а с двух- и трехкратным умножением в последующих каскадах - в диапазоне от 2,5 до 12 мГц. Точность и устойчивость рабочих частот в основном определялись кварцевым генератором, так как частоты генератора плавного диапазона были в 7-20 раз меньше частот кварцевого генератора. Применение кварцев с малым температурным коэффициентом и размещение их в термостате ослабляли влияние изменения внешней температуры на частоту передатчика. Общая погрешность рабочих частот передатчика не превышала 0,05%, что обеспечивало высокую точность передатчика плавного диапазона частот.

Приемная часть состоит из двух коротковолновых приемников типа "Даль" и одного длинноволнового приемника типа "Дозор". Приемники всех радиостанций, состоявших на вооружении в годы Великой Отечественной войны, были супергетеродинными с однократным преобразованием частоты, с одним, реже с двумя каскадами усиления промежуточной и низкой частоты, имели чувствительность в телефонном режиме 5-10 мкВ, полосу пропускания 4 кГц, но существенно отставали от передатчиков по точности и устойчивости рабочих частот (приемник типа УС имел погрешность шкалы рабочих частот до 5%).

В 1942 и 1944 годах на заводе в Новосибирске радиостанция РАТ была модернизирована, а в 1945 году был разработан ее более совершенный вариант. Эта станция имела более высокие технические характеристики, была проще и легче в эксплуатации.

Еще в 1940 году на заводе им. Коминтерна разработали радиостанцию РА (радиоузел РА), предназначавшийся для замены РАТ. В конструкции радиостанции было использован самые передовые технологии, достигнутые в результате многих научно-исследовательских работ завода и других организаций СССР, а также некоторые из зарубежных достижений. 22 июня 1941 года из ворот завода вышел на испытание первый опытный образец радиостанции.

После начала войны несмотря на подготовку завода к эвакуации на заводе в срочном порядке был изготовлен второй экземпляр радиостанции. Обе радиостанции были отправлены в Москву, а оттуда - на Западный фронт. Во время битвы за Москву радиостанции погибли. К массовому производству радиостанции РА так и не приступили.

Таблица 1. Краткая тактико-техническая характеристика основных типов радиостанций и приемников РАТ
Диапазон Передатчика: 2,5 - 12 МГц (25-120 м), ф.в. № 100-480. Приемников: "Даль"-1,5-12 мГц (25-200 м), ф.в. № 60-480."Дозор": для приема длинных и средних волн.
Число фиксированных волн (ф.в.) Передатчика: 381.
Приемника: 421
Мощность, Вт 100
Радиус действия, км
(в режимах телеграф/телефон)
2000/600
Источники питания Силовая машина: силовой и зарядный агрегат. Силовой агрегат: бензиновый двигатель ГАЗ (М-1) и три генератора постоянного тока БРА-С2, АРН-С2 и ДРС-2. Зарядный агрегат: двигатель Л-6, генератор ЗДН-3000. Аккумуляторные батареи 5НКН-60.
Типы антенн и высота мачт Передатчика: две антенны, подвешанные на двух мачтах высотой 20 м на расстоянии 30 м, каждая по восемь колен; вертикальный диполь: два луча с 7 м с фидером длиной 20 м; Наклонный уголок: два луча по 16 м с фидером длиной 14 м. Приемника: ромбическая с фидером; вертикальный вибратор; длинноволновая
Среднее время развертывания, ч 2
Экипаж, чел. 17
]]>
1@4.ru (Артем Драбкин) Радиостанции производства СССР Tue, 27 Sep 2005 12:16:24 +0000
Радиоприемник NC-200 /nc-200.html /nc-200.html Начиная с 1940 года в течение десятилетия в США выпускался хорошо известный по поставкам во время войны приемник NC-200. Он был значительно удобнее в эксплуатации, вместо сменных контуров в нем применялась сменная каретка с контурами. Однако это внесло и присущие этой конструкции недостатки (меньшее количество поддиапазонов, не имелось возможности сохранить второй каскад усиления по высокой частоте). NC-200 выглядел значительно лучше, чем скромный, окрашенный черной муаровой эмалью HRO. NC-200 имел серо-голубой цвет, на передней панели были установлены декоративные хромированные накладки, встроенный блок питания.

Источники: The NC-200 communication receiver. National company, inc. Malden, Mass. USA. 1943

]]>
1@4.ru (Артем Драбкин) Радиостанции по лендлизу (разраб. США) Tue, 27 Sep 2005 12:15:27 +0000