Средства связи РККА Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. Joomla! 1.5 - Open Source Content Management Средства связи РККА 2006-09-03T21:00:00Z 2006-09-03T21:00:00Z /soviet-radio-equipment.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">До начала войны радиотехническая промышленность Советского Союза выпускала для бронетанковых войск в месяц около 400 радиостанций 71-ТК и 5-10 радиостанций РСМК. Учитывая, что радиостанции устанавливались лишь на командирских машинах (т.е. было радиофицировано только 10-20% от общего выпуска танков), такое количество радиостанций вполне удовлетворяло потребности бронетанковых войск в мирное время...</p> <p class="plain">До начала войны радиотехническая промышленность Советского Союза выпускала для бронетанковых войск в месяц около 400 радиостанций 71-ТК и 5-10 радиостанций РСМК. Учитывая, что радиостанции устанавливались лишь на командирских машинах (т.е. было радиофицировано только 10-20% от общего выпуска танков), такое количество радиостанций вполне удовлетворяло потребности бронетанковых войск в мирное время...</p> Радиостанция V-100 2005-09-27T12:25:45Z 2005-09-27T12:25:45Z /v-100-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Широкое применение на фронтах 2-й Мировой войны имела американская переносная радиостанция <strong>V-100</strong>. Вся станция переносилась в трех брезентовых ранцах: в первом располагался сам приемопередатчик массой 21 кг, во втором - ручной динамопривод массой 15,5 кг, в третьем - комплект радиоантенн массой 13,6 кг. Весь комплект весил около 50 кг, и переносился тремя связистами. В Красной Армии она применялась от полкового звена управления до небольших разведгрупп. В зависимости от типа антенны, в комплект радиостанции входили 1,5 м складной штырь и диполь, станция обеспечивала дальность устойчивой связи до 100 км. Питание передатчика производилось от ручного динамопривода. Приемник мог питаться как от того же динамопривода, так и от сухих батарей.</p> <p class="plain">Аналогичные V-100 по техническим характеристикам советские радиостанции типа <strong>РБ </strong>и <strong>РБМ </strong>значительно превосходили американскую станцию по своей компактности, надежности, экономичности. К началу войны этих радиостанций выпускалось: РБ - 9 тыс., а РБМ - 12 тыс. в год. В октябре 1941 г. заводы эвакуировались и выпуск радиостанций этого типа был возобновлен только в конце марта 1942 г. составив, при общей потребности войск в 48000 комплектах, всего 4479, т.е. менее 10% необходимого количества. Лучшие коэффициенты на спорт на официальном сайте <a href="https://pin-ups.ru">https://pin-ups.ru</a></p> <p class="plain">Широкое применение на фронтах 2-й Мировой войны имела американская переносная радиостанция <strong>V-100</strong>. Вся станция переносилась в трех брезентовых ранцах: в первом располагался сам приемопередатчик массой 21 кг, во втором - ручной динамопривод массой 15,5 кг, в третьем - комплект радиоантенн массой 13,6 кг. Весь комплект весил около 50 кг, и переносился тремя связистами. В Красной Армии она применялась от полкового звена управления до небольших разведгрупп. В зависимости от типа антенны, в комплект радиостанции входили 1,5 м складной штырь и диполь, станция обеспечивала дальность устойчивой связи до 100 км. Питание передатчика производилось от ручного динамопривода. Приемник мог питаться как от того же динамопривода, так и от сухих батарей.</p> <p class="plain">Аналогичные V-100 по техническим характеристикам советские радиостанции типа <strong>РБ </strong>и <strong>РБМ </strong>значительно превосходили американскую станцию по своей компактности, надежности, экономичности. К началу войны этих радиостанций выпускалось: РБ - 9 тыс., а РБМ - 12 тыс. в год. В октябре 1941 г. заводы эвакуировались и выпуск радиостанций этого типа был возобновлен только в конце марта 1942 г. составив, при общей потребности войск в 48000 комплектах, всего 4479, т.е. менее 10% необходимого количества. Лучшие коэффициенты на спорт на официальном сайте <a href="https://pin-ups.ru">https://pin-ups.ru</a></p> Радиопередатчик ТА-12В 2005-09-27T12:24:46Z 2005-09-27T12:24:46Z /ta-12v-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">На самолетах-бомбардировщиках типа <strong>"Бостон III"</strong> устанавливался радиопередатчик <strong>ТА-12В</strong>, выпускавшийся американской фирмой "Bendix Radio". Эта средне-коротковолновый, телефонно-телеграфный, симплексный радиопередатчик предназначался для обеспечения связи между самолетами и связи самолета с землей. Диапазон частот: передатчика - от 0,3-0,6 мГц и от 3 до 6,97 мГц, приемника - от 0,15 до 1,1 мГц и от 2 до 10 мГц. Мощность 40 Вт. Источники питания: бортовая сеть 25 В через умформер.</p> <p class="plain">На самолетах-бомбардировщиках типа <strong>"Бостон III"</strong> устанавливался радиопередатчик <strong>ТА-12В</strong>, выпускавшийся американской фирмой "Bendix Radio". Эта средне-коротковолновый, телефонно-телеграфный, симплексный радиопередатчик предназначался для обеспечения связи между самолетами и связи самолета с землей. Диапазон частот: передатчика - от 0,3-0,6 мГц и от 3 до 6,97 мГц, приемника - от 0,15 до 1,1 мГц и от 2 до 10 мГц. Мощность 40 Вт. Источники питания: бортовая сеть 25 В через умформер.</p> Радиостанция SCR-659 2005-09-27T12:22:44Z 2005-09-27T12:22:44Z /scr-610a-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">В войсках ПВО использовалась радиостанция <strong>SCR-659</strong>. Ультракоротковолновая, телефонная, с диапазоном частот: 27-38,9 МГц и мощностью передатчика 2 Вт. Источники питания радиостанции служили аккумуляторы 6 В с вибропреобразователем или сухие элементы типа <strong>БА-39</strong>, <strong>БА-40</strong>.</p> <p class="plain">В войсках ПВО использовалась радиостанция <strong>SCR-659</strong>. Ультракоротковолновая, телефонная, с диапазоном частот: 27-38,9 МГц и мощностью передатчика 2 Вт. Источники питания радиостанции служили аккумуляторы 6 В с вибропреобразователем или сухие элементы типа <strong>БА-39</strong>, <strong>БА-40</strong>.</p> Радиостанция BC-611 2005-09-27T12:20:06Z 2005-09-27T12:20:06Z /scr-563-a-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">В сухопутных войсках для обеспечения связи в ротных сетях управления использовалась радиостанция BC-611. Эта коротковолновая, телефонная радиостанция настраивается при помощи кварцев только на одну частоту. Дальность действия до 1,6 км. Диапазон частот от 3,5 до 6 мГц. Источники питания батареи ВА-37, ВА-38.</p> <p class="plain">В сухопутных войсках для обеспечения связи в ротных сетях управления использовалась радиостанция BC-611. Эта коротковолновая, телефонная радиостанция настраивается при помощи кварцев только на одну частоту. Дальность действия до 1,6 км. Диапазон частот от 3,5 до 6 мГц. Источники питания батареи ВА-37, ВА-38.</p> Радиостанция BC-654 2005-09-27T12:19:22Z 2005-09-27T12:19:22Z /scr-284-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Для работы в радиосетях наведения предназначалась радиостанция <strong>BC-654</strong>. Коротковолновая, телефонно-телеграфная. Диапазон частот: 3,8-5,8 МГц. <a href="http://betting-starcraft2.com/" target="_blank" title="">http://www.betting-starcraft2.com/live-bets/</a> Мощность 10 Вт. Дальность действия до 50 км.</p> <p class="plain"><span style="text-decoration: underline;">Источники питания:</span><br /> а) Приемник - от батареи <strong>ВА-43</strong> и вибропреобразователя <strong>РЕ-104-А</strong>;<br /> б) Передатчик - от стартерной аккумуляторной батареи 6 В через умформер <strong>РЕ-103-А</strong>, от батареи <strong>ВА-43</strong> или от ручного динамопривода типа <strong>GN-45-А</strong>.<br /> Эти же радиостанции использовались и в корпусных звеньях управления.</p> <p class="plain">Для работы в радиосетях наведения предназначалась радиостанция <strong>BC-654</strong>. Коротковолновая, телефонно-телеграфная. Диапазон частот: 3,8-5,8 МГц. <a href="http://betting-starcraft2.com/" target="_blank" title="">http://www.betting-starcraft2.com/live-bets/</a> Мощность 10 Вт. Дальность действия до 50 км.</p> <p class="plain"><span style="text-decoration: underline;">Источники питания:</span><br /> а) Приемник - от батареи <strong>ВА-43</strong> и вибропреобразователя <strong>РЕ-104-А</strong>;<br /> б) Передатчик - от стартерной аккумуляторной батареи 6 В через умформер <strong>РЕ-103-А</strong>, от батареи <strong>ВА-43</strong> или от ручного динамопривода типа <strong>GN-45-А</strong>.<br /> Эти же радиостанции использовались и в корпусных звеньях управления.</p> Радиостанция SCR-274N 2005-09-27T12:18:16Z 2005-09-27T12:18:16Z /scr-274n.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Хорошо был известен в годы войны в авиации комплект приемопередающей аппаратуры, объединенный названием <strong>SCR-274N</strong>, разработанный еще в середине 30-х годов доктором <strong>Фредериком Дрейком</strong>. Эта радиостанция использовалась главным образом в истребительной авиации, хотя нередко устанавливалась и на самолетах другого класса. В комплект радиостанции входили четыре однодиапазонных передатчика: <strong>ВС-696А</strong> (с диапазоном 3,0-4,0 МГц), ВС-457А (с диапазоном 4,0-5,3 МГц), <strong>ВС-458А</strong> (с диапазоном 5,3-7,0 МГц) и <strong>ВС-459А</strong> (с диапазоном 7,0-9,1 МГц). Передатчики работали в телефонном и телеграфном режиме, их питание осуществлялось от одного умформера, поэтому одновременно можно было работать на одном из выбранных диапазонов. Мощность передатчика составляла 40 Вт.</p> <p class="plain">Радиостанция SCR-274N была укомплектована четырьмя радиоприемниками: <strong>ВС-453А</strong> или <strong>ВС-453В</strong> (с диапазоном 190-550 кГц), <strong>ВС-454А</strong> или В (с диапазоном 3,0-6,0 мГц), <strong>ВС-455А</strong> или В (с диапазоном 6,0-9,1 мГц) и <strong>ВС-946В</strong> (с диапазоном 0,52-1,5 мГц).</p> <p class="plain">Настройка приемников производилась дистанционно, каждый из них имел индивидуальный умформер, что позволяло включать несколько приемников одновременно. Радиостанция была выполнена как модульная конструкция, для возможности ее размещения в самолетах различного назначения. В армии США SCR-274N устанавливалась на истребителях типа <strong>"Китехаук" </strong>и <strong>"Аэрокобра"</strong>, а в Красной Армии на <strong>Як-7б</strong>, <strong>Як-9</strong>, <strong>Ла-5</strong>, на штурмовиках <strong>Ил-2</strong>.</p> <p class="plain">Все управление радиостанцией осуществлялось с помощью длинных гибких тросов, что позволяло вывести все элементы управления на небольшую лицевую панель. Использование алюминиевых корпусов, уплотнение монтажа и рационализация компоновки позволило сделать составляющие радиостанции легкими и миниатюрными. Например, вес приемника вместе с умформером составлял менее 3 кг, а его размеры 125х143х280 мм. Авиационные механики, которым приходилось обслуживать эту радиостанцию в годы войны вспоминают ее надежность и неприхотливость.</p> <p class="source"><strong>Источники:</strong> "Инструкция по радиостанции SCR-274-N". Изд. Амторга. 1942</p> <p class="plain">Хорошо был известен в годы войны в авиации комплект приемопередающей аппаратуры, объединенный названием <strong>SCR-274N</strong>, разработанный еще в середине 30-х годов доктором <strong>Фредериком Дрейком</strong>. Эта радиостанция использовалась главным образом в истребительной авиации, хотя нередко устанавливалась и на самолетах другого класса. В комплект радиостанции входили четыре однодиапазонных передатчика: <strong>ВС-696А</strong> (с диапазоном 3,0-4,0 МГц), ВС-457А (с диапазоном 4,0-5,3 МГц), <strong>ВС-458А</strong> (с диапазоном 5,3-7,0 МГц) и <strong>ВС-459А</strong> (с диапазоном 7,0-9,1 МГц). Передатчики работали в телефонном и телеграфном режиме, их питание осуществлялось от одного умформера, поэтому одновременно можно было работать на одном из выбранных диапазонов. Мощность передатчика составляла 40 Вт.</p> <p class="plain">Радиостанция SCR-274N была укомплектована четырьмя радиоприемниками: <strong>ВС-453А</strong> или <strong>ВС-453В</strong> (с диапазоном 190-550 кГц), <strong>ВС-454А</strong> или В (с диапазоном 3,0-6,0 мГц), <strong>ВС-455А</strong> или В (с диапазоном 6,0-9,1 мГц) и <strong>ВС-946В</strong> (с диапазоном 0,52-1,5 мГц).</p> <p class="plain">Настройка приемников производилась дистанционно, каждый из них имел индивидуальный умформер, что позволяло включать несколько приемников одновременно. Радиостанция была выполнена как модульная конструкция, для возможности ее размещения в самолетах различного назначения. В армии США SCR-274N устанавливалась на истребителях типа <strong>"Китехаук" </strong>и <strong>"Аэрокобра"</strong>, а в Красной Армии на <strong>Як-7б</strong>, <strong>Як-9</strong>, <strong>Ла-5</strong>, на штурмовиках <strong>Ил-2</strong>.</p> <p class="plain">Все управление радиостанцией осуществлялось с помощью длинных гибких тросов, что позволяло вывести все элементы управления на небольшую лицевую панель. Использование алюминиевых корпусов, уплотнение монтажа и рационализация компоновки позволило сделать составляющие радиостанции легкими и миниатюрными. Например, вес приемника вместе с умформером составлял менее 3 кг, а его размеры 125х143х280 мм. Авиационные механики, которым приходилось обслуживать эту радиостанцию в годы войны вспоминают ее надежность и неприхотливость.</p> <p class="source"><strong>Источники:</strong> "Инструкция по радиостанции SCR-274-N". Изд. Амторга. 1942</p> Радиостанция SCR-287 2005-09-27T12:17:35Z 2005-09-27T12:17:35Z /scr-178.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Для бомбардировщиков типа <strong>В-17</strong>, <strong>В-24</strong>, <strong>В-25</strong> и транспортных самолетов <strong>С-47</strong> была разработана радиостанция <strong>SCR-287</strong>. В ее состав входили радиопередатчик <strong>ВС-375</strong> и радиоприемник <strong>ВС-348 Если у вас давно не было секса, то просто откройте <a href="https://pornokaef.com/pornokaef-cats" target="_blank" title="">порно xxx на https://pornokaef.com/pornokaef-cats</a> и утолите все свои потребности при помощи высококачественных взрослых видео. Они представлены бесплатно и в таком количестве, что о недотрахе можно смело забыть. </strong>. Подобные аппараты, отличавшиеся питанием и предназначавшиеся для использования в самолетах с 12-вольтовой бортовой сетью, назывались соответственно <strong>ВС-191</strong> и <strong>ВС-224</strong>.</p> <p class="plain">Мощность передатчика от 40 до 75 Вт. Его характерной особенностью было использование десяти сменных блоков настройки, с помощью которых производилось "переключение диапазонов". Каждый из этих блоков обладал значительными размерами: 418х200х200 мм и весил около 6 кг (вес всего передатчика 118 кг). Передатчик<strong> ВС-345</strong> оказался очень неудачным, поскольку был разработан на основе устаревших технологий. По техническим характеристикам он незначительно отличался от передатчика радиостанции <strong>SCR-274N</strong>, но был более громоздким и менее удобным в обслуживании.</p> <p class="plain">Для бомбардировщиков типа <strong>В-17</strong>, <strong>В-24</strong>, <strong>В-25</strong> и транспортных самолетов <strong>С-47</strong> была разработана радиостанция <strong>SCR-287</strong>. В ее состав входили радиопередатчик <strong>ВС-375</strong> и радиоприемник <strong>ВС-348 Если у вас давно не было секса, то просто откройте <a href="https://pornokaef.com/pornokaef-cats" target="_blank" title="">порно xxx на https://pornokaef.com/pornokaef-cats</a> и утолите все свои потребности при помощи высококачественных взрослых видео. Они представлены бесплатно и в таком количестве, что о недотрахе можно смело забыть. </strong>. Подобные аппараты, отличавшиеся питанием и предназначавшиеся для использования в самолетах с 12-вольтовой бортовой сетью, назывались соответственно <strong>ВС-191</strong> и <strong>ВС-224</strong>.</p> <p class="plain">Мощность передатчика от 40 до 75 Вт. Его характерной особенностью было использование десяти сменных блоков настройки, с помощью которых производилось "переключение диапазонов". Каждый из этих блоков обладал значительными размерами: 418х200х200 мм и весил около 6 кг (вес всего передатчика 118 кг). Передатчик<strong> ВС-345</strong> оказался очень неудачным, поскольку был разработан на основе устаревших технологий. По техническим характеристикам он незначительно отличался от передатчика радиостанции <strong>SCR-274N</strong>, но был более громоздким и менее удобным в обслуживании.</p> Радиостанция РАТ 2005-09-27T12:16:24Z 2005-09-27T12:16:24Z /rat-radio.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Единственным средством обеспечения радиосвязи Генерального штаба с фронтами в ходе всей войны была радиостанция РАТ, разработанная в 1936 году на заводе им. Коминтерна в Ленинграде коллективом конструкторов в составе:<strong> Ханевский Г.С.</strong>, <strong>Каменский Е.И.</strong>, <strong>Ткачев М.С.</strong>, под руководством профессора <strong>Зейбленока Г.А.</strong> В конце 1937 года после войсковых испытаний и проведения модернизации отдельных узлов, РАТ поступила в массовое производство. Эта радиостанция выпускалась на Ленинградском (с началом войны этот завод был эвакуирован в Новосибирск) и Горьковском заводах Народного комиссариата электропромышленности (кстати, эти же заводы выпускали радиостанции <strong>РАФ</strong>, <strong>11-АК</strong>, <strong>11-АК-М1</strong> и <strong>РСБ-Ф</strong>).</p> <p class="plain">Радиостанция РАТ выпускалась в двух вариантах: стационарном и подвижном. Подвижный вариант радиостанции монтировался в одной машине <strong>ЗИС-6</strong> (силовая часть) и двух машинах <a href="/tank-development/31-traktors-and-trucks/103-zis5.html">ЗИС-5</a> (передающая и приемная части). Стационарный вариант в годы войны носил название <strong>"Даль-Г"</strong> и принципиально отличался от автомобильного лишь источником питания.</p> <p class="plain">С началом войны выпуск радиостанций РАТ по сравнению с предвоенным периодом был значительно увеличен, но расширить производство до уровня, полностью удовлетворяющего потребности войск, так и не удалось из-за невозможности обеспечить заводы изготовители комплектующими изделиями (радиолампами, генераторами и двигателями). Кроме того было принято решение заменить на радиостанции высококачественные материалы более простыми, а обработку деталей (серебрение, омеднение, хромирование и т.д.) проводить не в полном объеме, что естественно отрицательно сказывалось на качестве изделия. Также следует отметить, что качество выпускаемых радиостанций в начальный период войны было очень низким, в связи с широко распространенным мнением о том, что во время боевых действий срок жизни радиостанции будет короток, и они достаточно быстро будут уничтожаться противником. К тому же, в связи с эвакуацией заводов и мобилизацией резко снизилась профессиональная подготовка кадров, что также не могло не отразиться на качестве выпускаемой продукции.</p> <p class="plain">Всего поставки радиостанции РАТ в годы войны в войска составили: в 1941 году - 0, 1942 году - 14 шт., 1943 году - 27 шт. Эта проблема усугублялась и большими потерями РАТ особенно в начале войны. Для сравнения: за полгода с 22.06.41 по 31.12.41 Красная Армия потеряла 19 радиостанций, а за последующие три с половиной года - 13 радиостанций.</p> <p class="plain">На протяжении всего периода войны войска ощущали недостаток особенно в автомобильных вариантах РАТ. В 1941-1942 годах штабы фронтов имели только по одной радиостанции, и лишь к концу 1942 года удалось обеспечить их вторыми комплектами этих станций, что дало возможность поддерживать бесперебойную связь с Генеральным штабом. В тоже время обеспеченность радиостанциями РАТ при заявке в 76 радиостанций составила лишь 23 радиостанции, то есть 32% от требуемого. Значительно повысила значение радиостанции РАТ аппаратура <strong>"Алмаз"</strong>, позволявшая обеспечить буквопечатание. Изготовленные перед войной два комплекта этой аппаратуры были установлены на радиостанции РАТ Генерального штаба и штаба Западного фронта, а к концу 1942 года все штабы фронтов были обеспечены такой аппаратурой.</p> <p class="plain">Точность и устойчивость рабочих частот передатчика РАТ, обеспечивались благодаря применению оригинальной схемы получения сетки рабочих частот путем преобразования частот кварцевого коротковолнового генератора и длинноволнового генератора плавного диапазона с последующим выделением их суммарных и разностных частот, что обеспечивало получение рабочих частот в диапазоне от 1,25 до 2,3 мГц, а с двух- и трехкратным умножением в последующих каскадах - в диапазоне от 2,5 до 12 мГц. Точность и устойчивость рабочих частот в основном определялись кварцевым генератором, так как частоты генератора плавного диапазона были в 7-20 раз меньше частот кварцевого генератора. Применение кварцев с малым температурным коэффициентом и размещение их в термостате ослабляли влияние изменения внешней температуры на частоту передатчика. Общая погрешность рабочих частот передатчика не превышала 0,05%, что обеспечивало высокую точность передатчика плавного диапазона частот.</p> <p class="plain">Приемная часть состоит из двух коротковолновых приемников типа "Даль" и одного длинноволнового приемника типа "Дозор". Приемники всех радиостанций, состоявших на вооружении в годы Великой Отечественной войны, были супергетеродинными с однократным преобразованием частоты, с одним, реже с двумя каскадами усиления промежуточной и низкой частоты, имели чувствительность в телефонном режиме 5-10 мкВ, полосу пропускания 4 кГц, но существенно отставали от передатчиков по точности и устойчивости рабочих частот (приемник типа УС имел погрешность шкалы рабочих частот до 5%).</p> <p class="plain">В 1942 и 1944 годах на заводе в Новосибирске радиостанция РАТ была модернизирована, а в 1945 году был разработан ее более совершенный вариант. Эта станция имела более высокие технические характеристики, была проще и легче в эксплуатации.</p> <p class="plain">Еще в 1940 году на заводе им. Коминтерна разработали радиостанцию РА (радиоузел РА), предназначавшийся для замены РАТ. В конструкции радиостанции было использован самые передовые технологии, достигнутые в результате многих научно-исследовательских работ завода и других организаций СССР, а также некоторые из зарубежных достижений. 22 июня 1941 года из ворот завода вышел на испытание первый опытный образец радиостанции.</p> <p class="plain">После начала войны несмотря на подготовку завода к эвакуации на заводе в срочном порядке был изготовлен второй экземпляр радиостанции. Обе радиостанции были отправлены в Москву, а оттуда - на Западный фронт. Во время битвы за Москву радиостанции погибли. К массовому производству радиостанции РА так и не приступили.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>Таблица 1. Краткая тактико-техническая характеристика основных типов радиостанций и приемников РАТ</caption> <tbody> <tr> <th>Диапазон</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> 2,5 - 12 МГц (25-120 м), ф.в. № 100-480. <span style="text-decoration: underline;">Приемников:</span> "Даль"-1,5-12 мГц (25-200 м), ф.в. № 60-480."Дозор": для приема длинных и средних волн.</td> </tr> <tr> <th>Число фиксированных волн (ф.в.)</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> 381.<br /><span style="text-decoration: underline;">Приемника:</span> 421</td> </tr> <tr> <th>Мощность, Вт</th> <td>100</td> </tr> <tr> <th>Радиус действия, км<br /> (в режимах телеграф/телефон)</th> <td>2000/600</td> </tr> <tr> <th>Источники питания</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Силовая машина:</span> силовой и зарядный агрегат. <span style="text-decoration: underline;">Силовой агрегат:</span> бензиновый двигатель ГАЗ (М-1) и три генератора постоянного тока БРА-С2, АРН-С2 и ДРС-2. <span style="text-decoration: underline;">Зарядный агрегат:</span> двигатель Л-6, генератор ЗДН-3000. Аккумуляторные батареи 5НКН-60.</td> </tr> <tr> <th>Типы антенн и высота мачт</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> две антенны, подвешанные на двух мачтах высотой 20 м на расстоянии 30 м, каждая по восемь колен; вертикальный диполь: два луча с 7 м с фидером длиной 20 м; Наклонный уголок: два луча по 16 м с фидером длиной 14 м. <span style="text-decoration: underline;">Приемника:</span> ромбическая с фидером; вертикальный вибратор; длинноволновая</td> </tr> <tr> <th>Среднее время развертывания, ч</th> <td>2</td> </tr> <tr> <th>Экипаж, чел.</th> <td>17</td> </tr> </tbody> </table> <p class="plain">Единственным средством обеспечения радиосвязи Генерального штаба с фронтами в ходе всей войны была радиостанция РАТ, разработанная в 1936 году на заводе им. Коминтерна в Ленинграде коллективом конструкторов в составе:<strong> Ханевский Г.С.</strong>, <strong>Каменский Е.И.</strong>, <strong>Ткачев М.С.</strong>, под руководством профессора <strong>Зейбленока Г.А.</strong> В конце 1937 года после войсковых испытаний и проведения модернизации отдельных узлов, РАТ поступила в массовое производство. Эта радиостанция выпускалась на Ленинградском (с началом войны этот завод был эвакуирован в Новосибирск) и Горьковском заводах Народного комиссариата электропромышленности (кстати, эти же заводы выпускали радиостанции <strong>РАФ</strong>, <strong>11-АК</strong>, <strong>11-АК-М1</strong> и <strong>РСБ-Ф</strong>).</p> <p class="plain">Радиостанция РАТ выпускалась в двух вариантах: стационарном и подвижном. Подвижный вариант радиостанции монтировался в одной машине <strong>ЗИС-6</strong> (силовая часть) и двух машинах <a href="/tank-development/31-traktors-and-trucks/103-zis5.html">ЗИС-5</a> (передающая и приемная части). Стационарный вариант в годы войны носил название <strong>"Даль-Г"</strong> и принципиально отличался от автомобильного лишь источником питания.</p> <p class="plain">С началом войны выпуск радиостанций РАТ по сравнению с предвоенным периодом был значительно увеличен, но расширить производство до уровня, полностью удовлетворяющего потребности войск, так и не удалось из-за невозможности обеспечить заводы изготовители комплектующими изделиями (радиолампами, генераторами и двигателями). Кроме того было принято решение заменить на радиостанции высококачественные материалы более простыми, а обработку деталей (серебрение, омеднение, хромирование и т.д.) проводить не в полном объеме, что естественно отрицательно сказывалось на качестве изделия. Также следует отметить, что качество выпускаемых радиостанций в начальный период войны было очень низким, в связи с широко распространенным мнением о том, что во время боевых действий срок жизни радиостанции будет короток, и они достаточно быстро будут уничтожаться противником. К тому же, в связи с эвакуацией заводов и мобилизацией резко снизилась профессиональная подготовка кадров, что также не могло не отразиться на качестве выпускаемой продукции.</p> <p class="plain">Всего поставки радиостанции РАТ в годы войны в войска составили: в 1941 году - 0, 1942 году - 14 шт., 1943 году - 27 шт. Эта проблема усугублялась и большими потерями РАТ особенно в начале войны. Для сравнения: за полгода с 22.06.41 по 31.12.41 Красная Армия потеряла 19 радиостанций, а за последующие три с половиной года - 13 радиостанций.</p> <p class="plain">На протяжении всего периода войны войска ощущали недостаток особенно в автомобильных вариантах РАТ. В 1941-1942 годах штабы фронтов имели только по одной радиостанции, и лишь к концу 1942 года удалось обеспечить их вторыми комплектами этих станций, что дало возможность поддерживать бесперебойную связь с Генеральным штабом. В тоже время обеспеченность радиостанциями РАТ при заявке в 76 радиостанций составила лишь 23 радиостанции, то есть 32% от требуемого. Значительно повысила значение радиостанции РАТ аппаратура <strong>"Алмаз"</strong>, позволявшая обеспечить буквопечатание. Изготовленные перед войной два комплекта этой аппаратуры были установлены на радиостанции РАТ Генерального штаба и штаба Западного фронта, а к концу 1942 года все штабы фронтов были обеспечены такой аппаратурой.</p> <p class="plain">Точность и устойчивость рабочих частот передатчика РАТ, обеспечивались благодаря применению оригинальной схемы получения сетки рабочих частот путем преобразования частот кварцевого коротковолнового генератора и длинноволнового генератора плавного диапазона с последующим выделением их суммарных и разностных частот, что обеспечивало получение рабочих частот в диапазоне от 1,25 до 2,3 мГц, а с двух- и трехкратным умножением в последующих каскадах - в диапазоне от 2,5 до 12 мГц. Точность и устойчивость рабочих частот в основном определялись кварцевым генератором, так как частоты генератора плавного диапазона были в 7-20 раз меньше частот кварцевого генератора. Применение кварцев с малым температурным коэффициентом и размещение их в термостате ослабляли влияние изменения внешней температуры на частоту передатчика. Общая погрешность рабочих частот передатчика не превышала 0,05%, что обеспечивало высокую точность передатчика плавного диапазона частот.</p> <p class="plain">Приемная часть состоит из двух коротковолновых приемников типа "Даль" и одного длинноволнового приемника типа "Дозор". Приемники всех радиостанций, состоявших на вооружении в годы Великой Отечественной войны, были супергетеродинными с однократным преобразованием частоты, с одним, реже с двумя каскадами усиления промежуточной и низкой частоты, имели чувствительность в телефонном режиме 5-10 мкВ, полосу пропускания 4 кГц, но существенно отставали от передатчиков по точности и устойчивости рабочих частот (приемник типа УС имел погрешность шкалы рабочих частот до 5%).</p> <p class="plain">В 1942 и 1944 годах на заводе в Новосибирске радиостанция РАТ была модернизирована, а в 1945 году был разработан ее более совершенный вариант. Эта станция имела более высокие технические характеристики, была проще и легче в эксплуатации.</p> <p class="plain">Еще в 1940 году на заводе им. Коминтерна разработали радиостанцию РА (радиоузел РА), предназначавшийся для замены РАТ. В конструкции радиостанции было использован самые передовые технологии, достигнутые в результате многих научно-исследовательских работ завода и других организаций СССР, а также некоторые из зарубежных достижений. 22 июня 1941 года из ворот завода вышел на испытание первый опытный образец радиостанции.</p> <p class="plain">После начала войны несмотря на подготовку завода к эвакуации на заводе в срочном порядке был изготовлен второй экземпляр радиостанции. Обе радиостанции были отправлены в Москву, а оттуда - на Западный фронт. Во время битвы за Москву радиостанции погибли. К массовому производству радиостанции РА так и не приступили.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>Таблица 1. Краткая тактико-техническая характеристика основных типов радиостанций и приемников РАТ</caption> <tbody> <tr> <th>Диапазон</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> 2,5 - 12 МГц (25-120 м), ф.в. № 100-480. <span style="text-decoration: underline;">Приемников:</span> "Даль"-1,5-12 мГц (25-200 м), ф.в. № 60-480."Дозор": для приема длинных и средних волн.</td> </tr> <tr> <th>Число фиксированных волн (ф.в.)</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> 381.<br /><span style="text-decoration: underline;">Приемника:</span> 421</td> </tr> <tr> <th>Мощность, Вт</th> <td>100</td> </tr> <tr> <th>Радиус действия, км<br /> (в режимах телеграф/телефон)</th> <td>2000/600</td> </tr> <tr> <th>Источники питания</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Силовая машина:</span> силовой и зарядный агрегат. <span style="text-decoration: underline;">Силовой агрегат:</span> бензиновый двигатель ГАЗ (М-1) и три генератора постоянного тока БРА-С2, АРН-С2 и ДРС-2. <span style="text-decoration: underline;">Зарядный агрегат:</span> двигатель Л-6, генератор ЗДН-3000. Аккумуляторные батареи 5НКН-60.</td> </tr> <tr> <th>Типы антенн и высота мачт</th> <td><span style="text-decoration: underline;">Передатчика:</span> две антенны, подвешанные на двух мачтах высотой 20 м на расстоянии 30 м, каждая по восемь колен; вертикальный диполь: два луча с 7 м с фидером длиной 20 м; Наклонный уголок: два луча по 16 м с фидером длиной 14 м. <span style="text-decoration: underline;">Приемника:</span> ромбическая с фидером; вертикальный вибратор; длинноволновая</td> </tr> <tr> <th>Среднее время развертывания, ч</th> <td>2</td> </tr> <tr> <th>Экипаж, чел.</th> <td>17</td> </tr> </tbody> </table> Радиоприемник NC-200 2005-09-27T12:15:27Z 2005-09-27T12:15:27Z /nc-200.html Артем Драбкин 1@4.ru <p class="plain">Начиная с 1940 года в течение десятилетия в США выпускался хорошо известный по поставкам во время войны приемник NC-200. Он был значительно удобнее в эксплуатации, вместо сменных контуров в нем применялась сменная каретка с контурами. Однако это внесло и присущие этой конструкции недостатки (меньшее количество поддиапазонов, не имелось возможности сохранить второй каскад усиления по высокой частоте). NC-200 выглядел значительно лучше, чем скромный, окрашенный черной муаровой эмалью <a href="/index.php?option=com_content&amp;task=view&amp;id=189&amp;Itemid=97">HRO</a>. NC-200 имел серо-голубой цвет, на передней панели были установлены декоративные хромированные накладки, встроенный блок питания.</p> <p class="source"><strong>Источники:</strong> The NC-200 communication receiver. National company, inc. Malden, Mass. USA. 1943</p> <p class="plain">Начиная с 1940 года в течение десятилетия в США выпускался хорошо известный по поставкам во время войны приемник NC-200. Он был значительно удобнее в эксплуатации, вместо сменных контуров в нем применялась сменная каретка с контурами. Однако это внесло и присущие этой конструкции недостатки (меньшее количество поддиапазонов, не имелось возможности сохранить второй каскад усиления по высокой частоте). NC-200 выглядел значительно лучше, чем скромный, окрашенный черной муаровой эмалью <a href="/index.php?option=com_content&amp;task=view&amp;id=189&amp;Itemid=97">HRO</a>. NC-200 имел серо-голубой цвет, на передней панели были установлены декоративные хромированные накладки, встроенный блок питания.</p> <p class="source"><strong>Источники:</strong> The NC-200 communication receiver. National company, inc. Malden, Mass. USA. 1943</p>