Описание конструкции Т-34

Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 21:05
Последняя редакция 27.10.2011 12:30
Материал читали 43487 человек

Компоновка Т-34

Танк Т-34 имел классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Внутри корпус танка делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное.

Отделение управления находилось в носовой части танка. В нем размещались сиденья водителя и стрелка-радиста, органы управления, контрольные приборы, пулемет ДТ в шаровой установке, часть боекомплекта, радиостанция (первоначально устанавливалась не на всех танках), приборы наблюдения, два баллона со сжатым воздухом для запасного пуска двигателя, запасные части, инструмент и принадлежности.

Боевое отделение находилось в средней части машины. В нем размещались сиденья командира танка (он же наводчик) и башенного стрелка (он же заряжающий). Над боевым отделением на шариковой опоре устанавливалась башня, в которой размещались вооружение, часть боекомплекта и приборы наблюдения. В крыше башни имелся люк (позже два люка) для посадки экипажа.

Моторное отделение располагалось за боевым в средней части танка и отделялось от него сплошной разборной перегородкой с люками, закрытыми съемными крышками. В моторном отделении были установлены двигатель, два водяных радиатора, два масляных бака-радиатора, четыре аккумуляторных батареи. Двигатель располагался носком в сторону кормы; радиаторы — по обеим сторонам двигателя, параллельно продольной оси танка.

Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион с центробежным вентилятором, коробка перемены передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи и два топливных бака.


Корпус Т-34

Корпус танка представлял собой жесткую броневую коробку с продолговатой закругленной носовой частью и кормой. Корпус сваривался из катаных листов гомогенной брони МЗ-2 (И8-С). Для увеличения снарядостойкости верхняя часть обоих бортов делалась наклонной. Основные части корпуса — днище, носовая часть, борта, корма, крыша и поперечные перегородки.

Днище — основной скрепляющий элемент корпуса — состояло из передней и задней частей, соединенных встык сварным швом. Соединение усиливалось стальной балкой Т-образного сечения, являвшейся нижней частью каркаса моторной перегородки. Балка приваривалась и приклепывалась к днищу по обе стороны стыка. Толщина днища в передней части была больше, чем в задней. В днище имелись три люка, закрывавшиеся броневыми крышками, шесть отверстий с пробками и восемь вырезов, по четыре с каждого борта. В передней части днища возле сиденья стрелка-радиста имелся люк овальной формы для аварийного выхода экипажа из танка. В моторном отделении на днище была укреплена подмоторная установка, состоявшая из двух поперечных кронштейнов, к которым 36 болтами привинчивались две параллельные рамы. На этих рамах устанавливался двигатель.

Носовая часть корпуса состояла из передней балки, трех броневых листов, крышки люка водителя и броневого колпака пулемета. Верхний лобовой лист приваривался встык к передней балке, бортовым листам, подкрылкам и подбашенному листу. На бронекорпусах, изготовленных Сталинградской судоверфью (завод № 264) в 1942 году, верхний лобовой лист приваривался к бортовым листам с соединением в шип.

В верхней части крышки люка механика-водителя имелось основание для центрального зеркального перископического смотрового прибора. С начала 1942 года появился люк механика-водителя более простой формы с двумя призменными смотровыми приборами, заимствованный у танка А-43. Для защиты от пуль и осколков снарядов призмы закрывались снаружи откидными броневыми крышками.

С правой стороны от люка водителя в броневом колпаке располагалась шаровая установка пулемета ДТ. Начиная с 1942 года на ствол пулемета надевалась броневая маска (за исключением машин производства СТЗ).

Борта корпуса состояли из нижней и верхней частей, соединенных сваркой. Нижняя представляла собой вертикальный броневой лист, имевший пять отверстий для прохода осей балансиров. В передней части вертикального бортового листа приваривался картер механизма натяжения гусениц, а в задней части — картер бортовой передачи. Верхняя часть борта представляла собой подкрылок с горизонтальным дном и наклонным бортовым листом. С внутренней стороны к бортам приваривались восемь коробов (по четыре с каждой стороны), в которых устанавливались наклонные пружинные подвески катков.

В пространстве между коробами крепились баки для горючего и масла. Кстати, именно эти топливные баки и приводили к полному разрушению танка если, будучи полупустыми, пробивались вражеским снарядом.

Корма корпуса состояла из верхнего наклонного листа, нижнего наклонного корытообразного листа и двух картеров бортовых передач. Верхний наклонный лист трапециевидной формы кpeпилcя петлями и винтами к нижнему и бортовым листам. В нем имелся четырехугольный люк (с 1942 года — круглый, за исключением танков, выпускавшихся на СТЗ), обеспечивавший доступ к агрегатам, установленным в задней части трансмиссионного отделения, и два овальных отверстия для выхлопных труб (снаружи эти отверстия защищались броневыми колпаками).

Крыша над боевым отделением представляла собой броневой лист, в котором имелись большой круглый вырез для установки башни и четыре выреза для доступа к верхней части подвесок катков, закрытых сверху крышками. Крыша над моторным отделением состояла из среднего продольного листа с люком для доступа к двигателю, двух боковых листов над радиаторами, двух продольных листов жалюзи и колпаков над радиаторами.

Крыша над трансмиссионным отделением состояла из двух броневых листов над баками для топлива, двух броневых листов жалюзи, узкого концевого поперечного листа и сетки над крышей.


Башня Т-34

Существовало несколько типов башен Т-34:
— сварная (1940-1942);
— литая (1941-1942);
— штампованная шестигранная (1942-1944);
— литая шестигранная (1942-1944).

По своим эксплуатационным характеристикам они мало отличались друг от друга за исключением шестигранной.

Сварная башня овальной обтекаемой формы устанавливалась на шариковой опоре над боевым отделением корпуса. В ее переднем лобовом листе имелись три выреза: центральный — для установки пушки; правый — для спаренного пулемета; левый — для телескопического прицела. В боковых листах башни были предусмотрены вырезы для приварки оснований смотровых приборов, а под ними — отверстия для стрельбы из револьвера.

В заднем листе ниши башни имелся люк для демонтажа пушки, его крышка крепилась четырьмя, а затем шестью болтами. У танков, выпущенных СТЗ в 1942 году, съемным был весь кормовой лист башни (крепился восемью болтами). У сормовских машин этот люк вообще отсутствовал.

В крыше башни имелся люк трапециевидной формы, закрывавшийся откидной крышкой, в которой находились два отверстия: левое — для установки прибора кругового обзора; правое — для сигнализации. С осени 1941 года прибор кругового обзора не устанавливался, а его отверстие заваривалось. На танках выпуска 1942 года этого отверстия уже не было.

В переднем листе крыши башни имелись два отверстия: слева — для установки перископического прицела; справа, на продольной оси башни, закрытое колпаком — для вентиляции. С конца 1941 года отверстий для прицелов было два — слева и справа от вентилятора.

На танках первых выпусков в заднем листе крыши башни имелось отверстие для ввода антенны с приваренной бронировкой. У машин последующих выпусков это отверстие заваривалось, а позже просто не выполнялось, так как радиоаппаратуру вместе с антенным вводом перенесли из ниши башни в носовую часть корпуса (с правой стороны по ходу танка). Помимо сварных, выпускались литые башни, в которых крыша и днище ниши вваривались после предварительной мехобработки. Основания боковых смотровых приборов отливались заодно с корпусом башни. В остальном литая башня отличий от сварной не имела.

В 1942 году была введена башня так называемой «улучшенной» формы, более близкая по своим очертаниям к правильному шестиграннику. Эта башня выполнялась как литой, так и штампованной. Передняя наклонная стенка башни имела прямоугольный вырез для монтажа вооружения. Снаружи вырез закрывался броневым лобовым щитом, крепившимся к башне болтами.

На боковых стенках башни были прорезаны две смотровые щели, оборудованные смотровыми приборами. В танках выпуска 1943 года под смотровыми щелями имелись отверстия для стрельбы из револьвера, закрывавшиеся заглушками.

Крыша башни представляла собой плоский броневой лист. В передней левой части крыши находилось отверстие для перископического прицела. На командирских танках в передней правой части крыши предусматривалось отверстие для командирской панорамы. В средней части крыши было оборудовано два круглых люка для входа и выхода экипажа.

Между ними размещалась съемная перемычка, позволявшая вынимать через люки бортовые топливные баки, не снимая башни. В задней части крыши находился люк для вентиляции, закрытый броневым колпаком. С 1943 года у ряда танков на левом люке устанавливалась командирская башенка цилиндрической формы. Танки с командирской башенкой съемной перемычки в крыше башни не имели.

Башни всех вариантов приводились во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 4,2 об/мин (т.е. 360° за 14 секунд).


Вооружение Т-34

На танках Т-34 ранних выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11 обр. 1938/39 года (см. табл. 1). Пушка имела вертикальный клиновой полуавтоматический затвор с устройством для отключения полуавтоматики, так как в предвоенные годы руководство ГАБТУ считало, что полуавтоматики в танковых пушках быть не должно (из-за загазованности боевого отделения). Особенностью пушки Л-11 являлись оригинальные противооткатные устройства, в которых жидкость компрессора непосредственно контактировала с воздухом накатника.

Таблица 1. ТТХ пушек Л-11 и Ф-34
Параметр Л-11 Ф-34
Калибр, мм 76,2 76,2
Длина ствола, кал. 30,5 41,5
Масса, кг ? 1 155
Длина отката, м ? 0,39
Вертикальная наводка - 5° +25° - 5° 30′ +25,6° 48′
Практическая скорострельность, выстр/мин 1-2 2-4

С февраля — марта 1941 года на Т-34 устанавливалась 76-мм пушка Ф-34 обр. 1940 года (см. табл. 1). Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлических тормоза отката и накатника и располагались под стволом. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического копирного типа. Выстрел из пушки производился с помощью ножного или ручного механических спусков.

Пушка Ф-34 дважды модернизировалась. В ходе первой модернизации были изменены затвор и полуавтоматика с копирным устройством, спусковые механизмы, упразднен компенсатор в тормозе отката, предохранитель для запирания затвора по-походному и скоба с буфером. При второй — вместо ствола со свободной трубой установили ствол-моноблок с казенником, соединявшимся с трубой с помощью муфты.

Танк вооружался двумя 7,62-мм пулеметами ДТ, один из них был спарен с пушкой, другой смонтирован в шаровой установке в лобовом листе корпуса.

Для ведения стрельбы из пушки Л-11 применялись телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6; из пушки Ф-34 — телескопический прицел ТОД-7 и перископический панорамный прицел ПТ-7, впоследствии замененные на телескопический прицел ТМФД-7 и перископический панорамный прицел ПТ-4-7. На части танков помимо штатного перископического прицела устанавливалась командирская панорама ПТ-К. Для ведения огня с закрытых позиций с 1943 года пушка Ф-34 выпускалась с боковым уровнем, укрепленным на люльке.

Для стрельбы из пушек Л-11 и Ф-34 применялись унитарные патроны от дивизионных пушек обр.1902/30 г. и обр.1939 года и от полковой пушки обр. 1927 года (см. Таблицу 2).

Таблица 3. Боеприпасы для пушек Л-11 и Ф-34
Индекс выстрела Индекс снаряда Тип Взрыватель Масса снаряда, кг Примечания
УОФ-354Б ОФ-350 осколочно-фугасный KTM-1 6,2 стальной; дальнобойный
УОФ-354A ОФ-350A осколочно-фугасный KTM-1 6,23 сталистый чугун; дальнобойный
УФ-354 Ф-354 фугасный KT-3, KTM-3, 3ГТ 6,41 старый русский тип
УБР-354A или УБР-353A БР-350A бронебойный МД-5 6,3 -
УБР-354Б or УБР-353Б БР-350Б бронебойный МД-5, МД-8 6,3 -
УБР-354СП or УБР-353СП БР-350СП бронебойный нет 6,3 сплошной
УБР-354П БР-350П подкалиберный нет 3,02 с октября 1943
УШ-354 Ш-354 шрапнель 22-сек трубка 6,5 пулевая шрапнель
УШ-354T Ш-354T шрапнель T-6 6,5 пулевая шрапнель
УШ-354Г Ш-354Г шрапнель 22-сек трубка 6,58 шрапнель Гартца
УШ-Р2-354 Ш-361 шрапнель T-3УГ 6,61 стержневая шрапнель
УЩ-354 Щ-350 картечь ? ? -

Здесь хотелось бы отметить, что вопреки некоторым публикация, танки Т-34 кумулятивными (по тогдашней терминологии — бронепрожигающими) снарядами не комплектовались! Чаще всего встречается упоминание выстрела УБП-354А, хотя это выстрел полковой пушки, стрелять им из Л-11 и Ф-34 категорически запрещалось из-за разрыва снаряда внутри канала ствола.

В танках 1940–42 года выпуска боекомплект состоял из 77 выстрелов, которые укладывались на полу боевого отделения и на его стенках. На полу танка устанавливались 20 высоких (на 3 выстрела) и 4 низких (на 2 выстрела) чемодана — всего 68 снарядов. На стенках боевого отделения размещались 9 выстрелов: на правой стороне — 3, в общей горизонтальной укладке и на левой — 6, в двух горизонтальных укладках — по 3 выстрела.

В танках 1942–1944 года выпуска с шестигранной башней боекомплект состоял из 100 выстрелов (бронебойных — 21, осколочно-фугасных — 75, подкалиберных — 4). Для укладки выстрелов на полу боевого отделения было оборудовано 8 ящиков на 86 выстрелов.

Остальные 14 выстрелов размещались так: 2 бронебойно-трассирующих — в кассетах на крышке ящика в правом заднем углу боевого отделения, 8 осколочно-фугасных — на левом борту боевого отделения и 4 подкалиберных — в кассетах на правом борту.

Боекомплект пулеметов первоначально состоял из 2898 патронов (46 дисков). У танков ранних выпусков, не имевших радиостанции, он включал 4725 патронов (75 дисков). В Т-34 с «улучшенной» башней размещалось 3150 патронов к пулеметам (50 дисков), один пистолет-пулемет ППШ, 4 магазина к нему и 25 ручных гранат Ф-1.


Двигатель и трансмиссия Т-34

На танке Т-34 устанавливался 12-цилиндровый дизель В-2-34 (см. Таблицу 3). Топливо — дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э» по ОСТ 8842; подавалось принудительно, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1. Танки ранних выпусков имели шесть топливных баков общей емкостью 460 л и четыре наружных топливных бака общей емкостью 134л. К концу лета 1943 года число топливных баков довели до восьми, а их емкость возросла до 540 л. Вместо четырех бортовых стали устанавливать два кормовых бака прямоугольной формы, а с 1943 года — два цилиндрических бака емкостью по 90 л с каждого борта. Вскоре их количество довели до трех: один на левом борту, два — на правом. Часто один из баков заполнялся маслом для двигателя, который «жрал» его в огромных количествах. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались.

Таблица 3. ТТХ двигателя В-2-34
Параметр В-2-34
Тип четырехтактный бескомпрессорный
Число цилиндров 12
Сухой вес, кг 750
Номинальная мощность при 1750 об/мин, л.с. 450
Эксплуатационная мощность при 1700 об/мин, л.с. 400
Максимальная мощность при 1800 об/мин, л.с. 500
Диаметр цилиндра, мм 150
Ход левого поршня, мм 180
Ход правого поршня, мм 186.7
Степень сжатия 14-15

Система смазки — циркуляционная, под давлением. Циркуляцию масла обеспечивал шестеренчатый трехсекционный масляный насос.

Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов — два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону, общей емкостью 90–95 л.

Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, на танке устанавливался воздухоочиститель типа «Помон», а с 1942 года — два воздухоочистителя типа «Циклон».

Пуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 мощностью 15 л.с. или сжатым воздухом (два баллона размещались в отделении управления).

Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач. Коробка передач трехходовая, четырехскоростная (с конца 1942 года — пятискоростная).


Ходовая часть

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из пяти сдвоенных опорных катков диаметром 830 мм. Опорные катки, выпускавшиеся разными заводами, существенно отличались по конструкции и внешнему виду:
— литые с обрезинкой;
— штампованные с обрезинкой;
— литые без обрезинки, но с внутренней амортизацией;
— штампованные без обрезинки, но с внутренней амортизацией;
— штампованные без обрезинкии без внутренней амортизации (выпускались только СТЗ).

Подвеска индивидуальная, пружинная. Направляющие колеса литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. У танков ранних выпусков направляющие колеса были обрезинены.

Гусеницы стальные, с литыми или штампованными траками. У танков ранних выпусков они состояли из 74 траков (37 гребневых и 37 плоских) шириной 550 мм. У машин выпуска 1942–1943 годов гусеницы состояли из 72 траков шириной 500 мм.


Электрооборудование

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12В. Источники: генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт, четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электростартер СТ-700, электромотор поворотного механизма башни, электромотор вентилятора, контрольные приборы, аппаратура внешнего и внутреннего освещения, электросигнал, умформер радиостанции и лампы ТПУ.

Средства связи

На Т-34 устанавливалась коротковолновая приемо-передающая симплексная телефонная радиостанция 9-Р (на танках первых выпусков 71-ТК-З), имевшая возможность принимать телеграфные немодулированные сигналы. С 1943 года Т-34 начали оснащаться модернизированной радиостанцией 9-РМ с расширенным диапазоном.

На танках ранних выпусков внутренняя связь обеспечивалась танковым переговорным устройством ТПУ-2 или ТПУ-3 довоенного образца. Позже все танки Т-34 обеспечивались переговорным устройством ТПУ-3-бисФ.

Источники: «Средний танк T-34. Альбом конструкций», НКТП, 1941;
«Танк T-34. Руководство службы», Воениздат, 1941;
«Танк T-34. Руководство», Воениздат, 1944;
Бронеколлекция № 3, 1999;
И. Шмелев «Танк T-34», Техника и вооружение № 11–12, 1998;
J. Magnuski «Wozy bojowe», LWP, Warsawa, 1985;
S. Zaloga, J. Grandsen «T-34 in action»

Литература по теме:

И.Мощанский "Средний танк Т-34-76. Первый год войны"

И.Мощанский "Средний танк Т-34-85. Второе рождение машины"

М.Коломиец "Т-34. Первая полная энциклопедия"

И.Мощанский "Средний танк Т-34-76. Оружие нашей победы"

Литая «улучшенная» башня. Обра...
Схема бронирования танка А-34
Установка пулемета без бронема...
Моторно-трансмиссионное отделе...
Моторно-трансмиссионное отделе...
Приборы наблюдения Т-34: ПТ-4-...
Траки Т-34: 550-мм гладкий; 50...
Различные типы литой шестигран...
Прямоугольные топливные баки: ...
Место стрелка-радиста Т-34
Место механика-водителя Т-34
Корма танков: образца 1940-194...
Буксирные крюки: образца 1941,...
Ведущее колесо, ленивец с обре...
Литая башня
Сварная башня
Корпус T-34 образца 1940 г.
Корпус T-34 образца 1940 г.
Крышка моторного отделения T-3...
Расположение внутренних топлив...
Ходовая часть танка Т-34
t34_73
Боевое отделение Т-34
t34_71
t34_69
t34_57
Особенности Т-34 производства ...
Установка лобового пулемета ТД
Штампованная башня Уралмаша. 1...
Отличительные особенности танк...
Особенности Т-34 завода №112 «...
t34_27
Схема бронирования T-34-76 обр...
Компоновка Т-34 образца 1941 г...
t34_07
76-мм танковая пушка Л-11
Стандартная маска курсового пу...
Пушки Л-11 и Ф-34 с масками
Прицельная сетка пушки Ф-34

 
Оцените этот материал:
(28 голосов, среднее 4.46 из 5)