Артиллерия Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. Joomla! 1.5 - Open Source Content Management 107-мм (42-линейная) пушка обр. 1910 г. 2011-10-21T22:57:16Z 2011-10-21T22:57:16Z /107mm-gun-model1910.html Валерий Потапов mail@vponline.ru <p class="blog">На июнь 1941 года имелось, по разным источникам, 863 или 828 (824 в армии и 4 в составе ВМФ) таких пушек. В западных округах имелось 474 107-мм пушки (среди последних учтено и небольшое количество новых 107-мм пушек М-60). Орудия этого типа активно участвовали в боях начального этапа Великой Отечественной войны, и к 1942 году значительная их часть была потеряна. В 1943 году в состав корпусной артиллерии было передано порядка 490 оставшихся 107-мм пушек всех типов (главным образом, обр. 1910/30 гг.), которые использовались до конца войны...</p> <p class="blog">На июнь 1941 года имелось, по разным источникам, 863 или 828 (824 в армии и 4 в составе ВМФ) таких пушек. В западных округах имелось 474 107-мм пушки (среди последних учтено и небольшое количество новых 107-мм пушек М-60). Орудия этого типа активно участвовали в боях начального этапа Великой Отечественной войны, и к 1942 году значительная их часть была потеряна. В 1943 году в состав корпусной артиллерии было передано порядка 490 оставшихся 107-мм пушек всех типов (главным образом, обр. 1910/30 гг.), которые использовались до конца войны...</p> 122-мм гаубица обр.1909 г. 2011-05-11T14:11:39Z 2011-05-11T14:11:39Z /122-1909.html Валерий Потапов mail@vponline.ru <p class="plain">Первые полевые гаубицы появились в русской армии в начале XX века. Для артиллерийской поддержки пехотных дивизий 76,2-мм пушек было явно недостаточно и требовалось более мощное орудие для разрушения укреплений противника во фронтовой полосе. Опытные образцы 48-линейных (122-мм) гаубиц были изготовлены в 1904 году Обуховским и Путиловским заводами и выпускались затем в небольшом количестве. Кроме того, в Германии были закуплены 55 120-мм гаубиц фирмы "Крупп". Однако первым крупносерийным орудием этого типа стала 122-мм гаубица обр. 1909 г., разработанная Круппом и приспособленная для русской гильзы. Она имела однобрусный лафет с деревянными колесами, на котором монтировались гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, прицельные приспособления и щитовое прикрытие для защиты расчета от пуль и осколков. Верхний станок мог поворачиваться на 2° в каждую сторону с помощью винтового устройства. Ствол состоял из трубы и кожуха с соединительным кольцом. Затвор клиновой горизонтальный. Для стрельбы использовались выстрелы раздельного заряжания с фугасным снарядом весом 23 кг и шрапнелью.</p> <p class="plain">122-мм гаубица обр. 1909 г. изготавливались на Путиловском и Петроградском заводах, и до 1918 года было построено около 1,5 тыс. таких орудий. Свыше 300 из них достались Красной Армии. Они пользовались большой популярностью среди артиллеристов вследствие простоты конструкции и относительно малого веса. В 1936 году, с учетом выпущенных в 20-е годы, в частях РККА находилось 920 122-мм гаубиц обр. 1909 г. Спустя год орудие было модернизировано с целью увеличения дальности стрельбы и унификации с гаубицей обр. 1910/30 гг. Камору ствола удлинили, и соответственно усилили конструкцию лафета.</p> <p class="plain">Усовершенствованная гаубица обр. 1909/37 гг. использовалась на фронтах первого периода Великой Отечественной войны.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ТТХ 122-ММ ГАУБИЦЫ ОБР. 1909 Г.</caption> <tbody> <tr> <td>Калибр, мм</td> <td>121,9</td> </tr> <tr> <td>Длина ствола, клб</td> <td>14</td> </tr> <tr> <td>Масса орудия в боевом положении, кг</td> <td>1330</td> </tr> <tr> <td>Масса орудия в походном положении, кг</td> <td>?<br /></td> </tr> <tr> <td>Масса откатных частей, кг</td> <td>2400</td> </tr> <tr> <td>Углы ВН, град.</td> <td>-1° +43°</td> </tr> <tr> <td>Угол ГН, град.</td> <td>4°</td> </tr> <tr> <td>Длина отката, макс., мм</td> <td>?</td> </tr> <tr> <td>Скорострельность, выстр/мин</td> <td>2</td> </tr> <tr> <td>Время перевода в боевое положение, мин</td> <td>?</td> </tr> <tr> <td>Скорость возки по шоссе, км/ч</td> <td>?</td> </tr> <tr> <td>Расчет, чел.</td> <td>?</td> </tr> </tbody> </table> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ТАБЛИЦА БРОНЕПРОБИВАЕМОСТИ</caption> <tbody> <tr> <th rowspan="2">Боеприпас</th> <th rowspan="2">Нач. скор., м/с</th> <th rowspan="2">Угол</th> <th colspan="7">Дистанция, м</th> </tr> <tr> <th>500</th> <th>1,000</th> <th>1,500</th> <th>2,000</th> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>ГП=122</td> <td>ГП=115</td> <td>ГП=107</td> <td>ГП=97</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>ГП=152</td> <td>ГП=142</td> <td>ГП=133</td> <td>ГП=122</td> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471Б*</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>125</td> <td>120</td> <td>110</td> <td>100</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>155</td> <td>143</td> <td>132</td> <td>116</td> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471Б**</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>125</td> <td>120</td> <td>110</td> <td>100</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>155</td> <td>145</td> <td>135</td> <td>125</td> </tr> </tbody> </table> <p class="snoska">* Данные получены эмпирическим путем.<br /> ** Данные, полученные в результате стрельб<br />ГП - гарантированное пробитие, это означает, что 80% осколков снаряда оказались за пробитым бронелистом</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ПРОИЗВОДСТВО 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption> <tbody> <tr> <th>Год</th> <td>1935</td> <td>1936</td> <td>1937</td> <td>1938</td> <td>1939</td> <td>1940</td> <td>1941</td> <td>1942</td> <td>1943</td> <td>1944</td> <td>1945</td> <td>1946</td> <td>Всего</td> </tr> <tr> <th>Количество</th> <td>30</td> <td>91</td> <td>78</td> <td>150</td> <td>256</td> <td>469</td> <td>442</td> <td>385</td> <td>414</td> <td>160</td> <td>245</td> <td>206</td> <td>2926</td> </tr> </tbody> </table> <p class="snoska">В 1947 году пушки А-19 уже не производились. В таблицу включены только 122-мм пушки А-19 на колесных лафетах. 122-мм пушки для танков и самоходок сюда не вошли.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>БОЕПРИПАСЫ РАЗДЕЛЬНО-ГИЛЬЗОВОГО ЗАРЯЖАНИЯ ДЛЯ 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption> <tbody> <tr> <th>Индекс</th> <th>Масса, кг</th> <th>Масса ВВ, г</th> <th>Взрыватель</th> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>ОФ-471Н (пушечный)</td> <td>25</td> <td>3,8</td> <td>РГМ, Д-1, В-90</td> </tr> <tr> <td>ОФ-471 (пушечный)</td> <td>25</td> <td>3,6</td> <td>РГМ, Д-1</td> </tr> <tr> <td>ОФ-462 (гаубичный)</td> <td>21,7</td> <td>3,67</td> <td>РГМ, Д-1, РГ-6, ГВМЗ</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>БР-471 (остроголовый)</td> <td>25</td> <td>0,156</td> <td>МД-8</td> </tr> <tr> <td>БР-471Б (тупоголовый)</td> <td>25</td> <td>-</td> <td>МД-8, ДБР</td> </tr> <tr> <td colspan="11"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БРОНЕПРОЖИГАЮЩИЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БЕТОНОБОЙНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>Г-471</td> <td>25</td> <td>2,2</td> <td>КТД, КТД-2</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>КАРТЕЧЬ, ШРАПНЕЛЬ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="11"><strong>ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источники:</strong> Энциклопедия вооружений КиМ<br /> А.Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", 2000</p> <p class="plain">Первые полевые гаубицы появились в русской армии в начале XX века. Для артиллерийской поддержки пехотных дивизий 76,2-мм пушек было явно недостаточно и требовалось более мощное орудие для разрушения укреплений противника во фронтовой полосе. Опытные образцы 48-линейных (122-мм) гаубиц были изготовлены в 1904 году Обуховским и Путиловским заводами и выпускались затем в небольшом количестве. Кроме того, в Германии были закуплены 55 120-мм гаубиц фирмы "Крупп". Однако первым крупносерийным орудием этого типа стала 122-мм гаубица обр. 1909 г., разработанная Круппом и приспособленная для русской гильзы. Она имела однобрусный лафет с деревянными колесами, на котором монтировались гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, прицельные приспособления и щитовое прикрытие для защиты расчета от пуль и осколков. Верхний станок мог поворачиваться на 2° в каждую сторону с помощью винтового устройства. Ствол состоял из трубы и кожуха с соединительным кольцом. Затвор клиновой горизонтальный. Для стрельбы использовались выстрелы раздельного заряжания с фугасным снарядом весом 23 кг и шрапнелью.</p> <p class="plain">122-мм гаубица обр. 1909 г. изготавливались на Путиловском и Петроградском заводах, и до 1918 года было построено около 1,5 тыс. таких орудий. Свыше 300 из них достались Красной Армии. Они пользовались большой популярностью среди артиллеристов вследствие простоты конструкции и относительно малого веса. В 1936 году, с учетом выпущенных в 20-е годы, в частях РККА находилось 920 122-мм гаубиц обр. 1909 г. Спустя год орудие было модернизировано с целью увеличения дальности стрельбы и унификации с гаубицей обр. 1910/30 гг. Камору ствола удлинили, и соответственно усилили конструкцию лафета.</p> <p class="plain">Усовершенствованная гаубица обр. 1909/37 гг. использовалась на фронтах первого периода Великой Отечественной войны.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ТТХ 122-ММ ГАУБИЦЫ ОБР. 1909 Г.</caption> <tbody> <tr> <td>Калибр, мм</td> <td>121,9</td> </tr> <tr> <td>Длина ствола, клб</td> <td>14</td> </tr> <tr> <td>Масса орудия в боевом положении, кг</td> <td>1330</td> </tr> <tr> <td>Масса орудия в походном положении, кг</td> <td>?<br /></td> </tr> <tr> <td>Масса откатных частей, кг</td> <td>2400</td> </tr> <tr> <td>Углы ВН, град.</td> <td>-1° +43°</td> </tr> <tr> <td>Угол ГН, град.</td> <td>4°</td> </tr> <tr> <td>Длина отката, макс., мм</td> <td>?</td> </tr> <tr> <td>Скорострельность, выстр/мин</td> <td>2</td> </tr> <tr> <td>Время перевода в боевое положение, мин</td> <td>?</td> </tr> <tr> <td>Скорость возки по шоссе, км/ч</td> <td>?</td> </tr> <tr> <td>Расчет, чел.</td> <td>?</td> </tr> </tbody> </table> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ТАБЛИЦА БРОНЕПРОБИВАЕМОСТИ</caption> <tbody> <tr> <th rowspan="2">Боеприпас</th> <th rowspan="2">Нач. скор., м/с</th> <th rowspan="2">Угол</th> <th colspan="7">Дистанция, м</th> </tr> <tr> <th>500</th> <th>1,000</th> <th>1,500</th> <th>2,000</th> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>ГП=122</td> <td>ГП=115</td> <td>ГП=107</td> <td>ГП=97</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>ГП=152</td> <td>ГП=142</td> <td>ГП=133</td> <td>ГП=122</td> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471Б*</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>125</td> <td>120</td> <td>110</td> <td>100</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>155</td> <td>143</td> <td>132</td> <td>116</td> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471Б**</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>125</td> <td>120</td> <td>110</td> <td>100</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>155</td> <td>145</td> <td>135</td> <td>125</td> </tr> </tbody> </table> <p class="snoska">* Данные получены эмпирическим путем.<br /> ** Данные, полученные в результате стрельб<br />ГП - гарантированное пробитие, это означает, что 80% осколков снаряда оказались за пробитым бронелистом</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ПРОИЗВОДСТВО 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption> <tbody> <tr> <th>Год</th> <td>1935</td> <td>1936</td> <td>1937</td> <td>1938</td> <td>1939</td> <td>1940</td> <td>1941</td> <td>1942</td> <td>1943</td> <td>1944</td> <td>1945</td> <td>1946</td> <td>Всего</td> </tr> <tr> <th>Количество</th> <td>30</td> <td>91</td> <td>78</td> <td>150</td> <td>256</td> <td>469</td> <td>442</td> <td>385</td> <td>414</td> <td>160</td> <td>245</td> <td>206</td> <td>2926</td> </tr> </tbody> </table> <p class="snoska">В 1947 году пушки А-19 уже не производились. В таблицу включены только 122-мм пушки А-19 на колесных лафетах. 122-мм пушки для танков и самоходок сюда не вошли.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>БОЕПРИПАСЫ РАЗДЕЛЬНО-ГИЛЬЗОВОГО ЗАРЯЖАНИЯ ДЛЯ 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption> <tbody> <tr> <th>Индекс</th> <th>Масса, кг</th> <th>Масса ВВ, г</th> <th>Взрыватель</th> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>ОФ-471Н (пушечный)</td> <td>25</td> <td>3,8</td> <td>РГМ, Д-1, В-90</td> </tr> <tr> <td>ОФ-471 (пушечный)</td> <td>25</td> <td>3,6</td> <td>РГМ, Д-1</td> </tr> <tr> <td>ОФ-462 (гаубичный)</td> <td>21,7</td> <td>3,67</td> <td>РГМ, Д-1, РГ-6, ГВМЗ</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>БР-471 (остроголовый)</td> <td>25</td> <td>0,156</td> <td>МД-8</td> </tr> <tr> <td>БР-471Б (тупоголовый)</td> <td>25</td> <td>-</td> <td>МД-8, ДБР</td> </tr> <tr> <td colspan="11"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БРОНЕПРОЖИГАЮЩИЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БЕТОНОБОЙНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>Г-471</td> <td>25</td> <td>2,2</td> <td>КТД, КТД-2</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>КАРТЕЧЬ, ШРАПНЕЛЬ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="11"><strong>ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источники:</strong> Энциклопедия вооружений КиМ<br /> А.Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", 2000</p> 122-мм корпусная пушка А-19 обр. 1931 и 1931/37 гг 2005-09-23T11:32:37Z 2005-09-23T11:32:37Z /a19.html Егор Ельцов 1@3.ru <h2 class="head2">122-мм корпусная пушка обр.1931 г. (А-19)</h2> <table class="article_pics" border="0"> <tbody> <tr> <td>{phocagallery view=category|categoryid=111|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=5|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</td> </tr> </tbody> </table> <p class="plain">Эффективное применение 120-мм береговых пушек на сухопутных фронтах Первой мировой войны вызвало желание у командования РККА иметь корпусную пушку с той же баллистикой, но на колесном лафете. В Журнале Артиллерийского комитета № 1 от 5.01. 1927 г. было постановление о 122-мм пушке, где сказано: <span class="cite">"Поручить КБ Артиллерийского комитета в 6-месячный срок разработать проект 122-мм корпусной пушки в двух вариантах": а) для конной тяги с раздельной возкой; б) для механической тяги с нераздельной возкой".</span></p> <p class="plain">Технические проекты 107-мм и 122-мм корпусных пушек, начатые разработкой в 1927 году под руководством <strong>Ф.Ф.Лендера</strong>, были предъявлены в Москву для рассмотрения в начале 1928 года. В последующем судьба этих проектов сложилась в пользу 122-мм корпусной пушки, как обладавшей более могущественными снарядами.</p> <p class="plain">В 1928 году был утвержден эскизный проект 122-мм пушки, разработанный КБ АК, а в начале 1929 года был утвержден технический проект. Дальнейшие работы по этой системе были переданы в Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (протокол от 29 июня 1929 года), причем в этих работах от КБ Арткома приняли самое активное участие его штатные сотрудники, военные инженеры <strong>М.Я.Крупчатников</strong> и <strong>В.Н.Дроздов</strong>, и сотрудники завода № 172.</p> <p class="plain">17 июня 1929 года Пермскому заводу был выдан заказ на разработку рабочих чертежей 122-мм нарезной пушки для изготовления одной пушки с двумя стволами, передком и ствольной повозкой.</p> <p class="plain">Первый опытный образец пушки, изготовленный в Перми, поступил на полигонные испытания на НИАП в октябре 1931 года. Система поступила с двумя стволами - скрепленным с дульным тормозом и лейнированным с дульным тормозом. Лейнированным ствол можно назвать лишь условно, так как кожух был надет в нагретом состоянии, и лейнер нельзя было вынуть. Опытный образец пушки был испытан стрельбой в объеме 1525 выстрелов и возкой на дистанцию 500 км со скоростью до 17 км/ч. Согласно отчету НИАПа от 6.05.1932 г. опытный образец был отправлен на доработку. Доработку вначале производило КБ ВОАО, а после его расформирования - ГКБ-38 (ГКБ-38 - Главное конструкторское бюро завода № 38). В 1933 году в ГКБ-38 были разработаны чертежи опытной серии пушек и присвоен индекс <strong>А-19</strong> (А - это индекс ГКБ-38).</p> <p class="plain">Первая опытная серия в количестве трех пушек была заказана заводу "Баррикады" в 1933 году и сдана в марте 1935 года. Кроме того, завод "Баррикады" в 1935 году изготовил установочную серию из 30 пушек, из которых в том же году заказчик принял 27.</p> <p class="plain">С 1 по 15 ноября 1935 года на Лужском полигоне были проведены войсковые испытания А-19. В заключении комиссии сказано, что 122-мм пушка обр. 1931 г. может быть принята на вооружение, но надо ее испытать в зимних условиях.</p> <p class="plain">122-мм пушка обр. 1931 г. (А-19) была принята на вооружение Постановлением СТО от 13 марта 1936 года.</p> <p class="plain">В июле 1936 года при раздельной возке А-19 выявлен конструктивный дефект накатника. С 25 августа по 3 сентября 1936 года проведен пробег батареи А-19 на дистанцию 635 км на мехтяге. В результате этого пробега было решено отказаться от ствольной повозки и перейти на нераздельную возку. Кроме того, было решено старый неподрессоренный передок заменить подрессоренным от <strong>152-мм гаубицы МЛ-15</strong>.</p> <p class="plain">До 1936 года стволы А-19 изготавливались только скрепленные, а с 1936 года - только со свободной трубой. До 1937 года затворы А-19 изготавливались по чертежам КБ-38, т.е. затворы брались без всяких изменений от <strong>152-мм гаубицы обр. 1909/30 г.</strong> В 1937 году КБ завода "Баррикады" внесло ряд изменений в конструкцию затвора.</p> <p class="plain">Ствол пушки состоял из трубы, кожуха и навинтного казенника. Серийные пушки дульного тормоза не имели. Стволы были двух типов - скрепленные и со свободной трубой. Затвор поршневой. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Противооткатные устройства были расположены в корытообразной люльке под стволом. Откат переменный. При откате противооткатные устройства неподвижны.</p> <p class="plain">Главным "украшением" системы явилось совмещение подъемного механизма с пружинным уравновешивающим механизмом. Этот механизм оказался ахиллесовой пятой лафета. Механизм часто заедало, время подъема или спуска орудия на полный угол возвышения занимало иногда 2-3 минуты.</p> <p class="plain">Поворотный механизм винтового типа. Станины раздвижные. Колеса металлические, с грузошиной и 10 спицами. Рессоры пластинчатые. Отсутствовало автоматическое выключение подрессоривания при разведении станин.</p> <h3 class="head3">122-мм пушка образца 1931/37 г.</h3> <p class="plain">122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. была получена наложением ствола <strong>122-мм пушки обр. 1931 г.</strong> на лафет <strong>152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г.</strong> Работы велись под руководством <strong>Петрова</strong>. Опытные образцы были изготовлены на заводе № 172.</p> <p class="plain">Полигонные испытания системы проведены на НИАПе в сентябре-октябре 1938 года. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными и постановлением от 29.04.1939 г. система была принята на вооружение под названием "122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г.".</p> <p class="plain">Интересно, что в служебных документах 122-мм пушка обр. 1931/37 г. по-прежнему именовалась А-19.</p> <p class="plain">Танковый вариант пушки под обозначением <a href="/d25.html">Д-25</a> устанавливалась в серийные САУ <a href="/jsu122-jsu152.html">ИСУ-122</a> и танки <a href="/js1-js2.html">ИС-2</a> и <a href="/js3.html">ИС-3</a>.</p> <p class="plain">Боеприпасы и баллистика 122-мм пушки обр. 1931 г. полностью идентичны таковым у пушки обр. 1931/37 г.</p> <p class="adv02">Мы все искренне надеемся, что купленная тобою <a href="http://www.diplommaster.ru/">дипломная работа</a> прослужит тебе верой и правдой долгие-долгие годы.</p> <hr title="страница 2 - Опытные варианты" class="system-pagebreak" /> <h2 class="head2">Опытные варианты 122-мм пушки А-19</h2> <table class="article_pics" border="0"> <tbody> <tr> <td>{phocagallery view=category|categoryid=111|imagerandom=0|detail=5|limitstart=5|limitcount=4|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</td> </tr> </tbody> </table> <p class="plain">В соответствии с планами перевода всей артиллерии среднего калибра на картузное заряжание АУ дало задание заводу "Баррикады" изготовить ствол А-19 с картузным заряжанием. Завод изготовил такой ствол и присвоил ему индекс <strong>Бр-3</strong>.</p> <p class="plain">16 марта 1937 года ствол Бр-3 прибыл с "Баррикад" на НИАП для проведения полигонных испытаний. На НИАПе был сделан 221 выстрел из ствола Бр-3, наложенного на штатный лафет А-19. Затвор Бр-3 работал очень плохо. В заключении комиссии от 28 декабря 1937 года было сказано: <span class="cite">"Меткость Бр-3 та же, что и у А-19 с раздельно-гильзовым заряжанием. При картузном заряжании к обычному разгару (у гильзовых пушек) добавляется еще разгар каморы, так как стенки ее не защищены гильзой"</span>. В целом ствол Бр-3 испытания не выдержал.</p> <p class="plain">В 1933-1936 годах на НИАПе проводили стрельбы из 122-мм пушек обр. 1931 г. <strong>нарезными снарядами</strong>. Для этого был изготовлен ствол с крутизной нарезки 12 клб, глубиной нарезов 3,0 мм и объемом каморы 9,889 дм3. Стрельба велась нарезными снарядами с глубиной нарезки 3,0 мм.</p> <p class="plain">При стрельбе 10.06.1936 г. снаряды <strong>чертежа 6105</strong> при заряде 5,0 кг достигнута начальная скорость 550 м/с и дальность 14 300 м (при угле возвышения +35°). Однако наряду с преимуществом в весе нарезные снаряды имели и ряд недостатков, так как при увеличении длины снаряда сверх 5 клб резко падала кучность. Заряжание пушек нарезными снарядами производилось весьма "хитрым" способом (чтобы нарезы снаряда входили в нарезы канала), что приводило к существенному уменьшению скорострельности. В 1937 году опыты с нарезными снарядами были прекращены.</p> <h3 class="head3">122-мм пушка обр. 1931 г. на гусеничном ходу</h3> <p class="plain">В 1933 году АУ выдало задание заводу № 38 спроектировать гусеничный ход для 122-мм пушки обр. 1931 г. в связи с ее малой проходимостью на колесном ходу. Завод № 38 такой ход разработал, причем траки гусениц были приняты от <a href="/t26.html">танка Т-26</a>. Рабочие чертежи гусеничного хода были утверждены АУ в 1934 году.</p> <p class="plain">Опытный образец 122-мм пушки на гусеничном ходу был заказан заводу "Баррикады", который изготовил его в 1936 году. Основные конструктивные изменения заключались в замене колес гусеничным ходом, который состоял из траковой ленты (от Т-26) и двух ленивцев с балансирами. Чтобы не уменьшать угол горизонтального наведения при гусеничном ходе, боевая ось системы была удлинена (иначе гусеницы мешали разведению станин). Ширина хода была увеличена с 1915 мм до 2180 мм. Система могла передвигаться как на гусеницах, так и на колесах. Ствол оттягивался в походном положении на 825 мм, а ствол штатной пушки обр. 1931 г. - на 1485 мм.</p> <p class="plain">Скорость возки на гусеничном ходу составляла 20-25 км/ч, а на колесах (после снятия гусениц) - до 30 км/ч. Максимальная же скорость возки штатной пушки обр. 1931 г. была 17 км/ч.</p> <p class="plain">20 декабря 1936 года пушка на гусеничном ходу поступила на НИАП с завода "Баррикады". С 14 января по 10 апреля 1937 года на НИАПе были проведены испытания системы стрельбой в объеме 186 выстрелов и возкой на 357 км.</p> <p class="plain">Скорострельность с исправлением наводки была около 5 выстрелов в минуту. Меткость и кучность стрельбы на гусеничном ходу лучше, чем на колесах. Возка велась за <a href="/komintern.html">трактором "Коминтерн"</a> и автомобилем <strong>ЯГ-10</strong>. Скорость возки на пересеченной местности не превышала 15 км/ч, так как больше ни "Коминтерн", ни ЯГ-10 не тянули. В ходе возки обнаружилась недостаточная прочность гусениц - ломались траки, пальцы и шплинты, заедали оси колес и подшипники. Проходимость на колесах по асфальту и булыжнику удовлетворительная - скорость 30 км/ч по шоссе и 12-15 км/ч по булыжнику. Чтобы двигаться быстрее, у тягачей не хватало мощности.</p> <p class="plain">Согласно заключению комиссии: <span class="cite">"Система полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям".</span></p> <hr title="страница 3 - Производство пушек" class="system-pagebreak" /> <h2 class="head2">Производство 122-мм пушек обр. 1931 г. и обр. 1931/37 г.</h2> <p class="plain">122-мм корпусные пушки в 1933-1940 годах изготавливались на заводе "Баррикады". На 1941 год заказ на изготовление 588 12 2-мм пушек обр. 1931/37 г. был дан новому заводу № 352 (г. Новочеркасск). В 1941-1946 годах производство пушек обр. 1931/37 г. велось на заводе № 172.</p> <p class="plain">К 1 ноября 1936 года в РККА имелось 74 122-мм пушки обр. 1931 г., из которых 12 требовали капитального ремонта.</p> <p class="plain">122-мм пушки обр. 1931 г. и 1931/37 г. участвовали в Финской войне. К 1 марта 1940 года на фронте находилось 127 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. В ходе войны были потеряны 3 пушки.</p> <p class="plain">К 22 июня 1941 года в РККА состояло 1255 пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. К 1 мая 1945 года в корпусной артиллерии имелось 289 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г., а кроме того еще 309 пушек находилось в РВГК.</p> <p class="plain">Кроме каморного остроголового бронебойно-трассирующего снаряда <strong>БР-471</strong>, который был разработан еще в начале 30-х годов, началу 1945 года был разработан и запущен в производство тупоголовый бронебойно-трассирующий снаряд с баллистическим наконечником <strong>БР-471Б</strong>.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ТТХ ПУШЕК ОБР. 1931 И 1931/37 ГГ.</caption> <tbody> <tr> <td>Калибр, мм</td> <td>121,9</td> <td>121,9</td> </tr> <tr> <td>Длина ствола, клб</td> <td>46,3</td> <td>46,3</td> </tr> <tr> <td>Масса орудия в боевом положении, кг</td> <td>7100</td> <td>7117</td> </tr> <tr> <td>Масса орудия в походном положении, кг</td> <td>7800</td> <td>7907</td> </tr> <tr> <td>Масса откатных частей, кг</td> <td>2400</td> <td>2400</td> </tr> <tr> <td>Углы ВН, град.</td> <td>-4° +45°</td> <td>-2° +65°</td> </tr> <tr> <td>Угол ГН, град.</td> <td>±28°</td> <td>±29°</td> </tr> <tr> <td>Длина отката, макс., мм</td> <td>1400</td> <td>1400</td> </tr> <tr> <td>Скорострельность, выстр/мин</td> <td>3-4</td> <td>3-4</td> </tr> <tr> <td>Время перевода в боевое положение, мин</td> <td>10-12</td> <td>8-10</td> </tr> <tr> <td>Скорость возки по шоссе, км/ч</td> <td>17</td> <td>24</td> </tr> <tr> <td>Расчет, чел.</td> <td>9</td> <td>9</td> </tr> </tbody> </table> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ТАБЛИЦА БРОНЕПРОБИВАЕМОСТИ</caption> <tbody> <tr> <th rowspan="2">Боеприпас</th> <th rowspan="2">Нач. скор., м/с</th> <th rowspan="2">Угол</th> <th colspan="7">Дистанция, м</th> </tr> <tr> <th>500</th> <th>1,000</th> <th>1,500</th> <th>2,000</th> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>ГП=122</td> <td>ГП=115</td> <td>ГП=107</td> <td>ГП=97</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>ГП=152</td> <td>ГП=142</td> <td>ГП=133</td> <td>ГП=122</td> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471Б*</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>125</td> <td>120</td> <td>110</td> <td>100</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>155</td> <td>143</td> <td>132</td> <td>116</td> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471Б**</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>125</td> <td>120</td> <td>110</td> <td>100</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>155</td> <td>145</td> <td>135</td> <td>125</td> </tr> </tbody> </table> <p class="snoska">* Данные получены эмпирическим путем.<br /> ** Данные, полученные в результате стрельб<br />ГП - гарантированное пробитие, это означает, что 80% осколков снаряда оказались за пробитым бронелистом</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ПРОИЗВОДСТВО 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption> <tbody> <tr> <th>Год</th> <td>1935</td> <td>1936</td> <td>1937</td> <td>1938</td> <td>1939</td> <td>1940</td> <td>1941</td> <td>1942</td> <td>1943</td> <td>1944</td> <td>1945</td> <td>1946</td> <td>Всего</td> </tr> <tr> <th>Количество</th> <td>30</td> <td>91</td> <td>78</td> <td>150</td> <td>256</td> <td>469</td> <td>442</td> <td>385</td> <td>414</td> <td>160</td> <td>245</td> <td>206</td> <td>2926</td> </tr> </tbody> </table> <p class="snoska">В 1947 году пушки А-19 уже не производились. В таблицу включены только 122-мм пушки А-19 на колесных лафетах. 122-мм пушки для танков и самоходок сюда не вошли.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>БОЕПРИПАСЫ РАЗДЕЛЬНО-ГИЛЬЗОВОГО ЗАРЯЖАНИЯ ДЛЯ 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption> <tbody> <tr> <th>Индекс</th> <th>Масса, кг</th> <th>Масса ВВ, г</th> <th>Взрыватель</th> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>ОФ-471Н (пушечный)</td> <td>25</td> <td>3,8</td> <td>РГМ, Д-1, В-90</td> </tr> <tr> <td>ОФ-471 (пушечный)</td> <td>25</td> <td>3,6</td> <td>РГМ, Д-1</td> </tr> <tr> <td>ОФ-462 (гаубичный)</td> <td>21,7</td> <td>3,67</td> <td>РГМ, Д-1, РГ-6, ГВМЗ</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>БР-471 (остроголовый)</td> <td>25</td> <td>0,156</td> <td>МД-8</td> </tr> <tr> <td>БР-471Б (тупоголовый)</td> <td>25</td> <td>-</td> <td>МД-8, ДБР</td> </tr> <tr> <td colspan="11"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БРОНЕПРОЖИГАЮЩИЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БЕТОНОБОЙНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>Г-471</td> <td>25</td> <td>2,2</td> <td>КТД, КТД-2</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>КАРТЕЧЬ, ШРАПНЕЛЬ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="11"><strong>ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источники:</strong> Энциклопедия вооружений КиМ<br /> А.Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", 2000</p> <div class="inline"> <h3>Литература по теме:</h3> {article=497}</div> <h2 class="head2">122-мм корпусная пушка обр.1931 г. (А-19)</h2> <table class="article_pics" border="0"> <tbody> <tr> <td>{phocagallery view=category|categoryid=111|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=5|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</td> </tr> </tbody> </table> <p class="plain">Эффективное применение 120-мм береговых пушек на сухопутных фронтах Первой мировой войны вызвало желание у командования РККА иметь корпусную пушку с той же баллистикой, но на колесном лафете. В Журнале Артиллерийского комитета № 1 от 5.01. 1927 г. было постановление о 122-мм пушке, где сказано: <span class="cite">"Поручить КБ Артиллерийского комитета в 6-месячный срок разработать проект 122-мм корпусной пушки в двух вариантах": а) для конной тяги с раздельной возкой; б) для механической тяги с нераздельной возкой".</span></p> <p class="plain">Технические проекты 107-мм и 122-мм корпусных пушек, начатые разработкой в 1927 году под руководством <strong>Ф.Ф.Лендера</strong>, были предъявлены в Москву для рассмотрения в начале 1928 года. В последующем судьба этих проектов сложилась в пользу 122-мм корпусной пушки, как обладавшей более могущественными снарядами.</p> <p class="plain">В 1928 году был утвержден эскизный проект 122-мм пушки, разработанный КБ АК, а в начале 1929 года был утвержден технический проект. Дальнейшие работы по этой системе были переданы в Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (протокол от 29 июня 1929 года), причем в этих работах от КБ Арткома приняли самое активное участие его штатные сотрудники, военные инженеры <strong>М.Я.Крупчатников</strong> и <strong>В.Н.Дроздов</strong>, и сотрудники завода № 172.</p> <p class="plain">17 июня 1929 года Пермскому заводу был выдан заказ на разработку рабочих чертежей 122-мм нарезной пушки для изготовления одной пушки с двумя стволами, передком и ствольной повозкой.</p> <p class="plain">Первый опытный образец пушки, изготовленный в Перми, поступил на полигонные испытания на НИАП в октябре 1931 года. Система поступила с двумя стволами - скрепленным с дульным тормозом и лейнированным с дульным тормозом. Лейнированным ствол можно назвать лишь условно, так как кожух был надет в нагретом состоянии, и лейнер нельзя было вынуть. Опытный образец пушки был испытан стрельбой в объеме 1525 выстрелов и возкой на дистанцию 500 км со скоростью до 17 км/ч. Согласно отчету НИАПа от 6.05.1932 г. опытный образец был отправлен на доработку. Доработку вначале производило КБ ВОАО, а после его расформирования - ГКБ-38 (ГКБ-38 - Главное конструкторское бюро завода № 38). В 1933 году в ГКБ-38 были разработаны чертежи опытной серии пушек и присвоен индекс <strong>А-19</strong> (А - это индекс ГКБ-38).</p> <p class="plain">Первая опытная серия в количестве трех пушек была заказана заводу "Баррикады" в 1933 году и сдана в марте 1935 года. Кроме того, завод "Баррикады" в 1935 году изготовил установочную серию из 30 пушек, из которых в том же году заказчик принял 27.</p> <p class="plain">С 1 по 15 ноября 1935 года на Лужском полигоне были проведены войсковые испытания А-19. В заключении комиссии сказано, что 122-мм пушка обр. 1931 г. может быть принята на вооружение, но надо ее испытать в зимних условиях.</p> <p class="plain">122-мм пушка обр. 1931 г. (А-19) была принята на вооружение Постановлением СТО от 13 марта 1936 года.</p> <p class="plain">В июле 1936 года при раздельной возке А-19 выявлен конструктивный дефект накатника. С 25 августа по 3 сентября 1936 года проведен пробег батареи А-19 на дистанцию 635 км на мехтяге. В результате этого пробега было решено отказаться от ствольной повозки и перейти на нераздельную возку. Кроме того, было решено старый неподрессоренный передок заменить подрессоренным от <strong>152-мм гаубицы МЛ-15</strong>.</p> <p class="plain">До 1936 года стволы А-19 изготавливались только скрепленные, а с 1936 года - только со свободной трубой. До 1937 года затворы А-19 изготавливались по чертежам КБ-38, т.е. затворы брались без всяких изменений от <strong>152-мм гаубицы обр. 1909/30 г.</strong> В 1937 году КБ завода "Баррикады" внесло ряд изменений в конструкцию затвора.</p> <p class="plain">Ствол пушки состоял из трубы, кожуха и навинтного казенника. Серийные пушки дульного тормоза не имели. Стволы были двух типов - скрепленные и со свободной трубой. Затвор поршневой. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Противооткатные устройства были расположены в корытообразной люльке под стволом. Откат переменный. При откате противооткатные устройства неподвижны.</p> <p class="plain">Главным "украшением" системы явилось совмещение подъемного механизма с пружинным уравновешивающим механизмом. Этот механизм оказался ахиллесовой пятой лафета. Механизм часто заедало, время подъема или спуска орудия на полный угол возвышения занимало иногда 2-3 минуты.</p> <p class="plain">Поворотный механизм винтового типа. Станины раздвижные. Колеса металлические, с грузошиной и 10 спицами. Рессоры пластинчатые. Отсутствовало автоматическое выключение подрессоривания при разведении станин.</p> <h3 class="head3">122-мм пушка образца 1931/37 г.</h3> <p class="plain">122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. была получена наложением ствола <strong>122-мм пушки обр. 1931 г.</strong> на лафет <strong>152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г.</strong> Работы велись под руководством <strong>Петрова</strong>. Опытные образцы были изготовлены на заводе № 172.</p> <p class="plain">Полигонные испытания системы проведены на НИАПе в сентябре-октябре 1938 года. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными и постановлением от 29.04.1939 г. система была принята на вооружение под названием "122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г.".</p> <p class="plain">Интересно, что в служебных документах 122-мм пушка обр. 1931/37 г. по-прежнему именовалась А-19.</p> <p class="plain">Танковый вариант пушки под обозначением <a href="/d25.html">Д-25</a> устанавливалась в серийные САУ <a href="/jsu122-jsu152.html">ИСУ-122</a> и танки <a href="/js1-js2.html">ИС-2</a> и <a href="/js3.html">ИС-3</a>.</p> <p class="plain">Боеприпасы и баллистика 122-мм пушки обр. 1931 г. полностью идентичны таковым у пушки обр. 1931/37 г.</p> <p class="adv02">Мы все искренне надеемся, что купленная тобою <a href="http://www.diplommaster.ru/">дипломная работа</a> прослужит тебе верой и правдой долгие-долгие годы.</p> <hr title="страница 2 - Опытные варианты" class="system-pagebreak" /> <h2 class="head2">Опытные варианты 122-мм пушки А-19</h2> <table class="article_pics" border="0"> <tbody> <tr> <td>{phocagallery view=category|categoryid=111|imagerandom=0|detail=5|limitstart=5|limitcount=4|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}</td> </tr> </tbody> </table> <p class="plain">В соответствии с планами перевода всей артиллерии среднего калибра на картузное заряжание АУ дало задание заводу "Баррикады" изготовить ствол А-19 с картузным заряжанием. Завод изготовил такой ствол и присвоил ему индекс <strong>Бр-3</strong>.</p> <p class="plain">16 марта 1937 года ствол Бр-3 прибыл с "Баррикад" на НИАП для проведения полигонных испытаний. На НИАПе был сделан 221 выстрел из ствола Бр-3, наложенного на штатный лафет А-19. Затвор Бр-3 работал очень плохо. В заключении комиссии от 28 декабря 1937 года было сказано: <span class="cite">"Меткость Бр-3 та же, что и у А-19 с раздельно-гильзовым заряжанием. При картузном заряжании к обычному разгару (у гильзовых пушек) добавляется еще разгар каморы, так как стенки ее не защищены гильзой"</span>. В целом ствол Бр-3 испытания не выдержал.</p> <p class="plain">В 1933-1936 годах на НИАПе проводили стрельбы из 122-мм пушек обр. 1931 г. <strong>нарезными снарядами</strong>. Для этого был изготовлен ствол с крутизной нарезки 12 клб, глубиной нарезов 3,0 мм и объемом каморы 9,889 дм3. Стрельба велась нарезными снарядами с глубиной нарезки 3,0 мм.</p> <p class="plain">При стрельбе 10.06.1936 г. снаряды <strong>чертежа 6105</strong> при заряде 5,0 кг достигнута начальная скорость 550 м/с и дальность 14 300 м (при угле возвышения +35°). Однако наряду с преимуществом в весе нарезные снаряды имели и ряд недостатков, так как при увеличении длины снаряда сверх 5 клб резко падала кучность. Заряжание пушек нарезными снарядами производилось весьма "хитрым" способом (чтобы нарезы снаряда входили в нарезы канала), что приводило к существенному уменьшению скорострельности. В 1937 году опыты с нарезными снарядами были прекращены.</p> <h3 class="head3">122-мм пушка обр. 1931 г. на гусеничном ходу</h3> <p class="plain">В 1933 году АУ выдало задание заводу № 38 спроектировать гусеничный ход для 122-мм пушки обр. 1931 г. в связи с ее малой проходимостью на колесном ходу. Завод № 38 такой ход разработал, причем траки гусениц были приняты от <a href="/t26.html">танка Т-26</a>. Рабочие чертежи гусеничного хода были утверждены АУ в 1934 году.</p> <p class="plain">Опытный образец 122-мм пушки на гусеничном ходу был заказан заводу "Баррикады", который изготовил его в 1936 году. Основные конструктивные изменения заключались в замене колес гусеничным ходом, который состоял из траковой ленты (от Т-26) и двух ленивцев с балансирами. Чтобы не уменьшать угол горизонтального наведения при гусеничном ходе, боевая ось системы была удлинена (иначе гусеницы мешали разведению станин). Ширина хода была увеличена с 1915 мм до 2180 мм. Система могла передвигаться как на гусеницах, так и на колесах. Ствол оттягивался в походном положении на 825 мм, а ствол штатной пушки обр. 1931 г. - на 1485 мм.</p> <p class="plain">Скорость возки на гусеничном ходу составляла 20-25 км/ч, а на колесах (после снятия гусениц) - до 30 км/ч. Максимальная же скорость возки штатной пушки обр. 1931 г. была 17 км/ч.</p> <p class="plain">20 декабря 1936 года пушка на гусеничном ходу поступила на НИАП с завода "Баррикады". С 14 января по 10 апреля 1937 года на НИАПе были проведены испытания системы стрельбой в объеме 186 выстрелов и возкой на 357 км.</p> <p class="plain">Скорострельность с исправлением наводки была около 5 выстрелов в минуту. Меткость и кучность стрельбы на гусеничном ходу лучше, чем на колесах. Возка велась за <a href="/komintern.html">трактором "Коминтерн"</a> и автомобилем <strong>ЯГ-10</strong>. Скорость возки на пересеченной местности не превышала 15 км/ч, так как больше ни "Коминтерн", ни ЯГ-10 не тянули. В ходе возки обнаружилась недостаточная прочность гусениц - ломались траки, пальцы и шплинты, заедали оси колес и подшипники. Проходимость на колесах по асфальту и булыжнику удовлетворительная - скорость 30 км/ч по шоссе и 12-15 км/ч по булыжнику. Чтобы двигаться быстрее, у тягачей не хватало мощности.</p> <p class="plain">Согласно заключению комиссии: <span class="cite">"Система полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям".</span></p> <hr title="страница 3 - Производство пушек" class="system-pagebreak" /> <h2 class="head2">Производство 122-мм пушек обр. 1931 г. и обр. 1931/37 г.</h2> <p class="plain">122-мм корпусные пушки в 1933-1940 годах изготавливались на заводе "Баррикады". На 1941 год заказ на изготовление 588 12 2-мм пушек обр. 1931/37 г. был дан новому заводу № 352 (г. Новочеркасск). В 1941-1946 годах производство пушек обр. 1931/37 г. велось на заводе № 172.</p> <p class="plain">К 1 ноября 1936 года в РККА имелось 74 122-мм пушки обр. 1931 г., из которых 12 требовали капитального ремонта.</p> <p class="plain">122-мм пушки обр. 1931 г. и 1931/37 г. участвовали в Финской войне. К 1 марта 1940 года на фронте находилось 127 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. В ходе войны были потеряны 3 пушки.</p> <p class="plain">К 22 июня 1941 года в РККА состояло 1255 пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г. К 1 мая 1945 года в корпусной артиллерии имелось 289 122-мм пушек обр. 1931 г. и 1931/37 г., а кроме того еще 309 пушек находилось в РВГК.</p> <p class="plain">Кроме каморного остроголового бронебойно-трассирующего снаряда <strong>БР-471</strong>, который был разработан еще в начале 30-х годов, началу 1945 года был разработан и запущен в производство тупоголовый бронебойно-трассирующий снаряд с баллистическим наконечником <strong>БР-471Б</strong>.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ТТХ ПУШЕК ОБР. 1931 И 1931/37 ГГ.</caption> <tbody> <tr> <td>Калибр, мм</td> <td>121,9</td> <td>121,9</td> </tr> <tr> <td>Длина ствола, клб</td> <td>46,3</td> <td>46,3</td> </tr> <tr> <td>Масса орудия в боевом положении, кг</td> <td>7100</td> <td>7117</td> </tr> <tr> <td>Масса орудия в походном положении, кг</td> <td>7800</td> <td>7907</td> </tr> <tr> <td>Масса откатных частей, кг</td> <td>2400</td> <td>2400</td> </tr> <tr> <td>Углы ВН, град.</td> <td>-4° +45°</td> <td>-2° +65°</td> </tr> <tr> <td>Угол ГН, град.</td> <td>±28°</td> <td>±29°</td> </tr> <tr> <td>Длина отката, макс., мм</td> <td>1400</td> <td>1400</td> </tr> <tr> <td>Скорострельность, выстр/мин</td> <td>3-4</td> <td>3-4</td> </tr> <tr> <td>Время перевода в боевое положение, мин</td> <td>10-12</td> <td>8-10</td> </tr> <tr> <td>Скорость возки по шоссе, км/ч</td> <td>17</td> <td>24</td> </tr> <tr> <td>Расчет, чел.</td> <td>9</td> <td>9</td> </tr> </tbody> </table> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ТАБЛИЦА БРОНЕПРОБИВАЕМОСТИ</caption> <tbody> <tr> <th rowspan="2">Боеприпас</th> <th rowspan="2">Нач. скор., м/с</th> <th rowspan="2">Угол</th> <th colspan="7">Дистанция, м</th> </tr> <tr> <th>500</th> <th>1,000</th> <th>1,500</th> <th>2,000</th> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>ГП=122</td> <td>ГП=115</td> <td>ГП=107</td> <td>ГП=97</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>ГП=152</td> <td>ГП=142</td> <td>ГП=133</td> <td>ГП=122</td> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471Б*</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>125</td> <td>120</td> <td>110</td> <td>100</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>155</td> <td>143</td> <td>132</td> <td>116</td> </tr> <tr> <td rowspan="2">БР-471Б**</td> <td rowspan="2">780</td> <td>60°</td> <td>125</td> <td>120</td> <td>110</td> <td>100</td> </tr> <tr> <td>90°</td> <td>155</td> <td>145</td> <td>135</td> <td>125</td> </tr> </tbody> </table> <p class="snoska">* Данные получены эмпирическим путем.<br /> ** Данные, полученные в результате стрельб<br />ГП - гарантированное пробитие, это означает, что 80% осколков снаряда оказались за пробитым бронелистом</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>ПРОИЗВОДСТВО 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption> <tbody> <tr> <th>Год</th> <td>1935</td> <td>1936</td> <td>1937</td> <td>1938</td> <td>1939</td> <td>1940</td> <td>1941</td> <td>1942</td> <td>1943</td> <td>1944</td> <td>1945</td> <td>1946</td> <td>Всего</td> </tr> <tr> <th>Количество</th> <td>30</td> <td>91</td> <td>78</td> <td>150</td> <td>256</td> <td>469</td> <td>442</td> <td>385</td> <td>414</td> <td>160</td> <td>245</td> <td>206</td> <td>2926</td> </tr> </tbody> </table> <p class="snoska">В 1947 году пушки А-19 уже не производились. В таблицу включены только 122-мм пушки А-19 на колесных лафетах. 122-мм пушки для танков и самоходок сюда не вошли.</p> <table class="ttx" border="0" cellspacing="0"> <caption>БОЕПРИПАСЫ РАЗДЕЛЬНО-ГИЛЬЗОВОГО ЗАРЯЖАНИЯ ДЛЯ 122-ММ ПУШЕК ОБР.1931 И 1931/1937 Г.</caption> <tbody> <tr> <th>Индекс</th> <th>Масса, кг</th> <th>Масса ВВ, г</th> <th>Взрыватель</th> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>ОФ-471Н (пушечный)</td> <td>25</td> <td>3,8</td> <td>РГМ, Д-1, В-90</td> </tr> <tr> <td>ОФ-471 (пушечный)</td> <td>25</td> <td>3,6</td> <td>РГМ, Д-1</td> </tr> <tr> <td>ОФ-462 (гаубичный)</td> <td>21,7</td> <td>3,67</td> <td>РГМ, Д-1, РГ-6, ГВМЗ</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>БР-471 (остроголовый)</td> <td>25</td> <td>0,156</td> <td>МД-8</td> </tr> <tr> <td>БР-471Б (тупоголовый)</td> <td>25</td> <td>-</td> <td>МД-8, ДБР</td> </tr> <tr> <td colspan="11"><strong>БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БРОНЕПРОЖИГАЮЩИЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>БЕТОНОБОЙНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td>Г-471</td> <td>25</td> <td>2,2</td> <td>КТД, КТД-2</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>КАРТЕЧЬ, ШРАПНЕЛЬ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="4"><strong>ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> <tr> <td colspan="11"><strong>ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ</strong></td> </tr> <tr> <td colspan="4">нет</td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источники:</strong> Энциклопедия вооружений КиМ<br /> А.Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", 2000</p> <div class="inline"> <h3>Литература по теме:</h3> {article=497}</div>