008.jpg
The Russian Battlefield
003.jpg
Главная Документы Приказы, отчеты Докладная начальника ГАБТУ о состоянии танкостроения, 22.01.1941




Докладная начальника ГАБТУ о состоянии танкостроения, 22.01.1941

Печать
Впервые опубликовано 01.11.2009 23:50
Последняя редакция 02.11.2009 00:04
Материал читали 11180 человек

Докладная записка начальника ГАБТУ КА в НКО о состоянии танкостроения

28 января 1941 г.

Возвращаю Вам материал о состоянии танкостроения. Мною этот документ был лично доложен народному комиссару обороны 27.1.1941 г.
Документ правильно освещает состояние танкостроения и составлен, главным образом, на основе материалов имеющихся в ГАБТУ Красной Армии.
Народный комиссар приказал Вам доложить этот документ еще раз.
Приложение: письмо за №4сс на 8 листах.

Начальник ГАБТУ Красной Армии генерал-лейтенант танковых войск Федоренко

Приложение

ЦК ВКП(б) - Т. СТАЛИНУ И.В.
СНК СССР - Т. МОЛОТОВУ В.М.

О СОСТОЯНИИ ТАНКОСТРОЕНИЯ
По вашему указанию, в декабре 1940 г. для детального ознакомления с состоянием танкостроения, были направлены работники аппарата КО на следующие заводы, производящие танки и броню для них: Кировский, Ижорский и №174 (г. Ленинград), №183 и №75 (г. Харьков), Мариупольский, СТЗ и №264 (г. Сталинград) и №37 (г. Москва).

По данным, полученным указанными работниками, качественное состояние новых типов танков и выполнение программы характеризуется следующими данными:

Танк "KB" (Кировский завод НКТМ, г. Ленинград)

Танк "KB" по своим ходовым качествам, мощному бронированию и вооружению превосходит старые типы танков и является лучшей машиной из всех созданных за последние 2-3 года новых образцов тяжелых танков в нашем танкостроении.

Производство танков "KB" на Кировском заводе освоено. На 1.1.1941 г. заводом изготовлено и сдано военной приемке 243 танка при годовом плане 243 шт.

Отгружено в части 238 танков, из них: в г. Ковно - 51, г. Белосток - 52, г. Стрый - 41, г. Львов - 48, Киевский округ - 22, г. Саратов - 10, ВАММ, автобронетанковые школы и полигон - 11, на ЧТЗ и завод №92 - 3 и 5 танков осталось на Кировском заводе.

Представители АБТУ КА, участвовавшие в проведении заводских испытаний танков, установочной партии "У-7" и "У-21", по выявлению прочности отдельных агрегатов танка в пробеге на 3000 км считают, что танк "KB" является вполне боеспособной машиной.

Последнее подтверждается актами заводских испытаний и актами военной приемки по каждой машине.

В результате проведенной заводом работы по устранению выявленных конструктивных и технологических недочетов машин, танки "KB" последних выпусков по своим ходовым качествам значительно улучшены. По танкам первых выпусков завод гарантировал бесперебойную работу танков на 200 км; теперь по договору между заводом и ГАБТУ КА гарантия дается уже на 2000 км пробега. Однако по итогам испытаний, проводимых на заводе совместно с представителями Красной Армии, отмечается, что еще не каждый серийный танк "KB" выдерживает 2000 км бесперебойной работы из-за недостаточной прочности некоторых отдельных агрегатов.

До настоящего времени еще не удалось устранить следующие недочеты танков "KB":
1. Воздухоочиститель (фильтр) не обеспечивает хорошую очистку воздуха от пыли, вследствие чего происходит преждевременный износ двигателя.
2. Система охлаждения танка "KB" не обеспечивает нормальную работу двигателя вследствие высоких температур воды и масла.
3. Коробка перемены передач, несмотря на ее усиление, до настоящего времени имеет дефекты - преждевременный износ буртика шестерни 2-4 скоростей и разрушение роликовых подшипников после 1500 км пробега.
4. Траки гусеницы после 1500 км пробега требуют замены, так как сильно изнашиваются и утрачивают прочность (появляются трещины).
5. Дизель-мотор В-2 мощностью 600 л.с. для танка "KB", особенно с артсистемой 152 мм, слаб, не обеспечивает требуемые скорости (по шоссе 20-21 км вместо 35 км, по проселку 14 км, по целине 10-11 км), при поворотах на 2-й передаче глохнет и не имеет запаса мощности.
В настоящее время, согласно постановлению КО от 19 ноября 1940 г. завод №75 НКСМ (г. Харьков) работает над доведением мощности дизель-мотора для танков "KB" до 700 л.с. и увеличением его срока службы до 200 часов.
6. Имеющиеся отверстия на крыше танка для засасывания воздуха пока не предохранены от возможного попадания через них горящей жидкости во внутрь танка.
7. Погон башни и подпогонное кольцо обнажены, вследствие чего возможны заклинивания башни при попадании снаряда.
8. Запоры люков трансмиссионного отделения не усовершенствованы, их можно открывать снаружи.
9. Отсутствует вентиляция боевого отделения при неработающем двигателе.
10. Не отработаны: укладка боекомплекта, обзорность и управление - все это утяжеляет работу экипажа.

Перечисленные недочеты, согласно Постановлению КО №428сс от 19 ноября 1940 г. должны быть устранены с 1 марта 1941 года.
При этом необходимо отметить, что устранения недостатков танка "KB" на Кировском заводе проходят все же медленно вследствие перегруженности конструкторского бюро работами по проектированию новых образцов танков (танки с 90 мм и со 100 мм броней, танк Т-50) к 28.12.1940 г. Кировским заводом были изготовлены и прошли 140 км пробег танки с 90 мм и со 100 мм броней и в пробеге показали хорошие результаты.

Производственная база танкостроения на Кировском заводе значительно расширилась. На производстве танков занято 5 основных цехов и, кроме того, некоторые цеха завода работают на танки по кооперации.

В настоящее время Кировский завод в состоянии выпускать по 55-60 танков ежемесячно. Сборочный и сдаточный цеха, а также сборка узлов, уже могут обеспечить выпуск 60-70 комплектов в месяц, но механические цеха еще недостаточны по площадям и оборудованию.

Второй базой для производства танков "KB" является Челябинский тракторный завод, который готовится на производство 300 шт. танков в год, но подготовка производства на ЧТЗ идет слишком медленно.

Танк "Т-34" (завод №183 НКСМ г. Харьков)

На 1.1.1941 г. заводом сдано Красной Армии 115шт. танков "Т-34" при годовом плане 500 шт.

Задержка в производстве "Т-34" на заводе №183 вызвана неналаженностью технологического процесса и недостаточным оснащением производства приспособлениями, инструментом и оборудованием.

Войсковые испытания, проведенные в октябре - декабре 1940 г. по маршруту Харьков - Кубинка - Смоленск - Киев - Харьков - общим протяжением около 3000 км, в том числе 1000 км по шоссе и 2000 км по различным грунтам с преодолением естественных препятствий показали, что заводской гарантийный километраж до капитального ремонта в 2000 км не выдерживается. Отдельные агрегаты танка недостаточно прочны и выходят из строя после 800-1200 км пробега из-за следующих дефектов:
а) коробятся и срабатываются диски главного фрикциона;
б) быстро изнашиваются и ломаются литые траки гусеницы;
в) ломаются лопасти вентилятора;
г) коробка перемены передач недостаточно прочна и конструктивно не доработана, трудно переключаются передачи, быстро срабатываются зубья шестерен, имеются случаи заедания шестерен на шлицах валов.

Обзорность из танка неудовлетворительная, смотровые приборы расположены неудобно, с малым углом обзора (53° - из башни) и невозможно очищать их от грязи, не выходя из танка.

Вентиляция боевого отделения танка недостаточна: после 12 выстрелов содержание СО составляет 0,5 мг/л при допускаемом 0,1 мг/л, что может вредно отразиться на экипаже.

В башне танка тесно, боеукладка не отработана, что затрудняет работу экипажа и не обеспечивает необходимого темпа стрельбы. Комитет обороны своим постановлением от 19.11.1940 г. обязал завод №183 НКСМ устранить недостатки танков "Т-34" и довести межремонтный пробег танка до 7000 км, а ходовой части танка до 3000 км с 1 февраля 1941 года.

Производственная база на заводе №183 для "Т-34" расширяется. В настоящее время завод в состоянии изготовлять по 100-200 танков в месяц. Производственных площадей на заводе достаточно, но механические цеха еще не полностью укомплектованы оборудованием.

Второй базой по производству "Т-34" является СТЗ НКСМ. По плану 1940 г. завод должен был изготовить 100 шт. танков "Т-34", но на 28.12.1940 г. ни одного танка не сдал, а собрал только 11 машин. Подготовка и освоение производства танка "Т-34" на СТЗ идет очень медленно- Площадей для производства танков достаточно, но механические цеха не укомплектованы требующимся оборудованием.

Танк "Т-40" - амфибия (завод №37 НКСМ г. Москва)

Танк "Т-40" прошел всесторонние войсковые и полигонные испытания. Последние испытания проводились в октябре месяце 1941 г. по маршруту Москва - Смоленск - Минск - Житомир - Киев - Брянск - Москва - общим протяжением около 3000 км, с преодолением ряда рек (Днепр, Десна, Припять) и озера "Князь" шириной 7 км.

Результаты испытаний показали, что танк "Т-40" удовлетворяет тактико-техническим требованиям Красной Армии. Одновременно в процессе испытаний был выявлен ряд серьезных недостатков, так, например:

1. Повышенный износ поршней группы двигателя, возникающий вследствие неудовлетворительной работы воздухоочистителя и смазки поршневых колец.
2. Затруднительный запуск двигателя, особенно при пониженных температурах окружающего воздуха.
3. Заклинивание гусеницы между ведущей зубчаткой и балансиром.
4. Недостаточная прочность опорных катков по креплению подшипников и по ходовым качествам резины.
5. Повышенный износ траков и пальцев гусеницы.
6. Недостаточный запас плавучести (300 кг).
Согласно постановлению КО завод №37 обязывается обеспечить межремонтный пробег танка "Т-40" до капитального ремонта не менее 8000 км и гарантийный километраж на ходовую часть не менее 4000 км.
Основным производственным затруднением для завода №37 является неудовлетворительная поставка по кооперации основных агрегатов и особенно бронекорпусов и двигателей.

Танк "Т-50"

Комитет обороны Постановлением №427сс от 19 ноября 1940 г. утвердил тактико-технические требования по танку "Т-50" и обязал НКСМ и НКТМ к 15 января 1941 года изготовить по два опытных образца.

В декабре 1940 г. завод №174 НКСМ (г. Ленинград) изготовил два танка "Т-50", которые в настоящее время проходят заводские испытания.

На Кировском заводе НКТМ (г. Ленинград) два танка "Т-50", по данным завода, будут изготовлены только к 20-25 января 1941 г.

Состояние производства танковой брони и бронекорпусов к танкам
Производством танковой брони всех толщин в 1940 году были заняты следующие заводы НКСП: Ижорский, Мариупольский и Кулебакский; заводы НКЧМ: Выксунский и Таганрогский.

В связи с расширением производства танков в 1941 году для производства танковой брони привлекаются следующие заводы:
- "Красный Октябрь" НКЧМ (г. Сталинград) по прокату брони до 45 мм
- "Запорожсталь" НКЧМ по прокату брони до 75 мм
- Кировский завод НКТМ (г. Ленинград) по прокату брони до 75 мм

Производством бронекорпусов и башен к танкам и бронемашинам заняты: Ижорский и Мариупольский заводы НКСП, Подольский завод НКНП, №183 НКСМ (г. Харьков), Выксунский НКЧМ и привлекаются на 1941 год завод №264 НКСП (г. Сталинград), завод №78 НКБ (г. Челябинск).

Значительным тормозом по производству бронекорпусов "Т-34" является завод №264 НКСП. Строительство, обеспечение оборудованием и подготовка производства бронекорпусов на этом заводе идет исключительно медленными темпами. От подготовленности этого завода зависит выпуск танков на СТЗ НКСМ.

На заводах, производящих бронекорпуса и башни к танкам, недостает прессового и механического оборудования.

Производство моторов для танков

Дизель-моторы производятся только на одном заводе №75 НКСМ - г. Харьков и устанавливаются:
дизель "В-2К" 600 л.с. на танк "KB"
дизель "В-2" 500 л.с. на танк "Т-34"
дизель "В-2-В" 350 л.с. на трактор "Ворошиловец" и, кроме того,
дизель "В-3" 300 л.с. предназначается к установке на танк "Т-50"

Дизеля "В-2К", "В-2", "В-2-В" сложны в производстве и не обеспечивают еще достаточного срока службы до капитального ремонта. Гарантийный срок работы дизелей заводом дается в 100 часов. Комитет обороны Постановлением №428сс обязывает завод №75 НКСМ довести гарантийный срок работы дизель-моторов с 1 января 1941 г. до 150 часов, а с 1 июня 1941 г. до 200 часов.
В дизеле "В-2" до последнего времени не устранены следующие недостатки:
1. Пробивание газа в стыке между головкой и блоком цилиндров.
2. Разработка муфты привода топливного насоса.
3. Потеря компрессии вследствие преждевременного изнашивания поршневых колец и цилиндров.
4. Не отработана конструкция воздухоочистителя, вследствие чего срок работы дизеля значительно сокращается.

Производственная возможность завода №75 НКСМ составляет только 5500-6000 шт. дизель-моторов в год. Потребности же в указанных дизелях по производственным возможностям танковых заводов к 1.1.1942 г. будут составлять:
по "KB" (Кировский завод) - 800-1000 шт.;
по "KB" (Челябинский завод) - 500-600 шт.;
по "Т-34" (завод №183 г. Харьков) - 2300-2600 шт.;
по "Т-34" (Сталинградский завод) - 2400-2800 шт.;
по "Т-50" (завод №174 г. Ленинград) - 2000-2400 шт.;
по трактору "Ворошиловец" (завод №183) - 1000-1100 шт.
Итого: -9000-10500 шт.

Ввиду того, что срок службы дизель-мотора до капитального ремонта слишком мал, комитет обороны постановил изготавливать дизеля с расчетом - на каждые 2 вновь выпущенные танка - 1 запасной мотор, следовательно, потребность увеличивается на 4500-5250 шт. в год.

Кроме того, моторы М-17-Т, установленные на танках БТ-7, сняты с производства. Необходимо будет на часть БТ-7 устанавливать дизель-моторы В-2.

Таким образом, общая потребность в танковых дизелях на 1.1.1942 г. составит 16000-18000 шт. в год.

Для обеспечения танкостроения моторами и запчастями к ним требуется быстрейшее расширение существующих мощностей по производству дизель-моторов.

В настоящее время НКСМ готовит свои предложения по увеличению мощности заводами №75 НКСМ и созданию новой базы по производству дизель-моторов на Сталинградском тракторном заводе, согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) №976-368сс от 7.6.1940 года.

Комитетом обороны поставлены перед нашей бронетанковой промышленностью следующие задачи (Постановления КО №124сс от 28.5.139 г., №373сс от 29.8.1940 г., №390сс от 9.10.1940 г. и №428сс от 19.11.1940 г.):
1. Изыскание и внедрение в производство брони повышенной бронестойкости (без увеличения толщин) и создание литых конструкций из броневой стали.
2. Увеличение сроков службы основных агрегатов танка (двигатель, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, гусеницы и др.).
3. Разработка и освоение в производстве улучшенной трансмиссии и ходовой части танка (планетарные передачи, торсионная подвеска, металлические катки с внутренней резиновой амортизацией, резино-металлические гусеницы и пр.).
4. Усовершенствование систем управления танками (удобство работы экипажей, снижение усилий на рычагах и пр.).

 

Начальник БТУ ГАБТУ КА военинженер 1 ранга
Коробков

Источник: ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11569. Д. 300. Л. 16-24. Подлинник.

 
Оцените этот материал:
(2 голосов, среднее 5.00 из 5)

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.